Рабочая программа
рабочая программа по физике (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мурзинская средняя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района РТ
“Рассмотрено” Руководитель ШМО: __________ Бадертдинова Р.С. Протокол №1, «31» августа 2016 г. | “Согласовано” Зам. директора УВР _______Сиразиева А.В. «31» августа 2016 г. | “Утверждаю” Директор: _________ Бадертдинов Р.А. Введена в действие приказом № 47 от «1» сентября 2016 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
7 КЛАСС
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2 часов в неделю, всего 70 часов
Составила:
Бадертдинов Р.А.
учитель физики высшей
квалификационной категории
Утверждено.
Протокол педагогического совета
№1 от «31» августа 2016 г.
2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена
на основе:
- приказа МО и Н РФ (от 05.03.2004 № 1089) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказа МО и Н РФ от 23.06.2015 № 609 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089»
- Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мурзинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан, реализующего Федеральный компонент государственного стандарта основного общего
- Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мурзинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2016 – 2017 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 31 августа 2016 года и приказом МБОУ «Мурзинская СОШ» от 1 сентября 2016г, №47).
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе требований:
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования 05.03.2004 № 1089;
Также использованы:
- Примерных программ по физике для основного (полного) общего образования (составители Э.Д. Днепров и А.Г.Аркадьев М. Дрофа, 2007);
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов, по разделам курса в рамках обучения по учебнику «Физика – 7» /А.В. Перышкин/, Москва «Дрофа», 2007 г.
Структура программы
Рабочая программа включает
♦ требования к уровню подготовки учащихся,
♦ содержание тем учебного курса,
♦ календарно - тематическое планирование,
Цели обучения:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Данная рабочая программа предполагает изучение физики в 7 классе из расчета 2 часов в неделю, не менее 70 часов в год (в соответствии со школьным учебным планом). Из них на контрольные работы отводится - 4 часа, на лабораторные работы - 10 часов.
Освоение программы по физике в 7 классе заканчивается промежуточной аттестацией в форме годовой оценки.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
(Планируемые результаты изучения)
В результате изучения физики 7 класса ученики должны знать и понимать:
- сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях; физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);
- законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела); физические явления и их признаки;
- физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы);
- физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);
- формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма).
Иметь представление:
- о методах физической науки, ее целях и задачах; знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин.
- иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).
Уметь:
- применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вёщества.
- решать задачи с применением изученных законов и формул;
- изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела);
- рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу - динамометром, объем тела - с помощью мензурки;
- опредёлять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.
- применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля;
- экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости;
- решать задачи с применением изученных законов и формул;
- объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.
- объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№ п/п | Раздел | Кол. часов | Л. р | К. р |
1 | Введение | 4 | 1 | - |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 1 | - |
3 | Взаимодействие тел | 22 | 4 | 1 |
4 | Давление твердых тел и жидкостей | 22 | 2 | 2 |
5 | Работа и мощность | 13 | 2 | 1 |
6 | Резерв | 3 | ||
Всего | 70 | 10 | 4 |
1. Введение (4 часа)
Физика-наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Роль математики в развитии физики. Физика и техника.
Демонстрации:
- Примеры механических, тепловых, электрических, световых явлений
- Физические приборы
Лабораторные работы:
1.Определение цены деления измерительного прибора. Измерение объема жидкости с учетом абсолютной погрешности.
2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)
Строение вещества. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов и объяснение их свойств на основе этих моделей.
Демонстрации:
- Сжимаемость газов
- Диффузия в газах и жидкостях
- Модель броуновского движения
- Сцепление свинцовых цилиндров
Лабораторные работы:
2. Определение размеров малых тел.
3. Взаимодействие тел (22 часа)
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Методы измерения сил. Сила тяжести. Вес тела. Силы трения.
Демонстрации:
- Равномерное прямолинейное движение
- Относительность движения
- Явление инерции
- Взаимодействие тел
- Зависимость силы упругости от деформации пружины
- Сила трения
Лабораторные работы:
- Измерение массы тела на рычажных весах.
- Измерение объёма тела.
- Измерение плотности твёрдого тела.
- Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 часа).
Давление. Способы уменьшения, увеличения давления. Давление жидкости и газа. Закон Паскаля. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения атмосферного давления. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Гидравлические машины. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда. Условие плавания тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Демонстрации:
- Превращение механической энергии из одной формы в другую.
- Зависимость давления твердого тела от площади опоры и приложенной силы.
- Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
- Закон Паскаля.
- Гидравлический пресс.
Лабораторные работы:
- Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
- Выяснение условий плавания тела в жидкости.
5. Работа. Мощность. Энергия (13 часов).
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаги. Условие равновесия рычага. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. КПД механизмов. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Демонстрации:
- Простые механизмы
Лабораторные работы:
9. Выяснение условия равновесия рычага.
10. Вычисление КПД наклонной плоскости.
