Урок лабораторного эксперимента в 9 классе по теме: «Изучение явления электромагнитной индукции»
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Урок лабораторного эксперимента в 9-м классе по теме: «Изучение явления электромагнитной индукции» был проведен с применением технологии «Личностно-ориентированного обучения». Данная технология предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку, способствует раскрытию их творческих способностей, не ущемляя их личных достоинств. Как и любая образовательная технология, технология «Личностно-ориентированного обучения» имеет описание целей, последовательность шагов (фаз) и условий для их достижения. При проведении данного урока используется работа в группах. Группы сформированы по разному уровню работоспособности. Каждая группа получает задания разные по уровню сложности. После работы каждая группа составляет творческий отчет, который потом защищает у доски. Урок проводится с применением презентации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Манохина Ирина Алексеевна учитель физики Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение лицей №1 им. Н.К. Крупской г. Камбарки Удмуртской Республики |
Урок лабораторного эксперимента в 9 классе по теме: «Изучение явления электромагнитной индукции»
Цель урока: Изучить явление электромагнитной индукции в лабораторных условиях.
Вызвать интересс к уроку, придать ему проблемно-творческий характер.
План урока:
1. Актуализация знаний. Перекрестный опрос между группами.
2. Работа в группах по выполнению лабораторных заданий.
3. Выступление групп. Обсуждение выступлений.
4. Выводы по уроку.
Оборудование:
- лабораторное оборудование;
- компьютер или ноутбук;
- экран, проектор.
Задания группам.
1 группа. Получение индукционного тока в катушке с помощью постоянного магнита (Задание №1).
2 группа. Получение индукционного тока при замыкании и размыкании цепи (Задание №2).
3 группа. Получение индукционного тока при изменении силы тока в катушке и исследование влияния сердечника на силу индукционного тока (Задание №3)
4 группа. Получение индукционного тока при работе генератора (Задание №4)
Ход урока:
Учитель. Здравствуйте. Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами проведем лабораторную работу по теме : «Изучение явления электромагнитной индукции». Прежде чем перейти к выполнению лабораторной работы, повторим материал прошлых уроков. Для этого каждая группа задаст по одному вопросу другой группе. Или иначе устраиваем перекрестный опрос. При составлении вопросов используйте ключевые слова : магнитный поток, индукционный ток, магнитная индукция, электромагнитная индукция, генератор. Учащиеся задают вопросы.
Примерные вопросы.
1.Что называется магнитным потоком? От каких величин зависит магнитный поток?
2 Какая величина является силовой характеристикой магнитного поля?
3. Какой ток называется индукционным?
4. В чем состоит явление электромагнитной индукции?
5. Кем и когда было открыто это явление?
Учитель. Спасибо. Молодцы. А теперь переходим к выполнению лабораторной работы.При выполнении лабораторной работы обратите внимание на ключевые слова. Каждая группа получит листок с заданием. Внимательно прочитайте его если, что не понятно задайте вопросы. (учащиеся знакомятся с заданиями). После выполнения заданий вы должны подвести итог своей работы, т.е. сделать вывод и предоставить его классу. Ваш отчет должен носить творческий характер.
Для оформления отчета на столах лежат фламастеры, бумага. Учащиеся приступают к выполнению заданий. Учитель выполняет роль консультанта. Напоминает учащимся о соблюдении ТБ.
Оформление доски.
ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ
СОСТОИТ В ПОЛУЧЕНИИ ИНДУКЦИОННОГО ТОКА КОТОРЫЙ
МОЖНО ПОЛУЧИТЬ :
КОТОРЫЙ:
возникает При изменении магнитного потока. | зависит От скорости изменения магнитного потока и материала сердечника. | получают В генераторах | применяют В осветительной сети. |
Вывод по уроку. В заключении в качестве закрепления учитель показывает опыт: «Отталкивание аллюминевого кольца от сердечника катушки». Учащимся предлагается обсудить этот опыт.
Учитель благодарит всех за урок. Учащиеся сами себя оценивают, используя следующие критерии: 1 б – хорошо; 2- очень хорошо; 3-превосходно;
Затем подводят общий итог урока. Говорят друг другу до свидания.
Задание №1
Задание: Получение индукционного тока в катушке с помощью постоянного магнита.
Цель: Пронаблюдать и сделать вывод при каком условии в катушке возникает индукционный ток.
Приборы и материалы: миллиамперметр, катушка-моток, дугообразный магнит.
Ход работы:
1.Подключите катушку-моток к зажимам милламперметра. (рис. 152. стр. 235 учебник физики для 9 кл. под ред. А.В.Перышкина, Е.М.Гутник).
2. Вдвигая магнит внутрь катушки, определите направление индукционного тока. Выдвигая магнит из катушки, определите другое направление индукционного тока.( О направлении тока в катушке можно судить по тому, в какую сторону от нулевого деления отклоняется стрелка миллиамперметра.)
3. Проверьте, существует ли ток, если магнит покоится относительно катушки.
4.Запишите, менялся ли магнитный поток Ф, пронизывающий катушку, во время движения магнита; во время остановки.
5.Проверьте, как влияет скорость движения магнита на силу индукционного тока.
6.На основании проведенных экспериментов сделайте и запишите вывод о том при каком условии в катушке возникал индукционный ток.
Вопросы:
- Как менялось направление индукционного тока при приближении и удалении магнита?
- Как изменялся магнитный поток через катушку при приближении и удалении магнита?
- Как меняется сила индукционного тока при быстром и медленном удалении и приближении магнита?
