Игра "Что? Как? Почему?"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Обобщающий урок-игра проводится в конце первой четверти седьмого класса. Заранее класс делится на 2 команды, равные по силам. В каждой команде выбирается капитан. Учащиеся повторяют пройденный материал, читают дополнительную литературу, готовят доклады по теме: «Это интересно». Во время игры каждая команда за правильный ответ получает балл. Если команда не смогла ответить на вопрос, то отвечают болельщики, получая за это специальный жетон. Если нет ответа – ведущий дает правильный ответ. Выигрывает команда, набравшая в сумме наибольшее количество баллов. В конце игры все участники получают оценки, а команда- победитель сладкий приз
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра "Что? Как? Почему?" | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок – игра по физике в 7 классе.
Цель урока: повторение, углубление, обобщение приобретенных знаний; расширение кругозора учащихся; формирование познавательного интереса к предмету и навыков коллективной работы.
Оборудование: карточки с заданиями, термометр, мензурка, часы, динамометр.
План урока.
- Организационный момент.
- Конкурс «Попробуй объяснить!»
- Конкурс «Определи цену деления шкалы прибора»
- Конкурс «Реши задачу»
- Конкурс «Дальше».
- Конкурс «Это интересно!»
- Игра с болельщиками.
- Подведение итогов.
Ход урока.
- Организационный момент.
Обобщающий урок-игра проводится в конце первой четверти. Заранее класс делится на 2 команды, равные по силам. В каждой команде выбирается капитан. Учащиеся повторяют пройденный материал, читают дополнительную литературу, готовят доклады по теме: «Это интересно». Во время игры каждая команда за правильный ответ получает балл. Если команда не смогла ответить на вопрос, то отвечают болельщики, получая за это специальный жетон. Если нет ответа – ведущий дает правильный ответ. Выигрывает команда, набравшая в сумме наибольшее количество баллов. В конце игры все участники получают оценки, а команда- победитель сладкий приз.
Представление команд. Капитан команды представляет свою команду, название, эмблему, девиз.
- Конкурс «Попробуй объяснить!»
Командам поочередно задаются вопросы. Нужно объяснить явления. Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.
- Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь споткнется? (При остановке лошади, двигаясь по инерции, всадник упадет вперед через голову лошади).
- Три кубика из железа, меди и свинца имеют одинаковые размеры. Какой из них имеет наибольшую (наименьшую) массу? (Наибольшую – свинец, наименьшую – железо).
- Почему мел оставляет след на классной доске? (Когда прижимают мел к доске, создают большую силу трения, которая и отрывает частичке мела – возникает след на доске).
- Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой? (Плотность керосина меньше воды, керосин может всплывать и продолжать гореть).
- Если человек, сидящий в лодке, перестанет грести, то лодка все равно продолжает некоторое время плыть дальше. Почему? (Лодка некоторое время движется по инерции).
- Почему лед в воде не тонет? (Это связано с тем, что плотность льда меньше плотности воды).
- По правилам дорожного движения нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Почему? (Машина, едущая с определенной скоростью в силу инерции не успеет быстро затормозить).
- Даны два шара одинакового диаметра, но разной массы. Как определить без взвешивания, какой шар имеет большую массу? (Столкнуть их. Более массивный шар отлетит на меньшее расстояние).
- Конкурс «Определи цену деления шкалы прибора»
От каждой команды выходят по два ученика и определяют цену деления 4-х разных приборов. Результаты записывают на доске. За каждый правильный ответ 1 балл.
- Конкурс «Реши задачу»
Команды получают одинаковые задачи, записанные на карточках. Оценивается правильность решения (на время).
- Средняя скорость парусного судна 25 км/ч. Сколько времени потребуется паруснику, чтобы преодолеть расстояние 100 км?
- Какова скорость течения воды в Енисее на участке где скорость парохода по течению равна 24 км/ч, а против течения 14 км/ч.
- Протяженность улицы Мира составляет 4 км. Сколько времени потребуется, чтобы совершить прогулку по этой улице, если среднюю скорость пешехода принять равной 1,5 м/с.
