Урок-игра "Тепловые явления"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Урок обобщеня материала по теме "Тепловые явления" с применением игровых технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaharova_iv_teplovye_yavleniya.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ
«Мещеринская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Администрации Супинского района
Московской области.
Урок по физике.
«Тепловые явления вокруг нас.»
8 класс.
Тема: «Тепловые явления».
Подготовила и провела
учитель физики Захарова И.В.
Урок – игра «Тепловые явления вокруг нас».
Тема: «Тепловые явления».
Цель:
- систематизация и уточнение полученных по теме знаний;
- развитие у учащихся умений логически правильно и связно обосновывать свое мнение, видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни;
- отработка практических навыков при решении задач;
- развитие способности следовать нормам поведения.
Перед уроком класс делится на 5 групп (команд) по 4 -5 человек.
Ход урока.
- Оргмомент.
Учитель: Тема нашего урока - «Тепловые явления вокруг нас». Сегодня перед нами стоит задача повторить и обобщить материал по изученной теме (вспомнить определения, законы, формулы).
На основе наших знаний мы попробуем по-новому взглянуть на окружающие нас предметы, происходящие вокруг явления. Сегодня мы работаем группами. Каждая группа за участие в конкурсе будет получать очки, по итогам мы определим лучшую группу.
А начнем мы урок с повторения теоретического материала.
- Повторение теоретического материала.
У каждой группы на парте комплект физического домино. Группа собирает домино и сдает учителю шифр (порядок карточек, пронумерованных учителем).(3 мин)
Физическое домино.
Тепловое движение | Температура |
Величина, тесно связанная со средней кинетической энергией молекул тела. | Конвекция |
Перенос энергии струями газа или жидкости | Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом. |
Теплопередача | Внутренняя энергия |
Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия | Теплопроводность |
Явление передачи внутренней энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому при их непосредственном контакте | Перенос энергии лучами. |
Излучение | Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела |
- Наш урок не зря назван «Тепловые явления вокруг нас». В жизни мы действительно ежедневно встречаемся с тепловыми явлениями. Однако не всегда мы задумываемся, что эти явления можно объяснить, если хорошо знать физику. Вот какая история приключилась однажды с двумя учениками.
Каждая команда прослушивает небольшую часть рассказа и ищет ошибку.
« Начался новый учебный год. И как назло в расписание ненавистную нам с Мишкой физику всю неделю ставят. Но мы ждали первого воскресенья и наконец дождались. Родители разрешили нам поехать на дачу и отдохнуть там. Вечером, не заходя из школы домой, на катере мы добрались до дачи. К ужину решили вскипятить чай.
Команда №1 !!! Нашли в чулане старый самовар, почистили его и стали греть воду. Вдруг Мишка говорит: «Смотри, у самовара на одной ручке есть деревянная накладка, а на другой – нет. Потерялась, наверное». Стали мы искать, но так и не нашли. А Мишка опять: «Слушай, а зачем у самовара ручки деревянные делают?» Подумал я немного и сказал: «Чтобы удобнее было рукой держать, а то металлические скользят».
Команда №2 !!! Чай нагрелся. Взяли мы самовар, чтобы на стол поставить. Мишка за одну ручку взялся, я – за другую. Да так я и ахнул: металл до того нагрелся, что мы не удержали самовар. Вся вода разлилась.
Решили мы взять у тети Маши электрический чайник. Через 10 мин мы сидели за столом и слушали, как медленно начинает закипать вода. А у Мишки любопытство через край: «Димка, зачем электрические чайники блестящими делают?» – «Ну, для красоты, наверное, чтобы глаз радовался, когда смотришь на него».
Команда №3 !!! Так за разговорами и не заметили, как вода закипела. Разлили чай. Мне досталась алюминиевая кружка, а Мишке – фарфоровая. Я пить не могу: мне кружка губы жжет, а у друга уже половины чая нет. «Не пойму что-то, - говорю я, - ты пьешь, а мне даже притронуться нельзя!» - «Это из-за того, что я горячего не боюсь», - говорит Мишка.
Команда №4 !!! После чаепития отдали мы тете Маше электрический чайник, я Мишке говорю: «Давай нагреем самовар снова, чтобы утром не холодную воду из колодца греть, а теплую. Родители так делают, а потом самовар куклой накрывают». «А это еще зачем?» – спросил Миша. «Для красоты, наверное», - отвечаю я.