Вывод: В ходе проделанных опытов установили, что напрввление индукционного тока при …. магнита … , при … магнита … . О направлении тока судили по …. миллиамперметра. Также установили, что магнитный поток… . Потому что магнитный поток зависит от вектора магнитной индукции и от площади контура. Скорость движения магнита также влияет на силу индукционного тока. Чем быстрее движется магнит, тем…, чем медленне движется магнит тем …
Задание №2
Получение индукционного тока при замыкании и размыкании цепи.
Цель:
Оборудование:
Ход работы:
- Соберите электрическую цепь по рис. 153 учебника, (стр. 236.).
- Замкните цепь и проследите, возникает ли индукционный ток во второй катушке при включении и выключении тока в первой катушке. Определите его направление. Проверьте, есть ли индукционный ток во второй катушке, когда сила тока в первой катушке не меняется.
- Размыкая цепь, проследите возникает ли индукционный ток во второй катушке. Определите его направление и сравните с направлением тока при замыкании первичной цепи.
- На основании проведенного опыта сделайте и запишите вывод о возникновении индукционного тока при замыкании и размыкании цепи.
Вопросы :
- Как меняется направление индукционного тока, при замыкании и размыкании цепи?
- Менялся ли магнитный поток пронизывающий катушку? Если да, то как?
Вывод: В ходе проделанного опыта мы ….
Задание №3
Получение индукционного тока при изменении силы тока реостатом и исследование влияние сердечника на силу индукционногог тока.
Цель:
Оборудование:
Ход работы:
1. Соберите цепь по рис 153 учебника ( стр. 236).
2. Составьте план выполнения работы.
3. На основании опыта сделайте и запишите вывод.
Вопросы:
- Как меняется направление индукционного тока при изменении силы тока реостатом?
- Как меняется магнитный поток пронизывающий катушку?
- Как влияет наличие стального, аллюминевого, деревянного и медного сердечников на силу индукционного тока?
Вывод:
Задание №4
Получение индукционного тока при работе генератора.
Цель:
Оборудование: модель генератора переменного тока.
Ход работы:
Пронаблюдайте возникновение электрического тока в модели генератора. Объясните, почему в рамке, вращающейся в магнитном поле, возникает индукционный ток. Объясните устройство генератора.
Вывод:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изучение явления электромагнитной индукции Урок лабораторного эксперимента
Цель урока Изучить явление электромагнитной индукции в лабораторных условиях.
Ключевые слова Магнитный поток Индукционный ток Магнитная индукция Электромагнитная индукция Генератор Переменный ток
Задания группам: 1 группа. Получение индукционного тока в катушке с помощью постоянного магнита. 2 группа. Получение индукционного тока при замыкании и размыкании цепи. 3 группа. Получение индукционного тока при изменении силы тока в катушке и исследование влияния сердечника на силу индукционного тока. 4 группа. Получение индукционного тока при работе генератора.
ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ СОСТОИТ В ПОЛУЧЕНИИ ИНДУКЦИОННОГО ТОКА КОТОРЫЙ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ :
Постоянным магнитом
При замыкании и размыкании цепи
При изменении силы тока реостатом
При работе генератора
КОТОРЫЙ: Возникает (при изменении магнитного потока); Зависит(от скорости изменения магнитного потока и материала сердечника); Получают (в генераторах); Применяют (в осветительной сети, в трансформаторах).
Все способы получения индукционного тока связаны с изменением магнитного потока, пронизывающего контур проводника. В этом заключается явление электромагнитной индукции.
P.S : Когда М.Фарадей опубликовал своё открытие, что изменение магнитного потока создаёт Э.Д.С. электромагнитной индукции его спросили: «Какая от этого польза?». Ведь всё, что он обнаружил, было очень странным - в проводе, возле которого передвигался магнит, возникали очень маленькие токи. Фарадей ответил: «Какая может быть польза от новорожденного?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа "Изучение явления электромагнитной индукции"
Данный материал представляет собой описание проведения лабораторной работы "Изучение явления электромагнитной индукции" обучающимися 9 и 11 классов. Работа предполагает поэтапное изучение явления элек...
урок - лабораторная работа 10 класс по теме "Изучение закона Гей - Люссака"
урок - лабораторная работа 10 класс по теме "Изучение закона Гей - Люссака"...
Урок с применением мультимедийной презентации (с использованием триггеров, анимации, гиперссылок и управляющих кнопок).Изучение явления электромагнитной индукции
В данной публикации приводится пример использования мультимедийной презентации на уроке при исследовании явления электромагнитной индукции в 11 классе. Надеюсь, что описание может быть полезным при со...
Лабораторная работа по физике 11 класс. Тема: «Изучение явления электромагнитной индукции»
Лабораторная работа по физике 11 класс по теме: «Изучение явления электромагнитной индукции»...
Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции»
экспериментальное изучение явления электромагнитной индукции....
Урок №82 «Лабораторная работа № 14 «Изучение явления электромагнитной индукции» Переменный ток. Трансформатор. Передача электроэнергии на расстояние. (видео занятия платформа ZOOM)
В рамках дистанционного обучения разработан план заняий дл учащихся 8А класса (предпрофиль физмат)...
Лабораторная работа "Изучение явления электромагнитной индукции" в режиме дистанционного обучения
Данный файл содержит подробные указания для учащихся по методике выполнения лабораторной работы "Изучение явления электромагнитные индукции" в 11 классе в домашних условиях в услових д...