Рабочая программа по физике 10, 11 классы Мякишев Г.Я. ФК ГОС 2018
рабочая программа по физике (10, 11 класс) по теме

Беляев Алексей Александрович

Рабочие программы по физике для 10, 11 классов составлены в соответствии с ФК ГОС 2004 г. Базовый уровень.

Учебники Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский "Классический курс.Физика.10 класс. 11 класс. Рекомендован Министерством образования и науки РФ М.: "Просвещение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДУБКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПЕРЕСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждена

приказом директора

МОУ Дубковской СОШ

№______ от ___________

Директор школы

____________/__________/

Рабочая программа

учебного курса физики в 10 классе

Учитель: Беляев  Алексей Александрович

учитель физики

I квалификационной         категории

.

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа по физике составлена на основе:

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ  
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»  
  • Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004, - №№ 12, 13, 14),
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
    по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 13.12 2013 № 1342
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказ Минобрнауки РФ от 21 апреля 2016 года N 459

«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089»
  • Письмо Минобрнауки РФ департамента государственной политики в сфере общего образования от 7 августа 2015 г. № 08-1228 «О направлении рекомендаций»
  •  Авторской программы среднего общего образования по физике, 10–11-й классы. Базовый уровень. ("Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. Авторы программы В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова." Изд. "Просвещение" 2009 г.)
  • Методического письма «О преподавании «Физики» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2018-2019 учебном году.

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на общеобразовательном уровне, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе,  лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Структура документа

Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять  не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела « Физика как наука. Методы научного познания природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Изучение физики в образовательных учреждениях среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов (2 часа в неделю) для изучения физики в 10 классе. Основание: приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 г. «Об утверждении федерального учебного базисного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов, принципов и постулатов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять результаты наблюдений и экспериментов, описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, применять полученные знания для решения физических задач, приводить примеры практического использования знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(68 ч)

1. Основные особенности физического метода исследования (2 ч)

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент — гипотеза — модель — (выводы-следствия с учетом границ модели) — критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физической картине мира.

2. Механика (32 ч)

Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.

 Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

Статика. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование движения тела под действием постоянной силы
  2. Измерение ускорения свободного падения
  3. Изучение движения тел  по окружности под действием сил тяжести и упругости
  4. Исследование упругого и неупругого столкновений тел

5.  Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии. Теорема об изменение кинетической энергии

6. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости

3. Молекулярная физика. Термодинамика (27 ч)

Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-Ваальса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение влажности воздуха
  2. Измерение поверхностного натяжения жидкости
  3. Измерение удельной теплоты плавления льда

4. Электродинамика (7 ч)

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.


Поурочное планирование

№ урока

дата

Основные понятия

Демонстрации, лабораторные опыты

Д/З

Основные особенности физического метода познания/2часа/. 

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

1/1

Физика и познание мира. Научный метод.

Научные методы познания .

Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории

П.1, конспект

2/2

Физические законы. Физические теории. Основные элементы физической картины мира.

П.1,2

Знать: смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь: отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Механика/32 часа/

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

3/1

Кинематика. Прямолинейное равномерное движение. Основные понятия и величины.

Траектория, скорость, путь. Перемещение, ускорение.

Система отсчёта.

Д: прямолинейного, поступательного, вращательного и сложного видов движения

П.2-9

4/2

Уравнение прямолинейного равномерного движения. Мгновенная скорость

П.10-11

5/3

Относительность движения. Сложение скоростей.

Д: прямолинейное равнопеременное движение

П.12

6/4

Ускорение. Единицы ускорения.

Д: равноускоренное движение

П.13-14

7/5

Скорость при движении с постоянным ускорением, уравнение движения.

П.15-16

8/6

Свободное падение. Баллистическое движение в атмосфере.

Чтение и построение графиков.

Равномерное прямолинейное движение. Равнопеременное движение.

Д: свободное падение тел

П.17,18

9/7

Решение графических задач на свободное падение тел.

Карточки

П. 15-17

10/8

Равномерное движение по окружности. Вращательное движение тел.

Д. Равномерное движение по окружности

П.19-21

11/9

Решение задач на характеристики вращательного движения

Сборник задач

Подготовка к к/р

12/10

Контрольная работа №1 

«Кинематика материальной точки»

карточки

13/11

Анализ контрольной работы. Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона.

Д: явлений инерции

П.22-24

14/12

Сила. Второй закон Ньютона

Д: сравнение масс взаимодействующих тел.

