Результаты опытно-экспериментальной работы по физике (7 класс)
опыты и эксперименты по физике (7 класс) на тему
Название работы: Проблемно-диалогическое обучение физике (Результаты опытно-экспериментальной работы по физике в 7 «А» и 7 «Б» классах ЧОУ «ГАРМОНИЯ»).
Автор: Муравьёва Анастасия Александровна, учитель физики ЧОУ "ГАРМОНИЯ".
Актуальность. Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30 гг. прошлого столетия. Технология проблемного диалога появилась сравнительно недавно и, реализуя деятельностный подход, стала востребованной в активно меняющейся образовательной системе. ФЗ «Об образовании в РФ», вступивший в силу в сентябре 2013 г., предполагает развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей [3]. Решение этих задач и подразумевает проблемно-диалогическое обучение.
Цель работы: доказать эффективность использования технологии проблемного обучения на уроках физики в 7 классе.
Практическая значимость:
1) разработки могут использоваться учителями физики, работающими с технологией проблемного диалога.
2) положительные результаты эксперимента докажут эффективность технологии и помогут развить творческие способности учеников, повысить уровень обученности.
Работа состоит из двух параграфов:
§1 Теоретические основы технологии проблемно-диалогического обучения.
§2 Описание и результаты опытно-экспериментальной работы в 7 классах по физике с использованием проблемного диалога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezultaty_opytno-eksperimentalnoy_raboty_muravyovoy_a.a.docx | 380.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение
«ГАРМОНИЯ»
Проблемно-диалогическое обучение физике
(Результаты опытно-экспериментальной работы
по физике в 7 «А» и 7 «Б» классах
ЧОУ «ГАРМОНИЯ»)
Муравьёва А.А.,
учитель физики
ЧОУ «ГАРМОНИЯ»
Научный консультант:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры непрерывного
психолого-педагогического образования
Дельцова И.А.
Иваново, 2017 г.
Актуальность. Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30 гг. прошлого столетия. Технология проблемного диалога появилась сравнительно недавно и, реализуя деятельностный подход, стала востребованной в активно меняющейся образовательной системе. ФЗ «Об образовании в РФ», вступивший в силу в сентябре 2013 г., предполагает развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей [3]. Решение этих задач и подразумевает проблемно-диалогическое обучение.
Цель работы: доказать эффективность использования технологии проблемного обучения на уроках физики в 7 классе.
Практическая значимость:
1) разработки могут использоваться учителями физики, работающими с технологией проблемного диалога.
2) положительные результаты эксперимента докажут эффективность технологии и помогут развить творческие способности учеников, повысить уровень обученности.
Работа состоит из двух параграфов:
§1 Теоретические основы технологии проблемно-диалогического обучения.
§2 Описание и результаты опытно-экспериментальной работы в 7 классах по физике с использованием проблемного диалога.
§1. Теоретические основы технологии проблемно-диалогического обучения.
В энциклопедии образовательных технологий Г.К.Селевко раскрывает значение проблемно-диалогического обучения: «Первая часть определения «проблемно-диалогическое» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы — это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения — это этап формулирования нового знания. Вторая часть определения «проблемно-диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога» [2,370].
Смысл технологии проблемного диалога: «пропустить» школьников на уроке изучения нового материала через все звенья научного творчества. На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: извилистая тропа догадок и царственная дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога− побуждающим и подводящим [1]:
«Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы.
Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.
На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики должны создать продукт и представить его классу. Иными словами, от каждого школьника требуется самому и по-своему выразить новое знание. Задание называется продуктивным, потому что предлагает ученику создать простой продукт (например, составить схему)» [1].
Вывод: Технология проблемного диалога обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как традиционная методика обеспечивает репродуктивное усвоение знаний: «Пришёл, услышал, заучил» [1].
§2 Описание и результаты опытно-экспериментальной работы в 7 классах по физике с использованием проблемного диалога
В экспериментальной работе принимали участие ученики 7-А класса (14 человек) и 7-Б класса (14 человек). При объяснении новой темы «Первоначальные сведения о строении вещества» в 7-А классе использовались традиционные методы обучения (лекция, рассказ, беседа, объяснение); в 7-Б классе – проблемные диалоги.
Этапы работы:
- Проведение входного контроля.
