Лабораторные работы
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему
Комплекс лабораторных работ и домашних экспериментальных работ по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornye_raboty_po_fizike.pdf | 875.29 КБ |
laboratornye_raboty_po_fizike.docx | 605.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.Н.Зайцева
Лабораторные работы по физике
7 класс
Лабораторная работа №1 __________________
Дата проведения
«Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности»
Цель работы:
- Рассчитать цену деления мензурки (измерительного сосуда) с учетом погрешности;
- С помощью измерительных приборов (линейки, мензурки) измерить объем жидкости и линейные размеры бруска
Тренировочные задания и вопросы
Внимательно рассмотри представленные на рисунках приборы.
- Какие приборы можно использовать для выполнения этой лабораторной работы? Ответ: ________
- Чему равна цены деления и показания температуры с учетом абсолютной погрешности (погрешность измерения равна половине цены деления) рисунок 1
цена деления: _______0С; температура: t=(______±_____)0С - Чему равны цена деления и погрешность измерения секундомера, мензурки и линейки
цена деления секундомера: ________ с; погрешность измерения секундомера: ________ с.
цена деления мензурки: ________ см3; погрешность измерения мензурки: ________ см3
цена деления линейки: ________ м; погрешность измерения линейки: ________ м - Какие из приборов можно использовать для выполнения лабораторной работы?
Приборы и материалы:
деревянный брусок, линейка с миллиметровыми делениями, измерительный цилиндр(мензурка), стакан с водой
Правила техники безопасности.
Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Не пейте воду из стакана!
Порядок выполнения работы
На рабочей поверхности стола необходимо расположить выбранные тобой приборы, приступить к работе. Внимательно изучи шкалу измерительного прибора.
Выполни задание. И запиши ответы.
- Расчет цены деления и измерение линейных размеров линейки с учетом погрешности.
- Определите цену деления линейки: _____ мм, _____ см, _____ м.
- Определите абсолютную погрешность линейки: _____ мм, _____ см, _____ м.
- Измерьте длину (а); ширину (b); и высоту (h) деревянного бруска
а=(_____±_____)м; b=(_____±_____)м; h=(_____±_____)м.
- Расчет цены деления и измерение объема жидкости мензурки с учетом погрешности.
Не забывайте, что для уменьшения ошибки при измерении объема жидкости в мензурке необходимо, держа мензурку в руках, поднять ее так, чтобы уровень воды в ней был на уровне ваших глаз!
- Определите цену деления мензурки: _____ мл, _____ см3.
- Чему равен объем воды, если она налита до верхней метки школы, в измерительном цилиндре? _____ мл, _____ см3.
- Если вода налита до нижней метки, обозначенной значащей (кроме нуля) цифрой, но чему равен объем жидкости в мензурке _____ мл, _____ см3.
- Какой объем жидкости находится в мензурке между двумя любыми, но ближайшими штрихами шкалы, не обозначенными цифрами? _____ мл, _____ см3.
- Как называется физическая величина, записанная в пункте 2.4 _____________________________
- Налейте в мензурку немного воды из стакана. Измерьте объем V1 воды V1=(_____±_____)cм3.
- Налейте в мензурку еще немного воды из стакана и определите объем V2 воды V2=(_____±_____)cм3.
- Запишите результаты всех измерений в таблицу
Физический прибор | Цена деления шкалы | Абсолютная погрешность измерения | Физическая величина | Измеренное значение величины | Результат измерения |
Линейка | Длина(а) | ||||
Ширина(б) | |||||
Высота(h) | |||||
Мензурка | Объем(V1) | ||||
Объем(V2) |
- Сделайте вывод на основе выполненных измерений:
Вывод: Я измерил(ла) линейные размеры бруска: а=(_____±_____)м; b=(_____±_____)м; h=(_____±_____)м. и объемы жидкости в мензурке V1=(_____±_____)cм3 V2=(_____±_____)cм3
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Измерения физических величин
- Рассмотрите устройство жидкостного термометра для измерения температуры тела человека. Определите и запишите цену деления его шкалы, а также верхний и нижний пределы шкалы.
- Определите и запишите пределы измерения и цену деления мерной кружки (медицинского шприц, детской бутылочки для молока и др. измерительных приборов со шкалой). С помощью этих измерительных приборов определите объем той посуды (кружки, чашки, стакана, тарелки, ложки), которой вы пользуетесь.
с
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Измерения физических величин
- Рассмотрите устройство жидкостного термометра для измерения температуры тела человека. Определите и запишите цену деления его шкалы, а также верхний и нижний пределы шкалы.
- Определите и запишите пределы измерения и цену деления мерной кружки (медицинского шприц, детской бутылочки для молока и др. измерительных приборов со шкалой). С помощью этих измерительных приборов определите объем той посуды (кружки, чашки, стакана, тарелки, ложки), которой вы пользуетесь.
Не забывайте о технике безопасности. Соблюдайте правила оформления лабораторной работы
Название лабораторной работы
Цель работы
Приборы и материалы
Результаты измерений запишите в виде таблицы
Сделайте вывод.
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Измерения физических величин
- Рассмотрите устройство жидкостного термометра для измерения температуры тела человека. Определите и запишите цену деления его шкалы, а также верхний и нижний пределы шкалы.
- Определите и запишите пределы измерения и цену деления мерной кружки (медицинского шприц, детской бутылочки для молока и др. измерительных приборов со шкалой). С помощью этих измерительных приборов определите объем той посуды (кружки, чашки, стакана, тарелки, ложки), которой вы пользуетесь.
Не забывайте о технике безопасности. Соблюдайте правила оформления лабораторной работы
Название лабораторной работы
Цель работы
Приборы и материалы
Результаты измерений запишите в виде таблицы
Сделайте вывод.
Дата проведения
Измерения физических величин
- Рассмотрите устройство жидкостного термометра для измерения температуры тела человека. Определите и запишите цену деления его шкалы, а также верхний и нижний пределы шкалы.
- Определите и запишите пределы измерения и цену деления мерной кружки (медицинского шприц, детской бутылочки для молока и др. измерительных приборов со шкалой). С помощью этих измерительных приборов определите объем той посуды (кружки, чашки, стакана, тарелки, ложки), которой вы пользуетесь.
Не забывайте о технике безопасности. Соблюдайте правила оформления лабораторной работы
Название лабораторной работы
Цель работы
Приборы и материалы
Результаты измерений запишите в виде таблицы
Сделайте вывод.
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Измерения физических величин
- Рассмотрите устройство жидкостного термометра для измерения температуры тела человека. Определите и запишите цену деления его шкалы, а также верхний и нижний пределы шкалы.
- Определите и запишите пределы измерения и цену деления мерной кружки (медицинского шприц, детской бутылочки для молока и др. измерительных приборов со шкалой). С помощью этих измерительных приборов определите объем той посуды (кружки, чашки, стакана, тарелки, ложки), которой вы пользуетесь.
Не забывайте о технике безопасности. Соблюдайте правила оформления лабораторной работы
Название лабораторной работы
Цель работы
Приборы и материалы
Результаты измерений запишите в виде таблицы
Сделайте вывод.
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Измерения физических величин
- Рассмотрите устройство жидкостного термометра для измерения температуры тела человека. Определите и запишите цену деления его шкалы, а также верхний и нижний пределы шкалы.
- Определите и запишите пределы измерения и цену деления мерной кружки (медицинского шприц, детской бутылочки для молока и др. измерительных приборов со шкалой). С помощью этих измерительных приборов определите объем той посуды (кружки, чашки, стакана, тарелки, ложки), которой вы пользуетесь.
Не забывайте о технике безопасности. Соблюдайте правила оформления лабораторной работы
Название лабораторной работы
Цель работы
Приборы и материалы
Результаты измерений запишите в виде таблицы
Сделайте вывод.
Лабораторная работа №2 __________________
Дата проведения
«Определение размеров малых тел»
Цель работы: (сформулируй и запиши цель работы самостоятельно)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приборы и материалы:
Линейка ученическая, горох, пшено, заостренный карандаш
Тренировочные задания и вопросы
- Опиши способ рядов тремя-четырьмя предложениями
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Когда применим этот способ измерения?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Найдите ошибку юного экспериментатора:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правила техники безопасности.
Не берите в рот и не рассыпайте мелкие предметы по столу и полу. Будьте осторожны с иголкой. На столе не должно быть никаких посторонних предметов.
Порядок выполнения работы
- Изучите шкалу линейки. Определите цену деления. ___________________________________________
- На рабочем столе в ряд расположите (от 5 до 15 штук) пшено, укладывая из вплотную друг к другу, и к линейке. Измерьте длину полученного ряда тел, вычистите размер одной частицы. Результаты измерений занесите в нужную строку таблицы. Проведите не менее 3 измерений.
- Таким же способом определите средний размер гороха. Результаты измерений занесите в нужную строку таблицы.
- Работая с фотографией молекул, выполните измерения их размеров, используя метод рядов. (стр.204 рис.199)
Помните! Увеличение размеров частиц на фотографии составляет 70000 раз.
Тело | № опыта | Кол-во частиц в ряду | Длина ряда, мм | Размер частицы, мм | Среднее значение размера частицы | |
мм | м | |||||
пшено | 1 | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
горох | 1 | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
молекула | 1 | На фото | Истин. размер | |||
2 | ||||||
3 |
Вывод: я измерил(ла) методом рядов размер одного зерна пшена (_______±_______) _____; гороха (_______±_______) _____; и молекулы вещества (_______±_______) _____;
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
- Горошины, крупинки пшена в ряду отличаются друг от друга по размерам. Выполняя измерения методом рядов, какой именно размер тела вы определите?
- Можно ли, используя только ученическую линейку, определить толщину рыболовной лески? Как это сделать?
- Можно ли определить объем одной капли воды, если у вас имеются вода, пипетка и мензурка? Если «ДА» - запишите алгоритм выполнения этого задания.
- Предложите метод определения диаметра провода, ниток или собственного волоса, пользуясь миллиметровой линейкой и круглым карандашом. Измерьте этим методом диаметра волоса папы, мамы и установите, от кого вы унаследовали волосы; измерьте толщину листа бумаги в учебнике или в тетради
Не забывайте о технике безопасности. Соблюдайте правила оформления лабораторной работы
Название лабораторной работы
Цель работы
Приборы и материалы
Результаты измерений запишите в виде таблицы
Сделайте вывод.
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
- Горошины, крупинки пшена в ряду отличаются друг от друга по размерам. Выполняя измерения методом рядов, какой именно размер тела вы определите?
- Можно ли, используя только ученическую линейку, определить толщину рыболовной лески? Как это сделать?
- Можно ли определить объем одной капли воды, если у вас имеются вода, пипетка и мензурка? Если «ДА» - запишите алгоритм выполнения этого задания.
- Предложите метод определения диаметра провода, ниток или собственного волоса, пользуясь миллиметровой линейкой и круглым карандашом. Измерьте этим методом диаметра волоса папы, мамы и установите, от кого вы унаследовали волосы; измерьте толщину листа бумаги в учебнике или в тетради
Не забывайте о технике безопасности. Соблюдайте правила оформления лабораторной работы
Название лабораторной работы
Цель работы
Приборы и материалы
Результаты измерений запишите в виде таблицы
Сделайте вывод.
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
- Горошины, крупинки пшена в ряду отличаются друг от друга по размерам. Выполняя измерения методом рядов, какой именно размер тела вы определите?
- Можно ли, используя только ученическую линейку, определить толщину рыболовной лески? Как это сделать?
- Можно ли определить объем одной капли воды, если у вас имеются вода, пипетка и мензурка? Если «ДА» - запишите алгоритм выполнения этого задания.
- Предложите метод определения диаметра провода, ниток или собственного волоса, пользуясь миллиметровой линейкой и круглым карандашом. Измерьте этим методом диаметра волоса папы, мамы и установите, от кого вы унаследовали волосы; измерьте толщину листа бумаги в учебнике или в тетради
Не забывайте о технике безопасности. Соблюдайте правила оформления лабораторной работы
Название лабораторной работы
Цель работы
Приборы и материалы
Результаты измерений запишите в виде таблицы
Сделайте вывод.
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
- Горошины, крупинки пшена в ряду отличаются друг от друга по размерам. Выполняя измерения методом рядов, какой именно размер тела вы определите?
- Можно ли, используя только ученическую линейку, определить толщину рыболовной лески? Как это сделать?
- Можно ли определить объем одной капли воды, если у вас имеются вода, пипетка и мензурка? Если «ДА» - запишите алгоритм выполнения этого задания.
- Предложите метод определения диаметра провода, ниток или собственного волоса, пользуясь миллиметровой линейкой и круглым карандашом. Измерьте этим методом диаметра волоса папы, мамы и установите, от кого вы унаследовали волосы; измерьте толщину листа бумаги в учебнике или в тетради
Не забывайте о технике безопасности. Соблюдайте правила оформления лабораторной работы
Название лабораторной работы
Цель работы
Приборы и материалы
Результаты измерений запишите в виде таблицы
Сделайте вывод.
Лабораторная работа №3 __________________
Дата проведения
«Изучение зависимости пути от времени движения при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости движения»
Цель работы: Измерить скорость тела при равномерном прямолинейном движении.
Приборы и материалы: металлический шарик, желоб, секундомер, линейка, цветной скотч.
Правила техники безопасности
На столе не должно быть никаких посторонних предметов. С металлическим шариком обращайтесь аккуратно!
Тренировочные задания и вопросы
- Велосипедист едет равномерно со скоростью 25 км/ч, его обгоняет мотоциклист, едущий со скоростью 75 км/ч. Изобразите графически скорости их движения. Выберите масштаб.
- Автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч. Какой путь он прошел за 20 мин?
- Графики I и II на рис. – это графики пути автомобиля и трактора, движущихся в одном направлении. Какая машина раньше начала свое движение? Чему равны скорости автомобиля и трактора? Через сколько времени от начала своего движения автомобиль обгонит трактор?
- Что показывает скорость при равномерном движении?
- Объясните почему скорость – это векторная величина?
Порядок выполнения работы
- Установите желоб горизонтально. Учитывая, что движение не будет идеальным из-за трения между шариком и поверхностью желоба, подложите под один его конец какой-либо предмет высотой 1-2 см.