- Протяженность Коммунального моста через Енисей равна 2100 м. С какой скоростью должен двигаться пешеход, чтобы преодолеть это расстояние за 20 мин.
- В рамках северного завоза танкер «Василий Суриков» за один рейс доставляет в Туру 2000 т топлива (бензин). Сколько потребовалось бы железнодорожных цистерн для перевозки такого количества топлива, если объем каждой цистерны 20 м3.
- Конкурс «Дальше…».
Эрудиты команды отвечают на вопрос, если ответа нет, говорят: «Дальше…»
За каждый правильный ответ - 1 балл.
Вопросы 1 команде:
- Физическая величина, равная отношению массы вещества к занимаемому объему? (Плотность).
- Прибор для измерения температуры? (Термометр).
- Состояние вещества, в котором оно занимает весь допустимый объем? (Газ).
- Физическая величина, измеряемая в метрах? (Длина).
- Единица длины? (Метр).
- В какую сторону падает поскользнувшийся человек? (Назад)
- Как называется линия движения тела? (Траектория)
- В воде не тонет и в огне не горит? (Лед).
- Тысячная доля внесистемной единицы объема? (Миллилитр).
- Взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого называют… (Диффузия).
- Объем чего больше: 1 кг железных гвоздей или 1 кг ваты? (Ваты).
Вопросы 2 команде:
- Явление сохранения скорости тела при отсутствии внешних воздействий? (Инерция).
- Масса вещества в единице объема? (Плотность).
- Состояние вещества, в котором оно не изменяет ни форму, ни объем? (Твердое).
- Единица массы? (Килограмм).
- Прибор, с помощью которого измеряют массу тела? (Весы).
- Как называется изменение положения тела в пространстве с течением времени относительно других тел? (Движение).
- Первый российский ученый-естествоиспытатель с мировым именем? (М.В.Ломоносов).
- В школьном медицинском кабинете вам измеряют температуру, для этого термометр встряхнули. Какое физическое явление лежит в основе этого действия? (Инерция).
- Мельчайшая частица вещества? (Молекула).
- В какой жидкости будет плавать любое стальное тело? (Ртуть).
- Массы железного и деревянного брусков одинаковы. Объем, какого бруска больше? ( Деревянного).
- Конкурс «Это интересно!»
Команды готовят домашнее задание из серии «Это интересно». За каждое сообщение присуждается по 2 балла.
- Игра с болельщиками.
В то время когда команды решают задачи, учитель задает вопросы болельщикам. За правильный ответ ученик получает жетон.
- Слово «физика» в первый раз появилось в сочинениях великого мыслителя древности - (Аристотеля).
- Это то из чего состоят физические тела? (Вещество).
- Что происходит с объемом тела при нагревании? (Увеличивается).
- Твердые тела, в которых молекулы распложены в определенном порядке? (Кристаллы).
- Как перевести км/ч в м/с? (Нужно умножить на 1000/3600).
- Путь это величина векторная или скалярная? (Векторная).
- Кто открыл закон инерции? (Галилео Галилей).
- На каком явлении основана засолка рыбы? (Диффузия).
- В каких единицах измеряется скорость тела? (Метр, деленный на секунду).
- Физическая величина, характеризующая его инертность? (Масса тела).
- Векторная величина, равная отношению пройденного пути ко времени. (Скорость).
- Прибор для измерения плотности жидкости? (Ареометр).
- Одинаков ли состав молекул различных веществ? (Различен).
- В каком чае молекулы движутся медленнее – холодном или горячем? (В холодном).
- Что измеряют с помощью весов? (Массу тела).
8. Подведение итогов. Учитель подводит итоги урока и ставит оценки, в соответствие с заработанными баллами. Команда победитель получает сладкий приз.
Вот, закончился урок,
Знания пошли вам впрок.
Я хочу совет вам дать:
Надо физику читать,
Чтоб задачи все решались
И ответы получались,
И тогда оценку «пять»
Будешь на уроках получать.[1]
Литература.
- Горлов Л.А. «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия» Москва «Вако» 2006
- Тычкова Н.А., Шабанова Г.С. «Практические рекомендации по внеклассной работе по физике» Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П.Астафьева, 2005