6. Резерв. (3 ч)
Календарно - тематическое планирование
№ | Название темы | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Форма контроля | |
По плану | Фактически | ||||
I. Введение (4 ч) | |||||
1 | Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. | - объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических; - проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики - определять цену деления шкалы измерительного цилиндра; -определять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра; - переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности -измерять расстояния, промежутки времени, температуру; - обрабатывать результаты измерений | |||
2 | Физические величины. Измерение физических величин. | ||||
3 | Точность и погрешность измерений. Физика и техника. | ||||
4 | Л/р № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». | - находить цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц; - анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы; - работать в группе | ЛР №1 | ||
II. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) | |||||
5 | Строение вещества. Молекулы. | - объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение; - схематически изображать молекулы воды и кислорода; - определять размер малых тел; - сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха; - объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества | |||
6 | Л/р № 2 «Измерение размеров малых тел». | -измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел; - представлять результаты измерений в виде таблиц; - выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы; - работать в группе | ЛР №2 | ||
7 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | - объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; -приводить примеры диффузии в окружающем мире; - наблюдать процесс образования кристаллов; - анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии; - проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы | |||
8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | - проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; - наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул; - проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы | |||
9 | Агрегатные состояния вещества. | - доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; - приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях; - выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы | |||
10 | Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов. | ||||
III. Взаимодействие тел (22 ч) | |||||
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | - определять траекторию движения тела; - переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм; - различать равномерное и неравномерное движение; - доказывать относительность движения тела; - определять тело, относительно которого происходит движение; - использовать межпредметные связи физики, географии, математики; - проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы. | |||
12 | Скорость. Единицы скорости. | - рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении; - выражать скорость в км/ч, м/с; - анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел; - определять среднюю скорость движения заводного автомобиля; -графически изображать скорость, описывать равномерное движение; -применять знания из курса географии, математики | |||
13 | Скорость. Единицы скорости. | ||||
14 | Расчёт пути и времени движения. | - представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; - определять: путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени | |||
15 | Расчёт пути и времени движения. | ||||
16 | Инерция. Взаимодействие тел. | - находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; - приводить примеры проявления явления инерции в быту; - объяснять явление инерции; - проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции; анализировать его и делать выводы. Описывать явление взаимодействия тел; - приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости; - объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы | |||
17 | Масса тела. Единицы массы. | Устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы; - переводить основную единицу массы в т, г, мг; - работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела; - различать инерцию и инертность тела | |||
18 | Измерение массы тела на весах. Л/р № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела; - пользоваться разновесами; - применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами; - работать в группе | ЛР №3 | ||
19 | Плотность вещества. | Определять плотность вещества; - анализировать табличные данные; - переводить значение плотности из кг/м3 в г/см3; - применять знания из курса природоведения, математики, биологии | |||
20 | Л/р № 4 «Измерение объёма тела». Л/р № 5 «Определение плотности твёрдого тела». | Измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра; - измерять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра; - анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы; - представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; - работать в группе | ЛР №4,5 | ||
21 | Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | Определять массу тела по его объему и плотности; - записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности вещества; - работать с табличными данными | |||
22 | Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема; - анализировать результаты, полученные при решении задач | |||
23 | К/р № 1 «Взаимодействие тел». | Применять знания к решению задач | |||
24 | Сила. | Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения; - определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы; - анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы | КР №1 | ||
25 | Явление тяготения. Сила тяжести. | Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире; -находить точку приложения и указывать направление силы тяжести; - выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства); - работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения о явлении тяготения и делать выводы | |||
26 | Сила упругости. Закон Гука. | Отличать силу упругости от силы тяжести; - графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия; - объяснять причины возникновения силы упругости; - приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту | |||
27 | Вес тела. | Графически изображать вес тела и точку его приложения; - рассчитывать силу тяжести и вес тела; - находить связь между силой тяжести и массой тела; - определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести | |||
28 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | ||||
29 | Динамометр. | Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора. | |||
30 | Л/р № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | Градуировать пружину; - получать шкалу с заданной ценой деления; - измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра; - различать вес тела и его массу; - работать в группе | ЛР №6 | ||
31 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | Экспериментально находить равнодействующую двух сил; - анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы; - рассчитывать равнодействующую двух сил | |||
32 | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | Измерять силу трения скольжения; - называть способы увеличения и уменьшения силы трения; - применять знания о видах трения и способах его изменения на практике; - объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы. Объяснять влияние силы трения в быту и технике. | |||
IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (22 ч) | |||||
33 | Давление. Единицы давления. | Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры; - вычислять давление по известным массе и объему; - переводить основные единицы давления в кПа, гПа; - проводить исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы и делать выводы | |||
