Результаты опытно-экспериментальной работы по физике (7 класс)
опыты и эксперименты по физике (7 класс) на тему

Муравьёва Анастасия Александровна

Название работы: Проблемно-диалогическое обучение физике (Результаты опытно-экспериментальной работы по физике в 7 «А» и 7 «Б» классах ЧОУ «ГАРМОНИЯ»).

Автор: Муравьёва Анастасия Александровна, учитель физики ЧОУ "ГАРМОНИЯ".

Актуальность. Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30 гг. прошлого столетия. Технология проблемного диалога появилась сравнительно недавно и, реализуя деятельностный подход, стала востребованной в активно меняющейся образовательной системе. ФЗ «Об образовании в РФ», вступивший в силу в сентябре 2013 г., предполагает развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей [3]. Решение этих задач и подразумевает проблемно-диалогическое обучение.

Цель работы: доказать эффективность использования технологии проблемного обучения на уроках физики в 7 классе.

Практическая значимость:

1) разработки могут использоваться учителями физики, работающими с технологией проблемного диалога.

2) положительные результаты эксперимента докажут эффективность технологии и помогут развить творческие способности учеников, повысить уровень обученности.

Работа состоит из двух параграфов:

§1 Теоретические основы технологии проблемно-диалогического обучения.

§2 Описание и результаты опытно-экспериментальной работы в 7 классах по физике с использованием проблемного диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezultaty_opytno-eksperimentalnoy_raboty_muravyovoy_a.a.docx380.26 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

 «ГАРМОНИЯ»

Проблемно-диалогическое обучение физике

(Результаты опытно-экспериментальной работы 

по физике в 7 «А» и 7 «Б» классах

ЧОУ «ГАРМОНИЯ»)

Муравьёва А.А.,

учитель физики

ЧОУ «ГАРМОНИЯ»

Научный консультант:

кандидат педагогических наук,

 доцент кафедры непрерывного

 психолого-педагогического образования

Дельцова И.А.

Иваново, 2017 г.


Актуальность. Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30 гг. прошлого столетия. Технология проблемного диалога появилась сравнительно недавно и, реализуя деятельностный подход, стала востребованной в активно меняющейся образовательной системе. ФЗ «Об образовании в РФ», вступивший в силу в сентябре 2013 г., предполагает развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей [3]. Решение этих задач и подразумевает проблемно-диалогическое обучение.

Цель работы: доказать эффективность использования технологии проблемного обучения на уроках физики в 7 классе.

Практическая значимость:

1) разработки могут использоваться учителями физики, работающими с технологией проблемного диалога.

2) положительные результаты эксперимента докажут эффективность технологии и помогут развить творческие способности учеников, повысить уровень обученности.

Работа состоит из двух параграфов: 

§1 Теоретические основы технологии проблемно-диалогического обучения.

§2 Описание и результаты опытно-экспериментальной работы в 7 классах по физике с использованием проблемного диалога.


§1. Теоретические основы технологии проблемно-диалогического обучения.

В энциклопедии образовательных технологий Г.К.Селевко раскрывает значение проблемно-диалогического обучения: «Первая часть определения «проблемно-диалогическое» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы — это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения — это этап формулирования нового знания. Вторая часть определения «проблемно-диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога» [2,370].

 Смысл технологии проблемного диалога: «пропустить» школьников на уроке изучения нового материала через все звенья научного творчества. На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: извилистая тропа догадок и царственная дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога− побуждающим и подводящим [1]:

«Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. 

Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.

На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики должны создать продукт и представить его классу. Иными словами, от каждого школьника требуется самому и по-своему выразить новое знание. Задание называется продуктивным, потому что предлагает ученику создать простой продукт (например, составить схему)» [1].

Вывод: Технология проблемного диалога обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как традиционная методика обеспечивает репродуктивное усвоение знаний: «Пришёл, услышал, заучил» [1].


§2 Описание и результаты опытно-экспериментальной работы в 7 классах по физике с использованием проблемного диалога

В экспериментальной работе принимали участие ученики 7-А класса (14 человек) и 7-Б класса (14 человек). При объяснении новой темы «Первоначальные сведения о строении вещества» в 7-А классе использовались традиционные методы обучения (лекция, рассказ, беседа, объяснение); в 7-Б классе – проблемные диалоги.

Этапы работы:

  1. Проведение входного контроля.
  2. Разработка и проведение уроков с использованием технологии проблемного диалога.
  3. Проведение итогового контроля по теме.
  4. Анализ полученных результатов.

1.Входной контроль. Обоим классам были выданы задания по пройденной теме «Введение»:

А) Разделить перечисленные понятия на две группы: физические тела, вещества: Тепловоз, Серебро, Вода, Чашка, Фарфор, Стекло, Свинец, Карандаш, Книга

Б) Указать разницу между наблюдением и опытом;

В) Определить правильную последовательность: ▪Вывод ▪Опыт ▪Гипотеза ▪Результат;

Г) Определить цену деления мензурки (по картинке);

Д) Определить погрешность измерения мензурки (по картинке);

Е) Записать результат измерения времени секундомером с учётом погрешности (по картинке).

C:\Users\Nasty\Desktop\clp372879.jpgC:\Users\Nasty\Desktop\images.jpg

Результаты входного контроля:

Класс\Отметка

«3»

«4»

«5»

7-А

3

7

4

7-Б

4

7

3

2. Разработка проблемных диалогов по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». В таблице представлены разработанные диалоги, использованные при изучении нового материала (на этапе урока: постановка проблемы).


Учитель

Ученики

Урок 1. Строение вещества.

-При строительстве нашей школы использованы разные материалы. Какие из них вы можете назвать?

-Можно ли использовать любые материалы.?

-Почему?

-Конечно, для правильного выбора материала нужно знать их свойства. От чего зависят свойства вещества?

-Правильно, необходимо знать внутреннее «устройство» вещества. Нам предстоит разобраться в этом вопросе.

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставим сегодня перед собой?

-Кирпич, цемент, дерево.

-Нет, нельзя.

-Некоторые вещества хрупкие, у веществ разные характеристики, свойства.

-От типа вещества, состава, структуры.

-Тема урока: Строение вещества.

-Узнать/ понять/ получить представление о внутреннем строении вещества

Урок 2. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах

-Вы знаете, как пахнет газ?

-Нравится этот запах?

-Значит было бы лучше, чтобы не было такого неприятного запаха?

-А если запаха газа от плиты не будет, что может произойти?

-У нас появилось противоречие. Запах не нравится, но он спасает людям. Как считаете, что важнее?

-Конечно. Что же происходит с молекулами при распространении запаха?

-Этим молекулам кто-нибудь мешает?

-Как называется явление распространения, проникновения молекул одного вещества в другом веществе?

-Как считаете, диффузия наблюдается только в газах?

- Сформулируйте тему урока.

-Знаем.

-Нет, не нравится.

-Да!

- Человек может не заметить утечку и погибнуть.

-Жизнь людей!

- Частицы/молекулы какого-то вещества движутся в различных направлениях

- Да, молекулы воздуха.

- Диффузия.

-Нет, и в жидкостях и в твердых телах

-Тема:Диффузия в газа, жидкостях и твёрдых телах.

Урок 3. Взаимное притяжение и отталкивание молекул

-Перед вами на парте пластилин и мел. Разломите их, а теперь соедините обратно. Получилось единое целое?

-В чём проблема? В чём разница?

-Легко получилось разломать?

-Какие силы мы преодолеваем?

-Правильно, кто притягивается

- При соединении молекулы опять должны притянуться, но с мелом этого не происходит. Почему?

- Значит какое условие притяжения молекул?

-Правильно. Посмотрите, в закрытом шприце вода. Я пытаюсь сблизить молекулы воды, но ничего не получается, наоборот, поршень движется обратно. Как объяснить

-Правильно. Как могут взаимодействовать молекулы друг с другом?

- Сформулируйте тему урока.

- С пластилином получилось, а мел «не склеивается».

- Разный состав /строение/

-Нет, нужно усилие.

-Силу притяжения.

- Частицы, молекулы.

- Не получается достаточно приблизить.

- Близость молекул друг к другу.

- Не куда больше сближаться/ нет места/ происходит отталкивание.

- Отталкиваться и притягиваться.

-Тема: Взаимное притяжение и отталкивание молекул

Урок 4. Агрегатные состояния вещества

C:\Users\Настя\Desktop\ice-foto-topic-ICE-1.jpg C:\Users\Настя\Desktop\9S8CcOGnJ58.jpg

-Посмотрите на фотографии. Что вы видите?

–Сравните фотографии, что общего между изображениями?

-Как эти снимки связаны с физикой и с темой нашего урока?

-С каким одним словом связано всё перечисленное вами?

-Правильно, вода! В каком виде мы её видим?

-Сколько всего состояний воды?

-Кто знает, как называются эти состояния?

-Что мы сегодня будем изучать? Какая тема урока?