- С небольшим усилием толкните металлический шарик с более высокого конца желоба. Если шарик движется неравномерно, повторите опыт несколько раз и добейтесь его равномерного движения. Для этой цели слегка приподнимайте или опускайте более высокий конец желоба.
- Убедитесь в том, что движение шарика равномерное, воспользовавшись цветным скотчем. С его помощью отметьте путь, пройденный шариком за каждую секунду. (Время отсчитывает секундомер) Измерьте с помощью линейки расстояния между флажками. Если они одинаковы, то движение шарика можно считать равномерным.
- Определите скорость равномерного движения шарика. Для этого измерьте любой участок пути, пройденный шариком за 1 с, 2 с или 3 с. Рассчитайте скорость равномерного движения шарика.
- Постройте график зависимости пути от времени.
- Измерьте угол с помощью транспортира угол между осью времени и графиком. С помощью калькулятора найдите тангенс данного угла.
- Сравните полученные результаты и сделайте вывод.
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Определение средней скорости движения человека
Оборудование: секундомер, измерительная лента (линейка)
- Составьте график перевода шагов в метры. Для этого с помощью измерительной ленты наметьте дистанцию 20-50 м. Пройдя эту дистанцию обычным шагом, посчитайте количество шагов и постройте график. Отметив на оси ординат в масштабе 2 см : 10 м расстояние (в метрах), а на оси абсцисс в масштабе 2 см: 10 шагов – количество шагов, проведите прямую через 0 и полученную точку.
- Измерьте шагами дистанцию 20 м, 30 м, 40 м, 50 м.
- Измерьте время прохождения дистанции сначала пешком, потом медленным бегом, затем с максимальной скоростью.
- По этим данным рассчитайте среднюю скорость движения человека.
- Результаты занесите в таблицу.
Движение | T,c | S,м | v, м/с | v ср, м/с |
Пешком | 20 | |||
30 | ||||
40 | ||||
50 | ||||
Медленный бег | 20 | |||
30 | ||||
40 | ||||
50 | ||||
Быстрый бег | 20 | |||
30 | ||||
40 | ||||
50 |
- По полученным данным сделайте вывод
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Определение средней скорости движения человека
Оборудование: секундомер, измерительная лента (линейка)
- Составьте график перевода шагов в метры. Для этого с помощью измерительной ленты наметьте дистанцию 20-50 м. Пройдя эту дистанцию обычным шагом, посчитайте количество шагов и постройте график. Отметив на оси ординат в масштабе 2 см : 10 м расстояние (в метрах), а на оси абсцисс в масштабе 2 см: 10 шагов – количество шагов, проведите прямую через 0 и полученную точку.
- Измерьте шагами дистанцию 20 м, 30 м, 40 м, 50 м.
- Измерьте время прохождения дистанции сначала пешком, потом медленным бегом, затем с максимальной скоростью.
- По этим данным рассчитайте среднюю скорость движения человека.
- Результаты занесите в таблицу.
Движение | T,c | S,м | v, м/с | v ср, м/с |
Пешком | 20 | |||
30 | ||||
40 | ||||
50 | ||||
Медленный бег | 20 | |||
30 | ||||
40 | ||||
50 | ||||
Быстрый бег | 20 | |||
30 | ||||
40 | ||||
50 |
- По полученным данным сделайте вывод
Лабораторная работа №4 __________________
Дата проведения
«Измерение массы тела на рычажных весах»
Цель работы: (сформулируй и запиши цель работы самостоятельно)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приборы и материалы: (записывается учеником самостоятельно, глядя на лоток с оборудованием)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правила техники безопасности
На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания, установив весы посредине стола. Аккуратно обращайтесь с разновесами, т.к. они имеют малый размер! Перед взвешивание не забудьте уравновесить весы
Тренировочные задания и вопросы
Перевести физические величины из заданной системы единиц в единицы системы СИ:
18 минут = ___________, 0,04 т = ___________, 50 л = ___________, 5750 с2 = ___________,
230000 мм3 = _________, 80,05 км = _________, 7070 г = __________, 8,4 т = _____________,
500 мг = _____________, 0,5 т = _____________, 100 г+20 г+2 г+1 г+500 мг+200 мг = ________.
Порядок выполнения работы
- Изучите устройство рычажных весов.
- Уравновесьте весы.
- Придерживаясь правил взвешивания, определите массу тела (например, резинка, мобильный телефон, связка ключей и т.д.)
- Результаты измерений запишите в таблицу
Название тела | Набор гирь уравновешивающих тело | Масса тела (г.) | Масса тела (кг) |
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №5 __________________
Дата проведения
«Измерение объема тела»
Цель работы: (сформулируй и запиши цель работы самостоятельно)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приборы и материалы: (записывается учеником самостоятельно, глядя на лоток с оборудованием)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правила техники безопасности
Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Не пейте воду из стакана!
Тренировочные задания и вопросы
При погружении в мензурку тела уровень воды в мензурке повышается, так как увеличивается объём воды на величину, равную объёму тела.
- Определите по рисунку уровень воды:
до погружения ________________
после погружения _____________
объём тела ___________________
- Какую физическую величину измеряют с помощью мензурки?
___________________________________________________
- В каких единицах она измеряется?
___________________________________________________
Порядок выполнения работы
- Определите цену деления мензурки. Цена деления = _______________________________________
- Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте объём V1. Результат занесите в таблицу.
- Опустите тело в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объём жидкостиV2. Результат занесите в таблицу. (таблицу составьте самостоятельно).
- Посчитайте объём тела V=V2-V1. Занесите в таблицу.
- То же самое проделайте с другими имеющимися у вас телами.
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Определение объема своего тела
Оборудование: ванна с водой, бутылка из-под газированной воды или другая ёмкость известного объема, маркер, линейка.
- Налейте теплую воду в ванну, отметьте первый уровень.
- Погрузитесь в воду и отметьте второй уровень
- Выйдите из ванны и с помощью емкости известного объема вновь долейте воду до первого уровня – это объем вашего тела, включая туловище, руки и ноги
- Рассчитайте объем головы по формуле Vголовы=, где lголовы – обхват головы.
- Найдите полный объем вашего тела.
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Определение времени прохождения диффузии
Цель: определить при каких температурах, высоких или низких, диффузия происходит быстрее
Приборы: термометр, часы.
Тела и материалы: 2 стакана; медный купорос или марганцовый калий или краска акварельная, вода.
Гипотеза: предполагаем, что при высоких температурах диффузия _________________________________ ___________________________________________________________________________________________
Условия успешного проведения опыта:
- Тщательность измерений
- Одинаковые начальные условия
- Не производить взбалтывания воды в стаканах
Порядок выполнения:
- Возьмите 2 стакана с водой комнатной температуры
- Определить цену деления термометра и измерьте начальную температуру воды в стаканах
- Опустите в них по одинаковому количеству красящего вещества
- Один стакан поставьте в морозильную камеру холодильника, второй – на батарею
- Отметьте время начала эксперимента
- Определите путем неоднократных измерений, через какое время красящее вещество полностью раствориться в воде в обоих стаканах.
