Презентация, урок
учебно-методический материал по физике (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
26.12.2017 11 класс физика 2/26
Скорость света. Дисперсия света.
Цели: Познакомить учащихся с явлением дисперсии света, показать, что это результат различного показателя преломления у света разного цвета; показать значение явления в повседневной жизни и в различных профессиях.
Развить у учащихся умение сравнивать, делать выводы.
Оборудование: трехгранная призма; плоскопараллельные пластинки различных цветов;
презентация по теме «Дисперсия света»;
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Объявление темы урока.
На доске: С.Есенин Ф.Тютчев
Синее небо, цветная дуга, Гроза прошла- еще курясь лежал
Тихо степные бегут берега, Высокий дуб, перунами сраженный
Тянется дым у малиновых сел, И сизый дым с ветвей его бежал
Свадьба ворон облегла частокол. По зелени грозою освеженной
А уж давно, звучнее и полней,
Пернатых песнь по роще раздалася
И радуга концом дуги своей
В зеленые вершины уперлася.
Беседа с учащимися об оптическом явлении, которое им хорошо известно с детства - радуга. Учащиеся отвечают, когда это явление наблюдается, пытаются ответить на вопрос почему?
3.Актуализация опорных знаний:
Вопрос: Что называют световым лучом? (Ответ: Воображаемая линия вдоль которой распространяется световая энергия)
Вопрос: Можно ли наблюдать световой луч? ( Ответ: Нет – это воображаемая линия.)
Вопрос: Какое явление называется преломлением света? ( Ответ: Изменение направления распространения света при переходе из одной среды в другую; воздух-стекло, воздух-вода.)
Вопрос: Сформулируйте закон преломления света. (Ответ: Луч падающий луч преломленный и перпендикуляр восстановленный в точке падения лежат в одной плоскости. Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред.)
Вопрос: Каков физический смысл относительного показателя преломления? ( Ответ: Показывает во сколько раз изменяется скорость света при переходе из одной среды в другую.)
4.Объяснение нового материала:
-демонстрация опыта Ньютона из презентации:
-учащиеся отвечают на вопросы учителя после демонстрации опыта:
Вопрос: Что происходит со светом при прохождении через трехгранную призму?
( Ответ: Свет преломляется и продолжает распространяться до экрана.)
Вопрос: Какой свет был до призмы? Что стало с пучком света после прохождения стеклянной призмы?
( Ответ: До призмы – тонкий пучок белого света, после - 7 различных по цвету пучков.)
-прошу сделать вывод на основе анализа демонстрации опыта Ньютона: белый свет – сложный свет к о ж з г с ф (запоминаем, используя считалочку: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»)
- в тетради записываем чередование цветов в спектре.
--учащиеся делают вывод: разный цвет- разный показатель преломления;
-выясняем зависимость скорости распространения лучей разной цветности
от показателя преломления: (записываем в тетрадь) n =c/v
nк <………..< nФ
vк> . ………...>vф
Скорость света любого цвета в вакууме одинаковая.
Цвет света определяет частота света, эта характеристика света не изменяется при переходе света из одной среды в другую, изменяется только длина волны.
λ= v•T = v/ν (Записываем в тетрадь)
Дисперсия - это зависимость показателя преломления света от частоты.
5.Дисперсия в повседневной жизни:
-объясняю многообразие красок в окружающем нас мире, радугу, цвет заката, блеск драгоценных камней и кристаллов, демонстрирую из презентации слайды по данным вопросам;
-выясняем почему в светофоре используют красный, желтый и зеленые цвета, т.е. учащиеся узнают влияние цвета на человека;
-объясняю необходимость знания дисперсии света в будущей профессии (дополнительный материал по профессии);
6.Закрепление:
1.Лабораторный опыт Каждый учащийся получает трехгранную стеклянную призму, и наблюдают через нее за белой полоской, прикрепленной на доске. Физминутка учащиеся свободно перемещаются по классу во время опыта)
Учащиеся анализируют увиденное, и делают вывод (цветность полоски зависит от положения преломляющего угла и от показателя преломления).