- Зима, река, деревья в инее, туман/пар, снег.

-На обеих фотографиях зима, есть вода, снег, пар.

- В физике изучают превращения снега в воду.

- Вода (зима..)

- В виде снега/льда, воды и пара.

-Три: твердое-лёд, жидкое - вода, газообразное - пар.

- Агрегатные.

-Тема: Агрегатные состояния вещества.

3. Итоговый контроль по теме.

Работа состояла из 7 заданий: 5 заданий с выбором ответа и 2 вопроса, требующих развёрнутого ответа (Марон А.Е. Физика 7 класс. Учебно-методическое пособие. 2013 г., Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс. 2010 г.). Варианты представлены в ПРИЛОЖЕНИИ.

Результаты итогового контроля.

Класс\Отметка

«3»

«4»

«5»

7-А

4

7

3

7-Б

3

6

5

4. Анализ полученных результатов.

Сравнивая результаты входного и итогового контроля, заметно, что 7-А класс, в котором проводились уроки по традиционной системе, не улучшил свои результаты, наблюдается ухудшение на 1 позицию (1 человек по сравнению с входным контролем (отметка «5») получил за итоговый «4», 1 человек – ухудшил результат с «4» до «3»). В 7-Б классе, в котором на каждом уроке присутствовал этап создания проблемной ситуации , наблюдается улучшение результатов: 2 человека получили за итоговый тест «5», а на входном контроле была «4». Еще 1 человек после «3» за входную работу получил «4» за итоговую.

Также в каждом классе в конце уроков проводилась рефлексия в технике «рефлексивная мишень»: 

Image2445

Результаты представлены на гистограммах.

     

   

Из диаграмм видно, что учащиеся 7-Б класса по результатам самоанализа активнее участвовали в беседах на уроках, им был интереснее и понятнее материал, они больше узнали нового, чем 7-А класс. По многим показателям результаты 7-Б класса увеличивались от урока к уроку.

Заключение опытно-экспериментальной работы: по результатам проделанной работы можно сделать вывод, что использование технологии проблемного диалога развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ

  1. Мельникова ЕЛ. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС / Е. Л. Мельникова // Начальная школа плюс До и После.– 2012. – № 9. – С. 3–8.
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" [эл. ресурс]. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 09.02.2014)


ПРИЛОЖЕНИЕ

Задания итогового контроля по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Вариант 1

C:\Users\Настя\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\11.pngC:\Users\Настя\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\12.png


Вариант 2

C:\Users\Настя\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\21.pngC:\Users\Настя\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\22.png


C:\Users\Настя\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\23.png

C:\Users\Настя\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\24.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная справка о результатах выполнения контрольной работы в 10 б классе (математический профиль) за первое полугодие 2012-2013 учебного года

Предлагается информационная справка о результатах выполнения контрольной работы в 10 б классе (математический профиль) за первое полугодие 2012-2013 года....

Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Бойля-Мариотта". Учитель физики Ефименко Ю.В.

В данной работе представлена инструкция для учащихся по проведению лабораторной работы.Лабораторная работа выполняется на основе демонстрационного оборудования....

Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Шарля". Учитель физики Ефименко Ю.В.

В работе представлена инструкция для учащихся 10 классов при выполнении  данной лабораторной работы. Работа выполняется на демонстрационном оборудовании....

Опытно – экспериментальная авторская работа «Выполнение гобеленов на уроках декоративно-прикладного искусства»

Учащиеся на уроках декоративно-прикладного искусства изучают несколько видов гобеленов: 1. Навивной гобелен2. Гобелен,выполненный крючком3. Гобелен-вышивка (гобеленный шов).Дети с интересом выпол...

Контрольная работа по физике 11 класс "Атомная и ядерная физика"

Данная контрольная работа рассчитана для учащихся 11 класса, обучающихся по учебнику Мякишева В. и др. "Физика-11", изд-во "Просвещение".Задания составлены дифференцированно. Прилагаются развёрнутые о...

Результаты опытно-экспериментального исследования: "Развитие музыкального мышления у младших школьников".

Феномен музыкального мышления представляет собой сложный психический познавательный процесс....

Анализ результатов Всероссийской проверочной работы по физике в 9 классе общеобразовательных организаций

Анализ результатов Всероссийской проверочной работы по физике в 9  классе общеобразовательных организаций МОБУ СОШ с.Ермекеево,МОБУ СОШ с.Усман-ташлы, МОБУ СОШ с.Суккулово,ООШ с.Средние-Карамалы ...