П.25-27

15/13

Третий закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта и принцип относительности в механике.

Сила тяжести, сила упругости, вес тела. Невесомость. Системы отсчёта.

П.28-30

16/14

Лабораторная работа №1 «Исследование движения тела под действием постоянной силы»

 Л/р №1 «Исследование движения тела под действием постоянной силы»

Отчёт по работе

17/15

Силы в природе. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения.

Д. движение тел под действием центральных сил

П.31-33

18/16

Сила тяжести. Вес тела. Первая космическая скорость.

П. 34-35

19/17

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

Л/р№ 2. «Измерение ускорения свободного падения»

Отчет по работе

20/18

Деформация и силы упругости. Закон Гука. Лабораторная работа №3«Изучение движения тел  по окружности под действием сил тяжести и упругости»

Л/р№ 3 «Изучение движения тел  по окружности под действием сил тяжести и упругости»

П. 36,37

21/19

Применение законов Ньютона.

Лабораторная работа № 4 «Исследование упругого и неупругого столкновений тел»

Л/р№ 4: «Исследование упругого и неупругого столкновений тел»

П. 36-40. Отчет по работе

22/20

Решение задач

Сборник задач

Подготовка к к/р

23/21

Контрольная работа №2 «Законы динамики»

24/22

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

Импульс, энергия. Кинетическая и потенциальная

Д: измерение импульса тела при ударе о поверхность.

П.41-42

25/23

Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.

энергия

П.43-44

26/24

Работа силы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия

Д. переход потенциальной энергии в кинетическую энергию

П. 45-47

27/25

Работа сил тяжести и упругости. Потенциальная энергия. Решение задач

Работа, работа сил.

Закон сохранения энергии и импульса.

Д. переход потенциальной энергии в кинетическую энергию

П.49-51.

28/26

Закон сохранения и изменения энергии.

П 52-53

29/27

Лабораторная работа №5 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии. Теорема об изменение кинетической энергии»

Л/р№5 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии. Теорема об изменение кинетической энергии.

Отчет по работе

30/28

Лабораторная работа №6 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости»

Л/р№6 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости»

Отчет по работе

31/29

Решение задач

Сборник задач

Подготовка к к/р

32/30

Контрольная работа №3 «Законы сохранения»

Карточки

33/31

Равновесие сил. Первое условие равновесия сил. Второе условие равновесия твёрдого тела

Момент силы, плечо, равновесие тел.

Д: равновесие твёрдого тела

П. 54-55

34/32

Тест «Механика»

Тест по вариантам

Знать: смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия. Смысл физических законов: классической механики (всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса). Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь: отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

 приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Молекулярная физика /27 часов/

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел.Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

35/1

Атом. Молекулы. Основное положение молекулярно-кинетической теории.

Атом. Молярная масса. Молекулярная масса. Идеальный газ. Давление газа. Объём газа. Температура.

Изопроцессы.

Д: модели броуновского движения, диффузия в газах, жидкостях, твёрдых телах.

П. 57-59

36/2

Молярная масса. Количество вещества.

Силы взаимодействия молекул. Строение тел.

Учебная литература, таблицы.

П.60-62

37/3

Идеальный газ в МКТ.

П. 63,64

38/4

Основное уравнение молекулярно-кинетической энергии молекул.

Д: давление газа.

П. 65

39/5

Самостоятельная работа «Основные положения МКТ»

карточки

Повтор.

П. 59-65

40/6

Температура и тепловое равновесие.

П. 66, 67

41/7

Абсолютная температура – мера средней кинетической энергии молекул.

Учебная литература

П. 68-69

42/8

Уравнение Клайперона- Менделеева

Д: изучение газовых законов

П.70

43/9

Газовые законы.

Д: изопроцессы.

П. 71

44/10

Решение задач

сборники

Подготовка к к/р

45/11

Контрольная работа №4 «Молекулярная физика»

Карточки

46/12

Насыщенный пар. Влажность воздуха. Зависимость давления насыщенного пара от температуры.

Испарение, конденсация, точка росы.

Поверхностное натяжение. Смачивание капилляров

Кристаллическая решётка

Д: устройство психрометра  и гигрометра.

п. 72-74

47/13

Лабораторная работа №7  «Измерение влажности воздуха»

Оборудование

Л/р №7  «Измерение влажности воздуха»

Отчёт по работе

48/14

Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность. Решение задач.

Д: поверхностное натяжение, набор капилляров.

