«Законы волшебства одинаковы для всех»
план-конспект занятия по физике (8 класс) на тему
В ходе занятия обучающиеся превращаются в учёных, выполняющих важные эксперименты и расчеты по определению закономерности испарения жидкости.
На протяжении всего экспериментариума обучающиеся повторяют тепловое движение и способы изменения внутренней энергии, процесс горения, удельную теплоту сгорания топлива, закон сохранения и превращения энергии.
В начале занятия обучающимся будет предложено рассмотреть две задачи и попробовать ответить на поставленные вопросы.
…На месте славного побега
Весной растопленного снега
Потоки мутные текли
И рыли влажну грудь земли…
А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила»
О каком тепловом процессе идет речь?
При какой температуре тает снег? Как она называется?
Растаял лед, шумят потоки,
Луга зеленеют под лаской тепла.
Зима, размякнув на припеке,
В суровые горы подальше ушла.
И. В. Гете, «Фауст»
О каком тепловом процессе идет речь в этом отрывке?
Почему для таяния льда необходимо тепло?
Ответ на поставленный вопрос обучающиеся найдут на нашем занятии.
Вопросы, которые ставит учитель:
· Что такое плавление и конденсация?
· Какой металл расплавится в ладони?
· Почему лед не сразу тает в комнате, если его занести с мороза?
· Какие металлы плавятся при 30 0С?
· Какие металлы можно расплавить в алюминиевой посуде?
Таким образом, обучающиеся в течение всего занятия находят нужный материал для ответов на поставленные вопросы. Выполняют исследовательскую работу, которая состоит из трёх частей. Первая часть теоретическая, в которой происходит знакомство с такими понятиями, как кипение, испарение, конденсация, плавление. Во второй части выполняется практическая работа по определению закономерности испарения жидкости. В третьей – закрепление материала в виде дополнительных вопросов и задач. Все полученные результаты юные исследователи оформляют в индивидуальных рабочих листах, которые сдаются учителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_fizika_8_kl.docx | 352.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
в формате экспериментариума
Раздел 1. Общая информация об экспериментариуме
Название (тема) занятия | «Законы волшебства одинаковы для всех» |
Класс | 8 класс |
Предметные области | Физика, математика, биология |
Разработчик(и) занятия | Стелянидий Наталья Владимировна – учитель физики |
Цель занятия | Создание условий для развития у обучающихся компетенций учебно-исследовательской деятельности при изучении темы «Тепловые явления, а в частности таких вопросов как испарение, насыщенный и ненасыщенный пар, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара» |
Задачи занятия |
|
Краткое описание занятия (аннотация) | В ходе занятия обучающиеся превращаются в учёных, выполняющих важные эксперименты и расчеты по определению закономерности испарения жидкости. На протяжении всего экспериментариума обучающиеся повторяют тепловое движение и способы изменения внутренней энергии, процесс горения, удельную теплоту сгорания топлива, закон сохранения и превращения энергии. В начале занятия обучающимся будет предложено рассмотреть две задачи и попробовать ответить на поставленные вопросы. …На месте славного побега Весной растопленного снега Потоки мутные текли И рыли влажну грудь земли… А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила» О каком тепловом процессе идет речь? При какой температуре тает снег? Как она называется? Растаял лед, шумят потоки, Луга зеленеют под лаской тепла. Зима, размякнув на припеке, В суровые горы подальше ушла. И. В. Гете, «Фауст» О каком тепловом процессе идет речь в этом отрывке? Почему для таяния льда необходимо тепло? Ответ на поставленный вопрос обучающиеся найдут на нашем занятии. Вопросы, которые ставит учитель:
Таким образом, обучающиеся в течение всего занятия находят нужный материал для ответов на поставленные вопросы. Выполняют исследовательскую работу, которая состоит из трёх частей. Первая часть теоретическая, в которой происходит знакомство с такими понятиями, как кипение, испарение, конденсация, плавление. Во второй части выполняется практическая работа по определению закономерности испарения жидкости. В третьей – закрепление материала в виде дополнительных вопросов и задач. Все полученные результаты юные исследователи оформляют в индивидуальных рабочих листах, которые сдаются учителю |
