Альтернативные источники энергии
план-конспект урока по физике (10, 11 класс) по теме

Приходько Евгения Николаевна

Интегрированный урок физики и химии, проводится с целью развития способности к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами.

Разработка дополнительно содержит плакаты на доску  и  презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок физики и химии на тему:                                                      «Поиск альтернативных источников энергии»

Учитель физики    Приходько Е.Н.

Учитель химии      Бубнова Л.Д.

Цель: развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами; способность делать научные заключения

Задачи:

  • Развитие творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем;
  • Развитие умения работать в группах, отстаивать собственное мнение (коммуникативность);
  • Воспитание убежденности в познавании окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и техники

Создание проблемной ситуации.

На  слайде  Высвечиваем последовательно:

Значительный рост населения планеты

Какой возникает вопрос?

К чему это приведет?

/обсуждение/

Рост производства товаров потребления

Рост потребления природных ресурсов

Существенные изменения природных циклов

Выводы:

Рост промышленного производства

Рост потребления энергии

Истощение невозобновляемых ресурсов

Загрязнение всех компонентов биосферы

По данным ЮНЕСКО :

При существующих темпах добычи основных ископаемых энергоресурсов и их разведанных запасах в природе хватит: угля на 300 лет, нефти на 50 лет, газа на 70 лет.

Учитель: Какая возникает проблема?

Ученик: поиск  альтернативных источников энергии

Учитель: Тема нашего урока: «Альтернативные источники энергии»

                На настоящий момент используется 1% таких источников!

Учитель: Эту проблему рассматривали созданные группы исследователей вашего класса, получившие кейс-задания. Выслушаем их представителей.

На выступление (презентации учащихся) отводится максимум 5 минут

Ученики:

Представление научно-исследовательских кейсов: / на доске плакаты с символами /

1.Ядерная энергия               2.Биоэнергия                       3.Ветро и гидроэнергетика

4.Солнечная энергия                          5.Водородное топливо

Учитель: /создание проблемной ситуации/

Все говорили убедительно, приводя веские доводы. Чему отдать предпочтение - проблема серьезная.

На ваш взгляд,  какой источник энергии наиболее приемлем для нашего региона? /следует обсуждение с учащимися/

Учащиеся:

 Ядерная энергия –  близость мегаполиса; Солнечная энергия – мало солнечных дней; ветро- и гидро – недостаточные природные условия

/Убираем лишние символы с доски/

Учитель:  Все пользуются автотранспортом. Двигатель нуждается в топливе.       В Московской области есть сельскохозяйственные угодья и запасы воды.

Какое топливо из этого мы можем получить?

Ученики предлагают варианты ответов.

Учитель: 1 способ: получение водорода из воды – за счет концентратов Солнечной энергии;

                 2 способ: спиртовое брожение глюкозы.

Два ученика к доске: записывают реакции

             t0

2H2O        2H2+O2                 C6H12O6             2C2H5OH+2CO2   

Учитель: /создание проблемной ситуации/На какие мысли наводят побочные продукты?

Ученик: С одной стороны углекислый газ, с другой - кислород. Экология.

Учитель: Чему отдадим предпочтение? / вешаем красный магнит/

Учитель: С одной стороны затрачивается энергия Солнца – на данный момент неисчерпаемый источник; с другой – идет спиртовое брожение. Чему отдать предпочтение? /вешаем два красных магнита/

Учитель сообщает факты:  из 10т воды можно получить 556 кг водорода;

                                                   из 10т картофеля – 1т спирта?

Чему отдать предпочтение?/создание проблемной ситуации/

Учитель: Практическая ценность топлива – количество теплоты , выделяемое при его полном сгорании. Исследование проблемы предлагаю решить  путем математических вычислений Сравним выделяемое тепло .

Два ученика к доске /использование справочных материалов/

Qводорода = 556кг*12*107 Дж/кг=6672*107Дж

Qспирта=1000кг*2,7*107Дж/кг=2700*107Дж

Учитель: Сравним полученные результаты, чему отдадим предпочтение?

Ученик: Водороду.

Учитель: для релаксации просмотрим видеозапись опыта добывания кислорода в лаборатории и использовании его в виде топлива.

Учитель: Сегодня на уроке мы затронули экологические, экономические проблемы, связанные с производством и использованием альтернативных видов топлива. А какую сторону этого вопроса мы не затронули ?

Ученики: политическую сторону этого вопроса.

Учитель: Какой мы сделаем вывод?

Ученики: Та страна, которая освоит самый экономичный способ добычи топлива, будет диктовать условия жизни всему миру. Будущее России в наших руках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Альтернативные источники энергии

Слайд 4

Значительный рост населения планеты Рост промышленного производства Рост производства товаров потребления Рост потребления энергии Рост потребления природных ресурсов Истощение невозобновляемых ресурсов Существенные изменения природных циклов Загрязнение всех компонентов биосферы Природа и общество

Слайд 5

По данным ЮНЕСКО При существующих темпах добычи основных ископаемых энергоресурсов и их разведанных запасах в природе хватит: угля на 300 лет, нефти на 50 лет, газа на 70 лет.

Слайд 6

2Н 2 О 2Н 2 + О 2 2500˚С С 6 Н 12 О 6 2С 2 Н 5 ОН + 2СО 2 спирт Химизм процессов Термолиз Спиртовое брожение

Слайд 7

Это интересно! 1000кг спирта 10 тонн воды 556 кг водорода 10 тонн картофеля

Слайд 8

Практическая ценность топлива – количество теплоты, выделившееся при его полном сгорании.

Слайд 9

Основные аспекты перехода к альтернативным источникам энергии Экологический аспект Экономический аспект Социальный аспект Политический аспект


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГИЯ

Слайд 2

СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ

Слайд 3

БИОЭНЕРГИЯ

Слайд 4

ВОДОРОД

Слайд 5

ЭНЕРГИЯ ВЕТРА,ГИДРОЭНЕРГЕТИКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по физике Альтернативные источники энергии

внеклассное мероприятие по физике Альтернативные источники энергии, пресс-конференция по физике Альтернативная энергетика...

Урок-проект "Альтернативные источники энергии и экономия энергоресурсов"

Урок-проект по альтернативным источникам энергии может быть проведен в 8-9 классах на уроках экологии, в течение недели экологии как внеклассное мероприятие. На уроке рассматриваются различные виды ал...

Конспект урока по экологии "Альтернативные источники энергии"

Урок в 9 классе по экологии с использованием элементов критического мышления....

Презентация "Альтернативные источники энергии"

Альтернативная энергетика основана   на использовании  возобновляемых источников энергии (Солнца, ветра, волн, приливов и отливов, внутреннего тепла Земли и т.д.).Материал презентации может ...

Презентация "Альтернативные источники энергии".

Презентация  отражает материал исследовательской деятельности по теме "Альтернативные источники энергии". В презентации показаны все источники альтернативной энергии используемые людьми в совреме...

Презентация "Альтернативные источники энергии"

Материал презентации отражает исследовательскую деятельность учеников по теме "Альтернативные источники энергии". В презентации рассказано о всех видах альтенативных источников энергии используемых че...