П. 64-65

49/15

Лабораторная работа № 8 « Измерение поверхностного натяжения жидкости»

Л/р  № 8

« Измерение поверхностного натяжения жидкости»

Отчет по работе

50/16

Кристаллизация и плавление твёрдых тел. Кристаллическая решётка. Аморфные тела.

Модели кристаллических решёток, аморфные тела.

П. 75-76

51/17

Решение задач  «Плавление и кристаллизация тел»

Сборник задач

Задачи в тетради

52/18

Механические свойства твёрдых тел. Удельная теплота плавления.

Наглядные пособия

Повторить П. 75-76

53/19

Лабораторная работа № 9 «Измерение удельной теплоты плавления льда»

Оборудование

Л/р№ 9 «Измерение удельной теплоты плавления льда»

Отчет по работе

54/20

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике

Внутренняя энергия.

Термодинамический метод

Адиабатный процесс

Тепловая машина

П.77, 78

55/21

Количество теплоты

Д.Изменение внутренней энергии газа при теплопередаче и при совершении работы

П.79

56/22

Первый закон термодинамики

лекция

П.80

57/23

Применение первого закона термодинамики для изопроцессов.

Д. набор по термодинамики.

П 81

58/24

Второй закон термодинамики. Необратимость процессов в природе.

Доп. литература

П. 82-83

59/25

Тепловые двигатели.

Модели тепловых двигателей

П.84

60/26

Решение задач «Законы термодинамики»

сборники

Подготовка к тесту

61/27

Тест «Термодинамика. Основы МКТ»

карточки

        Знать/понимать: смысл физических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты

 смысл физических законов: термодинамики;

 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь: описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел;

 отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

 приводить примеры практического использования физических знаний термодинамики в энергетике;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Электродинамика /7 часов/ Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.

62/1

Электрический заряд. Элементарные частицы. Электризация тел.закон сохранения заряда

Электрический заряд.электризация тел.электрическое поле.

Напряжённость электрического поля.

Д: электризация, взаимодействие эл. Зарядов. Электрометр.

П. 85-88

63/2

Закон Кулона. Единица электрического заряда.

Д: равновесия и движения заряженных тел под воздействием кулоновских сил

П. 89-90

64/3

Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей.

Д: силовые линии магнитного поля

П.91, 92

65/4

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Потенциальная энергия заряженного тела.

Д: проводники и диэлектрики  в электростатическом поле.

П. 95, 96

66/5

Электроёмкость. Конденсаторы.

Д.Электрическое поле воздушного конденсатора

П. 101

67/6

Энергия электростатического поля. Объёмная плотность. Повторение. Решение задач

Д: принцип электростатической защиты

П. 103

68/7

Тест: «Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов»

сборники

сообщения

Знать/понимать: смысл физических величин: элементарный электрический заряд; смысл физических законов: сохранения электрического заряда.

 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь: отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;

 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

 приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики в энергетике; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ;
  • смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля;
  • смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте;
  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
  • применять полученные знания для решения физических задач;
  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
  • измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда;
  • приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды;
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г.

2.        Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004 г.

3.Авторская программа среднего общего образования по физике, 10–11-й классы. Базовый уровень. ("Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. Авторы программы В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова." Изд. "Просвещение" 2009 г.)

4.        Мякишев Г.Я. и др. Физика. 10 кл. – М. Просвещение, 2014.

5.А.П. Рымкевич . Сборник задач по физике 10-11: 7-е изд. – М.:Дрофа, 2005.

6.CD: Л.Я. Боревский. Полный курс физики XXI века. – М. Медиахаус, 2005.

7.CD: Тесты для тематического контроля. - ХГПУ им. Г.С. Сковороды. Лаборатория дистанционного образования и тестирования.

8.CD: Л.Э. Генденштейн. Электронный учебник-энциклопедия «Физика-10». – М. Илекса, 2005.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДУБКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПЕРЕСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждена

приказом директора

МОУ Дубковской СОШ

№______ от ___________

Директор школы

____________/__________/

Рабочая программа

учебного курса физики в 11 классе

Учитель: Беляев  Алексей Александрович

учитель физики

I квалификационной         категории

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа по физике составлена на основе:

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ  
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»  
  • Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004, - №№ 12, 13, 14),
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
    по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 13.12 2013 № 1342
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказ Минобрнауки РФ от 21 апреля 2016 года N 459

«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089»
  • Письмо Минобрнауки РФ департамента государственной политики в сфере общего образования от 7 августа 2015 г. № 08-1228 «О направлении рекомендаций»
  • Авторской программы среднего общего образования по физике, 10–11-й классы. Базовый уровень. ("Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. Авторы программы В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова." Изд. "Просвещение" 2009 г.)
  • Методического письма «О преподавании «Физики» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2018-2019 учебном году.

