Практикум по решению задач на тему "Уравнение состояния идеального газа"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Разработка урока "Практикум по решению задач на тему Уравнение состояния идеального газа" с приложениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.35 КБ |
![]() | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум по решению задач на тему "Уравнение состояния идеального газа"
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.
Цель урока: систематизация знаний по теме «Уравнение состояния идеального газа».
Задачи урока:
- Познавательные: проверить освоение экспериментального метода научного познания. Овладеть понятием «идеальный газ» и установлением зависимости между давлением, объемом и температурой в уравнении состояния идеального газа. Умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию.
- Воспитательные: выработать позитивную мотивацию к получению знаний. Воспитывать любознательность, аккуратность, потребность к знанию. Воспитывать умение работать в группе, уважать мнение товарища и аргументировать свое мнение.
- Развивающие: развивать логическое мышление, умение сравнивать результаты экспериментов. Развивать интерес к предмету. Выработка критериев самооценки знаний. Развитие памяти.
Материально-техническое оснащение урока:
- Комплект приборов для выполнения экспериментального задания
- цилиндр переменного объема
- манометр демонстрационный
- емкость с холодной водой для установки сильфона
- емкость с горячей водой для установки сильфона
- термометр (от 0 – 100о С)
- Дидактический материал
- лист индивидуального задания
- экспериментальное задание по карте – 2 шт.
- разноуровневые практические задания – 15 шт.
- справочный материал – 15 шт.
- лист контроля – 15 шт.
- табличка на магнитах с физическими терминами, величинами и формулами
- Технические средства обучения
- компьютер;
- мультимедийный проектор
- экран
- магнитная доска
- калькулятор
- Программное обеспечение
- презентация с тестом выполнена на основе программы МS Power Point c помощью текстового редактора MS Word,
- редактора формул MS Equation.
План урока
Время | Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
1' | 1. Организационный момент. Постановка учебных задач, целей и мотивов деятельности учащихся. | Проверяю готовность учащихся к уроку. Распределяю справочный (таблицы с постоянными физическими величинами) и раздаточный материал (Приложение 1, Приложение 2,Приложение 3, Приложение 4,Приложение 5, Приложение 6). | Готовятся к уроку и подписывают «Рабочий лист» на 2 варианта. (Приложение 1). |
13' | 2. Проверка усвоения теоретического материала по теме. | Вызываю к доске трех учащихся. Одного - для проверки домашней расчетной задачи на «4 -5 баллов», а следующих – для выполнения экспериментальной задачи «Проверка уравнения состояния идеального газа». | Первый учащийся готовится к ответу (Приложение 2), а остальные выполняют эксперимент и производят расчеты с помощью калькулятора на проверку уравнения состояния идеального газа. Готовятся к ответу, пользуясь планом (Приложение 3). |
Параллельно организую группу на повторение материала, т.е. провожу фронтальный опрос по вопросам из (Приложение 4). | Отвечают на вопросы преподавателя. | ||
Учащимся у доски предлагаю отвечать по очередности. | Все слушают ответ и заполняют по желанию 1 и 2 пункты «Рабочего листа». | ||
10' | 3. Обобщение и систематизация знаний. | Задаю вопрос: кто справился с домашней экспериментальной задачей на «4-5»? | Отвечают |
Задаю вопрос: кто справился с домашней экспериментальной задачей на «3»? | Поднимают руку | ||
15' | 4. Закрепление практических навыков. | Предлагаю познакомиться с содержанием первой расчетной задачей (Приложение 6) | Читают. |
Даю задание решить 2-ю и 3-ю задачу из «рабочего листа». | Решают задачи своего варианта. | ||
3' | 5. Закрепление учебного материала | Демонстрирую слайды теста на экране. (Приложение 7) | Отвечают. Код правильных ответов заносят в рамку «рабочего листа». Обмениваются листами. Проверяют по ответам и оценивают работу соседа по парте. |
2' | 6. Подведение итогов урока. | Анализирую работу учащихся на уроке. | Отвечают на вопросы |
1' | 7. Заключительный этап урока. | Завершаю урок. | Учащиеся покидают кабинет. |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Приложение 2
Ответ 1 учащегося
Решение домашней задачи
План ответа
- Прочитать условие задачи
- Назвать физические величины, значение которых указаны в задаче
- Назвать физические величины, найденные из таблиц (в справочнике)
- Назвать искомую величину
- Показать модель идеального газа. Дать определение идеальному газу
- Сколько состояний газа описывается в данной задаче?