34 | Способы уменьшения и увеличения давления. | Приводить примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления; - выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы | |||
35 | Давление газа. | Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; - объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества; - анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы | |||
36 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. | Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково; - анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты | |||
37 | Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; - работать с текстом учебника; - составлять план проведения опытов | |||
38 | Сообщающиеся сосуды. | Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту; -проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, - анализировать результаты, делать выводы | |||
39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | Вычислять массу воздуха; - сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; - объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; - проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы; - применять знания из курса географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления | |||
40 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Вычислять атмосферное давление; - объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли; - наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы | |||
41 | Барометр-анероид. | Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида; - объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря; - применять знания из курса географии, биологии | |||
42 | Атмосферное давление на различных высотах. | Измерять давление с помощью манометра; - различать манометры по целям использования; - определять давление с помощью манометра | |||
43 | Манометры. | ||||
44 | Поршневой жидкостный насос. | Приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса; - работать с текстом учебника | |||
45 | Гидравлический пресс. | ||||
46 | К/р № 2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». | Применять знания к решению задач | КР №2 | ||
47 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; - приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы; - применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике | |||
48 | Архимедова сила. | Выводить формулу для определения выталкивающей силы; - рассчитывать силу Архимеда; - указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; - работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы; - анализировать опыты с ведерком Архимеда | |||
49 | Архимедова сила. | ||||
50 | Л/р № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; - определять выталкивающую силу; - работать в группе | ЛР №7 | ||
51 | Плавание тел. | Объяснять причины плавания тел; - приводить примеры плавания различных тел и живых организмов; - конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления; - применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел | |||
52 | Л/р № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости; - работать в группе | ЛР №8 | ||
53 | Плавание судов. Воздухоплавание. | ||||
54 | К/р № 3 «Архимедова сила». | Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда. | КР №3 | ||
V. Работа и мощность. Энергия. (13 ч) | |||||
55 | Механическая работа. Единицы работы. | Вычислять механическую работу; - определять условия, необходимые для совершения механической работы | |||
56 | Мощность. Единицы мощности. | Вычислять мощность по известной работе; - приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств; - анализировать мощности различных приборов; - выражать мощность в различных единицах; - проводить исследования мощности технических устройств, делать выводы | |||
57 | Мощность. Единицы мощности. | ||||
58 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | Применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем - определять плечо силы; - решать графические задачи | |||
59 | Момент силы. | Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; - работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях равновесия рычага | |||
60 | Л/р № 9 «Выяснения условия равновесия рычага». | Проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; - проверять на опыте правило моментов; - применять знания из курса биологии, математики, технологии; - работать в группе | ЛР №9 | ||
61 | Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. | Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; - сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков; - работать с текстом учебника; - анализировать опыты с подвижными неподвижным блоками и делать выводы | |||
62 | Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела; - приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту; - работать с текстом учебника; - применять на практике знания об условии равновесия тел | |||
63 | Коэффициент полезного действия механизма. | Опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; | |||
64 | Л/р № 10 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». | - анализировать КПД различных механизмов; - работать в группе | ЛР №10 | ||
65 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; - работать с текстом учебника | |||
66 | Превращение одного вида механической энергии в другой | Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией; - работать с текстом учебника | |||
67 | Итоговая к/р №4 | Знать формулы нахождения физических величин. | КР №4 | ||
68 -70 | Резерв – 3 ч. |
Нормы оценки знаний учащихся
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых
формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Перечень ошибок:
Грубые ошибки
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
- Неумение выделять в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
- Неумение определить показания измерительного прибора.
- Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Комплекты таблиц, комплект лабораторного оборудования для фронтальных работ, оборудование для демонстрационных опытов, раздаточный материал.
Список литературы:
- Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. / А.В. Пёрышкин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 191, (1) с.: ил.
- Сборник задач по физике: к учебникам А.В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 кл», «Физика. 8 кл», «Физика. 9 кл» (М.: Дрофа): 7 – 9-й кл. / А.В. Пёрышкин. – 6-е изд., стер. – М.: ЭКЗАМЕН, 2008. – 190, (2)с. – (Учебно-методический комплект).
- Сборник задач по физике: Учеб. пособие для учащихся 7 – 8 кл. сред. шк. / В.И. Лукашик – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994. – 191 с.: ил.
- Справочник школьника по физике: 7 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1996. – 208 с.: ил. – (Библиотечка
- Физика. Тесты. 7 – 9 классы. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Учебн.-метод пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.: ил.
- Физика. Тесты. 7 класс. / Г.Л. Курочкина. – М.: «Издат-Школа XXI век», - 80 с.
Электронные образовательные ресурсы
/ Физический портал;
Классная физика;
/ Занимательная физика в вопросах и ответах - Сайт заслуженного учителя РФ, методиста Виктора Елькина;
Кафедра и лаборатория физики МИОО (Московский Институт Открытого Образования);
http://www.center.fio.ru/som- методические рекомендации учителю-предметнику;
http://www.edu.ru- Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена;
http://metodist.lbz.ru- сайт издательства БИНОМ. Лаборатория знаний;
http://school-collection.edu.ru/- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов;
http://www.fipi.ru- Материалы сайта ФИПИ;
www.standart.edu.ru материалы сайта ФедеральныйГосударственный Образовательный Стандарт;
/ Издательская группа ОСНОВА. Физика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...