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на общеобразовательном уровне, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе,  лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Структура документа

Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять  не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика как наука. Методы научного познания природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Изучение физики в образовательных учреждениях среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов  (2 часа в неделю) для изучения физики в 11 классе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов, принципов и постулатов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять результаты наблюдений и экспериментов, описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, применять полученные знания для решения физических задач, приводить примеры практического использования знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(68 ч)

1. Электродинамика (продолжение)

(37 ч)

Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Законы распространения света. Оптические приборы.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
  2. Измерение электрического сопротивления с помощью омметра
  3. Наблюдение действия магнитного поля на ток
  4. Изучение явления электромагнитной индукции
  5. Определение спектральных границ чувствительности глаза
  6. Измерение показателя преломления стекла
  7. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза

2. Квантовая физика и элементы астрофизики

(27 ч)

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.

Строение Солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце — ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Фронтальная лабораторная работа

8. Наблюдение линейчатых спектров.

3. Обобщающее повторение

(4 ч)

Фронтальные лабораторные работы

9. Изучение электрического двигателя постоянного тока.

         10.Исследование треков заряженных частиц 


Поурочное планирование

Электродинамика /37  часов/  Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Законы распространения света. Оптические приборы.

1/1

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока.

Заряд, сила тока, источник тока, сопротивление, удельное сопротивление. Последовательное и параллельное соединение. Смешанное соединение проводников. ЭДС.

Д: механическая аналогия электрической цепи

П. 104-105

2/2

Закон Ома для участка цепи. Электрические цепи.

Лабораторная работа №1: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Оборудование инструкции

2.1.22

Отчёт по работе

3/3

Лабораторная работа №2 «Измерение электрического сопротивления с помощью омметра»

оборудование

2.1.22

Сообщения

4/4

Работа и мощность электрического тока.

Д: тепловое и механическое действие тока

П. 108

5/5

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Решение задач

Внутреннее сопротивление источника тока. Работа и мощность эл. тока.

Д электрическая цепь

П. 109

6/6

Решение задач. Повторение и обобщение.

сборники

В тетради

7/7

Контрольная работа №1

«Постоянный электрический ток»

КИМ

1.15

Повторение

8/8

Анализ контрольной работы

Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.

Температурный коэффициент

Сверхпроводимость. Электролиз.

Вакуумные диоды. Триод. Полупроводник. Примесная и  собственная проводимость.

Полупроводниковые приборы

ЦОР

П.113,114

9/9

Электрическая проводимость веществ. Электрическая проводимость металлов.

Примесная и  собственная проводимость.

Полупроводниковый диод.

Транзистор.

Д: вещества разной электропроводности.

П.113-114

10/10

Электрический ток в полупроводниках

Д: полупроводники презентация

П.115

11/11

Примесный полупроводник. Электрический ток через контакт р-п типов.

таблица

П.116-117

12/12

Полупроводниковый диод. Транзисторы.

Д: диоды, триоды, транзистор.

П.118-119

13/13

Самостоятельная работа « Электрический ток в полупроводниках»

карточки

П. 112-118

14/14

Электрический ток в вакууме. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Эл. ток в газах

Таблица. Презентация

Д: химическое действие тока

П. 120-124

15/15

Несамостоятельные и самостоятельные разряды. Плазма. Решение задач

Таблицы презентации

1.19

П. 125

16/16

Контрольная работа №2

 «Электрический ток в различных средах»

КИМ

Повтор.

17/17

Магнитное поле. Сила ампера. Магнитная индукция

Лабораторная работа №3 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Правило буравчика. Правило левой руки. Сила Ампера.

Линии магнитной индукции.

 Сила Лоренца.

Двигатель постоянного тока

Самоиндукция.

Индуктивность.

Закон ЭМИ.

Д: магнитное взаимодействие проводников с током, действие магнитного поля на проводник с током.

П. 1-5 упр 1(1,2)

18/18

Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.

Д: набор по электричеству.

П. 6 упр 1(3,4)

19/19

Решение задач по теме «Сила Ампера. Сила Лоренца»

сборники

Р. №848, 850

20/20

Электроизмерительные приборы. Электрический двигатель постоянного тока.

Д: вращение рамки с током в м. /поле, демонс. вольтметр и амперметр

П. 11, 12

21/21

Электрическое и магнитное взаимодействие электрических зарядов. Индукционный ток.

Д: опыты Фарадея

. 13, 14 повтор.

22/22

Электромагнитное поле. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.

Набор по электричеству

П. 15-18

Р. 842,852

23/23

Лабораторная работа № 4 «Измерение магнитной индукции»

Магнитная запись.

Формула Томсона.

Генератор переменного тока.

Набор по электричеству

Отчёт по работе

24/24

Устройство и принцип действия электродинамического микрофона  и громкоговорителя. Магнитная запись информации.

Д:Набор по электродинамики

Р. № 918, 920

25/25

Колебательный контур. Свободные магнитные колебания

Д: свободные гармонические колебания

П. 27-29

26/26

Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток.

Д: возникновение переменного тока при вращении рамки в магнитном поле

П. 31-32 упр 4 (4,5,6)

27/27

Производство, передача и использование электрической энергии

Презентации

ЦОР

П 39-41 упр 5(5-7)

28/28

Открытие электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн.

Скорость света.

Интерференция.

Дисперсия.

Дифракция.

Поляризация.

Законы преломления и отражения.

Виды линз.

Микроскоп. Лупа.

Телескоп.

Д: отражения, преломления и поляризация ЭМВ

П 47-48упр6(4,5)

29/29

Электромагнитная природа света. Скорость света.

Наглядные пособия: астрономические и лабораторные методы определения скорости света.

П. 54-56 упр 7

30/30

Волновые свойства света. Интерференция света

Д: интерференция света

П. 54-58

31/31

Дифракция света. Дифракционная решётка. Лабораторная работа №5 «Определение спектральных границ чувствительности глаза»

Д: Дифракционные решётки

Лабораторное оборудование

Отчёт по работе

32/32

Дисперсия света. Поляризация света.

Д: явления дисперсии и поляризации

П. 66 вопросы

Р №1101, 1103

33/33

Геометрическая оптика как предельный случай волновой оптики. Законы отражения и преломления. Полное отражение. Лабораторная работа № 6 «Измерение показателя преломления стекла»

Лабораторное оборудование

ЦОР

П. 61,62-64 упр 9

34/34

Линзы. Виды линз. Правила построения в тонких линзах.

Наборы линз

П. 63-64

упр 9 (8-11)

35/35

Оптические приборы. Глаз как оптическая система.

Лабораторная работа № 7 «Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза».

ЦОР

Р. №1051,1047

36/36

Повторительно -обобщающий урок по теме «Электродинамика»

Сборники, карточки

Подготовка к к/р

37/37

Контрольная работа №3 «Электродинамика»

КИМ

Знать/понимать смысл основных физических понятий, величин  и законов, расчётные формулы для решения разного рода задач. Знать и понимать смысл физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон;

Уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: распространение электромагнитных волн;

 отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

 приводить примеры практического использования физических знаний: различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций;

 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях описывать и объяснять физические явления и свойства тел: волновые свойства света;

 отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

 рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Квантовая физика и элементы астрофизики. /27 часов/

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Солнечная система. Звёзды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Строение и эволюция Вселенной.

38/1

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Фотоэффект.

Фотон

Постулаты Бора

Лазеры

Д. явления фотоэффекта.

П. 88, 89 , 90,91 упр 12

39/2

Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Пособия по квантовой физике

Р. 1141, 1143, 1153

40/3

Планетарная модель атома.

П. 95-96

 упр 13(1-3)

41/4

Квантовые постулаты Бора

Д: линейчатые спектры

П. 96 Р 1175, 1182

42/5

Лабораторная работа №8 «Наблюдение линейчатых спектров»

Спектроскопы лабораторные, источник света с линейчатым спектром, прибор для зажигания спектральных трубок.

П. 97, 98

43/6

Лазеры

ЦОР

Р. 1173, 1174

44/7

Атомное ядро. Состав и строение атомных ядер.

Периодическая таблица химических элементов

П. 105, 106

упр 14 (4,5)

45/8

Ядерные силы. Дефект масс и энергия связи.

справочники

Р. 1208(4-6)

46/9

Радиоактивность. Альфа-,бета-, гамма-распад атомного ядра.

Виды распадов.

Ядерный реактор.

Энергия связи.

Элементарные частицы

ЦОР

П. 95097

Р. 1211, 1215

47/10

Деление ядер. Естественная и искусственная радиоактивность.

П. 107, 108

48/11

Закон радиоактивного распада

справочники

Р. 1216,1218

49/12

Свойства ионизирующих излучений.

