Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся решать задачи по физике"
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему

Сомова Светлана Николаевна

Разработка программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Учимся решать задачи по физике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Учимся решать задачи по физике»

по  общеинтеллектуальному направлению

для 7 класса

(1 час в неделю, 34 часа в год)

Учитель-составитель: Сомова Светлана Николаевна

Пояснительная записка

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших подростков (7 класс) по общеинтеллектуальному направлению

Цель программы: создание благоприятных условий и возможностей  для развития познавательных, творческих способностей учащихся посредством решения физических задач.

Программа направлена на:

  • развитие наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления, творческих способностей учащихся;
  • формирование умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы;
  • формирование навыков решения задач, выбора наиболее рационального метода решения ;
  • формирование способностей применять физические знания в различных видах практической деятельности и решения конкретных физических задач;
  • формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;
  • развитие  умения мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать.

Задачи:

-расширить представления о материальном мире и методах научного познаний природы;

- развивать навык решения физических задач, построения рассуждений и представления информации в словесной образной и символической форме.

-развивать навыки проведения наблюдений, планирования и выполнения экспериментов, выдвижения гипотез и построения моделей для объяснения экспериментальных фактов;

-воспитать навыки сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента, способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям;

Особенности реализации программы

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Структура программы

Программа включает в себя занятия углубляющие знания учащихся, полученные в курсе физике в учебном процессе.

Ориентировочные формы организации внеурочной деятельности

  • Тренинги;
  • Беседы;
  • Практикумы

Форма и критерии достижения предметных результатов

Участие в предметных конкурсах и олимпиадах.

Предполагаемые результаты реализации программы

По итогам освоения программы учащиеся должны

- уметь производить расчет плотности вещества сплава, определять основные кинематические характеристики движения, место и время встречи двух тел, среднюю скорость, проводить расчеты силы тяжести, применять закон Гука, представлять информацию различными способами;

- иметь представление о таких понятиях как: система отсчета, материальная точка, физическое тело, погрешность;

- уметь самостоятельно описывать механическое движение, сопоставлять описанную в задаче ситуацию с условиями применения конкретной физической модели.

Условия реализации программы

Нормативно-правовая основа

  • Закон Российской Федерации « Об образовании» (2012 г.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.)

Учебно-методический комплекс

  1. Контрольно-измерительные материалы. Физика 7 класс. (соответствует ФГОС).-М.: ВАКО, 2013.
  2. Контрольно- измерительные материалы. Физика 7 класс. Диагностика предметной обученности. В.С. Лебединская.- Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Физика. Эксперсс-диагностика. 7 класс. Москва.: Эксмо, 2014

Информационно-техническая оснащенность

  • ресурсы Internet

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

http://fcior.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  (ЦОР)

http://school-collection.edu.ru/collection

Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября»

http:// 1september.ru

Видео- ролики. Видео-эксперименты.

http://www.youtube.com/ 

  • компьютер,  колонки , проектор, доступ в сеть Интернет

Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

дата

Рекомендуемая форма деятельности

Основное содержание

1

Мы-естествоиспытатели

1

Исследование.

Место и значение физики в современной науке и практическая значимость для человека. Модельные представления, используемые в физике.

2

В мире приборов и физических величин.

1

Тренинг

Определение цены деления и верхнего предела измерительного прибора. Запись показаний измерительного прибора. Погрешность измерений. Перевод единиц измерения физических величин.

3

Об одном и том же разными способами

1

Беседа. Практикум

Представление одной и той же информации в виде таблицы, графика, текста, рисунка, диаграммы, схемы. Выделение преимуществ и недостатков каждого способа представления информацию

4

Что больше?

1

Тренинг

Правила сравнения величин. Степень числа десяти.

5

Размеры молекул

1

Практическая работа.

Определение диаметра молекулы масла.

6

Задачи без чисел.

1

Тренинг

Качественные задачи о строении вещества.

7

На координатной плоскости

1

Беседа. Практическая работа.

Разные способы задания положения тела. Понятие лабораторной системы отсчета.

8

Движение с постоянной скоростью

1

Решение задач

Графические, текстовые задачи на определение основных кинематических характеристик прямолинейного равномерного движения тела.

9

Не все среднее- среднее арифметическое.

1

Тренинг. Практическая работа.

Расчет и измерение средней путевой скорости движения тела

10

Прямолинейное равномерное движение

1

Решение задач

Графические, текстовые задачи на определение основных кинематических характеристик прямолинейного равномерного движения тела.

11, 12

Что тяжелее?

2

Тренинг

Определение плотности сплава.

13

Действие тел друг на друга.

1

Беседа. Практикум.

Сила тяжести. Расчет силы тяжести, действующей на тела вблизи поверхности Земли.

14, 15

Упругая деформация.

2

Решение задач

Решение текстовых и графических задач на определение величины упругой деформации и величин, входящих в закон Гука. Представление информации в виде диаграмм.

16

Препятствуя движению

1

Беседа

Сила трения.

17

Сложение сил.

1

Решение задач

Равнодействующая сила.

18, 19

Решение задач на расчет давления твердого тела

2

        Решение задач

Давление твердого тела. Способы увеличения и уменьшения давления.

20

Решение задач на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

2

Решение задач

Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Закон Паскаля.

21

Качественные и расчетные задачи. Сообщающиеся сосуды

1

Решение задач

Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс.

22, 23

Решение задач на определение выталкивающей силы.

2

Решение задач

Закон Архимеда. Выталкивающая сила.

24

Решение задач на расчет механической работы и мощности

1

Решение задач

Механическая работа. Мощность.

25, 26

Решение задач на закон сохранения энергии.

2

Решение задач

Потенциальная энергия. Кинетическая энергия.

27

Решение задач на применение условия равновесия рычага

1

Решение задач

Рычаг. Блок. Условие равновесия рычага.

28, 29, 30

Решение задач на определение КПД простого механизма

3

Решение задач

КПД простого механизма. Наклонная плоскость.

31, 32

Решение задач. Механическое движение.

2

Решение задач

Графические и текстовые задачи. Путь, скорость, ускорение.

33, 34

Решение задач. Плотность. Масса. Давление.

2

Решение задач

Графические и текстовые задачи. Плотность. Масса. Давление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по физике" 9 класс

В рамках данного курсв рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА....

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Занимательная физика" (исследовательская работа) + описание проводимых опытов

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Занимательная физика", проводимой мною в 5 классах, а также описание проведения опытов по этому курсу....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Экспериментальные задачи по физике»

Цель курса –сформировать устойчивую мотивацию на дальнейший естественнонаучный профиль обучения. Курс «Экспериментальные задачи по физике» имеет практическую направленность.Предполагаемая программа по...

Рабочая программа физического кружка «Комбинированные задачи по физике» для учащихся 10-х классов

Основная направленность кружка - подготовить учащихся к ЕГЭ с опорой на знания и умения, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также на  расширение  знаний по темам при изучении...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Решение задач по физике» 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Решение задач по физике» 9 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Решу ОГЭ» для 8-9 класса

Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся восьмых-девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах ...