Шлюзы
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Марина Анатольевна Мищенко

Выяснить условия, при которых тело в жидкости тонет, плавает и всплывает; вывести формулу и установить экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимые для обеспечения условия плавания тел; решить качественные и количественные задачи; выполнить экспериментальное домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_plavaniya_tel._shlyuzy.docx112.79 КБ

Предварительный просмотр:

Условия плавания тел. Шлюзы. 

Цель урока: Экспериментальное изучение условия плавания тел, формирование умения объяснять поведение тел в жидкости.

Планируемые результаты обучения:

1. Предметные: выяснить условия, при которых тело в жидкости тонет, плавает и всплывает; вывести формулу и установить экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимые для обеспечения условия плавания тел; решить качественные и количественные задачи; выполнить экспериментальное домашнее задание.

2. Метапредметные: понимать различие между исходными фактами и гипотезами при изучении условия плавания тел; выполнить экспериментальную проверку выдвигаемых гипотез; развить речь; формировать исследовательскую культуру; представлять результаты опытов в виде таблицы.

3. Личностные: развивать познавательный интерес учащихся, через постановку проблемных вопросов; формировать самостоятельность в приобретении знаний и практических умений, активную жизненную позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты, развивать инициативу.

Оборудование: компьютер

Ход урока.

I. Организационный этап.

Приветствие, эмоциональный настрой

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Учитель: Ребята, Одни тела плавают на поверхности жидкости, другие плавают внутри жидкости, третьи – тонут. Почему?

2. Постановка проблемного вопроса

3. Выход на формулировку темы и цели урока:

Учитель: Итак, мы видим, что в одних случаях тела плавают на поверхности жидкости, в других плавают внутри жидкости, а в третьих тонут. Ребята, в связи с этим какой возникает вопрос?

Ответ. Почему одни тела плавают на поверхности жидкости, другие плавают внутри жидкости, третьи - тонут.

Учитель: Что мы должны выяснить? Существует ли какое то условие плавание тел?

Ответ. Мы должны выяснить условие плавания тел.

Учитель. Это наша цель, а тема урока?

Ответ. Плавания тел.

Тема урока: «Плавания тел» (Записываем тему урока)

III. Актуализация знаний.

1. Выдвижение гипотезы и построение модели

Учитель: Какая сила называется выталкивающей силой? Куда она направлена?

Ответ: Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа называется Архимедовой силой, направлена вверх.

Учитель: Записать на доске формулу силы Архимеда, укажите величины входящие в эту формулу.

Ответ: Fа = g ρжVт.

Учитель: Мы знаем, что на любое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила.

Но как мы видим, в одних случаях тела плавают на поверхности жидкости, в других плавают внутри жидкости, а в третьих тонут. Почему? Какая сила всегда действует на тело?

Ответ: Сила тяжести.

Учитель: Что называется силой тяжести? Куда она направлена?

Ответ: Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Она направлена вертикально вниз.

Учитель: Записать на доске формулу силы тяжести, укажите величины входящие в эту формулу.

Ответ: Fтяж = gm.

Учитель. Ребята на тело находящееся в воде действуют две силы. Так от чего зависит поведение тел в воде?

Ответ: От их величин.

Учитель: Что можно сказать о точке приложения этих сил? О их направлениях? О модулях этих сил?

Ответ: Они приложены к одному телу. Они направлены в разные стороны. Они могут быть равным и неравными..

Учитель: Так чему будет равна равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны?

Ответ: Равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны, направлена в сторону большей по модулю силы, а ее модуль равен разности модулей составляющих сил.

Учитель: Значит, что будет происходить с телом?

Ответ: Тело будет тонуть или всплывать.

Учитель: Ребята, сформулируйте условия, когда тело тонет и всплывает в жидкости.

Учащиеся отвечают

Учитель: Как будет вести себя тело под действием двух равных, но противоположно направленных сил?

Ответ: Тело под действием двух равных и противоположно направленных сил будет находиться в покое или двигаться равномерно и прямолинейно.

Учитель: Значит, что будет происходить с телом в нашем случаи?

Ответ: Тело будет плавать внутри жидкости.

Учитель: Ребята, сформулируйте условие, когда тело плавает в жидкости.

2. Объяснение опыта - фокуса.

3. Опыт. Плавание яйца в двух различных водах: чистой и соленой

Оборудование: два сосуда с водой, яйцо, соль и ложка.

Учитель: Ребята, как вы думаете, а будет ли одно и то же тело плавать в разных жидкостях? (учащиеся затрудняются ответить).

Проведём опыт: Опустим в стакан с водой сырое яйцо. Оно тонет. Добавим в стакан 2-3 ложки соли. Что произошло с яйцом? Изменилась ли при этом плотность самого тела? Изменилась ли при этом плотность жидкости?

Ответ: В пресной воде яйцо тонет, а в солёной плавает. Плотность тела не изменилась, а плотность жидкости изменилась.

Учитель: Ребята, что следует из этого опыта?

Ответ: плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела.

V. Первичная проверка понимания.

1. Объясните смысл отрывка из стихотворений.

Мимо бревно суковатое плыло,

Сидя, и стоя, и лежа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

"Взял бы я вас - да потопите лодку!"

Жаль их, однако, да жаль и находку-

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок.

Н. А. Некрасов /

Учитель: А если в море нефть?

Ответ: Нефть будет плавать на поверхности воды, так как плотность тоже меньше плотности воды.

Учитель: Почему катастрофа танкеров, перевозящих нефть приводит к экологической катастрофе?

Ответ: Гибель растительности и водных рыб.

Учитель: Ребята, а что мы можем сделать для охраны водоемов?

Ответ: Не загрязнять их.

Учитель: А теперь, ребята, мы перейдем к решению задач. Но сначала, мы немножко отдохнем и проведем физкультминутку.

Физкультминутка (2-3 мин)

Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (10 раз).

2. Сделайте горизонтальные движения глаз: вправо-влево (10 раз).

3. Сделайте вертикальные движения глаз: вверх-вниз (10 раз).

4. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

5. Поморгайте в максимальном темпе.

6. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

7. Закройте глаза, расслабьтесь.

VI. Первичное закрепление.

всплывает

1. Решение качественных задач.

2. Решение задач у доски

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- взаимоконтроль;

- разбор ошибок.

VIII. Информация о домашнем задании с инструкцией по его выполнению.

§18чит

IX. Рефлексия.

1. Подведение итогов занятия:

- Что нового мы сегодня узнали на уроке?

- Сформулируйте условия плавания тел.

- Полезен ли этот урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНИМАЦИЯ "Работа шлюза"

АНИМАЦИЯ "Работа шлюза" - может быть использована на уроке физики в 7 классе по теме: "Сообщающиеся сосуды"...