Тепловое действие тока. Закон Джоуля – Ленца.
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему
План урока Тепловое действие тока. Закон Джоуля – Ленца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teplovoe_deystvie_toka.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тепловое действие тока. Закон Джоуля – Ленца.
Урок физики в 11 классе
Цели урока
Образовательные
- Сформировать представление о тепловом действии электрического тока, о причинах этого действия.
- Установить количественный закон теплового действия тока – закон Джоуля-Ленца.
- Выявить (в ходе практической работы) зависимость выделившейся энергии от сопротивления проводника.
Развивающие
Совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, размышлять, анализировать, делать выводы)
Воспитательные
- Учить видеть практическую пользу знаний.
- Продолжить формирование коммуникативных умений.
Методическая тема: применение активных форм познавательной деятельности учащихся на уроке.
К занятию:
- Карточки с задачами (Приложение 1).
- Ответы к задачам на обратной стороне доски.
- Оборудование на партах: низковольтные лампы на подставке – 4 шт., 2 ключа, соединительные провода, 2 источника тока.
При изучении данной темы, учащиеся могут активно использовать знания, полученные ими при изучении курса физики 8 класса.
План проведения занятия
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Полученный результат |
1.Организационный | Приветствие, формулировка темы урока, плана работы | Готовятся к работе. | Принятие темы урока |
2. Вход в урок. Организация повторения | Предлагает учащимся задачи разного уровня сложности по пройденной ранее теме. К доске приглашает трех учеников для решения задач. Решенные задачи комментирует. | Получают карточку с тремя задачами. Каждый выбирает одну из предложенных задач, в зависимости от уровня усвоения темы. 3 ученика работают самостоятельно у доски, остальные решают задачу в тетрадях. Если ученик решил задачу на месте раньше, чем у доски, то можно сверить ответ. При условии, что получен верный ответ, можно решить задачу следующего уровня. | На доске приведено решение трех задач, в тетрадях решена как минимум одна задача. Решение задач прокомментировано. |
3. Акцентуация знаний. Подготовка учащихся к активному восприятию, усвоению знаний | Предлагает учащимся ответить на вопросы.
резистором?
можно включать в цепь, соединяя их различными способами?
различного соединения потребителей тока, с которыми вы встречались в быту.
явлении основано действие этих приборов?
приборы, в которых используется тепловое действие электрического тока. | Предполагаемые ответы:
сопротивления.
сопротивления, а следовательно силы тока и напряжения на отдельных участках цепи.
электрические конфорки и т.д.
при прохождении тока, проводники нагреваются.
фен и т.д. | Учащиеся готовы к восприятию новой темы. Мотивация изучения данной темы. |
4. Изучение нового материала | Обобщает.
Предлагает вопросы для обсуждения:
проводника?
теплоты, выделяющееся при этом? К доске приглашает учащегося для вывода формулы (закона Джоуля - Ленца) Сообщает, что честь открытия количественного закона теплового действия тока принадлежит английскому физику Джеймсу Прескотту Джоулю (1818-1889 гг.). В 1841 г. он установил, что количество теплоты, выделяющееся в проводнике, прямо пропорционально его сопротивлению и квадрату силы тока. Независимо от Джоуля российский физик Эмилий Христианович Ленц (1804-1865 гг.) в 1842 г. нашел ту же закономерность, позднее она получила название закона Джоуля-Ленца. Просит ответить на вопросы:
носят двойное название?
цепи несколько потребителей, то какой из них выделит большее количество теплоты? Предлагает проверить это на практике. С помощью имеющегося на столах оборудования, просит учащихся выяснить зависимость выделившейся энергии от сопротивления лампы при последовательном и параллельном соединении ламп. Организует обсуждение результатов.
электрического прибора является энергия, потребленная им в единицу времени, т.е. мощность. Каков физический смысл этой величины? Какова формула для расчета мощности, в каких единицах выражается эта величина? | Рассуждают, вспоминая строение металлов, изображая схему строения металлов на доске и в тетрадях. Объясняют нагревание проводника столкновениями электронов с ионами. Выделяется теплота Q. На доске записывает учащийся: = 1А·В·с = 1Дж
Менделеева – Клапейрона. Выдвигают предположения. Работают в парах: чертят схемы цепей (последовательное и параллельное соединение ламп), собирают цепи, применяя законы последовательного и параллельного соединения проводников, выявляют зависимость Q от R при разных соединениях ламп. При последовательном соединении проводников большее количество теплоты Q выделит тот проводник, сопротивление которого больше: Q~R, при параллельном соединении: Q~1/R. На доске записывает учащийся: | Приходят к пониманию причин теплового действия тока. Выведен закон Джоуля – Ленца - количественный закон теплового действия тока. Ввели понятие мощности тока, формулу для определения мощности, единицы измерения. |
5. Закрепление полученных знаний |
формулирование выводов.
| 2-3 минуты обсуждают в группах (по 4 человека), выдвигают гипотезы, подтверждают теоретическими обоснованиями. При параллельном соединении проволок, мощность спирали: , при последовательном соединении: , при смешанном соединении: . | При параллельном соединении проволок, мощность спирали наибольшая. |
6. Рефлексия |
научились?
были поставлены на уроке?
Выставление оценок и отметок. | ||
7. Постановка домашнего задания | §14, №1,2 (на «3»), №3-5 (на «5»), составить краткий опорный конспект по теме «Законы постоянного тока» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля–Ленца
Урок физики в 8-м классе по теме"Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля–Ленца"В архиве находится разработка урока +презентация по теме...
Разработка урока: Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания.
Урок физики в 8 классе с использованием электронных образовательных ресурсов....
Конспект урока физики в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца"
Предлагаю конспект урока по развитию информационной и коммуникационной компетентностей учащихся посредством работы с технологической картой учащегося, работы друг с другом, с учителем, с учебником. Не...
Урок по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца".
Урок №50 для 8 класса из раздела "Электрические явления"....
Урок "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца."
урок физики в 8 классе. с применением сингапурской методики....
Методическая разработка открытого урока в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".
Методическая разработка открытого урока в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца"....
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца" с презентацией (Учебник физики в 8 классе авторов А.В.Перышки, Н.А.Роди...