Применение требований ФГОС к изучению основной образовательной программы по физике
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Формирование условий для развития самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения физике для предотвращения школьной неуспеваемости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение требований ФГОС к изучению основной образовательной программы по физике
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования планируемые результаты обучения представляют собой совокупность трёх составляющих: личностной, метапредметной и предметной.
Целью статьи является формирование условий для развития самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения физике для предотвращения школьной неуспеваемости.
Несмотря на пристальное внимание педагогов, психологов к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, растёт.
Анализ результатов ситуации показывает, что учителя сталкиваются в своей деятельности с низким уровнем усвоения учебного материала при изучении новой темы и трудностями у учащихся при проведении проверочных работах на первичное закрепление.
Для преодоления данных проблем необходимо учитывать личностные способности освоения обучающимися образовательной программы по физике, включающие готовность и способность к саморазвитию, их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Для учитывания личностнных способностей учеников при проведении индивидуального контроля за их подготовленностью необходимо:
- контролировать усвоение сложных вопросов, которые вызывают у учеников наибольшие затруднения;
- контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки;
- при окончании изучении темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений, навыков школьниками, выявлять причины отставания.
Для учитывания личностных способностей учеников при изложении нового материала необходимо:
- обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала;
- стимулировать вопросы со стороны учеников при затруднениях в усвоениях в усвоении учебного материала;
- применять средства поддержания интереса к усвоению знаний;
- применять меры поддержания интереса у слабоуспевающих вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала и привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
Таким образом, учитывание личностных результатов освоения основной образовательной программы по физике позволит формировать:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
- коммуникативность и компетентность в общении со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности.
Учителя сталкиваются в своей деятельности с трудностями в обучении физике, когда ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет правила, пропускает действия, не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста.
Для преодоления данных проблем необходимо учитывать метапредметные результаты освоения обучающимися образовательной программы по физике.
Для использования метапредметных результатов при проведении обучения необходимо:
- обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал;
- формировать у учащихся умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- формировать у учащихся умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- формировать у учащихся умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- развивать у учащихся владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
- развивать у учащихся умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- формировать у учащихся умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;
- формировать у учащихся умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Таким образом, использование метапредметных результатов освоения основной образовательной программы по физике позволит осваивать обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, будет развивать способность использования учащимися межпредметных понятий в учебной и познавательной практике, позволит учащимся самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и сотрудничество с педагогами и сверстниками.
Учителя сталкиваются в своей деятельности с трудностями в обучении физике, нежелание учащихся выполнять домашнее задание, отсутствие мотивации к обучению у неуспевающих учащихся.
Для преодоления данных проблем необходимо учитывать предметные результаты освоения обучающимися образовательной программы по физике.
Для использования предметных результатов при проведении обучения необходимо обеспечивать:
- формирование у учащихся представлений о связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
- формирование у учащихся первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
- приобретение учащимися опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
- понимание учащимися физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду;
- осознание учащимися необходимости применения достижений физики и технологий;
- овладение учащимися основ безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека.
Таким образом, использование предметных результатов основной образовательной программы по физике позволит освоить обучающимися в ходе изучения учебного предмета виды деятельности по получению новых знаний в рамках учебного предмета физики, применению этих знаний в учебных, учебно-проектных ситуациях для развитие у учащихся умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ
Давать определения изученным понятиям• называть основные положения изученных теорий и гипотез• описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя для этого естественный (р...
Проблемное обучение на уроках информатики в свете современных требований к результатам освоения основной образовательной программы
Проблемное обучение на уроках информатики в свете современных требований к результатам освоения основной образовательной программы...
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования системы образования. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образователь...
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Система гигиенических требований к организации образовательной среды....
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по ХИМИИ
Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по ХИМИ...
Универсальный кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основных образовательных программ общего образования и элементов содержания по английскому языку
Кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основных образовательных программ общего образования и элементов содержания по английскому языку, используемых...