- Измерьте температуру воды через определённые промежутки времени и конечное значение температуры в обоих стаканах
- Покажите на рисунках, как происходит смешивание молекул в обоих случаях. Красным цветом изобразите молекулы краски, синим – молекулы воды.
- Сделайте вывод.
№ п/п | Начальная температура t0 C | Промежуточная температура t0 C | Конечная температура t0 C | Время эксперимента t, с |
1 | ||||
2 |
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Определение объема своего тела
Оборудование: ванна с водой, бутылка из-под газированной воды или другая ёмкость известного объема, маркер, линейка.
- Налейте теплую воду в ванну, отметьте первый уровень.
- Погрузитесь в воду и отметьте второй уровень
- Выйдите из ванны и с помощью емкости известного объема вновь долейте воду до первого уровня – это объем вашего тела, включая туловище, руки и ноги
- Рассчитайте объем головы по формуле Vголовы=, где lголовы – обхват головы.
- Найдите полный объем вашего тела.
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Определение времени прохождения диффузии
Цель: определить при каких температурах, высоких или низких, диффузия происходит быстрее
Приборы: термометр, часы.
Тела и материалы: 2 стакана; медный купорос или марганцовый калий или краска акварельная, вода.
Гипотеза: предполагаем, что при высоких температурах диффузия _________________________________ ___________________________________________________________________________________________
Условия успешного проведения опыта:
- Тщательность измерений
- Одинаковые начальные условия
- Не производить взбалтывания воды в стаканах
Порядок выполнения:
- Возьмите 2 стакана с водой комнатной температуры
- Определить цену деления термометра и измерьте начальную температуру воды в стаканах
- Опустите в них по одинаковому количеству красящего вещества
- Один стакан поставьте в морозильную камеру холодильника, второй – на батарею
- Отметьте время начала эксперимента
- Определите путем неоднократных измерений, через какое время красящее вещество полностью раствориться в воде в обоих стаканах.
- Измерьте температуру воды через определённые промежутки времени и конечное значение температуры в обоих стаканах
- Покажите на рисунках, как происходит смешивание молекул в обоих случаях. Красным цветом изобразите молекулы краски, синим – молекулы воды.
- Сделайте вывод.
№ п/п | Начальная температура t0 C | Промежуточная температура t0 C | Конечная температура t0 C | Время эксперимента t, с |
1 | ||||
2 |
Лабораторная работа №6 __________________
Дата проведения
«Измерение плотности твердого тела»
Цель работы: (сформулируй и запиши цель работы самостоятельно)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приборы и материалы: (записывается учеником самостоятельно, глядя на лоток с оборудованием)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правила техники безопасности
На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания, установив весы посредине стола. Аккуратно обращайтесь с разновесами, т.к. они имеют малый размер! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах.
Тренировочные задания и вопросы
- Что показывает плотность?
- Почему различаются плотности газа, жидкости и твердого тела?
- Как найти массу тела, зная его объем и плотность?
Порядок выполнения работы
I Определение плотности тела имеющего правильную форму (деревянный брусок)
- С помощью линейки измерьте линейные размеры деревянного бруска. Длину (а), ширину (b), толщину (с).
- Определите объём деревянного бруска V= а·b·с
- Измерьте массу деревянного бруска.
- Вычислите плотность дерева, из которого изготовили брусок.
II Определение плотности тела имеющего неправильную форму (цилиндр)
- С помощью мензурки определите объем тела цилиндрической формы
- Измерьте массу цилиндрического тела с помощью весов
- Вычислите плотность тела
- С помощью таблицы плотностей твёрдых тел попробуйте определить вещество этого тела.
Название тела | объём, V | масса тела, m | плотность ρ | |||
см3 | м3 | г | кг | г/см3 | кг/м3 | |
Деревянный брусок | ||||||
Цилиндрическое тело |
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №6 __________________
Дата проведения
«Измерение плотности твердого тела»
Цель работы: (сформулируй и запиши цель работы самостоятельно)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приборы и материалы: (записывается учеником самостоятельно, глядя на лоток с оборудованием)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правила техники безопасности
На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания, установив весы посредине стола. Аккуратно обращайтесь с разновесами, т.к. они имеют малый размер! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах.
Тренировочные задания и вопросы
- Что показывает плотность?
- Почему различаются плотности газа, жидкости и твердого тела?
- Как найти массу тела, зная его объем и плотность?
Порядок выполнения работы
I Определение плотности тела имеющего правильную форму (деревянный брусок)
- С помощью линейки измерьте линейные размеры деревянного бруска. Длину (а), ширину (b), толщину (с).
- Определите объём деревянного бруска V= а·b·с
- Измерьте массу деревянного бруска.
- Вычислите плотность дерева, из которого изготовили брусок.
II Определение плотности тела имеющего неправильную форму (цилиндр)
- С помощью мензурки определите объем тела цилиндрической формы
- Измерьте массу цилиндрического тела с помощью весов
- Вычислите плотность тела
- С помощью таблицы плотностей твёрдых тел попробуйте определить вещество этого тела.
Название тела | объём, V | масса тела, m | плотность ρ | |||
см3 | м3 | г | кг | г/см3 | кг/м3 | |
Деревянный брусок | ||||||
Цилиндрическое тело |
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
- Определение плотности своего тела
Продумайте и оформите лабораторную работу по определению плотности человека (используйте данные предыдущих домашних лабораторных работ) Массу тела определите с помощью напольных бытовых весов или в медицинском кабинете в школе.
- Сравните среднюю плотность сыпучих продуктов – сахарного песка, муки, различных круп.
Продукты | Масса упаковки, г | Объем упаковки, см3 | Плотность г/см3 |
Сделайте вывод
- Пользуясь линейкой, измерьте упаковки сахара-рафинада, сливочного масла и определите плотность продуктов.
Вещество | Масса, г | Размеры, см | Объем, см3 | Плотность г/см3 | |
Сахар - рафинад | a | ||||
b | |||||
c | |||||
Сливочное масло | a | ||||
b | |||||
c |
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
- Определение плотности своего тела
Продумайте и оформите лабораторную работу по определению плотности человека (используйте данные предыдущих домашних лабораторных работ) Массу тела определите с помощью напольных бытовых весов или в медицинском кабинете в школе.
- Сравните среднюю плотность сыпучих продуктов – сахарного песка, муки, различных круп.
Продукты | Масса упаковки, г | Объем упаковки, см3 | Плотность г/см3 |
Сделайте вывод
- Пользуясь линейкой, измерьте упаковки сахара-рафинада, сливочного масла и определите плотность продуктов.
Вещество | Масса, г | Размеры, см | Объем, см3 | Плотность г/см3 | |
Сахар - рафинад | a | ||||
b | |||||
c | |||||
Сливочное масло | a | ||||
b | |||||
c |
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
- Определение плотности своего тела
Продумайте и оформите лабораторную работу по определению плотности человека (используйте данные предыдущих домашних лабораторных работ) Массу тела определите с помощью напольных бытовых весов или в медицинском кабинете в школе.
- Сравните среднюю плотность сыпучих продуктов – сахарного песка, муки, различных круп.
Продукты | Масса упаковки, г | Объем упаковки, см3 | Плотность г/см3 |
Сделайте вывод
- Пользуясь линейкой, измерьте упаковки сахара-рафинада, сливочного масла и определите плотность продуктов.
