элективный курс по физике 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс) на тему
Тема элективного курса "Решение задач по физике. Подготовка к ЕГЭ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn_11_kl.docx | 26.03 КБ |
plan.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование элективного курса по физике. 11 класс
Пояснительная записка
Программа элективного курса разработана в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», рассчитан на учащихся 11 класса.
Элективный курс «Решение задач по физике. Подготовка к ЕГЭ» выступает в роли дополнения к содержанию физики базового уровня, направлен на удовлетворение познавательного интереса учащихся, на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Данный курс дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику и полет фантазии, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задачи подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задачи технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие экспериментальные. На занятиях элективного курса изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня, а также – вопросы , связанные с профессиональной деятельностью: физика вокруг нас, физика в жизни, физика и наука, физика в различных профессиях. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, решение по алгоритму, владение основными приемами решения, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.
Основные цели курса:
- Развитие интереса к физике и решению физических задач;
- Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- Формирование представлений о методах решения физических задач;
- Подготовка учащихся 11 класса к выпускным экзаменам;
- Способствовать развитию творческих способностей.
Задачи курса:
- Развитие творческих способностей учащихся на основе проб;
- Формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач;
- Развитие общеучебных умений: самостоятельной работы, использования источников информации;
- Воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа и создания программ саморазвития;
- Расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание.
- Научить применять теоретический материал по физике при решении задач.
После изучения курса учащиеся должны:
Знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;
Понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;
Уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники); готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи, выполнить творческие экспериментальные задания и делать вывод.
Содержание изучаемого курса.
- Единицы физических величин в системе СИ и СГС. Размерность физических величин. Абсолютная и относительная погрешность измерения.
- Скорость. Перемещение. Пройденный путь. Относительная и средняя скорость.
- Ускорение. Координата тела. Решение задач на равноускоренное движение. Изучение равноускоренного движения.
- Решение графических задач по кинематике.
- Движение тела по вертикали. Падение тел.
- Решение задач при движении тела, брошенного под углом к горизонту и брошенного горизонтально.
- Тестирование. Анализ.
- Равнодействующая сила. Законы Ньютона. Применение законов Ньютона.
- Перегрузки. Невесомость. Тормозной путь.
- Решение задач по теме «Движение под действием нескольких сил» (Движение по наклонной плоскости).(Движение по окружности). (Движение связанных тел).
- Решение задач на законы сохранения.Ек1+Еп1=Ек2+Еп2; m1v1+m2v2=m1v1/+m2v2/
- Статика. Равновесие тел. Момент силы. 1 и 2 условия равновесия твердого тела.
- Свободные и вынужденные колебания.
- Масса атомов. Молярная масса. Изотермический, изохорный, изобарный процессы.
- Семинарское занятие: Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Решение задач на законы термодинамики.
- Решение задач на уравнение теплового баланса Q=Q1+Q2. Определение влажности воздуха в комнате. Жидкость и пар. Твердое тело. Аморфные тела.
- Распространение волн в упругой среде. Периодические волны. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука.
- Закон кулона. Напряженность электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов.
- Определение электроемкости конденсатора по паспортным данным.
- Практические задачи:
- плотность вещества;
- давление;
- механическое движение;
- коэффициент трения.
Методические рекомендации.
В программе излагается материал, который строится по принципу дополнения к двухчасовой программе, углубляя и расширяя его.
На занятиях при выполнении самостоятельной работы и объяснении тем можно использовать компьютерные технологии.
На уроках решения задач учителю необходимо подбирать задачи разного уровня соответственно возможностям учащихся и чтобы заинтересовать учащихся физикой на уроках проводить демонстрационные опыты, предложить экспериментальные задачи, а также задачи творческого характера.
Виды деятельности
- работа с дополнительной литературой
- лабораторные работы
-уроки экспериментальных задач и творческого характера
- семинары по решению задач
- конференции
- тестирование
- доклады и рефераты.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Учащиеся должны расширить знания по физике и научиться применять знания при решении задач различного типа.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Кинематика | 10 |
2 | Динамика | 7 |
3 | Законы сохранения | 5 |
4 | Колебания | 1 |
5 | Термодинамика | 7 |
6 | Электростатика | 3 |
Итого | 33 |
Литература для учителя и учащихся.
