«Законы волшебства одинаковы для всех»
план-конспект занятия по физике (8 класс) на тему

Стелянидий Наталья Владимировна

В ходе занятия обучающиеся превращаются в учёных, выполняющих важные эксперименты и расчеты по определению закономерности испарения жидкости.

На протяжении всего экспериментариума обучающиеся повторяют тепловое движение и способы изменения внутренней энергии, процесс горения, удельную теплоту сгорания топлива, закон сохранения и превращения энергии.

В начале занятия обучающимся будет предложено рассмотреть две задачи и попробовать ответить на поставленные вопросы.

…На месте славного побега

Весной растопленного снега

Потоки мутные текли

И рыли влажну грудь земли…

                             А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила»

О каком тепловом процессе идет речь?

При какой температуре тает снег? Как она называется?

Растаял лед, шумят потоки,

Луга зеленеют под лаской тепла.

Зима, размякнув на припеке,

В суровые горы подальше ушла.

                                   И. В. Гете, «Фауст»

О каком тепловом процессе идет речь в этом отрывке?

Почему для таяния льда необходимо тепло?

Ответ на поставленный вопрос обучающиеся найдут на нашем занятии.

Вопросы, которые ставит учитель:

·         Что такое плавление и конденсация?

·         Какой металл расплавится в ладони?

·         Почему лед не сразу тает в комнате, если его занести с мороза?

·         Какие металлы плавятся при 30 0С?

·         Какие металлы можно расплавить в алюминиевой посуде?

Таким образом, обучающиеся в течение всего занятия находят нужный материал для ответов на поставленные вопросы. Выполняют исследовательскую работу, которая состоит из трёх частей. Первая часть теоретическая, в которой происходит знакомство с такими понятиями, как кипение, испарение, конденсация, плавление. Во второй части выполняется практическая работа по определению закономерности испарения жидкости. В третьей – закрепление материала в виде дополнительных вопросов и задач. Все полученные результаты юные исследователи оформляют в индивидуальных рабочих листах, которые сдаются учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_fizika_8_kl.docx352.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия
в формате экспериментариума

Раздел 1. Общая информация об экспериментариуме

Название (тема) занятия

«Законы волшебства одинаковы для всех»

Класс

8 класс

Предметные области

Физика, математика, биология

Разработчик(и) занятия

Стелянидий Наталья Владимировна – учитель физики

Цель занятия

Создание условий для развития у обучающихся компетенций учебно-исследовательской деятельности при изучении темы «Тепловые явления, а в частности таких вопросов как испарение, насыщенный и ненасыщенный пар, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара»

Задачи занятия

  1. Помочь обучающимся вспомнить:
  • физические термины: количество теплоты, энергия топлива, закон сохранения и превращения энергии;
  • расчетные формулы для определения количества теплоты при нагревании или охлаждении тела и для сгорания топлива.
  1. Помочь обучающимся изучить следующие физические термины и процессы: испарение, кипение, конденсация, плавление, процесс поглощения энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации.
  2. Предоставить обучающимся возможность экспериментальным путем изучить закономерность испарения жидкости.
  3. Способствовать формированию у обучающихся умений формулировать цель работы, прогнозировать результат, планировать свои действия для достижения цели.
  4. Развивать навыки рефлексии в отношении собственной деятельности, способности к самооценке личностных результатов.
  5. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

Краткое описание занятия (аннотация)

В ходе занятия обучающиеся превращаются в учёных, выполняющих важные эксперименты и расчеты по определению закономерности испарения жидкости.

На протяжении всего экспериментариума обучающиеся повторяют тепловое движение и способы изменения внутренней энергии, процесс горения, удельную теплоту сгорания топлива, закон сохранения и превращения энергии.

В начале занятия обучающимся будет предложено рассмотреть две задачи и попробовать ответить на поставленные вопросы.

…На месте славного побега

Весной растопленного снега

Потоки мутные текли

И рыли влажну грудь земли…

                             А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила»

О каком тепловом процессе идет речь?

При какой температуре тает снег? Как она называется?

Растаял лед, шумят потоки,

Луга зеленеют под лаской тепла.

Зима, размякнув на припеке,

В суровые горы подальше ушла.

                                   И. В. Гете, «Фауст»

О каком тепловом процессе идет речь в этом отрывке?

