План урока "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

План урока "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_-_energiya_topliva._udelnaya_teplota_sgoraniya.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урочного занятия по физике

Тема: Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

Класс 8

Цель занятия: сформировать понятие об энергии топлива, обеспечить понимание учащимися физической сути удельной теплоты сгорания топлива, ввести величину удельной теплоты сгорания топлива, закрепить навыки решения расчётных, экспериментальных задач; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, аргументировать их; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; сформировать целостную картину мира.

Планируемые результаты и задания для проверки планируемых результатов:

Планируемый результат

Задание для его проверки

Критерии оценки

Предметный

Знать какие виды топлива существуют, что такое удельная теплота сгорания, знать формулу для нахождения количества теплоты, выделяющейся при сгорании топлива.

Выпишите в тетрадь из §:

Какие виды топлива

существуют?

Что такое удельная теплота сгорания топлива?

В каких единицах измеряется удельная теплота сгорания топлива?

Как вычисляют количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива.

- знает виды топлива;

- объясняет величину удельной теплоты сгорания топлива;

- объясняет единицы измерения и формулу для нахождения количества теплоты  

Метапредметный:

Регулятивный

развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, аргументировать их, грамотно выражать свои мысли вслух.

Выдвиньте и аргументируйте гипотезу «Какое топливо дает самое большее количество теплоты на удельную единицу массы?».

- выдвигает гипотезу;

- грамотно аргументирует гипотезу;

- способен применить знания для нахождения решения других задач

Познавательный

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Какие элементы могут входить в состав топлива? Каким топливом выгоднее отапливать помещения? Почему в последнее время все чаще стали говорить об использовании альтернативных источников энергии?

- умеет определять физические понятия;

- умеет самостоятельно классифицировать виды топлива на разные состояния вещества (жидкое, твердое и газообразное;

- умеет соотносить количество теплоты с удельной теплотой сгорания различных веществ.

- умеет выстраивать причинно-следственные связи.

Коммуникативный

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности

Представьте в письменной форме развернутый план решения задачи, найдите в парах рациональные пути ее решения

- знает, как договариваться о правилах работы в группе;

- знает как представлять развернутый план решения задачи;

- применяет умение договариваться о правилах работы в группе.

Личностный

Сформировать целостную картину мира, соответствующего современному уровню развития науки

Ребята, скажите, пожалуйста, а зачем нам нужно знать виды топлива и уметь рассчитывать количество теплоты? Пригодятся ли вам эти знания в повседневной жизни?

-Какой вред приносят выбросы в атмосферу при сгорании топлива?

-Какие альтернативные источники энергии существуют?

- знает виды топлива;

- объясняет необходимость этих знаний в повседневной жизни;

-знает, где применяются виды топлива (ТЭЦ, двигатели автомобилей, отопление домов);

- прогнозирует последствия выбросов в окружающую среду отработавшего топлива и бережного отношения к природе

- знает альтернативные источники энергии.

Технология: проблемное обучение, проектная деятельность.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, штатив с муфтой и лапкой, несколько видов топлива (сухой спирт, кусочек дерева, бумага), спиртовки на подставках, колбы с водой, термометр, раздаточный материал (карточки).

  1. Этапы (см. ниже).

№ п/п

Этапы занятия

Задача педагога

Содержание этапа занятия

  1. 1.

Мотивационно-проблемный

Адаптировать учеников к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач обучающимися самостоятельно или под руководством учителя.

Просмотр видеофрагмента о видах топлива, где оно применяется и для чего необходимо в современном мире. На основе сюжета фрагмента учащиеся формулируют тему урока.

  1. 2.

Деятельностный

Организовать деятельность обучающихся, направленную на преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения, решение проблемной ситуации, моделирование, построение системы частных задач, поисковая, проектная и другие виды деятельности.

- демонстрационный эксперимент с горящей свечой (зажженную свечу располагают на тарелке, затем накрывают стаканом);

- анализ учениками выполненной демонстрации;

-выявляют, какое топливо выделяет большее количество теплоты на килограмм, а какое меньшее, используя работу с учебником;

- введение понятия удельной теплоты сгорания топлива;

- введение единицы измерения удельной теплоты сгорания топлива и формулы для расчета количества теплоты;

  1. 3.

Контрольный

Организовать деятельность обучающихся, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям.

Возможен рефлексивный контроль.

- решение экспериментальных задач в группах (по 4 ученика) (приложение 1);

- решение заданий по раздаточным материалам (по 4 ученика) (приложение 2);

- выявляют и анализируют, где могут применяться различные виды топлива;

-выдвигают гипотезу, какое топливо более пагубно влияет на окружающую среду;

-выдвигают свои суждения об альтернативных видах топлива;

  1. 4.

Рефлексивный

Организовать оценку учеником результата своей деятельности по определённым им самим критериям; оценку усвоения общего способа деятельности полученному результата, поставленной задачи; соотнесение правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок; определение границ своих результатов.

Учащимся самим предлагается оценить свою работу: «Понравился ли мне урок?», «Усвоил ли я тему урока?», «Способен ли применять полученные знания на практике?». Ученики высказывают свое мнение, анализируют и систематизируют полученные знания.

  1. 5.

Коррекционый

Организовать деятельность обучающихся (при необходимости) для внесения изменений в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;  необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок для достижения нового планируемого результата.

- выявление ошибок в понимании материала;

- повторение алгоритма решения задач;

- создание условий для лучшего усвоения материала.

Приложение 1

Фронтальный эксперимент:

Цель: выяснить, какое топливо при сгорании дает большее количество теплоты.

Оборудование: пипетка, два небольших фарфоровых блюдца, два кусочка алюминиевой фольги, два пузырька со спиртом и бензином, спички.

С учениками проводится инструктаж по технике безопасности при работе с топливом.

Ход работы:

В чашки положить по кусочку одинакового размера алюминиевой фольги, на одну фольгу пипеткой капнуть капельку спирта, на другую – бензина и зажечь их одновременно. Когда спирт и бензин сгорят полностью, нужно аккуратно прикоснуться к кусочкам фольги.

Вопросы:

Одинаково ли нагрелись кусочки фольги?

Какое топливо, спирт или бензин, выделило больше тепла при полном сгорании?

Вывод

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива"

Методическая разработка  урока по физике  в 8 классе  по теме "Энергия топлива". Данный урок сопровождается компьютерной презентацией...

Урок физического эксперимента «Виды топлива. Удельная теплота сгорания топлива» в 8 классе

Урок физического эксперимента «Виды топлива. Удельная теплота сгорания топлива» в 8 классе. На данном уроке используются нестандартные приемы, активизирующие учащихся на уроке, повышающие интерес к зн...

Презентация "Удельная теплота сгорания топлива"

Презентация к уроку физики в 8 классе "Сгорание топлива. Удельная теплота сгорания топлива"...

Презентация к уроку физики в 8 классе "Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива"

В презентации приводится материал для проведения проверочной работы по теме "Количество теплоты", а также для объяснения и закрепления нового материала по теме "Энергия топлива"....