Дидактические единицы (единицы содержания) |
|
Раздел 2. Информация о рабочей группе
Состав рабочей группы | Направления деятельности (задачи) | |
Учитель-разработчик (физика) Стелянидий Наталья Владимировна | Разработка экспериментариума, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме. Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое сопровождение экспериментариума |
Раздел 3. Блок общего образования
ЗАНЯТИЕ 1
Общая информация
Реализатор(ы) | Стелянидий Наталья Владимировна – учитель физики | ||||
Тема занятия в рамках экспериментариума | «Законы волшебства одинаковы для всех» | ||||
Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума | 2 | ||||
Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП | Темы занятий (по КТП) | Кол-во часов (по КТП) | |||
График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления | 1 | ||||
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и выделение её при конденсации пара. Кипение | 1 | ||||
Педагогические и образовательные технологии |
| ||||
Используемые площадки проведения | Школа (кабинет физики или лаборатория) | ||||
Тематические партнёры | - | ||||
Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты) | |||||
1. | Продукты, созданные обучающимися |
| |||
2. | Эффекты занятия |
| |||
Формы контроля результатов | Критерии оценки результатов | ||||
|
| ||||
|
| ||||
3) проверка творческих работ обучающихся, по следующим темам на выбор: «Испарение и кипения в нашей жизни», «Различные агрегатные состояния веществ на территории волшебного города «Артек» |
|
Модель занятия
Этапы занятия | Примерное время | Форма реализации | Место проведения |
| 4 минуты | Знакомство с классом. Проведение инструктажа по ТБ в кабинете физики: № 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики; № 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике. | Кабинет физики |
| 5 минут | Рассуждения обучающихся над названием смены «Артек – единство разных» и выявление взаимосвязи между сменой и темой экспериментариума «Законы волшебства одинаковы для всех». В начале занятия обучающимся будет предложено рассмотреть две задачи и попробовать ответить на поставленные вопросы. …На месте славного побега Весной растопленного снега Потоки мутные текли И рыли влажну грудь земли… А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила» О каком тепловом процессе идет речь? При какой температуре тает снег? Как она называется? Растаял лед, шумят потоки, Луга зеленеют под лаской тепла. Зима, размякнув на припеке, В суровые горы подальше ушла. И. В. Гете, «Фауст» О каком тепловом процессе идет речь в этом отрывке? Почему для таяния льда необходимо тепло? Ответ на поставленный вопрос обучающиеся найдут на нашем занятии. Вопросы, которые ставит учитель:
| Кабинет физики |
| 5 минут | Отталкиваясь от поставленных вопросов, обучающиеся с помощью учителя формулируют цели и задачи занятия:
Планирование действий для достижения цели и выполнения задач:
Фронтально ученики с учителем составляют список тех понятий, которыми они будут пользоваться на протяжении всего занятия | Кабинет физики |
| 48 минут | После повторения основных понятий и изучения нового материала учитель раздает индивидуальные рабочие листы, в которых продолжается экспериментальная работа. Выполняется первая часть работы – теоретическая. Даются основные понятия и записываются основные расчетные формулы. Вторая часть работы посвящена изучению закономерности испарения жидкости в зависимости от различных условий. Данный вид работы выполняется в парах. Третья часть работы проходит индивидуально. Закрепление в виде решения задач, занимательных вопросов и заданий. Заполнение итогов своей работы в оценочном листе. Формулировка вывода о проделанной работе | Кабинет физики |
| 17 минут | В качестве закрепления организуется решение задач. Если остаётся время, то обучающимся предлагается выполнить индивидуальную работу в виде дополнительного задания: творческая работа на одну из тем: «Испарение и кипения в нашей жизни», «Различные агрегатные состояния веществ на территории волшебного города «Артек» | Кабинет физики |