Вещество | Масса, г | Размеры, см | Объем, см3 | Плотность г/см3 | |
Сахар - рафинад | a | ||||
b | |||||
c | |||||
Сливочное масло | a | ||||
b | |||||
c |
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
- Определение плотности своего тела
Продумайте и оформите лабораторную работу по определению плотности человека (используйте данные предыдущих домашних лабораторных работ) Массу тела определите с помощью напольных бытовых весов или в медицинском кабинете в школе.
- Сравните среднюю плотность сыпучих продуктов – сахарного песка, муки, различных круп.
Продукты | Масса упаковки, г | Объем упаковки, см3 | Плотность г/см3 |
Сделайте вывод
- Пользуясь линейкой, измерьте упаковки сахара-рафинада, сливочного масла и определите плотность продуктов.
Вещество | Масса, г | Размеры, см | Объем, см3 | Плотность г/см3 | |
Сахар - рафинад | a | ||||
b | |||||
c | |||||
Сливочное масло | a | ||||
b | |||||
c |
Лабораторная работа №7 __________________
Дата проведения
«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.
Измерение жесткости пружины»
Цель работы: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины и измерить жесткость пружины.
Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов, масса каждого по 0,1 кг, линейка.
Правила техники безопасности
Долго не держать пружину в растянутом виде, т.к. может возникнуть остаточная деформация и пружина придет в негодность. Аккуратно обращаться с грузами. Не ронять!
Тренировочные задания и вопросы
- Приведите примеры упругих деформаций.
- Сформулируйте закон Гука.
- Всегда ли выполняется закон Гука? Ответ поясните.
- Как направлена сила упругости?
- Какая зависимость силы упругости от удлинения пружины?
- Нарисуйте шар, подвешенный к нити. Покажите все силы, действующие в системе.
- Нарисуйте тело, лежащее на опоре. Покажите все силы, действующие в этой системе.
Порядок выполнения работы
- Закрепите на штативе конец спиральной пружины.
- Рядом с пружиной установите и закрепите линейку.
- Отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины.
- Подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.
- К первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение │∆ℓ│пружины. По результатам измерений составьте таблицу:
№ опыта | m, кг | mg, Н | │ ∆ℓ│, м |
1 | 0,1 | ||
2 | 0,2 | ||
3 | 0,3 | ||
4 | 0,4 |
- По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и , пользуясь им, определите среднее значение жесткости пружины kср.
kср. = F / │ ∆ℓ│.
- Измерьте угол между графиком и осью Δℓ с помощью транспортира. С помощью калькулятора найдите тангенс угла и сравните полученные результаты.
- Вывод: _____________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________
Лабораторная работа №7 __________________
Дата проведения
«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.
Измерение жесткости пружины»
Цель работы: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины и измерить жесткость пружины.
Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов, масса каждого по 0,1 кг, линейка.
Правила техники безопасности
Долго не держать пружину в растянутом виде, т.к. может возникнуть остаточная деформация и пружина придет в негодность. Аккуратно обращаться с грузами. Не ронять!
Тренировочные задания и вопросы
- Приведите примеры упругих деформаций.
- Сформулируйте закон Гука.
- Всегда ли выполняется закон Гука? Ответ поясните.
- Как направлена сила упругости?
- Какая зависимость силы упругости от удлинения пружины?
- Нарисуйте шар, подвешенный к нити. Покажите все силы, действующие в системе.
- Нарисуйте тело, лежащее на опоре. Покажите все силы, действующие в этой системе.
Порядок выполнения работы
- Закрепите на штативе конец спиральной пружины.
- Рядом с пружиной установите и закрепите линейку.
- Отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины.
- Подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.
- К первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение │∆ℓ│пружины. По результатам измерений составьте таблицу:
№ опыта | m, кг | mg, Н | │ ∆ℓ│, м |
1 | 0,1 | ||
2 | 0,2 | ||
3 | 0,3 | ||
4 | 0,4 |
- По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и , пользуясь им, определите среднее значение жесткости пружины kср.
kср. = F / │ ∆ℓ│.
- Измерьте угол между графиком и осью Δℓ с помощью транспортира. С помощью калькулятора найдите тангенс угла и сравните полученные результаты.
- Вывод: _____________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Определение жесткости багажного шнура с помощью фотографий.
Закрепите багажный шнур , подвесив к нему канистру водой массой 4 кг. Оцените жесткость шнура.
Длина ненагруженного образца | |
Длина нагруженного образца | |
Удлинение образца | |
Масса подвешенного груза | |
Жесткость |
Сделайте вывод:
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Определение жесткости багажного шнура с помощью фотографий.
Закрепите багажный шнур , подвесив к нему канистру водой массой 4 кг. Оцените жесткость шнура.
Длина ненагруженного образца | |
Длина нагруженного образца | |
Удлинение образца | |
Масса подвешенного груза | |
Жесткость |
Сделайте вывод:
Лабораторная работа №8 __________________
Дата проведения
«Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»
Цель работы: _________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
Приборы и материалы: ________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
Правила техники безопасности
На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Аккуратно обращаться с грузами. Не ронять!
Тренировочные задания и вопросы
- Дайте определение термину «трение»
- Приведите пример, подтверждающий существование силы трения
- Влияет ли сила трения на скорость движущегося тела? Приведите пример.
- Почему возникает сила трения?
- Можно ли изменить силу трения? Приведите примеры
- Существует ли прибор для измерения силы трения?
- Некоторое тело находится на наклонной плоскости. Сделайте рисунок. Покажите силы, действующие на тело.
Порядок выполнения работы
- Определите вес бруска, используя динамометр. Результаты занесите в таблицу.
- Брусок положите на рабочий стол широкой гранью. Прикрепив его к крючку динамометра, добиться равномерного (без рывков) его перемещения по поверхности стола. Результат показания динамометра записать в таблицу
- Повернуть брусок так, чтобы он соприкасался с поверхность стола своей меньшей гранью. Снова добиться его равномерного движения по столу. Внести полученные данные в соответствующую графу таблицы.
- Размещая (поочередно: один, затем – два) на бруске грузы известной массы, всякий раз измерять величину силы трения, действующей на брусок с грузом (или несколькими грузами), Полученные результаты вносятся в таблицу.
- На основе анализа полученных данных сформулировать и записать вывод.
№ п/п | Сила трения, Н | Вес тела, Н | Масса тела, кг | ||
Большая грань бруска | Меньшая грань бруска | ||||
1 | Брусок | ||||
2 | Брусок +1 груз | ||||
3 | Брусок + 2 груза |
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №8 __________________
Дата проведения
«Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»
Цель работы: _________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
Приборы и материалы: ________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
Правила техники безопасности
На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Аккуратно обращаться с грузами. Не ронять!
Тренировочные задания и вопросы
- Дайте определение термину «трение»
- Приведите пример, подтверждающий существование силы трения
- Влияет ли сила трения на скорость движущегося тела? Приведите пример.
- Почему возникает сила трения?
- Можно ли изменить силу трения? Приведите примеры
- Существует ли прибор для измерения силы трения?
- Некоторое тело находится на наклонной плоскости. Сделайте рисунок. Покажите силы, действующие на тело.
