Конференция на тему: "Первые шаги в освоении космического пространства".
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Конференция на тему: "Первые шаги в освоении космического пространства".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конференция на тему: "Первые шаги в освоении космического пространства".
Цели и задачи:
ознакомить учащихся с достижениями современной науки в области космонавтики и космологии ;
воспитание патриотизма и интернационализма, положительного отношения к знаниям ;
развитие самостоятельности
Материалы и оборудование:
1.Компьютер, проектор
2.Фильм "Реактивное движение"
3.Вырезки из газет: "Мы пионеры космоса" за 1961 – 1967 гг.
4.Портреты космонавтов.
5.Выставка книг и рисунков, посвященных космосу.
6. Доклады учащихся по темам:
- "Закон сохранения импульса и реактивное движение"',
- "Полет Ю. А . Гагарина",' "Значение космических исследований "Космические скорости и межзвездные полеты"I
- "Проблемы внеземных цивилизаций",
- сообщения-справки по биографиям и творческой деятельности
- К.Э.Циолковского,
- Р.Годдарда.
- Н.Кибальчича,
- Ф.А.Цандера
- С.П Королева.
7.Кроссворд "Первые".
8. Плакаты " Ко всем, кто интересуется проблемой межпланетных сообщений!", " Вперед на Марс !"
Оформление доски:
1. План урока:
- Закон сохранения импульса и реактивное движение.
- Развитие ракетной техники.
- …. лет со дня первого полета человека в космос.
- Научное и практическое значение космических исследований.
- Космические скорости и межзвездные полеты
- Мы не одни?
2.Сетка кроссворда.
3. "Первые шаги в освоении космоса":
- 1864 г. К.И.Константинов "О боевых ракетах".
- 1881 г. Н.И. Кибальчич "Проект воздухоплавательного прибора".
- 1903 г. К.Э.Циолковский " Исследование мировых пространств реактивными приборами".
- 1929г. Ю.В.Кондратюк "Завоевание межпланетных пространств"
- 1930 г. ГИРЛ Ф.А. Цандер и С.П.Королев.
- 4.10.1957 г. ИСЗ
- 12.04.1961 г. "Восток" Ю.А.Гагарин.
Листы с сеткой и вопросами кроссворда раздаются на столы учащимся до мероприятия
Ход конференции :
Звучат позывные "Родина слышит, Родина знает...".
Учитель: Эту песню пел при спуске космического корабля человек, первым побывавший в космосе. А звучала она потому, что тема нашей сегодняшней конференции "Первые шаги в освоении космического пространства .
"Перед вами на доске план, по которому мы будем работать.
И начнём мы с того ,что вспомним, что мы знаем о законе
сохранения импульса и реактивном движении.
Сообщение ученика( примерно такого плана):
Физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость ,называется импульсом тела. Для импульса справедлив фундаментальный закон природы, называемый законом сохранения импульса /или количества движения/.Открывший этот закон Декарт в одном из своих писем написал: "Я принимаю, что во Вселенной, во всей созданной материи есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает."
В наиболее простом случае ЗСИ может быть сформулирован так: "При взаимодействии двух тел их общий импульс остается неизменным. Этот закон позволяет объяснить очень важное механическое явление - реактивное движение. Так называют движение тела, возникающее при отделении от него с какой-либо скоростью некоторой его части.
По принципу реактивного движения передвигаются некоторые представители животного мира, например кальмары и осьминоги Периодически выбрасывая вбираемую в себя воду, они способны развивать скорость до 60-70км/ч. Аналогичным образом перемещаются медузы, каракатицы и некоторые другие животные.
Примеры реактивного движения можно обнаружить и в мире растений. Например, созревшие плоды "бешеного" огурца при самом легком прикосновении отскакивают от плодоножки и из отверстия, образовавшегося на месте отделившийся ножки, с силой выбрасывается горькая жидкость с семенами; сами огурцы при этом отлетают в противоположном направлении .
В технике реактивное движение используется на речном транспорте /катер с водометным двигателем/,в автомобилестроении /гоночные автомобили/,в авиации, военном деле.