- Разработка и проведение уроков с использованием технологии проблемного диалога.
- Проведение итогового контроля по теме.
- Анализ полученных результатов.
1.Входной контроль. Обоим классам были выданы задания по пройденной теме «Введение»:
А) Разделить перечисленные понятия на две группы: физические тела, вещества: Тепловоз, Серебро, Вода, Чашка, Фарфор, Стекло, Свинец, Карандаш, Книга
Б) Указать разницу между наблюдением и опытом;
В) Определить правильную последовательность: ▪Вывод ▪Опыт ▪Гипотеза ▪Результат;
Г) Определить цену деления мензурки (по картинке);
Д) Определить погрешность измерения мензурки (по картинке);
Е) Записать результат измерения времени секундомером с учётом погрешности (по картинке).
Результаты входного контроля:
Класс\Отметка | «3» | «4» | «5» |
7-А | 3 | 7 | 4 |
7-Б | 4 | 7 | 3 |
2. Разработка проблемных диалогов по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». В таблице представлены разработанные диалоги, использованные при изучении нового материала (на этапе урока: постановка проблемы).
Учитель | Ученики | |
Урок 1. Строение вещества. | -При строительстве нашей школы использованы разные материалы. Какие из них вы можете назвать? -Можно ли использовать любые материалы.? -Почему? -Конечно, для правильного выбора материала нужно знать их свойства. От чего зависят свойства вещества? -Правильно, необходимо знать внутреннее «устройство» вещества. Нам предстоит разобраться в этом вопросе. -Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы ставим сегодня перед собой? | -Кирпич, цемент, дерево. -Нет, нельзя. -Некоторые вещества хрупкие, у веществ разные характеристики, свойства. -От типа вещества, состава, структуры. -Тема урока: Строение вещества. -Узнать/ понять/ получить представление о внутреннем строении вещества |
Урок 2. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах | -Вы знаете, как пахнет газ? -Нравится этот запах? -Значит было бы лучше, чтобы не было такого неприятного запаха? -А если запаха газа от плиты не будет, что может произойти? -У нас появилось противоречие. Запах не нравится, но он спасает людям. Как считаете, что важнее? -Конечно. Что же происходит с молекулами при распространении запаха? -Этим молекулам кто-нибудь мешает? -Как называется явление распространения, проникновения молекул одного вещества в другом веществе? -Как считаете, диффузия наблюдается только в газах? - Сформулируйте тему урока. | -Знаем. -Нет, не нравится. -Да! - Человек может не заметить утечку и погибнуть. -Жизнь людей! - Частицы/молекулы какого-то вещества движутся в различных направлениях - Да, молекулы воздуха. - Диффузия. -Нет, и в жидкостях и в твердых телах -Тема:Диффузия в газа, жидкостях и твёрдых телах. |
Урок 3. Взаимное притяжение и отталкивание молекул | -Перед вами на парте пластилин и мел. Разломите их, а теперь соедините обратно. Получилось единое целое? -В чём проблема? В чём разница? -Легко получилось разломать? -Какие силы мы преодолеваем? -Правильно, кто притягивается - При соединении молекулы опять должны притянуться, но с мелом этого не происходит. Почему? - Значит какое условие притяжения молекул? -Правильно. Посмотрите, в закрытом шприце вода. Я пытаюсь сблизить молекулы воды, но ничего не получается, наоборот, поршень движется обратно. Как объяснить -Правильно. Как могут взаимодействовать молекулы друг с другом? - Сформулируйте тему урока. | - С пластилином получилось, а мел «не склеивается». - Разный состав /строение/ -Нет, нужно усилие. -Силу притяжения. - Частицы, молекулы. - Не получается достаточно приблизить. - Близость молекул друг к другу. - Не куда больше сближаться/ нет места/ происходит отталкивание. - Отталкиваться и притягиваться. -Тема: Взаимное притяжение и отталкивание молекул |
Урок 4. Агрегатные состояния вещества |
-Посмотрите на фотографии. Что вы видите? –Сравните фотографии, что общего между изображениями? -Как эти снимки связаны с физикой и с темой нашего урока? -С каким одним словом связано всё перечисленное вами? -Правильно, вода! В каком виде мы её видим? -Сколько всего состояний воды? -Кто знает, как называются эти состояния? -Что мы сегодня будем изучать? Какая тема урока? | - Зима, река, деревья в инее, туман/пар, снег. -На обеих фотографиях зима, есть вода, снег, пар. - В физике изучают превращения снега в воду. - Вода (зима..) - В виде снега/льда, воды и пара. -Три: твердое-лёд, жидкое - вода, газообразное - пар. - Агрегатные. -Тема: Агрегатные состояния вещества. |
3. Итоговый контроль по теме.