Порядок выполнения работы
- Определите вес бруска, используя динамометр. Результаты занесите в таблицу.
- Брусок положите на рабочий стол широкой гранью. Прикрепив его к крючку динамометра, добиться равномерного (без рывков) его перемещения по поверхности стола. Результат показания динамометра записать в таблицу
- Повернуть брусок так, чтобы он соприкасался с поверхность стола своей меньшей гранью. Снова добиться его равномерного движения по столу. Внести полученные данные в соответствующую графу таблицы.
- Размещая (поочередно: один, затем – два) на бруске грузы известной массы, всякий раз измерять величину силы трения, действующей на брусок с грузом (или несколькими грузами), Полученные результаты вносятся в таблицу.
- На основе анализа полученных данных сформулировать и записать вывод.
№ п/п | Сила трения, Н | Вес тела, Н | Масса тела, кг | ||
Большая грань бруска | Меньшая грань бруска | ||||
1 | Брусок | ||||
2 | Брусок +1 груз | ||||
3 | Брусок + 2 груза |
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Проведите измерения силы тяжести и силы трения и определите, пользуясь графиком, коэффициент трения.
В качестве движущегося по столу тела используем коробку с сахаром-рафинадом. Нагружаем её разными грузами, измеряем силу трения.
- Результаты исследования приведены в таблице.
Fтр, H | (2±1) Н | (6±1) Н | (10±1) Н | (13±1) Н |
N, H | (10±1) Н | (30±1) Н | (50±1) Н | (65±1) Н |
График приведен на рисунке
Правила определения коэффициента пропорциональности при исследовании зависимости типа
- Результаты измерений отображают на плоскости (y, x) c учетом погрешностей
- Проводят прямую, так, чтобы она проходила через точку 0 и через все «прямоугольники» результатов измерений.
- При проведении прямой надо пользоваться прозрачной линейкой
- На прямой находят «удобную точку» и по ее координатам находят коэффициент k
- Сделайте вывод.
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Проведите измерения силы тяжести и силы трения и определите, пользуясь графиком, коэффициент трения.
В качестве движущегося по столу тела используем коробку с сахаром-рафинадом. Нагружаем её разными грузами, измеряем силу трения.
- Результаты исследования приведены в таблице.
Fтр, H | (2±1) Н | (6±1) Н | (10±1) Н | (13±1) Н |
N, H | (10±1) Н | (30±1) Н | (50±1) Н | (65±1) Н |
График приведен на рисунке
Правила определения коэффициента пропорциональности при исследовании зависимости типа
- Результаты измерений отображают на плоскости (y, x) c учетом погрешностей
- Проводят прямую, так, чтобы она проходила через точку 0 и через все «прямоугольники» результатов измерений.
- При проведении прямой надо пользоваться прозрачной линейкой
- На прямой находят «удобную точку» и по ее координатам находят коэффициент k
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа №9 __________________
Дата проведения
«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Цель работы: _________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
Приборы и материалы: ________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
Правила техники безопасности
На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Не пробуйте на вкус жидкость, находящихся в сосудах!
Тренировочные задания и вопросы
- Запиши в тетрадь определение. Выталкивающая сила – это…
- Можно ли утверждать, что истинный вес – это вес данного тела в воздухе? Почему?
- Перенеси рисунок в тетрадь и изобрази все силы, действующие на подвешенное к пружине динамометра тело. (Выполняя задание, не забудь, что всякая сила имеет модуль, направление и точку приложения! Вспомни, какие силы можно измерить, используя динамометр.)
- Выполняя исследования, ученик отметил, что вес тела в воздухе Р0 равен 8Н. Погрузив тело в жидкость, он увидел, что показания прибора уменьшились на 2 Н. Каков вес тела Р1 в этой жидкости? Каково значение выталкивающей силы Fвыт.?
- Для выполнения исследования учитель выбрал два тела: пластмассовый шар (тело №1) и металлический куб (тело №2). После взвешивания, оказалось, что массы тел равны. Погрузив эти тела в воду, ученики наблюдали, что пружина одного из динамометров оказалась менее растянута. Запиши в тетради, используя необходимые символы <, =, >, как соотносятся Fвыт.1 и Fвыт.2.
Порядок выполнения работы
- Чтобы определить вес тела №1 в воздухе, подвесьте исследуемое тело к пружине динамометра, закрепленного в штативе. Результат измерения следует записать в заданную графу таблицы с точностью до величины, равной цене деления шкалы динамометра.
- Аккуратно, не снимая с крючка динамометра, погрузите в стакан с водой тело №1 так, чтобы оно не касалось стенок и дна стакана. Полученные значения веса в воде внести в заданную графу таблицы с точностью до величины, равной цене деления школы динамометра.
- В заданную графу таблицы запишите значение выталкивающей силы как разность веса тела №1 в воздухе и в воде.
- Выполните аналогичные действия для тела №2, записывая результаты в таблицу.
- Сделайте вывод, указав в нем, от каких физических величин зависит выталкивающая сила.
Исследуемое тело | Вес исследуемого тела, измеренный в указанной среде, Н | Выталкивающая сила, Н | |
В воздухе Р0, Н | В воде Р1, Н | ||
Тело №1 | |||
Тело №2 |
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело и плотности жидкости.
Цель: пронаблюдать плавание тел в разного рода жидкостях, установить зависимость, как ведет себя тело в жидкостях разной плотности.
Приборы: мензурка, весы
Тела и материалы:
- Набор тел из дерева, металла, картофель, яблоко или яйцо
- Стакан с чистой водой
- Стакан с концентрированным раствором соли
Порядок проведения работы:
- Опустите в воду тела, которые вы приготовили. Какие из этих тел в воде плавают, какие тонут?
- Перенесите тела в концентрированный раствор соли. Какие из этих тел в растворе соли плавают? Какие тонут?
- Результаты наблюдений запишите в таблицу
- Сделайте вывод
Название жидкости е ее плотность | Название вещества и его плотность кг/м3 | Плавает тело или тонет |
Вода | Дерево Картофель Яблоко | |
Раствор соли | Дерево Картофель Яблоко |
Задача –вопрос для обсуждения
Прав ли капитан? Капитан сухогруза, находясь в Ленинградском порту, взял на борт дополнительный груз, так, что вода поднялась немного выше ватерлинии. Кораблю нужно было выходить из Невы в Балтийское море. Оправдал ли риск корабля?
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело и плотности жидкости.
Цель: пронаблюдать плавание тел в разного рода жидкостях, установить зависимость, как ведет себя тело в жидкостях разной плотности.
Приборы: мензурка, весы
Тела и материалы:
- Набор тел из дерева, металла, картофель, яблоко или яйцо
- Стакан с чистой водой
- Стакан с концентрированным раствором соли
Порядок проведения работы:
- Опустите в воду тела, которые вы приготовили. Какие из этих тел в воде плавают, какие тонут?
- Перенесите тела в концентрированный раствор соли. Какие из этих тел в растворе соли плавают? Какие тонут?