Почему для таяния льда необходимо тепло?

Ответ на поставленный вопрос обучающиеся найдут на нашем занятии.

Вопросы, которые ставит учитель:

  • Что такое плавление и конденсация?
  • Какой металл расплавится в ладони?
  • Почему лед не сразу тает в комнате, если его занести с мороза?
  • Какие металлы плавятся при 30 0С?
  • Какие металлы можно расплавить в алюминиевой посуде?

Таким образом, обучающиеся в течение всего занятия находят нужный материал для ответов на поставленные вопросы. Выполняют исследовательскую работу, которая состоит из трёх частей. Первая часть теоретическая, в которой происходит знакомство с такими понятиями, как кипение, испарение, конденсация, плавление. Во второй части выполняется практическая работа по определению закономерности испарения жидкости. В третьей – закрепление материала в виде дополнительных вопросов и задач. Все полученные результаты юные исследователи оформляют в индивидуальных рабочих листах, которые сдаются учителю

Дидактические единицы (единицы содержания)

  • Физика: количество теплоты, закон сохранения энергии, испарение, кипение, конденсация, плавление.
  • Биология: процессы испарения и конденсации в окружающем мире.
  • Математика: выводы расчетных формул


Раздел 2. Информация о рабочей группе

Состав рабочей группы

Направления деятельности (задачи)

Учитель-разработчик (физика)

Стелянидий Наталья Владимировна

Разработка экспериментариума, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме.

Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое сопровождение экспериментариума


Раздел 3. Блок общего образования

ЗАНЯТИЕ 1

Общая информация

Реализатор(ы)

Стелянидий Наталья Владимировна – учитель физики

Тема занятия в рамках экспериментариума

«Законы волшебства одинаковы для всех»

Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума

2

Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП

Темы занятий (по КТП)

Кол-во часов (по КТП)

График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления

1

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и выделение её при конденсации пара. Кипение

1

Педагогические и образовательные технологии

  • Экспериментариум.
  • Творческая лаборатория.
  • Разноуровневое обучение

Используемые площадки проведения

Школа (кабинет физики или лаборатория)

Тематические партнёры

-

Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты)
и формы контроля результатов

1.

Продукты, созданные обучающимися

  • Заполненные обучающимися оценочные листы учебно-исследовательской деятельности.
  • Творческая работа по следующим темам на выбор: «Испарение и кипение в нашей жизни», «Различные агрегатные состояния веществ на территории волшебного города «Артек».

2.

Эффекты занятия

  • Предметные: знание и понимание смысла понятий и процессов: кипение, испарение, конденсация, плавление, поглощение энергии при испарении жидкости и выделения ее при конденсации;
  • Метапредметные: овладение навыками самостоятельной работы, умением ставить цель, искать пути её достижения, выбирать нужную информацию и анализировать её; формирование интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
  • Личностные: повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, к нахождению взаимосвязи изученного материала с жизнью и дальнейшему применению полученных знаний

Формы контроля результатов

Критерии оценки результатов

  1. устные ответы обучающихся на уроке по теме: «Количество теплоты»
  • правильность устных ответов;
  • умение аргументировать ответ или мнение;
  • грамотность устной речи
  1. проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся
  • правильно выполненная теоретическая часть;
  • правильно выполненный эксперимент;
  • грамотно сделанный вывод по исследовательской работе;
  • решение задач и правильное оформление

3) проверка творческих работ обучающихся, по следующим темам на выбор: «Испарение и кипения в нашей жизни», «Различные агрегатные состояния веществ на территории волшебного города «Артек»

  • соответствие творческой работы тематике и поставленным требованиям;
  • грамотность устной и письменной речи



Модель занятия

Этапы занятия

Примерное время

Форма реализации

Место проведения

  1. Оргмомент

4 минуты

Знакомство с классом. Проведение инструктажа по ТБ в кабинете физики:

№ 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики;

№ 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике.

Кабинет физики

  1. Мотивация обучающихся и актуализация имеющихся у них знаний

5 минут

Рассуждения обучающихся над названием смены «Артек – единство разных» и выявление взаимосвязи между сменой и темой экспериментариума «Законы волшебства одинаковы для всех».

