внеклассное мероприятие по физике для 7 класса
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Содержание мероприятия
Внеклассное мероприятие в 7 классах
«Вечер занимательной физики»
Цель мероприятия: способствовать развитию познавательного интереса к изучению физики у школьников на начальном этапе изучения предмета.
Задачи мероприятия:
- Способствовать осознанию учащимися важности изучения окружающих нас физических явлений.
- Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Атмосферное давление».
- Развивать пространственное, логическое мышление, умение делать выводы.
- Формировать умение четко излагать свои мысли.
- Формировать умение работать в коллективе, в группе.
- Воспитывать эстетическое восприятие мира на примере физических явлений.
Подготовительный этап.
На этом этапе группа учащихся 7 класса оказывала практикантам помощь в оформлении стенгазеты, посвященной вечеру занимательной физики. В газете были представлены интересные материалы из жизни физиков, загадки, цитаты великих ученых, кроссворд. Ребята ярко и красочно оформили газету, и повесили ее на всеобщее обозрение за неделю до мероприятия.
Ход мероприятия.
Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук.
Здравствуйте, ребята! Мы приглашаем вас принять участие в нашем веселом вечере физики. Бороться за победу сегодня будут 3 команды 7ых классов. А чтобы восторжествовала справедливость, мы решили создать судейскую комиссию. Занять почетное место жюри, просим:
- Чуркину Настю, ученицу 10 класса.
- Валуйскую Дарью , ученицу 11 класса.
- Левину Валентину, студентку 5 курса инженерно-физического факультета НИУ «БелГУ».
А к жюри у нас такая просьба: будьте справедливы, объективны. После каждого тура объявляйте результаты.
Итак, мы начинаем!
1 конкурс. Приветствие.
Команды выбирают капитанов, придумывают название команды, девиз и пожелание соперникам. Все это должно быть связано с физикой. После этого ведущие делят доску на три части. Там фиксируют названия команд. Далее в этих трех колонках будут фиксироваться баллы. Максимум за 1-й конкурс – 3 балла.
2 конкурс. Викторина по физике.
А сейчас мы проверим ваше знание физики. Каждая команда должна будет ответить на 3 вопроса викторины. Если команда не знает ответа, то отвечает команда соперников. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
- Кто впервые измерил атмосферное давление? (Торричелли)
- Назовите прибор для измерения атмосферного давления. (Ртутный барометр)
- Назовите прибор для ориентирования на земной поверхности и определения сторон света. (Компас)
- Почему во время сильного мороза в лесу трещат деревья? (При замерзании вода расширяется, кора рвется с треском)
- Почему теплый хлеб тяжелее холодного? (В горячем много влаги, в холодном она испарилась)
- Почему вода тушит огонь? (Охлаждает горячее тело, поглощает много теплоты, образующийся пар не пропускает к горящему телу кислород)
- Что тяжелее – пуд железа, или пуд пуха? (Их масса одинакова)
- В какой комнате быстрее распространяется запах духов – в теплой, или холодной? (Диффузия происходит быстрее в теплой комнате)
- Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?
(Сила притяжения со стороны Луны)
Пока наше уважаемое жюри выставляет оценки, мы покажем вам небольшой фокус. Попробуйте объяснить его с точки зрения физики.
«Летающие чайные пакетики». Вскрываем чайные пакетики, отрезаем нитку с этикеткой, высыпаем заварку. Ставим пакетики на стол и поджигаем. Теплый воздух увлекает догорающие пакетики за собой вверх.
3 конкурс. «Объясни опыт»
Для каждой команды демонстрируется 1 опыт. Команда должна дать объяснение увиденному явлению. Максимум за конкурс – 5 баллов.
- «Тяжелая газета». На стол кладут длинную деревянную линейку и ударяют рукой. Линейка падает. Затем линейку накрывают газетой и снова с силой ударяют. Газета рвется, а линейка остается лежать на месте. Так как площадь газеты велика, до давление воздуха на ее поверхность достаточно большое, поэтому линейка не падает.