Работа состояла из 7 заданий: 5 заданий с выбором ответа и 2 вопроса, требующих развёрнутого ответа (Марон А.Е. Физика 7 класс. Учебно-методическое пособие. 2013 г., Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс. 2010 г.). Варианты представлены в ПРИЛОЖЕНИИ.
Результаты итогового контроля.
Класс\Отметка | «3» | «4» | «5» |
7-А | 4 | 7 | 3 |
7-Б | 3 | 6 | 5 |
4. Анализ полученных результатов.
Сравнивая результаты входного и итогового контроля, заметно, что 7-А класс, в котором проводились уроки по традиционной системе, не улучшил свои результаты, наблюдается ухудшение на 1 позицию (1 человек по сравнению с входным контролем (отметка «5») получил за итоговый «4», 1 человек – ухудшил результат с «4» до «3»). В 7-Б классе, в котором на каждом уроке присутствовал этап создания проблемной ситуации , наблюдается улучшение результатов: 2 человека получили за итоговый тест «5», а на входном контроле была «4». Еще 1 человек после «3» за входную работу получил «4» за итоговую.
Также в каждом классе в конце уроков проводилась рефлексия в технике «рефлексивная мишень»:
Результаты представлены на гистограммах.
Из диаграмм видно, что учащиеся 7-Б класса по результатам самоанализа активнее участвовали в беседах на уроках, им был интереснее и понятнее материал, они больше узнали нового, чем 7-А класс. По многим показателям результаты 7-Б класса увеличивались от урока к уроку.
Заключение опытно-экспериментальной работы: по результатам проделанной работы можно сделать вывод, что использование технологии проблемного диалога развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ
- Мельникова ЕЛ. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС / Е. Л. Мельникова // Начальная школа плюс До и После.– 2012. – № 9. – С. 3–8.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" [эл. ресурс]. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 09.02.2014)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задания итогового контроля по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».
Вариант 1
Вариант 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная справка о результатах выполнения контрольной работы в 10 б классе (математический профиль) за первое полугодие 2012-2013 учебного года
Предлагается информационная справка о результатах выполнения контрольной работы в 10 б классе (математический профиль) за первое полугодие 2012-2013 года....
Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Бойля-Мариотта". Учитель физики Ефименко Ю.В.
В данной работе представлена инструкция для учащихся по проведению лабораторной работы.Лабораторная работа выполняется на основе демонстрационного оборудования....
Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Шарля". Учитель физики Ефименко Ю.В.
В работе представлена инструкция для учащихся 10 классов при выполнении данной лабораторной работы. Работа выполняется на демонстрационном оборудовании....
Опытно – экспериментальная авторская работа «Выполнение гобеленов на уроках декоративно-прикладного искусства»
Учащиеся на уроках декоративно-прикладного искусства изучают несколько видов гобеленов: 1. Навивной гобелен2. Гобелен,выполненный крючком3. Гобелен-вышивка (гобеленный шов).Дети с интересом выпол...
Контрольная работа по физике 11 класс "Атомная и ядерная физика"
Данная контрольная работа рассчитана для учащихся 11 класса, обучающихся по учебнику Мякишева В. и др. "Физика-11", изд-во "Просвещение".Задания составлены дифференцированно. Прилагаются развёрнутые о...
Результаты опытно-экспериментального исследования: "Развитие музыкального мышления у младших школьников".
Феномен музыкального мышления представляет собой сложный психический познавательный процесс....
Анализ результатов Всероссийской проверочной работы по физике в 9 классе общеобразовательных организаций
Анализ результатов Всероссийской проверочной работы по физике в 9 классе общеобразовательных организаций МОБУ СОШ с.Ермекеево,МОБУ СОШ с.Усман-ташлы, МОБУ СОШ с.Суккулово,ООШ с.Средние-Карамалы ...