В начале занятия обучающимся будет предложено рассмотреть две задачи и попробовать ответить на поставленные вопросы.

…На месте славного побега

Весной растопленного снега

Потоки мутные текли

И рыли влажну грудь земли…

                             А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила»

О каком тепловом процессе идет речь?

При какой температуре тает снег? Как она называется?

Растаял лед, шумят потоки,

Луга зеленеют под лаской тепла.

Зима, размякнув на припеке,

В суровые горы подальше ушла.

                                   И. В. Гете, «Фауст»

О каком тепловом процессе идет речь в этом отрывке?

Почему для таяния льда необходимо тепло?

Ответ на поставленный вопрос обучающиеся найдут на нашем занятии.

Вопросы, которые ставит учитель:

  • Что такое плавление и конденсация?
  • Какой металл расплавится в ладони?
  • Почему лед не сразу тает в комнате, если его занести с мороза?
  • Какие металл плавятся при 30 0С?
  • Какие металлы можно расплавить в алюминиевой посуде?

Кабинет физики

  1. Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели

5 минут

Отталкиваясь от поставленных вопросов, обучающиеся с помощью учителя формулируют цели и задачи занятия:

  • изучить понятия «плавление», «конденсация», «испарение», «кристаллизация»;
  •  экспериментально изучить закономерность испарения жидкости;

Планирование действий для достижения цели и выполнения задач:

  • найти необходимый теоретический материал в разных источниках (учебник, Интернет, библиотека);
  • провести экспериментальную часть;
  • научиться решать задачи по определению количества теплоты.

Фронтально ученики с учителем составляют список тех понятий, которыми они будут пользоваться на протяжении всего занятия

Кабинет физики

  1. Изучение нового материала

48 минут

После повторения основных понятий и изучения нового материала учитель раздает индивидуальные рабочие листы, в которых продолжается экспериментальная работа. Выполняется первая часть работы – теоретическая. Даются основные понятия и записываются основные расчетные формулы.

Вторая часть работы посвящена изучению закономерности испарения жидкости в зависимости от различных условий. Данный вид работы выполняется в парах.

Третья часть работы проходит индивидуально. Закрепление в виде решения задач, занимательных вопросов и заданий. Заполнение итогов своей работы в оценочном листе. Формулировка вывода о проделанной работе

Кабинет физики

  1. Закрепление

17 минут

В качестве закрепления организуется решение задач.  

Если остаётся время, то обучающимся предлагается выполнить индивидуальную работу в виде дополнительного задания: творческая работа на одну из тем: «Испарение и кипения в нашей жизни», «Различные агрегатные состояния веществ на территории волшебного города «Артек»

Кабинет физики

  1. Подведение итогов

4 минут

Фронтально. Подведение итогов – обобщение результатов проведенного эксперимента и работы на занятии

Кабинет физики

  1. Рефлексия

5 минут

Индивидуально. Заполнение онлайн-опроса или листа рефлексии в индивидуальном рабочем листе

Кабинет физики

  1. Оценивание

2 минут

Самооценка индивидуальной работы: выставление отметок по пятибалльной шкале в своём индивидуальном листе

Кабинет физики



Информация о сопровождении и обеспечении
блока общего образования в рамках экспериментариума

Перечень необходимого
с указанием требований

Назначение

Количество

1. Транспортное обеспечение

-

2. Материальное сопровождение

Калориметр

Выполнение практической части

12 шт.

Мензурки

Выполнение практической части

12 шт.

Бумажные полотенца

Выполнение практической части

3 уп.

Датчики температуры

Выполнение практической части

12 шт.

Ноутбуки

Выполнение практической части

12 шт.

Таблицы по физике

Усвоение нового материала

2 шт.

Мультимедийный экран

Демонстрация презентации

1 шт.

Бумага А4 белая офисная

Раздаточный материал

1 уп.

Бумага А4 цветная офисная

Раздаточный материал

1 уп.

Цветные карандаши / фломастеры

Выполнение творческого задания

6 шт.

Ватман

Выполнение творческого задания

10 шт.

Ручки шариковые (синие)

Для заполнения рабочих листов

30 шт.

3. Информационно-техническое сопровождение

-

4. Прочее обеспечение

-


Приложения к технологической карте

Приложение 1

Рабочие (оценочные) листы, раздаточные материалы



3. Задачи

Задача 1.

