План урока "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
План урока "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_-_energiya_topliva._udelnaya_teplota_sgoraniya.doc | 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План урочного занятия по физике
Тема: Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
Класс 8
Цель занятия: сформировать понятие об энергии топлива, обеспечить понимание учащимися физической сути удельной теплоты сгорания топлива, ввести величину удельной теплоты сгорания топлива, закрепить навыки решения расчётных, экспериментальных задач; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, аргументировать их; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; сформировать целостную картину мира.
Планируемые результаты и задания для проверки планируемых результатов:
Планируемый результат | Задание для его проверки | Критерии оценки |
Предметный Знать какие виды топлива существуют, что такое удельная теплота сгорания, знать формулу для нахождения количества теплоты, выделяющейся при сгорании топлива. | Выпишите в тетрадь из §: Какие виды топлива существуют? Что такое удельная теплота сгорания топлива? В каких единицах измеряется удельная теплота сгорания топлива? Как вычисляют количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива. | - знает виды топлива; - объясняет величину удельной теплоты сгорания топлива; - объясняет единицы измерения и формулу для нахождения количества теплоты |
Метапредметный: Регулятивный развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, аргументировать их, грамотно выражать свои мысли вслух. | Выдвиньте и аргументируйте гипотезу «Какое топливо дает самое большее количество теплоты на удельную единицу массы?». | - выдвигает гипотезу; - грамотно аргументирует гипотезу; - способен применить знания для нахождения решения других задач |
Познавательный Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. | Какие элементы могут входить в состав топлива? Каким топливом выгоднее отапливать помещения? Почему в последнее время все чаще стали говорить об использовании альтернативных источников энергии? | - умеет определять физические понятия; - умеет самостоятельно классифицировать виды топлива на разные состояния вещества (жидкое, твердое и газообразное; - умеет соотносить количество теплоты с удельной теплотой сгорания различных веществ. - умеет выстраивать причинно-следственные связи. |
Коммуникативный представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности | Представьте в письменной форме развернутый план решения задачи, найдите в парах рациональные пути ее решения | - знает, как договариваться о правилах работы в группе; - знает как представлять развернутый план решения задачи; - применяет умение договариваться о правилах работы в группе. |
Личностный Сформировать целостную картину мира, соответствующего современному уровню развития науки | Ребята, скажите, пожалуйста, а зачем нам нужно знать виды топлива и уметь рассчитывать количество теплоты? Пригодятся ли вам эти знания в повседневной жизни? -Какой вред приносят выбросы в атмосферу при сгорании топлива? -Какие альтернативные источники энергии существуют? | - знает виды топлива; - объясняет необходимость этих знаний в повседневной жизни; -знает, где применяются виды топлива (ТЭЦ, двигатели автомобилей, отопление домов); - прогнозирует последствия выбросов в окружающую среду отработавшего топлива и бережного отношения к природе - знает альтернативные источники энергии. |
Технология: проблемное обучение, проектная деятельность.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, штатив с муфтой и лапкой, несколько видов топлива (сухой спирт, кусочек дерева, бумага), спиртовки на подставках, колбы с водой, термометр, раздаточный материал (карточки).
- Этапы (см. ниже).
№ п/п | Этапы занятия | Задача педагога | Содержание этапа занятия |
| Мотивационно-проблемный | Адаптировать учеников к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач обучающимися самостоятельно или под руководством учителя. | Просмотр видеофрагмента о видах топлива, где оно применяется и для чего необходимо в современном мире. На основе сюжета фрагмента учащиеся формулируют тему урока. |
| Деятельностный | Организовать деятельность обучающихся, направленную на преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения, решение проблемной ситуации, моделирование, построение системы частных задач, поисковая, проектная и другие виды деятельности. | - демонстрационный эксперимент с горящей свечой (зажженную свечу располагают на тарелке, затем накрывают стаканом); - анализ учениками выполненной демонстрации; -выявляют, какое топливо выделяет большее количество теплоты на килограмм, а какое меньшее, используя работу с учебником; - введение понятия удельной теплоты сгорания топлива; - введение единицы измерения удельной теплоты сгорания топлива и формулы для расчета количества теплоты; |
| Контрольный | Организовать деятельность обучающихся, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям. Возможен рефлексивный контроль. | - решение экспериментальных задач в группах (по 4 ученика) (приложение 1); - решение заданий по раздаточным материалам (по 4 ученика) (приложение 2); - выявляют и анализируют, где могут применяться различные виды топлива; -выдвигают гипотезу, какое топливо более пагубно влияет на окружающую среду; -выдвигают свои суждения об альтернативных видах топлива; |
| Рефлексивный | Организовать оценку учеником результата своей деятельности по определённым им самим критериям; оценку усвоения общего способа деятельности полученному результата, поставленной задачи; соотнесение правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок; определение границ своих результатов. | Учащимся самим предлагается оценить свою работу: «Понравился ли мне урок?», «Усвоил ли я тему урока?», «Способен ли применять полученные знания на практике?». Ученики высказывают свое мнение, анализируют и систематизируют полученные знания. |
| Коррекционый | Организовать деятельность обучающихся (при необходимости) для внесения изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок для достижения нового планируемого результата. | - выявление ошибок в понимании материала; - повторение алгоритма решения задач; - создание условий для лучшего усвоения материала. |
Приложение 1
Фронтальный эксперимент:
Цель: выяснить, какое топливо при сгорании дает большее количество теплоты.
Оборудование: пипетка, два небольших фарфоровых блюдца, два кусочка алюминиевой фольги, два пузырька со спиртом и бензином, спички.
С учениками проводится инструктаж по технике безопасности при работе с топливом.
Ход работы:
В чашки положить по кусочку одинакового размера алюминиевой фольги, на одну фольгу пипеткой капнуть капельку спирта, на другую – бензина и зажечь их одновременно. Когда спирт и бензин сгорят полностью, нужно аккуратно прикоснуться к кусочкам фольги.
Вопросы:
Одинаково ли нагрелись кусочки фольги?
Какое топливо, спирт или бензин, выделило больше тепла при полном сгорании?
Вывод
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива"
Методическая разработка урока по физике в 8 классе по теме "Энергия топлива". Данный урок сопровождается компьютерной презентацией...
Урок физического эксперимента «Виды топлива. Удельная теплота сгорания топлива» в 8 классе
Урок физического эксперимента «Виды топлива. Удельная теплота сгорания топлива» в 8 классе. На данном уроке используются нестандартные приемы, активизирующие учащихся на уроке, повышающие интерес к зн...
Конспект урока физики в 8 классе "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива"
Конспект конкурсного урока...
Урок физики в 8 классе "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива"
Презентация урока...
Дидактический материал урока физики в 8 классе "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива"
Раздаточный дидактический материал для открытого урока...
Презентация "Удельная теплота сгорания топлива"
Презентация к уроку физики в 8 классе "Сгорание топлива. Удельная теплота сгорания топлива"...
Презентация к уроку физики в 8 классе "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива"
В презентации приводится материал для проведения проверочной работы по теме "Количество теплоты", а также для объяснения и закрепления нового материала по теме "Энергия топлива"....