Механика
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Механика
1. Деревянный брусок плавает на поверхности воды в миске. Миска покоится на поверхности Земли. Что произойдет с глубиной погружения бруска в воду, если миска будет стоять на полу лифта, который движется с ускорением, направленным вертикально вверх? Ответ поясните, используя физические закономерности.
Решение.
1. Сила Архимеда, которая поддерживает брусок на поверхности воды, равна по модулю весу вытесненной бруском воды.
2. Когда брусок, вода и миска покоятся относительно Земли, одна и та же сила Архимеда уравновешивает силу тяжести, как в случае плавающего бруска, так и в случае вытесненной им воды. Поэтому масса бруска и масса вытесненной им воды одинаковы.
3. Когда брусок, вода и миска покоятся относительно друг друга, но движутся с ускорением относительно Земли, одна и та же сила Архимеда вместе с силой тяжести сообщает одно и то же ускорение как плавающему бруску, так и воде в объеме, вытесненном бруском, что приводит к соотношению: , откуда следует, что и при движении относительно Земли с ускорением масса бруска и масса вытесненной им воды одинаковы. Поскольку масса бруска одна и та же, масса вытесненной им воды в обоих случаях одинакова. Вода практически несжимаема, поэтому плотность воды в обоих случаях одинакова. Значит, объем вытесненной воды не изменяется, глубина погружения бруска в лифте остается прежней.
2. После толчка льдинка закатилась в яму с гладкими стенками, в которой она может двигаться практически без трения. На рисунке приведен график зависимости энергии взаимодействия льдинки с Землей от её координаты в яме.
В некоторый момент времени льдинка находилась в точке А с координатой и двигалась влево, имея кинетическую энергию, равную 2 Дж. Сможет ли льдинка выскользнуть из ямы? Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения.
Решение.
1) Льдинка сможет выскользнуть из ямы через ее правый край.
2) Трения при движении льдинки нет, поэтому ее механическая энергия сохраняется. Запас кинетической энергии льдинки в точке A позволяет ей подняться до уровня, где ее потенциальная энергия составит 4 Дж.
3) Левый край ямы поднят до большей высоты. Следовательно, этого края льдинка не достигнет и заскользит вправо. Правый же край ямы ниже: на верху этого края потенциальная энергия льдинки меньше 4 Дж. Поэтому льдинка выскользнет из ямы через правый край.
3. После толчка льдинка закатилась в яму с гладкими стенками, в которой она может двигаться практически без трения. На рисунке приведен график зависимости энергии взаимодействия льдинки с Землей от ее координаты в яме.
В некоторый момент времени льдинка находилась в точке А с координатой и двигалась влево, имея кинетическую энергию, равную 2 Дж. Сможет ли льдинка выскользнуть из ямы? Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения.
Решение.
1) Льдинка сможет выскользнуть из ямы через ее правый край.
2) Трения при движении льдинки нет, поэтому ее механическая энергия сохраняется. Запас кинетической энергии льдинки в точке A позволяет ей подняться до уровня, где ее потенциальная энергия составит 4 Дж.
3) Левый край ямы поднят до большей высоты. Следовательно, этого края льдинка не достигнет и заскользит вправо. Правый же край ямы ниже: на верху этого края потенциальная энергия льдинки меньше 4 Дж. Поэтому льдинка выскользнет из ямы через правый край.
4. Наклонная плоскость пересекается с горизонтальной плоскостью по прямой AB. Угол между плоскостями . Маленькая шайба начинает движение вверх по наклонной плоскости из точкиA с начальной скоростью под углом к прямой AB. В ходе движения шайба съезжает на прямую AB в точке B . Пренебрегая трением между шайбой и наклонной плоскостью, найдите расстояние AB.
Решение.
Выбор системы координат: ось x направлена по прямой AB, ось y — вверх по наклонной плоскости перпендикулярно линии AB.
Проекции вектора ускорения свободного падения :
.
Движение по наклонной плоскости эквивалентно движению тела, брошенного под углом к горизонту, в поле тяжести с ускорением .
Уравнения движения вдоль осей x и y:
В момент времени t, соответствующий концу движения, и . Используя это условие для решения системы уравнений, получаем
.
5.
Велосипедное колесо, у которого вместо металлических спиц обод удерживают натянутые резинки, установлено в вертикальной плоскости и может свободно вращаться вокруг своей горизонтальной оси, зажатой в штативе. К неподвижному колесу подносят слева мощную лампу и начинают нагревать резиновые «спицы» (см. рис.). Резина, в отличие от металла, при нагревании не расширяется, а сжимается. Опишите, опираясь на известные физические законы, что будет происходить с резинками, и как колесо будет двигаться.
Решение.
1. Когда лампа нагреет резинки слева от оси колеса, они сожмутся и сдвинут обод колеса направо.
2. При этом центр тяжести колеса сместится вправо, и появится момент силы тяжести относительно оси колеса, стремящийся повернуть колесо вправо.Равновесие колеса нарушится, и оно начнёт вращаться по часовой стрелке.