На принципе реактивного движения основаны полеты ракет. Современная космическая ракета представляет собой очень сложный летательный аппарат, состоящий из сотен тысяч и миллионов деталей. Масса ракеты огромна. Она складывается из массы рабочего тела/топлива/и как говорят, "сухой "массы ракеты, остающейся после выброса из ракеты рабочего тела.
Когда реактивная газовая струя с большой скоростью выбрасывается из ракеты сама ракета устремляется в противоположную сторону.
Формула
является приближенной .В ней не учитывается, что по мере сгорания топлива масса летящей ракеты становится все меньше и меньше. Точная формула для скорости ракеты впервые была получена Циолковским и носит его имя :
Учитель: «Открылась бездна, звезд полна,
звездам числа нет, бездне – дна»
так писал М.В.Ломоносов о звездном небе. Но кто только не увлекал нас в воображаемое путешествие по небесным светилам: Вольтер в «Микромегасе», Жюль Верн в «Путешествии на Луну», Г.Уэллс в «Первых людях на Луне» и многие другие осуществили интересные путешествия на небесные светила, но …. Конечно же, только в мечтах.
Существует много легенд о появлении ракет. Хотя достоверно неизвестно имя первого создателя ракеты, но …
(Демонстрируется кадр из д/ф «Реактивное движение»)
«Творцом русской боевой ракеты был ученый – артеллерист К.И. Константинов. При весе 80 кг дальность полета ракеты Константинова достигала 4 км. " ПЕРВЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ труд " О БОЕВЫХ РАКЕТАХ" ОН ОПУБЛИКОВАЛ В 1864 году.
/Кадр №… /. "Идея применения реактивного двигателя в летательном аппарате принадлежит народовольцу Н.И.Кибальчичу. Узник Петропавловской крепости накануне казни составил завещание, в котором изложил принцип действия реактивного летательного аппарата".
/сообщение ученика о Кибальчиче/.
Учитель: История развития космонавтики и ракетной техники знает немало славных имен, но основоположником научной космонавтики считается великий русский ученый К.Э.Циолковский.
/Кадры №№… /
и сообщение ученика о жизнедеятельности Циолковского.
(Можно сообщение заменить текстом кадров фильма: "В 1900 году наш знаменитый соотечественник У.Э.Циолковский научно доказал возможность полета в межпланетном пространстве и разработал проект первого ракетоплана с жидкостно-реактивным двигателем.
Мечтая о космических полетах, Циолковский выдвинул идею космического ракетного поезда, составленного из ряда ракет, работающих поочередно и отпадающих по мере израсходования горючего.")
Учитель: Важный вклад в развитие теории реактивного движения внес современник Циолковского русский ученый И.В.Мещерский./Кадр № /
"При полете ракеты масса ее непрерывно изменяется. Новый раздел науки -механику тела с переменной массой - основал выдающийся ученый -теоретик И.В.Мещерский."
Учитель: В 1929 году издает свою книгу "Завоевание межпланетных пространств" еще один самоучка Ю.В.Кондратюк. С работами Циолковского Кондратюк познакомился уже после того ,как сделал свои изобретения .
Но теория без практики мертва. И это понимали многие. Несколько десятков патентов на изобретение в области ракетной техники получает в 20-30 гг XX века американский ученый Роберт Годдард.
/сообщение ученика о Р. Годдарде/
Учитель: Напряженно работают над воплощением теории в жизнь и на Родине Циолковского.12 декабря 1930 гола в газете "Вечерняя Москва" появилось объявление: "Ко всем, кто интересуется проблемой межпланетных сообщений!!!".Это объявление ознаменовало создание ГРУППЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ. Ее руководителями стали Цандер и Королев. "Вперед на Марс!"-вот слова, символизирующие цель жизни Ф.А.Цандера.
/сообщение ученика/
Учитель: Ф.А.Цандер не увидел старта первой ракеты на этиловом спирте, которая пролетев 150 м упала на землю. Но руководитель запуска С.П. Королев не огорчился - ведь это был еще один шаг в освоении ракетной техникой. /Кадр № /
/сообщение ученика о Королеве /
Учитель: 4 октября 1957 года ракета-носитель "Спутник" вывела на орбиту первое искусственное тело неба - ИСЗ -шар диаметром 58 см и массой 83,6 кг.