- «Две жидкости меняются местами». В одну рюмку наливается вино, в другую – вода. Рюмку с водой накрываем пластиковой карточкой и переворачиваем на рюмку с вином. Между рюмками делаем маленькую щель. Наблюдаем, как вино тонкой струйкой поднимается в верхнюю рюмку, а вода перетекает вниз. Происходит это потому, что плотность воды больше, чем плотность вина. Поэтому более легкая жидкость стремится наверх, а более тяжелая – вниз.
- «Расплющиваем банку». Немного воды кипятим в алюминиевой банке из-под газировки. Щипцами берем банку и переворачиваем в емкость с холодной водой. Банка расплющивается. Дело в том, что в не нагретой банке – вода и воздух. Когда вода кипит – воздух в банке замещается паром. Затем холодная вода охлаждает пар, и он превращается в несколько капелек воды. Воздуха в банке уже нет, следовательно, давление в ней ниже атмосферного. Под его действием банка расплющивается.
4 конкурс. «Пантомима»
А сейчас пришла пора немного размяться. Каждая команда должна выйти в центр класса и показать с помощью пантомимы то агрегатное состояние вещества, которое написано у них на карточке. (Карточки с названием агрегатного состояния получили перед конкурсом.)
- Жидкое
- Твердое
- Газообразное
Максимум за конкурс – 3 балла.
5 конкурс. «Конкурс капитанов».
- Поставить полоску бумаги на стол ребром. (Сложить пополам, скрутить и т.д.)
- Отгадать, что в черном ящике.
Об этом веществе Леонардо да Винчи сказал: «Оно может быть целительным, отравляющим, серным, соленым, алым, мрачным, яростным, сердитым, красным, желтым, зеленым, жирным, тощим. Все зависит от тех мест, где оно находится.» (Правильный ответ - вода)
- Перелить из цилиндрического стакана ровно половину воды в один прием. (Аккуратно лить воду, пока не покажется край донышка)
Капитан, первый справившийся с каждым заданием, приносит своей команде 1 балл.
6 конкурс. «Загадки»
- Красивое коромысло над лесом повисло. (Радуга)
- Что с земли не поднимешь? (Тень)
- Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал. Без тела – а живет оно, без языка – кричит. (Эхо)
- Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – пляска. Что это? (Молния, гром, дождь)
- В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
- Всем поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, когда – облака. (Барометр)
- Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. (Весы)
- Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. (Ракета)
- Днем спит, а ночью – глядит. (Луна)
- Я под мышкой сижу, и что делать укажу. Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр)
- Вечером в стеклянном колпачке солнышко сидит на волоске. (Лампочка)
- Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
Каждой команде загадываем по 4 загадки. Каждый правильный ответ – 1 балл.
7 конкурс. «Объясни опыт»
Каждой команде демонстрируем по 1 опыту. Участники команды должны его объяснить. Максимум за конкурс – 5 баллов.
- «Четыре этажа жидкостей». Жидкости разных плотностей, подкрашенные в яркие цвета, наливаются слоями в высокий бокал. Школьники видят, что жидкости не перемешиваются. Объяснение - см. опыт «Две жидкости меняются местами».
- «Яйцо в бутылке». В бутылку с широким горлышком бросаем зажженную бумагу. Воздух в бутылке становится разреженным, и яйцо под действием атмосферного давления всасывается в бутылку.
- «Достань яйцо из бутылки». В трехлитровую банку бросаем зажженную бумагу, на горлышко для герметичности лепим пластилин. Опускаем бутылку с яйцом горлышком вниз. Яйцо подает в банку. Так как воздух банке стал разреженным, давление внутри бутылки оказалось выше, чем в банке.
8 конкурс. Викторина по математике.
Математика – царица всех наук, но служанка физики. Физикам без знания математики – никуда. Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей шуточной викторины.
- Росла береза. У нее было 28 веток. На каждой ветке росли по 5 яблок. Сколько было яблок на дереве? (Яблоки на березе не растут)
- В комнате 4 угла. В каждом углу сидит по 1 кошке. А против каждой кошки сидят еще 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки)
- Однажды, сидя в троллейбусе, я решила сделать небольшой подсчет. Я пересчитала всех пассажиров в троллейбусе. Их было 17. Троллейбус тронулся, затем на остановке вышло 2 человека и вошло 6 человек. Будьте внимательны. На следующей остановке вошло 10 человек и никто не вышел. На следующей – вошло 12, а вышло 7. На следующей – вошло 4 человека, а вышло – 8. А потом, на следующей остановке господин вошел один с целой кучею обновок. Сколько было остановок? (5 остановок)
Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Наш веселый вечер подходит к концу. А пока жюри подводит итоги всех конкурсов, мы хотим показать вам одну волшебную жидкость.