- назвать формулу, по которой решается задача
- Решение по этой формуле требует строгого соблюдения систем единиц
(в системе СИ)?
Приложение 3
Экспериментальное задание
Основная цель – закрепить умения учащихся определять опытным путем параметры состояния газа, проверить знание уравнения состояния газа.
Оборудование:
- цилиндр переменного объема
- манометр демонстрационный
- емкость холодной воды для установки сильфона
- емкость горячей воды для установки сильфона
- термометр от 0 до 100º С.
Приложение 4
Фронтальный опрос
Вопросы:
- Что такое идеальный газ?
- Объясните с помощью модели «идеальный газ», почему газы легко сжимаются, оказывают давление на стенки сосудов любой формы и размера, занимают любой предоставленный объем
- Чему равен абсолютный нуль по шкале Цельсия?
- Назовите 3 макроскопических параметра, характеризующих состояние данной массы разреженного газа
- Что такое температура и что она характеризует?
- Какие физические величины входят в уравнение Менделеева – Клапейрона?
Порядок работы и ответа
- Закрыть свободный кран манометра
- Измерить по шкале прибора объем воздуха в цилиндре, температуру и давление при комнатной температуре. Данные записать в таблицу.
- Поместить цилиндр в емкость с холодной водой и произвольно изменить объем воздуха в цилиндре. Измерить объем, температуру, давление. Результаты занести в таблицу.
- Поместить цилиндр в емкость с горячей водой и произвольно изменить объем воздуха в цилиндре. Измерить объем, температуру, давление. Результаты занести в таблицу. (Проделайте измерения 2 раза)
- Пользуясь полученными результатами, вычислить значения выражения для каждого состояния газа.
- Сделать вывод.
Ход работы
1 | 2 | |
p | p1= | p2 = |
V | V1= | V2= |
T | T1= | T2= |
Приложение 5
Разноуровневые практические задачи
«3 балла»
Пользуясь уравнением Менделеева – Клапейрона, вычислите, чему равна масса воздуха, заполняющего стакан.
- Какие данные нужны для этого расчета?
- Какие приборы потребуются для выполнения этой работы?
«4 – 5 баллов»
Какова масса воздуха в кабинете физики?
- Какие данные нужны для этого расчета?
- Какие приборы нужны для выполнения этой работы?
- До какой температуры надо нагреть воздух в комнате, чтобы половина массы воздуха вышла через открытую форточку?
Приложение 8
Тест | Тест | ||
1 вариант | ответы | 2 вариант | ответы |
макроскопическим параметрам? |
| ||
|
| ||
|
температура равна 300К? | ||
|
| ||
III. Подставить недостающие величины в … |
| ||
|
| ||
| IV.Степень нагретости тела характеризует … | ||
|
| ||
V.*Как изменится давление идеального газа при увеличении его объема в 2 раза и при уменьшении абсолютной температуры в 2 раза? | V.*Как изменится давление идеального газа при увеличении его объема в 4 раза и при уменьшении абсолютной температуры в 2 раза? | ||
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/26/picture-45150-1472190964.jpg)
Презентация по физике в 10 классе Уравнение состояния идеального газа
Презентация по физике в 10 классе. Урок изучения нового материала по теме " Уравнение состояния идеального газа"...
уравнение состояния идеального газа
презентация к уроку...
Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ, уравнение состояния идеального газа и изопроцессы» 10 класс
Урок: Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ, уравнение состояния идеального газа и изопроцессы» 10 класс...
презентация к уроку по теме «Решение задач на применение уравнения состояния идеального газа и газовых законов»
«Решение задач на применение уравнения состояния идеального газа и газовых законов»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/28/picture-809144-1472374461.jpg)
Методические рекомендации при решении задач по теме «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы».
Алгоритмы решения задач на газовые законы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/17/picture-1182703-1574000695.jpg)
практикум по решению задач «Изменение агрегатных состояний вещества».
практикум по решению задач "Изменение агрегатных состояний вещества"...