Шлюзы
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Выяснить условия, при которых тело в жидкости тонет, плавает и всплывает; вывести формулу и установить экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимые для обеспечения условия плавания тел; решить качественные и количественные задачи; выполнить экспериментальное домашнее задание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_plavaniya_tel._shlyuzy.docx | 112.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия плавания тел. Шлюзы.
Цель урока: Экспериментальное изучение условия плавания тел, формирование умения объяснять поведение тел в жидкости.
Планируемые результаты обучения:
1. Предметные: выяснить условия, при которых тело в жидкости тонет, плавает и всплывает; вывести формулу и установить экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимые для обеспечения условия плавания тел; решить качественные и количественные задачи; выполнить экспериментальное домашнее задание.
2. Метапредметные: понимать различие между исходными фактами и гипотезами при изучении условия плавания тел; выполнить экспериментальную проверку выдвигаемых гипотез; развить речь; формировать исследовательскую культуру; представлять результаты опытов в виде таблицы.
3. Личностные: развивать познавательный интерес учащихся, через постановку проблемных вопросов; формировать самостоятельность в приобретении знаний и практических умений, активную жизненную позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты, развивать инициативу.
Оборудование: компьютер
Ход урока.
I. Организационный этап.
Приветствие, эмоциональный настрой
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Учитель: Ребята, Одни тела плавают на поверхности жидкости, другие плавают внутри жидкости, третьи – тонут. Почему?
2. Постановка проблемного вопроса
3. Выход на формулировку темы и цели урока:
Учитель: Итак, мы видим, что в одних случаях тела плавают на поверхности жидкости, в других плавают внутри жидкости, а в третьих тонут. Ребята, в связи с этим какой возникает вопрос?
Ответ. Почему одни тела плавают на поверхности жидкости, другие плавают внутри жидкости, третьи - тонут.
Учитель: Что мы должны выяснить? Существует ли какое то условие плавание тел?
Ответ. Мы должны выяснить условие плавания тел.
Учитель. Это наша цель, а тема урока?
Ответ. Плавания тел.
Тема урока: «Плавания тел» (Записываем тему урока)
III. Актуализация знаний.
1. Выдвижение гипотезы и построение модели
Учитель: Какая сила называется выталкивающей силой? Куда она направлена?
Ответ: Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа называется Архимедовой силой, направлена вверх.
Учитель: Записать на доске формулу силы Архимеда, укажите величины входящие в эту формулу.
Ответ: Fа = g ρжVт.
Учитель: Мы знаем, что на любое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила.
Но как мы видим, в одних случаях тела плавают на поверхности жидкости, в других плавают внутри жидкости, а в третьих тонут. Почему? Какая сила всегда действует на тело?
Ответ: Сила тяжести.
Учитель: Что называется силой тяжести? Куда она направлена?
Ответ: Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Она направлена вертикально вниз.
Учитель: Записать на доске формулу силы тяжести, укажите величины входящие в эту формулу.
Ответ: Fтяж = gm.
Учитель. Ребята на тело находящееся в воде действуют две силы. Так от чего зависит поведение тел в воде?
Ответ: От их величин.
Учитель: Что можно сказать о точке приложения этих сил? О их направлениях? О модулях этих сил?
Ответ: Они приложены к одному телу. Они направлены в разные стороны. Они могут быть равным и неравными..
Учитель: Так чему будет равна равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны?
Ответ: Равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны, направлена в сторону большей по модулю силы, а ее модуль равен разности модулей составляющих сил.
Учитель: Значит, что будет происходить с телом?
Ответ: Тело будет тонуть или всплывать.
Учитель: Ребята, сформулируйте условия, когда тело тонет и всплывает в жидкости.
Учащиеся отвечают
Учитель: Как будет вести себя тело под действием двух равных, но противоположно направленных сил?
Ответ: Тело под действием двух равных и противоположно направленных сил будет находиться в покое или двигаться равномерно и прямолинейно.
Учитель: Значит, что будет происходить с телом в нашем случаи?
Ответ: Тело будет плавать внутри жидкости.
Учитель: Ребята, сформулируйте условие, когда тело плавает в жидкости.
2. Объяснение опыта - фокуса.
3. Опыт. Плавание яйца в двух различных водах: чистой и соленой
Оборудование: два сосуда с водой, яйцо, соль и ложка.
Учитель: Ребята, как вы думаете, а будет ли одно и то же тело плавать в разных жидкостях? (учащиеся затрудняются ответить).
Проведём опыт: Опустим в стакан с водой сырое яйцо. Оно тонет. Добавим в стакан 2-3 ложки соли. Что произошло с яйцом? Изменилась ли при этом плотность самого тела? Изменилась ли при этом плотность жидкости?
Ответ: В пресной воде яйцо тонет, а в солёной плавает. Плотность тела не изменилась, а плотность жидкости изменилась.
Учитель: Ребята, что следует из этого опыта?
Ответ: плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела.
V. Первичная проверка понимания.
1. Объясните смысл отрывка из стихотворений.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
"Взял бы я вас - да потопите лодку!"
Жаль их, однако, да жаль и находку-
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.
/ Н. А. Некрасов /
Учитель: А если в море нефть?
Ответ: Нефть будет плавать на поверхности воды, так как плотность тоже меньше плотности воды.
Учитель: Почему катастрофа танкеров, перевозящих нефть приводит к экологической катастрофе?
Ответ: Гибель растительности и водных рыб.
Учитель: Ребята, а что мы можем сделать для охраны водоемов?
Ответ: Не загрязнять их.
Учитель: А теперь, ребята, мы перейдем к решению задач. Но сначала, мы немножко отдохнем и проведем физкультминутку.
Физкультминутка (2-3 мин)
Упражнения для снятия зрительного утомления
1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (10 раз).
2. Сделайте горизонтальные движения глаз: вправо-влево (10 раз).
3. Сделайте вертикальные движения глаз: вверх-вниз (10 раз).
4. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).
5. Поморгайте в максимальном темпе.
6. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.
7. Закройте глаза, расслабьтесь.
VI. Первичное закрепление.
всплывает
1. Решение качественных задач.
2. Решение задач у доски
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- взаимоконтроль;
- разбор ошибок.
VIII. Информация о домашнем задании с инструкцией по его выполнению.
§18чит
IX. Рефлексия.
1. Подведение итогов занятия:
- Что нового мы сегодня узнали на уроке?
- Сформулируйте условия плавания тел.
- Полезен ли этот урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНИМАЦИЯ "Работа шлюза"
АНИМАЦИЯ "Работа шлюза" - может быть использована на уроке физики в 7 классе по теме: "Сообщающиеся сосуды"...