Команда №5 !!! Легли спать. Никак заснуть не могу. Да и Мишка ворочается, говорит: « Задача по физике мучает. Когда скорее остынет чайник с кипятком: когда его поставили на лед или когда лед положили на крышку? Долго я думал и вот к чему пришел: лед надо положить на крышку чайника, потому что верхний слой воды охлаждается и опускается вниз, т.е. происходит конвекция. Тут же вспомнил происшедшее с нами сегодня. И тогда я сделал вывод: физику надо учить!»
4, Умение применять свои знания, использовать их в жизни – одно из важнейших умений человека. Не менее важно знать основные принципы работы того или иного приспособления, и сейчас команды попробуют объяснить с точки зрения физики назначение и действие данных предметов.
(Предметы пронумерованы, команда путем жеребьевки получает выбранный предмет).(5 мин)
Объясните назначение предметов:
Прихватка, белая панама, термос, грелка, электрический чайник.
- Тепловые явления с давних пор не оставались не замеченными народом. Много пословиц, поговорок и загадок сложено о них в разных странах.
Задание: объясните физический смысл пословицы.(Каждой команде по одной пословице)(5 мин)
Пословицы:
- Снег – одеяло для пшеницы (китайская).
- Быстро нагревается - быстро остывает (японская).
- Шилом моря не нагреешь (французская).
- Водопад льдом не покроется (финская).
- Не спеши есть горячую кашу с середины, а бери спокойно с краю (тайская).
- Физическая пауза
Объясните опыт: вырезать из бумажного круга змейку и, подвязав ее за конец к веревочке, аккуратно поднесите к нагретому предмету. Объясните вращение змейки.
- Думаю, что команды уже хорошо подготовились, а сейчас пришло время сдать экзамен. Экзамен по разным предметам, но везде нужно знание физики.
Команды тянут билеты и отвечают на вопросы из разных областей.(5 мин)
История
Почему в истории человечества бронзовый век предшествовал железному веку?
География
Огромное значение имеет удлинение срока навигации для северных районов с коротким летом. Чтобы ускорить весеннее таяние льда на реке, лед иногда посыпают сажей. Объясните, на чем основан этот способ.
Биология
Каково назначение толстого слоя подкожного жира у китов, тюленей и других животных, обитающих в водах полярных морей?
Экология
Почему города, в которых воздух загрязнен пылью и дымом, получает меньше солнечной энергии?
Физкультура
Почему коньки легко скользят по льду, а по стеклу, поверхность которого более гладкая, кататься невозможно?
8. А теперь немного отдохнем.
Отгадайте загадку и ответьте на вопрос.(5 мин)
Загадки
- Искры небо прожигают,
А до нас не долетают. (Метеоры)
Почему при движении космического тела в атмосфере Земли оно нагревается?
- Два арапа – родные братья,
Ростом по колено,
Везде с нами гуляют,
От мороза защищают. (Сапоги)
Какие сапоги защищают от мороза лучше: тесные или просторные?
- Зимой нет теплее,
Летом нет холоднее. (Погреб)
Почему?
- Под окошком гармонь
Горяча, как огонь. (Батарея отопления.)
Почему батареи отопления в помещении располагают внизу?
- Под острым гребнем из металла
Сосна и липа задрожали. (Пила)
Почему при распиле древесины пила нагревается?
- Тест (индивидуально)(3мин)
- Итог урока.(2 мин)
Ученики получают оценки за урок. Сдают на проверку работы учителю.
Дом. задание: придумать кроссворд по теме или подобрать пословицы, поговорки, загадки о тепловых явлениях; найти материал о термометрах: 1) Галилея,
2) Фаренгейта, 3) Реомюра, 4) Цельсия, 5) современных видах.
Приложение.
1. тест
ВАРИАНТ 1 1. Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, зависимое от температуры называется А) механическим движением Б) тепловым движением В) криволинейным движением Г) равномерным движением.
А) внутренняя энергия воды в обоих стаканах одинакова Б) внутренняя энергия воды в первом стакане больше В) внутренняя энергия воды во втором стакане больше Г) определить невозможно
А) алюминиевый Б) стеклянный В) пластмассовый Г)все одинаково
А) теплопроводностью Б) излучением В) конвекцией Г) совершением механической работы
А) нагревание металлической детали в печи Б) человек, скользящий по канату, обжигает руки В) нагревание воздуха в помещении от батарей Г) человек, обогревающийся от костра | ВАРИАНТ 2
А) движение одной молекулы Б) беспорядочное движение всех молекул В) движение нагретого тела Г) любой вид движения
А) теплопередачей Б) конвекцией В) излучением Г) теплопроводностью.
А) теплый воздух от нагревателя обогревает все помещение Б) деталь при обработке на точильном станке нагревается В) камень, лежащий на солнце, нагревается Г) холодная ложка, опущенная в горячий чай, нагревается.