1. Л.Н. Терновая, Е.Н. Бурцева, В.А. Пивень, под редакцией В.А.Касьянова. Учебное пособие. Издательство «Экзамен», Москва, 2007.
- В.А. Касьянов. Физика 10. Физика 11. Учебники. Издательство «Дрофа», 2002.
- Методические материалы (КИМ) для подготовки к ЕГЭ 2016-2017г.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование элективного курса по физике. 11 класс
№ | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | Примечание | |
План | Факт | ||||
Кинематика (10 часов) | |||||
1.1 | 04.09 | Физические величины. Измерения физических величин. Размерность. | 1 | ||
2.2 | 11.09 | Закон движения | 1 | ||
3.3 | 18.09 | Средняя скорость. Относительность скорость движения тела. | 1 | ||
4.4 | 25.09 | График равномерного прямолинейного движения | 1 | ||
5.5 | 02.10 | Равноускоренное движение. Закон равноускоренного движения. | 1 | ||
6.6 | 09.10 | Свободное падение тел. Решение графических задач на свободное падение тел. | 1 | ||
7.7 | 16.10 | Движение тела по окружности. Угловое перемещение и угловая скорость. | 1 | ||
8.8 | 23.10 | Баллистическое движение. | 1 | ||
9.9 | Л.Р. «Изучение движения тела, брошенного горизонтально» | 1 | |||
10.10 | Итоговое занятие по теме «Кинематика» | 1 | |||
Динамика (7 часов) | |||||
11.1 | Как выбирать профессию? Физика в профессиях. | 1 | |||
12.2 | Три закона Ньютона. Равнодействующая сила. Методы определения масс взаимодействующих тел. | 1 | |||
13.3 14.4 | Гравитационная сила. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. | 2 | |||
15.5 | Движение тел по наклонной плоскости. | 1 | |||
16.6 | Движение связанных тел. | 1 | |||
17.7 | Зачетное занятие | 1 | |||
Законы сохранения (5 часов) | |||||
18.1 19.2 20.3 | Закон сохранения импульса. Работа. Мощность. Еп. Ек. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно упругое и неупругое столкновения. | 3 | |||
21.4 | Зачетное занятие | 1 | |||
22.5 | Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости. | 1 | |||
Колебания (1 час) | |||||
23.1 | Колебательное движение | 1 | |||
Термодинамика (7 часов) | |||||
24.1 25.2 | Молекулярно-кинетическая теория газа. Основное уравнение МКТ. Уравнение К-М. Газовые законы. Изопроцессы. | 2 | |||
26.3 27.4 | Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа газа. 1, 2 законы термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. | 2 | |||
28.5 29.6 | Уравнение теплового баланса. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность. Структура твердых тел. Механические свойства твердых тел. | 2 | |||
30.7 | Волны. Звук. | 1 | |||
Электростатика (3 часа) | |||||
31.1 | Электростатика | 1 | |||
32.2 | Работа. Потенциал. Разность потенциалов. Диэлектрики и проводники в э/с поле. Электроемкость конденсатора. Объемная плотность энергии э/с поля. | 1 | |||
33.3 | Творческие экспериментальные задачи | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по физике в 8 классе "Чудеса физики"
В архиве находятся: буклет, презентация к первому уроку, программа курса....
Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"
Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов. Тема: Решение нестандартных задач по физике Пояснитель...
Методическая разработка занятия на тему «Цунами», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика геологических стихий»
В 9-м классе появляется возможность, опираясь на знания учащихся по физической географии, физике и математике, а также на их прочный познавательный интерес, изучить грозные явления природы с той точки...
Методическая разработка занятия на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»
Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной». Разработка представлена в формате описания действий...
Методическая разработка занятия на тему «Как увидели расширение Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»
Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Как «увидели» расширение Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осущест...
Методическая разработка занятия на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»
Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осуществл...
Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"
Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...