2. Из презентации разбираем вопросы по теме, в которых использован материал из литературных произведений.
7. Итог урока:
8. Домашнее задание: §66,вопросы.
Дополнительный материал к уроку «Дисперсия»
1.Максимум чувствительности человеческого глаза лежит в желто-зеленой части спектра.
2.Среднее время реакции человека на световой раздражитель 0,2с. На оценку расстояния до предметов влияет цвет, в который окрашен предмет.
Расстояние до автомобиля окрашенного в красный цвет, синий цвет водителю кажется больше, а до окрашенного в оранжевый , желтый цвет кажется меньше.
3.При приеме 75г. алкоголя снижается острота цветоощущения ( особенно красного).
4.Для контрольных сигнальных устройств предлагается использовать красный, оранжевый, зеленый, голубой цвета.
Красный - аварийная ситуация.
Зеленый – для контроля включения устройств, работающих при движении автомобиля.
Оранжевый – для контроля включения устройств, при действии которых движение недоступно, или для сигнализации об аварийном состоянии систем и агрегатов, а также для других сигнализаторов, расположенных на периферии поля зрения водителя.
Голубой - для контроля включения дальнего света фар.
5.Цветографические свойства транспортных средств должны отвечать следующим требованиям:
-сигнальность, т.е. эффективное зрительное выделение транспортного средства из потока;
-опознаваемость, т.е. обозначение при помощи цвета, маркировки, графики назначения транспортного средства;
-психофизическая комфортность, т.е. отсутствие нарушения психофизиологических характеристик наблюдателя при длительном воздействии цвета на его зрение;
-обеспечение необходимого контраста между цветом транспортных средств цветом окружающей среды( летом зеленый с зеленой средой сливается, зимой белый ,осенью серый, коричневый) ;
- автомобили окрашенные в яркие цвета реже попадают в ДТП, замечено что движение автомобилей с темной окраской кажется более медленным
чем в действительности, именно этим объясняется более частые столкновения между автомобилями темной окраски.
7.Врожденные отклонения в цветоразличии – дальтонизм - неразличим красный и зеленый цвета, бело-серый дальтонизм.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опыт Ньютона: Ньютон направил на призму световой пучок малого поперечного сечения. Падая на стеклянную призму, он преломлялся и давал на стене удлиненное изображение с радужным чередованием цветов.
Закрыв отверстие красным стеклом, Ньютон наблюдал только красное пятно. Следовательно, это не призма окрашивала белый свет, это белый свет имеет сложную структуру. Призма же разлагает его на составные части. ДИ С П ЕР С И Я -это зависимость показателя преломления света от частоты (или от длины волны). Вернутся в содержание
Объяснение опыта Ньютона: Мы знаем, что скорость света в среде меньше скорости света в вакууме. Это свойство обычно находит отражение в так называемом коэффициенте или показателе преломления среды, который определяется соотношением: n = c/v где с — скорость распространения света в вакууме, а v — в среде.
Дисперсия в нашей жизни и природе
Наблюдение радуги
Объяснение появления радуги : Радуга возникает в результате дисперсии света в каплях воды. Попадая внутрь капли, солнечный луч преломляется, внутри капли происходит его дисперсия, затем разложенный на спектр луч отражается от задней полусферы капли, на обратном пути происходит его дальнейшая дисперсия, и, наконец, луч выходит обратно через переднюю поверхность капли, будучи разложенным на радужный спектр солнечного света.
Именно поэтому мы и наблюдаем радугу лишь тогда, когда Солнце находится с одной стороны от нас, а дождь идет с другой стороны. Из-за дисперсии каждый цвет в отраженных лучах собирается под своим строго определенным углом, и это объясняет, почему радуга образует в небе дугу
Цвета в дождевой радуге разделены не очень четко, поскольку капли имеют разный диаметр, и на одних каплях дисперсия проявляется сильнее, на других — слабее. Воспринимаемая же нашим зрением радуга образуется совокупностью отраженных лучей от всех дождевых капель, пролетающих в момент наблюдения через зону отражения.
Объяснение многообразия красок в природе: Трава –зеленая; листья- желтые; цветы- синие, красные, т.к. из всех падающих на них солнечных лучей они отражают лишь зеленые, желтые, красные, синие.
Остальные цвета составляющие белый солнечный свет поглощаются поверхностью. И это все благодаря тому, что белый свет имеет сложную структуру.
Почему в светофоре используются красный, желтый и зеленый цвет? Свет определенных длин волн по разному влияет на гипофиз человека . Синий и зеленый успокаивают. Желто-оранжевый действует возбуждающе. Вернутся в содержание
Закрепление изученного: Из чукотской сказки "Морская радуга" "В море у самого берега, там, где малая волна начинается, увидел радугу. Посмотрел и домой пошел. Остановился у дома и снова увидел радугу. Любопытно ему стало, пошел туда. Ступил на то место, где радуга начинается, и увидел женщину, которая огонь в воде разжигает. Очень красивая женщина, все пальцы в перстнях". Вопрос: Можно ли увидеть радугу, находясь у одного ее конца? (Ответ)
Из сказки Г.-Х. Андерсена "Снежная королева" "... В одной руке у него — маленькая чашечка с мыльной водой, в другой — глиняная трубочка. Он пускает пузыри, доска (качелей) качается, пузыри разлетаются по воздуху, переливаясь на солнце всеми цветами радуги". Вопрос: Почему на поверхностях мыльных пузырей видны радужные полосы? (Ответ)
«Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла- Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла» (Тютчев) Вопрос: Какое явление описано в этих поэтических строках? (Ответ)
«Лампу зажгли в потемках… Вдруг потеряли цвет Желтые хризантемы…» (Бусон) Вопрос: Объясните наблюдаемое явление. (Ответ)
Верные ответы: Из чукотской сказки "Морская радуга": Нет: чтобы видеть радугу, ее ось, солнце и глаз наблюдателя должны находиться на одной прямой. Назад
Из сказки Г.-Х. Андерсена "Снежная королева". Радужные полосы возникают в результате интерференции световых волн, отраженных от наружной и внутренней поверхностей мыльного пузыря. Назад
Тютчев в своих стихах описывает радугу, явление объясняемое дисперсией. Назад
Желтые хризантемы потеряли свой цвет, т.к. отражающийся от них желтый цвет становится не видным в желтом свете идущем от лампы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока и презентация урока "Chocolate Is Good For Your Heart" (для 9-10 классов ОУ).
Хочу предложить, в качестве еще одного примера использования материалов статейсайта Шона Бенвила BreakingNewsEnglish.com, мою презентацию к статье-уроку "Chocolate Is Good For Your Heart"....
Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока
Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....
"Землетрясения". Урок ОБЖ в 7 классе. Презентация урока.
"Землетрясения"., тема урока в 7 классе. В данной презентации (разработке к уроку) автор расскрыл такие вопросы: 1. Происхождение землетрясений. 2. Основные параметры землетрясений. 3. Последствия ...
Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..
Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...
Урок английского языка и презентация урока по теме: "Свободное время".
Разработка включает в себя план-конспект урока и яркую презентацию к уроку по данной тематике....
Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.
Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4. Даёт технологию...
Презентации интегрированных к уроков курса географии и химии в 8 -9 классах и презентация урока курса Экономическая и социальная геограия мира
Размещенные материалы являются примерами интегрированных уроков по географии и химии. На современном эпате этот тип уроков позволяет решить ряд актуальных проблем современного обученияИнтегрированный ...