- Результаты наблюдений запишите в таблицу
- Сделайте вывод
Название жидкости е ее плотность | Название вещества и его плотность кг/м3 | Плавает тело или тонет |
Вода | Дерево Картофель Яблоко | |
Раствор соли | Дерево Картофель Яблоко |
Задача –вопрос для обсуждения
Прав ли капитан? Капитан сухогруза, находясь в Ленинградском порту, взял на борт дополнительный груз, так, что вода поднялась немного выше ватерлинии. Кораблю нужно было выходить из Невы в Балтийское море. Оправдал ли риск корабля?
Лабораторная работа №10 __________________
Дата проведения
«Выяснение условий равновесия рычага»
Цель работы: _________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
Приборы и материалы: ________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
Правила техники безопасности
На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Аккуратно обращаться с грузами. Не ронять
Тренировочные задания и вопросы
- Человек с помощью рычага поднимает ящик, прилагая силу 150 Н (рис. 64, в). Какой буквой на этом рисунке обозначена точка опоры рычага?
- Если масса тела равна 100 грамм, то его вес P=_____
- Запишите условия равновесия рычага
- Запишите числовые значения сил, действующих на рычаг, и плечи этих сил. Выполняется ли для данного случая правило моментов? Если нет, то укажите направление вращения рычага.
Порядок выполнения работы
- Определите цену деления динамометра и линейки.
- Уравновесьте рычаг, вращая гайки на его концах так, чтобы он расположился горизонтально.
- Подвесьте в произвольной точке одного из плеч рычага груз массой 100 г или несколько грузов.
- В произвольном месте другого плеча рычага прикрепите динамометр и измерьте силу F, необходимую для удержания рычага в равновесии в горизонтальном положении.
- Определите с помощью динамометра вес груза или грузов.
- Измерьте плечи сил, действующих на рычаг.
- Повторите действия согласно пунктам 3-6 несколько раз, изменяя как количество грузов, так и плечи сил. Результаты измерений запишите в таблицу. Вычислите числовые значения моментов сил Р и F.
- М1 = Р ·ℓ1, М2 = F·ℓ2. Запишите значения моментов сил в таблицу.
№ опыта | Р, Н | F, H | ℓ1, м | ℓ2, м | М1, Н· м | М2, Н·м | FР | ℓ1ℓ2 |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 |
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Равновесие сил на рычаге
Цель: изготовить рычаг, условие равновесия рычага
Приборы: динамометр, измерительная лента
Тела и материалы: деревянная рейка, различные твердые тела в качестве грузов
Порядок выполнения:
- Уравновесить метровую рейку, пока она не станет горизонтальной. Заметить точно, где находится центр вращения (точка опоры) и делать измерения от этой точки (можно использовать гвоздь)
- Определите вес тела динамометром. Подвесьте его к линейке, измерьте расстояние до опоры
- Уравновесьте тело динамометром с другой стороны от опоры. Запишите показания динамометра
- Используя условие равновесия рычага, рассчитайте, на каком расстоянии должен быть динамометр и сравните с экспериментальными данными.
- Заполните таблицу
№ п/п | Вес тела Р, Н | Плечо l1, м | Уравновешенный вес, Р, Н | Расстояние от точки опоры l2, м |
1 | ||||
2 |
- Сделайте рисунки
- Сформулируйте вывод
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Равновесие сил на рычаге
Цель: изготовить рычаг, условие равновесия рычага
Приборы: динамометр, измерительная лента
Тела и материалы: деревянная рейка, различные твердые тела в качестве грузов
Порядок выполнения:
- Уравновесить метровую рейку, пока она не станет горизонтальной. Заметить точно, где находится центр вращения (точка опоры) и делать измерения от этой точки (можно использовать гвоздь)
- Определите вес тела динамометром. Подвесьте его к линейке, измерьте расстояние до опоры
- Уравновесьте тело динамометром с другой стороны от опоры. Запишите показания динамометра
- Используя условие равновесия рычага, рассчитайте, на каком расстоянии должен быть динамометр и сравните с экспериментальными данными.
- Заполните таблицу
№ п/п | Вес тела Р, Н | Плечо l1, м | Уравновешенный вес, Р, Н | Расстояние от точки опоры l2, м |
1 | ||||
2 |
- Сделайте рисунки
- Сформулируйте вывод
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Равновесие сил на рычаге
Цель: изготовить рычаг, условие равновесия рычага
Приборы: динамометр, измерительная лента
Тела и материалы: деревянная рейка, различные твердые тела в качестве грузов
Порядок выполнения:
- Уравновесить метровую рейку, пока она не станет горизонтальной. Заметить точно, где находится центр вращения (точка опоры) и делать измерения от этой точки (можно использовать гвоздь)
- Определите вес тела динамометром. Подвесьте его к линейке, измерьте расстояние до опоры
- Уравновесьте тело динамометром с другой стороны от опоры. Запишите показания динамометра
- Используя условие равновесия рычага, рассчитайте, на каком расстоянии должен быть динамометр и сравните с экспериментальными данными.
- Заполните таблицу
№ п/п | Вес тела Р, Н | Плечо l1, м | Уравновешенный вес, Р, Н | Расстояние от точки опоры l2, м |
1 | ||||
2 |
- Сделайте рисунки
- Сформулируйте вывод
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
Равновесие сил на рычаге
Цель: изготовить рычаг, условие равновесия рычага
Приборы: динамометр, измерительная лента
Тела и материалы: деревянная рейка, различные твердые тела в качестве грузов
Порядок выполнения:
- Уравновесить метровую рейку, пока она не станет горизонтальной. Заметить точно, где находится центр вращения (точка опоры) и делать измерения от этой точки (можно использовать гвоздь)
- Определите вес тела динамометром. Подвесьте его к линейке, измерьте расстояние до опоры
- Уравновесьте тело динамометром с другой стороны от опоры. Запишите показания динамометра
- Используя условие равновесия рычага, рассчитайте, на каком расстоянии должен быть динамометр и сравните с экспериментальными данными.
- Заполните таблицу
№ п/п | Вес тела Р, Н | Плечо l1, м | Уравновешенный вес, Р, Н | Расстояние от точки опоры l2, м |
1 | ||||
2 |
- Сделайте рисунки
- Сформулируйте вывод
Лабораторная работа №11 __________________
Дата проведения
«Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости»
Цель работы: _________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
Приборы и материалы: ________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
Правила техники безопасности
На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Аккуратно обращаться с грузами. Не ронять
Тренировочные задания и вопросы
- Что такое работа в физике? Формула для расчёта механической работы.
- Что такое наклонная плоскость? Почему её относят к простым механизмам?
- Что определяет «золотое правило» механики? Запиши его формулировку.
- Определить цену деления динамометра, записав её значение с учётом погрешности, равной половине ц. д. шкалы.
- Решите задачу: Тело массой 450 кг необходимо поднять на высоту 2 м. Какой длины нужно использовать наклонную плоскость, чтобы КПД этого простого механизма оказался равным 75%? Трение отсутствует, сила тяги равна 1,5 кН.
Порядок выполнения работы
- Расположив один край деревянной плоскости на высоте 8 -12 см от поверхности стола, вы получите наклонную плоскость.
- Используя измерительную линейку, определить высоту наклонной плоскости, её длину. Данные внести в соответствующие графы таблицы.
- Используя динамометр, определите вес бруска. Полученные данные внести в нужную графу таблицы.
- Добейтесь равномерного (важно!) перемещения бруска с динамометром по направляющей плоскости. Не прекращая движения бруска по плоскости, измерить показание динамометра, записать в нужную графу таблицы.
- Выполнить вычисления значений полезной и затраченной при перемещении груза работы. Результаты внести в таблицу.
- Рассчитать величину КПД, внеся полученные значения в соответствующие графы таблицы.
- Вычисли КПД наклонной плоскости.
№ п/п | Вес бруска Р, Н | Высота подъема плоскости h, м | Работа полезная, Ап, Дж | Сила тяги при движении бруска, F, Н | Длина наклонной плоскости s, м | Работа затраченная Аз, Дж | КПД плоскости, η | |
1 | ||||||||
2 |
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №11 __________________
Дата проведения
«Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости»
Цель работы: _________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
Приборы и материалы: ________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
Правила техники безопасности
На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Аккуратно обращаться с грузами. Не ронять
Тренировочные задания и вопросы
- Что такое работа в физике? Формула для расчёта механической работы.
- Что такое наклонная плоскость? Почему её относят к простым механизмам?
- Что определяет «золотое правило» механики? Запиши его формулировку.
- Определить цену деления динамометра, записав её значение с учётом погрешности, равной половине ц. д. шкалы.
- Решите задачу: Тело массой 450 кг необходимо поднять на высоту 2 м. Какой длины нужно использовать наклонную плоскость, чтобы КПД этого простого механизма оказался равным 75%? Трение отсутствует, сила тяги равна 1,5 кН.
Порядок выполнения работы
- Расположив один край деревянной плоскости на высоте 8 -12 см от поверхности стола, вы получите наклонную плоскость.
- Используя измерительную линейку, определить высоту наклонной плоскости, её длину. Данные внести в соответствующие графы таблицы.
- Используя динамометр, определите вес бруска. Полученные данные внести в нужную графу таблицы.
- Добейтесь равномерного (важно!) перемещения бруска с динамометром по направляющей плоскости. Не прекращая движения бруска по плоскости, измерить показание динамометра, записать в нужную графу таблицы.
- Выполнить вычисления значений полезной и затраченной при перемещении груза работы. Результаты внести в таблицу.
- Рассчитать величину КПД, внеся полученные значения в соответствующие графы таблицы.
- Вычисли КПД наклонной плоскости.
№ п/п | Вес бруска Р, Н | Высота подъема плоскости h, м | Работа полезная, Ап, Дж | Сила тяги при движении бруска, F, Н | Длина наклонной плоскости s, м | Работа затраченная Аз, Дж | КПД плоскости, η | |
1 | ||||||||
2 |
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
- Рассчитайте работу, совершаемую вами при ходьбе из дома в школу и обратно, если каждому шагу соответствует работа, равная в среднем 20 Дж.
- Определите работу, совершаемую вами при подъеме по лестнице с одного этажа на следующий. Расстояние между этажами оцените с помощью отвеса с полуметровыми метками, а массу собственного тела измерьте напольными весами.
Не забывайте о технике безопасности. Соблюдайте правила оформления лабораторной работы
Название лабораторной работы
Цель работы
Приборы и материалы
Результаты измерений запишите в виде таблицы
Сделайте вывод.
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
- Рассчитайте работу, совершаемую вами при ходьбе из дома в школу и обратно, если каждому шагу соответствует работа, равная в среднем 20 Дж.
- Определите работу, совершаемую вами при подъеме по лестнице с одного этажа на следующий. Расстояние между этажами оцените с помощью отвеса с полуметровыми метками, а массу собственного тела измерьте напольными весами.
Не забывайте о технике безопасности. Соблюдайте правила оформления лабораторной работы
Название лабораторной работы
Цель работы
Приборы и материалы
Результаты измерений запишите в виде таблицы
Сделайте вывод.
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
- Рассчитайте работу, совершаемую вами при ходьбе из дома в школу и обратно, если каждому шагу соответствует работа, равная в среднем 20 Дж.
- Определите работу, совершаемую вами при подъеме по лестнице с одного этажа на следующий. Расстояние между этажами оцените с помощью отвеса с полуметровыми метками, а массу собственного тела измерьте напольными весами.
Не забывайте о технике безопасности. Соблюдайте правила оформления лабораторной работы
Название лабораторной работы
Цель работы
Приборы и материалы
Результаты измерений запишите в виде таблицы
Сделайте вывод.
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
- Рассчитайте работу, совершаемую вами при ходьбе из дома в школу и обратно, если каждому шагу соответствует работа, равная в среднем 20 Дж.
- Определите работу, совершаемую вами при подъеме по лестнице с одного этажа на следующий. Расстояние между этажами оцените с помощью отвеса с полуметровыми метками, а массу собственного тела измерьте напольными весами.
Не забывайте о технике безопасности. Соблюдайте правила оформления лабораторной работы
Название лабораторной работы
Цель работы
Приборы и материалы
Результаты измерений запишите в виде таблицы
Сделайте вывод.
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
- Рассчитайте работу, совершаемую вами при ходьбе из дома в школу и обратно, если каждому шагу соответствует работа, равная в среднем 20 Дж.
- Определите работу, совершаемую вами при подъеме по лестнице с одного этажа на следующий. Расстояние между этажами оцените с помощью отвеса с полуметровыми метками, а массу собственного тела измерьте напольными весами.
Не забывайте о технике безопасности. Соблюдайте правила оформления лабораторной работы
Название лабораторной работы
Цель работы
Приборы и материалы
Результаты измерений запишите в виде таблицы
Сделайте вывод.
Домашние экспериментальные задания __________________
Дата проведения
- Рассчитайте работу, совершаемую вами при ходьбе из дома в школу и обратно, если каждому шагу соответствует работа, равная в среднем 20 Дж.
- Определите работу, совершаемую вами при подъеме по лестнице с одного этажа на следующий. Расстояние между этажами оцените с помощью отвеса с полуметровыми метками, а массу собственного тела измерьте напольными весами.
Не забывайте о технике безопасности. Соблюдайте правила оформления лабораторной работы
Название лабораторной работы
Цель работы
Приборы и материалы
Результаты измерений запишите в виде таблицы
Сделайте вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Базы данных. Основы работы с СУБД MS Access: разработка и заполнение таблиц, создание связей (лабораторная работа 1)
Документ в формате pdf представляет собой первую часть лабораторной работы и содержит пошаговую инструкцию по началу работы в программе MS Access:создание БД;создание таблиц;заполнение таблиц;создание...
Виртуальные лабораторные работы как один из способов реализации темы самообразования «Использование ИКТ в работе учителя физики»
Использование ИКТ в работе учителя физики...
Лабораторная работа "Измерение работы и мощности в электрической лампочке"(8класс)
Работа выполнена в виде презентации и дополнена подробным конспектом урока. Возможно использование интерактивной доски....
Лабораторная работа №2 Тема: «VBA. Работа со списком»
По выбранным данным в списке в MS Excel осуществляется отбор данных в базе данных MS Access. Код написан на VBA. Результат представлен в MS Excel...
Практические работы (лабораторные работы) по истории
Несколько вариантов работы с документами...
Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"
Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...
Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник
Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...