Воде массой 0,5 кг сообщили 20,95 кДж теплоты. Какой стала температура воды, если первоначальная температура воды была 20 0С?

Задача 2.

Заряд пороха в патроне пулемета имеет массу 3,2 г. Теплота сгорания пороха 3,8 МДж/кг. Сколько выделяется тепла при каждом выстреле?

Задача 3.

Какое количество теплоты требуется для плавления 400 г алюминия, взятого при температуре 20 0С?

Задача 4.

Какое количество теплоты потребуется для плавления 100 г олова, взятого при температуре 32 0С?

Итоги занятия

1. Я узнал(а)/вспомнил(а)…

2. Были трудности при…

3. У меня получалось…

4. Мне понравилось…

5. Самооценка (от 1 до 5)

logo

«Юные исследователи»

Цель работы: изучить закономерности испарения жидкости

Приборы и материалы: калориметр с крышкой со встроенной кольцевой мешалкой и пробкой с отверстием для пропускания датчика температуры внутрь калориметра при закрытой крышке; датчик температуры с  USB-кабелем; пластиковый стаканчик с водой комнатной температуры; бумажные салфетки; ноутбук.

Ход работы

  1. Теоретическая часть
  1. Количество теплоты – энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче.
  2. Удельная теплоемкость вещества – физическая величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы его температура изменилась на 1 0С.
  3. Удельная теплота сгорания – физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг.
  4. Закон сохранения и превращения энергии – во всех явлениях, происходящих в природе, энергия не возникает и не исчезает. Она только превращается из одного вида в другой, при этом ее значение сохраняется.
  5. Испарение – это парообразование происходящее с поверхности жидкости.
  6. Конденсация – это явление превращения пара в жидкость.
  7. Кипение – интенсивное парообразование, происходящее с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре.
  8. Удельная теплота парообразования – это физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы жидкость массой 1 кг обратилась в пар при температуре кипения.
  9. Удельная теплота плавления - это физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в жидкое состояние.

https://pp.userapi.com/c830400/v830400377/14ce96/DNxtllQ62fE.jpg

                                     http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fvk.com%2Fclub168681890&4&0

Участник(ца) экспериментариума по физике

Фамилия, имя, регион ________________________________________________

Класс, лагерь, отряд____________________________________________________

Поток: I или II, смена: 1 или 2

                                                                             

https://i.ytimg.com/vi/pEbJkCwxJsM/maxresdefault.jpg

                                 

       

                                                                                   

  1. Практическая часть

Темпера-турная точка

Показания датчика t, 0C

Объект и условия

       График

Вывод______________________________________________________                    

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

ВНИМАНИЕ!!!http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdocs.google.com%2Fforms%2Fd%2Fe%2F1FAIpQLSdkGqCTbBhLtVr6FWiucofS0VDe8pKg1f0EJO50p_FTKLJQew%2FformResponse&4&0

В конце занятия пройдите опрос по ссылке https://clck.ru/ER7Wr, размещённой также в описании фотоальбома текущей смены в нашей vk-группе ФизArt, или перейдите по QR-коду



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законы писаны для всех

Интелектуальная игра по правовому воспитанию...

Внеклассное мероприятие "Законы писаны для всех"

Цель: обобщить   базисные знания  школьников о государстве, праве,  правах и обязанностях человека;           учить учащихся цивил...

законы для всех

дополнительный материал для уроков английского языка по теме " Можно ли нарушать закон?" с глоссарием , текстами на тему , разнообразными упражнениями на проверку понимания прочитанного и заданиями на...

ЧАС ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ «Закон одинаков для всех!»

Цель:- упорядочить знания ребят о правонарушениях.Задачи:-познакомить с видами нарушений и наказаниями за них;-развивать представления о последствиях противоправных деяний;-воспитывать чувство ответст...

«Законы писаны для всех»

Клубный час по правовому воспитанию....

электронный учебник "Правила дорожного движения - один закон для всех!"

Учебник «Правила дорожного движения – один закон для всех!» разработан для изучения правил дорожного движения среди 5 классов, объём изучаемой темы рассчитан на 3 часа....

Внеклассное мероприятие "Закон одинаков для всех"

Внеклассное мероприятие "Закон одинаков для всех"...