А) испарение жидкости Б) эхо В) инерция Г) земное тяготение.
А) три рубашки Б) одна тройной толщины В) одинаково |
ВАРИАНТ 3
А) механического движения тела Б) положения тела относительно других тел В) движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело Г) массы и плотности тела.
А) в черной колбе Б) в серой колбе В) в белой колбе Г) во всех колбах одновременно.
А) твердые Б) жидкие В) газообразные Г) у всех одинаковая теплопроводность.
А) теплопроводностью Б) излучением В) конвекцией Г) совершением механической работы
А) нагревание металлической детали в печи Б) человек, скользящий по канату, обжигает руки В) нагревание воздуха в помещении от батарей Г) человек, обогревающийся от костра | ВАРИАНТ 4
А) падение тел на землю Б) нагревание воды в кастрюле В) ржавление металла Г) движение одной молекулы.
А) все тела Б) только твердые тела В) только жидкости Г) только газы.
А) движение поршня в двигателе автомобиля Б) камень, лежащий на солнце, нагревается В) холодная ложка, опущенная в горячий чай, нагревается. Г) гоночный автомобиль нагревается при быстром движении.
А) только теплопроводностью Б) только излучением В) только конвекцией Г) любым способом.
А) воздух Б) вода В) металлы Г) дерево. |
ВАРИАНТ 5
А) таяние льда Б) движении планет вокруг Солнца В) сверкание молнии Г) распускание листвы на деревьях.
А) только совершением механической работы Б) только теплопередачей В) совершением механической работы или теплопередачей Г) ни одним из указанных способов внутреннюю энергию изменить нельзя.
А) обогревательные – вверху, охладительные – внизу Б) обогревательные – внизу, охладительные – вверху. В) в любом месте Г) только вверху Д) только внизу. 4. Металлический прут, внесенный одним концом в пламя свечи, вскоре нагревается весь. Каким способом осуществляется передача энергии в этом случае? А) теплопроводностью Б) излучением В) конвекцией Г) совершением механической работы
А) мрамор Б) дерево В) кирпич Г) металлы. . | ВАРИАНТ 1 1. Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, зависимое от температуры называется А) механическим движением Б) тепловым движением В) криволинейным движением Г) равномерным движением.
А) внутренняя энергия воды в обоих стаканах одинакова Б) внутренняя энергия воды в первом стакане больше В) внутренняя энергия воды во втором стакане больше Г) определить невозможно
А) алюминиевый Б) стеклянный В) пластмассовый Г)все одинаково
А) теплопроводностью Б) излучением В) конвекцией Г) совершением механической работы
А) нагревание металлической детали в печи Б) человек, скользящий по канату, обжигает руки В) нагревание воздуха в помещении от батарей Г) человек, обогревающийся от костра. |
Турнирная таблица.
Конкурс | Команда №1 | Команда №2 | Команда №3 | Команда №4 | Команда №5 |
Домино | |||||
Рассказ | |||||
Объяснение Назначения Предметов | |||||
Пословицы | |||||
Задачи | |||||
Экзамен | |||||
Загадки | |||||
Тест | |||||
Итог |
Порядок карточек домино. Команда №_____ | ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Явления природы.Физические и химические явления.
Яркая презентация к уроку природоведения в 5 классе по теме " Явления природы.Физические и химические явления" поможет учителю работать по ФГОС второго поколения: определение и постановка темы и...
загадки природных явлений-космические явления
материал предназначен для уроков астрономии и географии, к5ак дополнительный материал....
Контрольная работа по теме «Многообразие природных явлений», «Химические явления в живой и неживой природе»
котнтрольная работа...
Итоговая контрольная работа для 8 класса по теме «Электромагнитные явления. Световые явления»
Название разработки. Итоговая контрольная работа для 8 класса по теме «Электромагнитные явления. Световые явления» Цель использования разработки: осуществить итоговую проверку усвоения материала ...
Презентация интересные природные явления на Земле "Оптические явления"
В презентации собрана информация о интересных оптических явлениях, о их происхождении. Можно использовать на уроках физики и на внеурочных мероприятиях....
Контрольная работа по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления»
Контрольная работа направлена на контроль знаний учащихся по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления» состоит из задач разного уровня сложности. Предлагается два в...
Презентация " Явления" к уроку химии в 8 классе по теме"Физические и химические явления".
Данная презентация позволяет сформировать представление о химической реакции, о химических явлениях и физических явлениях, выяснить их отличительные особенности. Обучающиеся знакомятся с признак...