Готовим Неньютоновскую жидкость, приглашаем ребят поиграть с ней, рассказываем о ее свойствах.
Рефлексия. Подведение итогов.
Ведущие, члены жюри, представители команд делятся впечатлениями от прошедшего вечера занимательной физики. Члены жюри подводят итоги.
Ведущие награждают благодарностями школьников, которые помогали оформлять стенгазету к вечеру занимательной физики.
Председатель жюри объявляет итоги конкурса, ведущие награждают дипломами команды, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места.
5. Список используемой литературы и источников
1. Володько, Е. Н. Демонстрационный эксперимент с минимальным оборудованием на уроках физики / Е. Н. Володько. — Мозырь: Белый Ветер, 2002.
2. Володько, E.Н. Звездный калейдоскоп, или Нескучная физика космоса / E.Н. Володько. — Минск: Белорусская ассоциация «Конкурс», 2006.
3. Ланина, И. Я. Не уроком единым / И. Я. Ланина. — М.: Просвещение, 1991.
4. Макеева, Г. П. Физические парадоксы и занимательные вопросы / Г. П. Макеева, М. С. Цедрик. — Минск: Народная асвета, 1981.
5. Маркович, Л. Г. Физика удивительных игрушек / Л. Г. Маркович. — Минск: Красико-Принт, 2000.
6. Юфанова, И. Л. Занимательные вечера по физике в средней школе / И. Л. Юфанова. — М.: Просвещение, 1990.
7. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика, 7-9 классы– М.: Дрофа, 2010.
8. Мякишев Г.Я.., Буховцев Б.Б., 10-11 классы– М.: Просвещение, 2008
9. Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках:- М.: Астрель: Хранитель, 2007.
10. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных).- М.: Рипол Классик, 2002.
11. Сёмке А.И. Занимательные материалы к урокам. – Москва.: НЦ ЭНАС, 2006
12. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей: книга для учителя. сост.: Э.М. Браверманн, под редакцией В.Г. Разумовского - М.: Просвещение, 2003.
13. http://www.openclass.ru
14. http://festival.1september.ru
15. http://class-fizika.narod.ru
16. http://scool.edu
17. http://physmatica.narod.ru
18. http://www.alsak.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по физике 7 класс игра: Кто хочет стать отличником.
Физика! Какая емкость слова!Физика для нас не просто звук!Физика – опора и основаВсех без исключения наук!ПЛАН:1. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД2. Вопросы о С...
внеклассное мероприятие по физике 7 класс "физика в сказке"
Н.К. Крупская отмечала, что игра есть потребность детского организма, игра для детей это учеба, труд и серьезная форма воспитания.Внеклассные занятия по предмету - это творчество и результативно...
Внеклассное мероприятие для 6 класса "Занимательная физика"
Урок проводился на день открытых дверей в школе.Можно использовать для проведения недели физики в школе...
Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)
Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...
Внеклассное мероприятие по физике 7 класс "Посвящение в юные физики"
Этот сценарий можно использовать как на итоговом уроке повторения, так и для внеклассного мероприятия...
Внеклассное мероприятие по физике 8 класс Вечер на тему: «Кошка и физика».
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001448 StartFragment:0000000501 EndFragment:0000001432 P { margin-bottom: 0.21cm; } Этот вечер проводится в конце учебного года когда изученны темы: Те...
Внеклассное мероприятие по физике 7 класс Учитель физики Оганян Н.А. МБОУСОШ№1 г.Королева " Что, где,когда?"
Игра «Что?Где?Когда?» Учитель предлагает классу разбиться на 2 команды и придумать название,связанные с физическими терминами . Предлагается назвать 1 команду «Молекулы» ,...