3. При вращении колеса нагретые резинки будут удаляться от лампы и охлаждаться за счет теплообмена с окружающей средой, а ненагретые резинки будут приближаться к лампе и нагреваться её излучением. Описанные процессы будут повторяться. В результате колесо будет непрерывно вращаться, если нагретые резинки за время его оборота будут успевать достаточно охладиться.
6. Автомобиль приводится в движение двигателем, который соединяется с ведущими колёсами при помощи трансмиссии, обычно состоящей из сцепления, коробки передач и системы различных валов и шарниров. Сцепление позволяет отсоединять двигатель от коробки передач, что облегчает её переключение. Диск сцепления, соединённый с первичным валом коробки передач, прижимается к маховику двигателя мощными пружинами, что позволяет передавать крутящий момент в последующие элементы трансмиссии. По мере износа диска сцепления сила его прижатия к маховику уменьшается, и сцепление может начать «пробуксовывать». На каких передачах - «пониженных» или «повышенных» - следует двигаться в этом случае, чтобы добраться до ближайшей станции техобслуживания?Справка: при движении автомобиля с определённой скоростью на «пониженных» передачах (1, 2, 3 ...) двигатель работает на больших оборотах, а на «повышенных» (4, 5, ...) - на меньших оборотах при той же скорости движения.
Решение.
1. При износе диска сцепления и уменьшении силы его прижатия к маховику согласно закону Амонтона-Кулона уменьшаются максимальная сила трения и её момент, вращающий первичный вал коробки передач, что приводит к пробуксовке сцепления на режимах движения с использованием максимальной мощности двигателя.
2. Мощность силы равна произведению модуля этой силы на модуль скорости перемещения точки её приложения, поэтому при уменьшении максимальной силы трения для сохранения величины мощности, передаваемой по трансмиссии, необходимо увеличивать скорость вращения диска сцепления, то есть обороты двигателя.
3. Таким образом, при заданных условиях движения и, соответственно, мощности, передаваемой на колеса, следует при возникновении пробуксовки сцепления переходить с повышенных передач на пониженные, когда двигатель при той же скорости движения автомобиля работает на более высоких оборотах.
7. При малых колебаниях вблизи положения равновесия математического маятника длиной м модуль силы натяжения нити, на которой подвешен грузик массой г, меняется в пределах от до , где мН и Найдите амплитуду колебаний этого маятника. Трение не учитывайте. При решении задачи учтите, что для малых углов справедливо приближённое равенство Сделайте схематический рисунок с указанием сил, действующих на грузик.
Решение.
Изобразим маятник в двух состояниях: максимального отклонения, когда он останавливается, отклонившись от положения равновесия на расстояние и при прохождении им этого положения равновесия (см. рисунок). На грузик маятника массой действует сила тяжести направленная вертикально вниз, и переменная сила натяжения нити, меняющаяся по модуля от в положении максимального отклонения, когда вектор наклонен под малым углом к вертикали, до в положении равновесия, где вектор вертикален, а грузик движется со скоростью направленной горизонтально.
Поскольку трения нет, согласно закону сохранения механической энергии потенциальная энергия маятника в крайнем положении, отсчитанная от начального уровня в положении равновесия, должна равняться кинетической энергии при прохождении положения равновесия:
В положении максимального отклонения суммарная сила направленная вдоль траектории грузика — окружности с радиусом то есть перпендикулярно вектору а скорость грузика в этот момент равна нулю,
При прохождении положения равновесия грузик обладает центростремительным ускорением, и уравнение его движения в проекции на вертикальную ось имеет вид
Подставляя сюда полученные выше выражения для и для находим
В силу малости угла откуда имеем и, поскольку получаем ответ:
Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация по физике по теме "Релятивистская механика"
Данная презентация может быть использована при изучении раздела "Релятивистская механика" в 10 классе на этапе объяснения нового материала....
10 класс Силы в механике. Сам. работа.
4 варианта по 4 задания, два из которых в виде теста, два в виде расчетных задач....
Игра по станциям по теме"Механика"
"Игра по станциям"- внеклассное мероприятие,которое проводится в рамках недели физики. В игровой форме учащиеся повторяют систематизируют свои знания по теме:"Механика"....
Презентация урока "Законы сохранения в механике"
В этой презентации упор сделан на практическое применение законов сохранения импульса и энергии, и решение тестов на эту тему...
Методическая разработка урока физики в 10 классе "Механика и безопасность дорожного движения"
Как побудить наших детей к уважительному отношению не только к себе и собственному благополучию, но и к сохранению жизни и здоровья окружающих их людей? Как заставить задуматься о необход...
Презентация к уроку "Механика и безопасность дорожного движения"
Презентация к уроку физики в 10-м классе "Механика и безопасность дорожного движения"...
Контрольная работа по теме "Механика"
Применение данного ресурса в качестве тематического контроля предполагается на этапе проверки знаний по теме; форма работы – фронтальная. Двухчасовая контрольная работа в 13 вариантах по теме «Механик...