Сборники задач

П. 108 сообщения

50/13

Ядерные реакции. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.

П. 109, 110 упр 14 (6,7)

51/14

Ядерная энергетика

Семинар

ЦОР

П. 112, 113

52/15

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

П. 115, 116

                                                        53/16

Обобщающий урок по теме «Квантовая физика»

Сборники задач

Р. 1209, 1232

54/17

Контрольная работа №4 «Квантовая физика»

КИМ

55/18

Астрономия- древнейшая из наук. Звёздное небо. Небесные координаты. Созвездия. Видимое движение небесных тел.

Небесная сфера

Небесный меридиан

Созвездия

Эклиптика

Небесный экватор

Астероид

Планета

Звезда

Вселенная

Фотосфера

Хромосфера

Протуберанцы

Чёрные дыры

Галактика

Млечный путь

ЦОР

Сообщения

Таблицы

Карта звёздного неба

Конспект

56/19

Основы небесной механики. Законы Кеплера.

ЦОР

Конспект

57/20

Свет и вещество. Методы изучения физической природы небесных тел.

Карта звёздного неба

Конспект

58/21

Строение и эволюция Солнечной системы.

лекция

Конспект

59/22

Планеты земной группы

Конспект

60/23

Планеты – гиганты

ЦОР

Конспект

61/24

Физическая природа малых тел Солнечной системы.

Семинар

Сообщения

62/25

Солнце - наша звезда. Солнечная активность и солнечно-земные связи.

семинар

проекты

63/26

Звёзды и источники их энергии

лекция

проекты

64/27

Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

Защита проектов

проекты

Знать: смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения; смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, импульс;

 смысл физических законов: фотоэффекта; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики

Уметь: описывать и объяснять физические явления и свойства тел: фотоэффект; отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

 приводить примеры практического использования физических знаний: квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел;

 отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Обобщающее повторение / 4 часа/

65/1

«От Аристотеля до наших дней»

Игра «Умники и умницы»

66/2

Повторение темы «Электродинамика» Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

Задачи в тетради

67/3

Повторение темы «Современная физика» Лабораторная работа №10 «Исследование треков заряженных частиц»

Задачи в тетради

68/4

Пробное тестирование за курс физики средней школы

тесты в форме ЕГЭ


 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В результате изучения физики на общеобразовательном уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля,  индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
  • смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами,  линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;
  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
  • применять полученные знания для решения физических задач;
  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
  • измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу  линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
  • приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды;
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г.

2.        Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004 г.

3.Авторская программа среднего общего образования по физике, 10–11-й классы. Базовый уровень. ("Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. Авторы программы В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова." Изд. "Просвещение" 2009 г.)

4.        Мякишев Г.Я. и др. Физика. 11 кл. – М. Просвещение, 2014.

5.А.П. Рымкевич . Сборник задач по физике 10-11: 7-е изд. – М.:Дрофа, 2003.

6.CD: Л.Я. Боревский. Полный курс физики XXI века. – М. Медиахаус, 2005.

7.CD: Тесты для тематического контроля. - ХГПУ им. Г.С. Сковороды. Лаборатория дистанционного образования и тестирования.

8.CD: Л.Э. Генденштейн. Электронный учебник-энциклопедия «Физика-10». – М. Илекса, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс. УМК Мякишев Г.Я.

Рабочая программа  разработана применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по физике для 10–11 классов общеобразовательных учреждений.Федеральный базисный учеб...

Рабочая программа по физике 11 класс. УМК Мякишев Г.Я.

Рабочая программа  разработана применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по физике для 10–11 классов общеобразовательных учреждений.Федеральный базисный учеб...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 11 класс (3 ч в неделю) авторы: Г.Я. Мякишев. Б.Б. Буховцев

Содержание:1. Пояснительная записка2. Учебно-тематический план3. Содержание курса4. Требования к уровню подготовки учащихся5. Календарно-тематическое планирование6. Оценка ответов учащихся7. ЦОР8. Спи...

Рабочая программа по физике. 10 класс. 3 часа в неделю. Авторы учебника Мякишев Г.Я.

Настоящая программа составлена в соответствии со стандартом образования по физике на основе программы для общеобразовательных учреждений, автором которой является Мякишев Г.Я. из расчёта 3 ч. в неделю...

Рабочая программа по физике 10 класс Мякишев 3 часа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя  школа № 6 города Димитровграда Ульяновской области»   РАССМОТРЕНО...