| 4 минут | Фронтально. Подведение итогов – обобщение результатов проведенного эксперимента и работы на занятии | Кабинет физики |
| 5 минут | Индивидуально. Заполнение онлайн-опроса или листа рефлексии в индивидуальном рабочем листе | Кабинет физики |
| 2 минут | Самооценка индивидуальной работы: выставление отметок по пятибалльной шкале в своём индивидуальном листе | Кабинет физики |
Информация о сопровождении и обеспечении
блока общего образования в рамках экспериментариума
№ | Перечень необходимого | Назначение | Количество |
1. Транспортное обеспечение | |||
- | |||
2. Материальное сопровождение | |||
Калориметр | Выполнение практической части | 12 шт. | |
Мензурки | Выполнение практической части | 12 шт. | |
Бумажные полотенца | Выполнение практической части | 3 уп. | |
Датчики температуры | Выполнение практической части | 12 шт. | |
Ноутбуки | Выполнение практической части | 12 шт. | |
Таблицы по физике | Усвоение нового материала | 2 шт. | |
Мультимедийный экран | Демонстрация презентации | 1 шт. | |
Бумага А4 белая офисная | Раздаточный материал | 1 уп. | |
Бумага А4 цветная офисная | Раздаточный материал | 1 уп. | |
Цветные карандаши / фломастеры | Выполнение творческого задания | 6 шт. | |
Ватман | Выполнение творческого задания | 10 шт. | |
Ручки шариковые (синие) | Для заполнения рабочих листов | 30 шт. | |
3. Информационно-техническое сопровождение | |||
- | |||
4. Прочее обеспечение | |||
- |
Приложения к технологической карте
Приложение 1
Рабочие (оценочные) листы, раздаточные материалы
Задача 1. Воде массой 0,5 кг сообщили 20,95 кДж теплоты. Какой стала температура воды, если первоначальная температура воды была 20 0С? Задача 2. Заряд пороха в патроне пулемета имеет массу 3,2 г. Теплота сгорания пороха 3,8 МДж/кг. Сколько выделяется тепла при каждом выстреле? Задача 3. Какое количество теплоты требуется для плавления 400 г алюминия, взятого при температуре 20 0С? Задача 4. Какое количество теплоты потребуется для плавления 100 г олова, взятого при температуре 32 0С? Итоги занятия
«Юные исследователи» Цель работы: изучить закономерности испарения жидкости Приборы и материалы: калориметр с крышкой со встроенной кольцевой мешалкой и пробкой с отверстием для пропускания датчика температуры внутрь калориметра при закрытой крышке; датчик температуры с USB-кабелем; пластиковый стаканчик с водой комнатной температуры; бумажные салфетки; ноутбук. Ход работы
|
Участник(ца) экспериментариума по физике Фамилия, имя, регион ________________________________________________ Класс, лагерь, отряд____________________________________________________ Поток: I или II, смена: 1 или 2
График Вывод______________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ВНИМАНИЕ!!! В конце занятия пройдите опрос по ссылке https://clck.ru/ER7Wr, размещённой также в описании фотоальбома текущей смены в нашей vk-группе ФизArt, или перейдите по QR-коду |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Законы писаны для всех
Интелектуальная игра по правовому воспитанию...
Внеклассное мероприятие "Законы писаны для всех"
Цель: обобщить базисные знания школьников о государстве, праве, правах и обязанностях человека; учить учащихся цивил...
законы для всех
дополнительный материал для уроков английского языка по теме " Можно ли нарушать закон?" с глоссарием , текстами на тему , разнообразными упражнениями на проверку понимания прочитанного и заданиями на...
ЧАС ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ «Закон одинаков для всех!»
Цель:- упорядочить знания ребят о правонарушениях.Задачи:-познакомить с видами нарушений и наказаниями за них;-развивать представления о последствиях противоправных деяний;-воспитывать чувство ответст...
«Законы писаны для всех»
Клубный час по правовому воспитанию....
электронный учебник "Правила дорожного движения - один закон для всех!"
Учебник «Правила дорожного движения – один закон для всех!» разработан для изучения правил дорожного движения среди 5 классов, объём изучаемой темы рассчитан на 3 часа....
Внеклассное мероприятие "Закон одинаков для всех"
Внеклассное мероприятие "Закон одинаков для всех"...