/Кадр № /. 97 дня летал он вокруг планеты. А еще через месяц 3 ноября в космический полет на ИСЗ отправилась собака Лайка.
12 апреля 1961 года в 9ч.07 мин по московскому времени космический корабль "Восток-1" с человеком на борту поднялся в космос и совершив полет вокруг земного шара вернулся на Землю. Пионером освоения космоса был Ю.А.Гагарин. /Кадр №.. /
Доклад "Полет Гагарина."
Учитель(или специально подготовленный ученик):
Любопытный факт-
•••С 1957 года на околоземную орбиту выведено более 3000 космических аппаратов и вместе с ними появились около 20 000 "сопровождающих " их предметов. Если считать только предметы более десяти сантиметров длиной, то это:
последние ступени ракет-носителей,
части от распадающихся спутников и
предметы, потерянные космонавтами в открытом космосе.
Учитель: Придет время, и человек прочно обоснуется в пространстве, окружающем нашу планету, в плане работ намеченном К.Циолковским еще в 1926 году, это пункт десятый: «Вокруг Земли устраиваются обширные поселения." Но для чего человеку нужно поселяться в космосе? О научном и практическом значении космических исследований расскажет следующий ученик.
Доклад" Значение космических исследований»
Любопытный факт - Первыми промышленным изделиями, произведенными в условиях невесомости, оказались миллиарды крохотных пластмассовых шариков, синтезированных на борту "Спейс Шаттла» Поскольку они имеют идеально круглую форму, их стоимость в 2000 раз выше, чем стоимость золота того веса.
Учитель; "Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь не самоцель… Будет иной способ передвижения в Космос, приму и его», - сказал как-то Циолковский в одной из бесед
Доклад "Космические скорости и межзвездные полеты".
Учитель: Один американец решил построить в своем городе космодром для НЛО. Он объяснил свое решение тем, что гуманоиды непрочь установить с нами контакт ,но скромность и воспитанность их вынуждает ожидать приглашения с нашей стороны. Таким приглашением и станет будущий космодром. Но есть ли кого ждать в гости этому американцу? Что говорит наука? 0дни ли мы или не одни в бесконечном космическом пространстве?
Доклад "Проблемы внеземных цивилизаций".
Любопытный факт-
Если другие цивилизации существуют, они узнают онас из посланий отправленных в межзвездное пространство на космической станции' "Пионер-10" . .0на унесла с собой в глубины космоса пластинку с изображением мужчины, женщины и самой станции в одном масштабе. На нем же закодирована информация о планете Земля, на случай, если аппарат обнаружат разумные существа, принадлежащие внеземной цивилизации. Станция должна достичь окрестностей звезды Альдебаран в созвездии Тельца через 1 700 000 лет.
В завершение конференции нам остается решить кроссворд
( его можно дать и в качестве домашнего задания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/22/picture-24905-1361545233.jpg)
Урок-конференция "Первые шаги в освоении космического пространства"
Материал находится по адресу:http://zmisuda.jimdo.com в разделе "Портфель учителя"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-382311-1389889785.jpg)
Доклад на тему :" Человек и Космос. Научные исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства."
В данной работе рассматриваются такие вопросы: Человек и Космос , исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства и другие вопросы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-382159-1389949677.jpg)
Презентация к проекту "Космические корабли-ступени для познания свойств космического пространства"
В этой презентации освещается такой знаменательный праздник как День космонавтики, отмечаемый всем миром 12 апреля в виде проекта. «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-406773-1392729282.jpg)
Открытый урок. Тема: "Первые шаги в мире звуков"
Известно, что детские годы - это период интенсивного музыкального восприятия, накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние как на дальнейшее музыкальное развитие ребёнка, так...
Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.
Конспекта урока по физике в 10 классе:Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства. Тема урока: Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.Тип урока:Объя...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175931-1357834584.jpg)
Внеклассное мероприятие "Освоение космического пространства"
Внеклассное мероприятие "Освоение космического пространства"...