Проектная и исследовательская деятельность на уроках физики
статья по физике на тему

Зорина Юлия Анатольевна

Статья овозможностях проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная и исследовательская деятельность на уроках физики.

Современный ребенок отличается от детей, которых мы учили 10-15 лет назад, и тем более от тех детей, которыми были мы сами. Новое поколение живет в постоянно меняющейся информационной среде, активно использует новые технологии, живо реагирует на меняющуюся экономическую ситуацию, хочет получить те знания, которые помогут ему найти своё место в жизни. Исследовательская и проектная деятельность предоставляет возможность уйти от консервативности в преподавании физики и других предметов.

Отличие и сходство проектной и исследовательской деятельности

К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно-управленческого плана: целеполагание, формулировку задач, которые следует решить, выбор средств и методов, адекватных поставленным целям, планирование, собственно проведение проектных работ или исследования, оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целям исследования, представление результатов.

Образовательное значение данных видов деятельности разное. В случае исследовательской деятельности – это формирование у учащихся установки на то, что «мир познаваем» и готовности исследовать мир «как он есть», в случае проектной деятельности – это формирование у учащихся готовности относиться к миру человеческой цивилизации как к «проекту», к тому, что создается волей и энергией людей.

Проект и исследование на уроках физики

Примером проектной деятельности может служить внеурочное мероприятие «Игрушечная физика». На организационном этапе участники проекта уже знали, что его итогом будет выставка, на которой они расскажут ученикам младших классов о физических принципах работы игрушек, знакомых им с детства, или тех, в которые играли их мамы и папы. В этом проекте были реализованы различные возрастные потребности детей: ребята 14-15 лет получили возможность поделиться интересной информацией, ученики младшей школы получили знания об устройстве игрушек, о возможности описания окружающих нас вещей с научной точки зрения.

Примером исследовательской деятельности является работа «Микроклимат в кабинетах школы», которую осуществили ученики 8 класса. В ходе данного исследования был получен неожиданный, на первый взгляд, результат: в кабинетах первого этажа влажность оказалась существенно выше оптимальной. Этот результат требовал осмысления и объяснения, и объяснение было найдено: в подвале школы скапливаются грунтовые воды.

Любая лабораторная работа может стать мини-проектом, если проводить её не по инструкции, за которой подчас теряется смысл всей работы, а поставить перед учащимися лишь задачу, для которой они сами должны выбрать оборудование, разработать план работы, самостоятельно провести эксперимент и сделать вывод. При таком исполнении, как правило, учащиеся лучше понимают, что они делают, лучше усваивают материал.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование проектной и исследовательской деятельности на уроках физики

В данной работе представлен опыт формирования проектных и исследовательских умений учащихся начиная с 7 класса....

Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...

Презентация к методической разработке "Проектная и исследовательская деятельность на уроках физики"

Презентация к методической разработке "Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках физики"...

«Проектно – исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочное время»

На протяжении всей своей работы главным для меня является процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Поэтому целью своей педагогической дея...

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках физики как путь к формированию ключевых компетенций.

В данном проекте я обобщала свой опыт по использованию начно-исследовательской работы на роках физики....

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках физики

Организация проектно-исследовательской деятельностина уроках физики...

Роль проектной и исследовательской деятельности на уроках физики

Прецентация по теме " Роль проектной и исследовательской деятельности  на уроках физики "...