Материал для конференции "Физические парадоксы для старших классов"
материал по физике (9, 10, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Парадокс кинетической энергии Игрушечный. автомобиль с полностью заведенной пружиной может разогнаться до скорости v. Пренебрегая потерями энергии на трение, можно считать, что потенциальная энергия заведенной пружины W целиком превратилась в кинетическую энергию игрушки. Рассмотрим этот же процесс в другой инерциальной системе отсчета, которая движется со скоростью v относительно Земли навстречу игрушечному автомобилю. В этой системе отсчета окончательная скорость игрушки равна 2v, т. е. вдвое больше, а ее кинетическая энергия в четыре раза больше, т. е. равна 4 W. Так как в этой системе отсчета автомобиль с самого начала имел кинетическую энергию W, то в результате раскручивания пружины его кинетическая энергия воз росла на 3W, а не на W, как в исходной системе отсчета. Между тем потенциальная энергия заведенной пружины в обоих случаях равна W! Как объяснить этот парадокс? Парадокс возникает потому, что в приведенных рассуждениях не учитывалась кинетическая энергия Земли и ее изменение при взаимодействии колес игрушки с дорогой
. Рассмотрим заряженный плоский воздушный конденсатор. Разность потенциалов между его обкладками Обратим внимание на то, что φ. Пропорционально расстоянию d между пластинами конденсатора. Это значит, что, раздвигая пластины заряженного конденсатора, мы можем увеличивать разность потенциалов между ними. Зарядив, например, конденсатор до разности потенциалов 10В и увеличив затем зазор d в 103, 104, ... раз, мы получим φ равным, соответственно, 10 В, 105 В И т. д. Какой простой и хороший способ создания ускорителя' заряженных частиц! Парадокс плоского конденсатора. Приведенная формула для емкости плоского конденсатора справедлива только при малых значениях. d, то есть когда d существенно меньше линейных размеров пластин. При больших зазорах между обкладками поле перестает быть однородным и разность потенциалов φ перестает линейно зависеть от d.
Парадокс плоского конденсатора . . Пусть мы имеем два одинаковых конденсатора (даже не обязательно плоских) емкостью С каждый. Один из них заряжен зарядом qo, а другой не заряжен. Электрическая энергия, запасенная в конденсаторах, равна W 1 Соединим теперь конденсаторы параллельно друг другу. Тогда общий заряд конденсаторов останется прежним и равным qo, а суммарная ем кость будет равна 2С., Теперь электрическая энергия системы равна W 2= Куда же девалась половина прежнего запаса энергии? При быстрых изменениях тока в цепи в окружающем пространстве возникает переменное электромагнитное поле, и половина первоначальной энергии уносится электромагнитной волной.
Парадокс плоского конденсатора. . Плоский воздушный конденсатор емкостью С заполнили диэлектрической жидкостью с проницаемость ε и зарядили до напряжения U . При этом конденсатор приобрел электрическую энергию W1 = εCU2|2. Затем конденсатор отсоединили от источника, жидкость слили и после этого разрядили. Легко сообразить, что при разрядке выделится энергия W2=ε2CU |2=εW1 (заряд конденсатора q =εCU при сливании жидкости не изменился, а емкость стала равной С). Получается, что при разрядке конденсатора выделится больше энергии, чем он получил при зарядке. Например, при ε=2 W2=2W1 . Возникла явно парадоксальная ситуация Жидкий диэлектрик вытекает из конденсатора под действием силы тяжести, поэтому энергия конденсатора возрастет на величину 'работы силы тяжести.
Парадокс постоянного магнита. 1) Представим себе длинный прямой проводник, по которому течет ток l (рис.1). Пусть этот проводник электростатически нейтрален, и пусть вдоль него движется заряженная частица Если частица двигалась по инерции, то ее траектория, конечно, искривится в сторону проводника или от него, что можно наблюдать в опытах. Как будто бы все просто и понятно. А теперь представим себе, что мы не сидим и смотрим на все это, а движемся в маленьком вагоне вдоль проводника с током, причем со скоростью υ, как у нашей заряженной частицы. Как говорят в таких случаях, перейдем в другую систему координат. Частица теперь для нас неподвижна, она больше не ток. Значит, магнитные силы на нее не действуют? А куда же они делись Электрическое и магнитное поля не существуют отдельно, а для разных наблюдателей одно и то же поле может проявляться как магнитное или как электрическое или как их смесь в самых разных пропорциях.
Парадокс Вавилова. Пересечение двух световых пучков в некоторых случаях область АС будет светлой, а в некоторых- темной. Разрешается парадокс учитывая то, что при малых углах уже нельзя пользоваться понятием идеального параллельного пучка конечного сечения. В интерференционных опытах данного типа всегда дело будет сводиться к пространственному перераспределению потока энергии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВАСИЛИЙ СУВОРОВ "Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"
Дорогие коллеги, здравствуйте! Начиная концертмейстерскую практику во времена перестройки, когда невозможно было купить сборники нотных изданий, я ходил в библиотеки музыкальных школ, просматрива...
"Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"
Василий Суворов. Нотный сборник для концертмейстеров народного танца в музыкальных школах.(4-5 кл.)Данный сборник является адаптированным пособием для концертмейстеров народного танца –аккордеонистов ...
Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учитель слуховой работы М.В.Утишева, 2013г. )
p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодарск...
Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учитель слуховой работы Н.В.Ехлакова, 2013г. )
p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодар...
Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учитель слуховой работы Н.В.Ехлакова, 2013г. )
p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодар...
Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учителя слуховой работы М.В.Утишева и Н.В.Ехлакова )
p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодар...
Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учителя слуховой работы М.В.Утишева и Н.В.Ехлакова )
p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодар...