Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimnoe_prityazhenie_i_ottalkivanie_molekul._7_klass.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.А.Растимишина, учитель физики МБОУ СОШ №20 Славянский район, п.Забойский
Технологическая карта изучения темы № 6
Учебный предмет: физика
Класс: 7
УМК :Пёрышкин А.В.– М.: Прсвещение,
Тема урока: Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о взаимном притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.
Задачи урока:
а) вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул». Контроль знаний системы СИ и закрепление навыков работы с числами, заданными в стандартном виде. Актуализация знаний по теме « Диффузия». (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | ||
1. Организационный момент. | |||||||
Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ». На дерево вешаются листочки в зависимости от настроения. Настроение - цвет: красный – восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние. | Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы. Анализирует «ДЕРЕВО ЧУВСТВ». | Отвечают на приветствие учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения. | Умение настраиваться на занятие |
2. Физическая разминка (Ф.Р)и Контроль домашнего задания: | |||||||
1. Перевести в систему СИ и записать в стандартном виде: 357мм =… 43т =… 0,542нс =… 0,00032мкм =… 2. Определить цену деления и показания прибора: ( мл) 1.Рассказать о диффузии. (презентация) 2. Рассказать о результатах домашнего эксперимента? Класс, выслушивает ответы, контролирует содержание ответа и речь отвечающего по плану: - Что положительного было в ответе? - Что не удалось в ответе? - Что можно добавить к ответу? - Какую оценку следует поставить? Объявляются итоги проверки домашнего задания. | Контроль | Ф.Р выполняется письменно в рабочей тетради | Выделение существенной информации из ответов | Взаимодействуют с учителем и другими учениками | Класс, выслушивает ответы, контролирует содержание ответа и речь отвечающего | Мобилизуют силы и энергию, контроль правильности ответов обучающихся | Умение настраиваться на занятие |
3. Постановка цели и задач урока | |||||||
На прошлом уроке мы узнали, что такое диффузия, где мы можем её наблюдать. А сегодня мы продолжим говорить о взаимодействии частиц вещества. Объявляется тема урока. | Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели. Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала Обсуждает с учащимися ранее изученное Ставит проблемные вопросы | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул. | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
4. Актуализация знаний | |||||||
По теме урока вы уже догадались, что сегодня нам предстоит убедиться в том, что между молекулами веществ существует взаимодействие: притяжение и отталкивание. У вас на столах лежат приборы и карточки с описанием экспериментов, которые сегодня вам предстоит выполнить. | Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Показывает практическую значимость изучаемого материала. Актуализирует субъектный опыт учащихся | Начинают работают с раздаточным материалом. Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях. | Компетенция обучающихся в области физики. | Сотрудничают с учителем и сверстниками. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Слушание учителя Умение выражать свои мысли. Развитие монологическая речь Регулирование своего поведение и поведения товарищей. | Развитие регуляции учебной деятельности. Взаимоконтроль выполнения задания в парах. | Регуляция учебной деятельности. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
5. Первичное усвоение новых знаний | |||||||
ЗАДАНИЕ №1 А). Нанести с помощью салфетки масло на поверхность стекла. На промасленную поверхность выдавить шприцом 2-3 капли воды, пластмассовым стержнем попытаться сблизить капли, проследить за их слиянием. Подготовить вывод. Б). Попытаться сжать металлический цилиндр. Подготовить вывод. В). Набрать в шприц (без иглы) воду, закрыть отверстие и попытаться сжать воду в шприце с помощью поршня. Подготовить вывод. Учитель: Есть ли вопросы по ходу выполнения экспериментов? ( Учащиеся выполняют эксперименты: ) Учитель: Итак, какие выводы по экспериментам вы получили? Учащиеся: В первом опыте у нас капли слились, потому что между молекулами воды есть притяжение. Второй и третий опыты показали, что твердое тело и жидкость нельзя сжать, потому что молекулы начинают при сжатии веществ отталкиваться. Учитель: А как вы думаете можно ли заставить соединиться свинцовые цилиндры, как так же как можно соединить два пластилиновых цилиндра? (учитель показывает, как соединяются два пластилиновых цилиндра) Учащиеся: Соединить свинцовые цилиндры нельзя, т.к. цилиндры - твердые тела и у них неровные поверхности. Поэтому приблизить молекулы на расстояние, когда начнет действовать притяжение молекул, нельзя. Учитель: А теперь посмотрим опыт. Свинец мягкий металл, мы зачистим поверхности цилиндров, выровняем их и соединим. Цилиндры соединились. Теперь посмотрим, насколько сильно притягиваются молекулы цилиндров. Подвесим к нижнему цилиндру груз. Какие выводы сделаем по опыту? Ученик: Для того, чтобы между молекулами двух цилиндров возникли силы притяжения, необходимо приблизить молекулы цилиндров очень близко друг к другу. Запишем выводы в тетрадь: ·1. Между молекулами есть взаимное притяжение, существующее только на расстояниях соизмеримых с размерами самих молекул (атомов). Пример: Слияние капель, притяжение свинцовых цилиндров . ·2. Между молекулами существует взаимное отталкивание. Отталкивание заметнее на расстояниях меньших размеров молекул (атомов). Пример: несжимаемость твердых тел и жидкостей. Учитель: А теперь мы должны познакомиться еще с одним явлением физики. Для этого у вас есть задание №2 в карточке: ЗАДАНИЕ №2 А). Возьмите две стеклянные пластинки попробуйте их соединить и разъединить. Затем из шприца выдавите капли 2-3 воды на поверхность одного стекла, соедините стекла и попробуйте их разъединить. Сравните результаты. Б). Опустите кусочек пластилина в воду и достаньте из воды. Проследите за поведением воды на поверхности пластилина. Сделаете вывод. Учитель: какие выводы по экспериментам вы сделали? Ученик: В первом эксперименте легче было разделить два стекла, когда они между ними не было воды. Во втором опыте вода с кусочков пластилина стекла. Учитель: В первом случае вода смачивала стекло, во втором вы увидели, что вода не смачивает пластилин. Объясните с точки зрения молекулярного строения результаты опытов. Ученик: Молекулы воды сравнительно сильно притягивались к стеклу и не давали оторвать стекла, а во втором случае молекулы воды слабо притягивались к молекулам пластилина, сильнее притягивались друг к другу, и поэтому собирались в капли. Запишем выводы в тетрадь: Смачивание: жидкость смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого тела. Несмачивание: Жидкость не смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам твердого тела. | Объясняет новый материал. Демонстрирует физический эксперимент. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний. Обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала. | Слушают учителя. проводят физический экспериментом Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. | Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. | В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы. | Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
6. Первичная проверка понимания | |||||||
Ребята откройте учебник и ответьте с его помощью на вопросы 1. Верно ли утверждение, что молекулы газа движутся, а молекулы твёрдого тела нет? | Даёт учащимся задание работать с учебником (по желанию - индивидуально или в группах). Наблюдает за работой учащихся, консультирует и стимулирует учебные действия учащихся. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала. Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала. | Читают параграф, выделяют существенную информацию. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизируют учебный материал. | Анализ содержания параграфа. Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. | Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном и групповом режиме. Инициируют сотрудничество в поиске и сборе информации Принимают решение и его реализуют. | Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контролируют правильность ответов обучающихся. Осуществляют самоконтроль понимания вопросов. Вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
7. Первичное закрепление | |||||||
Работа в группах. Учащимся выдаются карточки с вопросами. 1.Чтобы разломать кусочек мела, нужно приложить усилие. Почему? 2.Чашка раскололась на две части. Почему невозможно без помощи клея соединить половинки в целую чашку, даже если аккуратно сложить по линии раскола? 3. Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумагу? 4. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается? | Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях. Закрепляет методику изучения нового материала. | Распознают и воспроизводят изученный материал. Принимают участие в обсуждениях. Ставят вопросы своим товарищам и учителю Объясняют более слабым учащимся непонятные места. Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. | Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Рецензирование ответов товарищей. Оценивание ответов и их корректировка. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Показывают владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регулирования своего действия. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
8. Домашнее задание | |||||||
Д.з. Прочитайте § 10, стр. 23-25, ответьте на вопросы после параграфа. Выполните одно из заданий: 1.Подготовьте презентацию по одной из тем. « Взаимное притяжение и отталкивание молекул». «Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул». 2.Подготовьте анимацию по данной теме. 3.Выполните экспериментальное задание упражнения 2(1) на стр 26 учебника 4.Решить задачи№75,79,82 (Лукашик В.И.) | Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. Мотивирует выполнение домашнего задания. Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. Создает условия для выбора учащимися домашнего задания. | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой; возможность находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы). | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Осознают качество и уровень усвоения. Определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составляют план и последовательность действий. | Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевой саморегуляции. |
8. Итог урока | |||||||
| Формулирует вопросы. Подводит итоги учебного занятия. | Отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строят речевое высказывания в устной форме. | Умение обсуждать содержание урока во фронтальном режиме. | Понимают на слух ответы обучающихся. Формулируют собственное мнение и позицию. | Проводят контроль, самокрнтроль и коррекцию правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
9. Рефлексия | |||||||
Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ». | Проводит рефлексию, сравнивает и анализирует два «ДЕРЕВА ЧУВСТВ». | Рефлексируют. | Умение делать выводы. | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение | Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Капиллярность и смачивание.
Методическая разработка урока с полным комплектом раздаточного материала. Видео материал доступен по гиперссылке в режиме просмотра в презентации (слайд №5 стрелочки внизу)....
Взаимное притяжение и отталкивание молекул 7 класс
Изучение взаимодействия молекул и явлений, обусловленных взаимодействием молекул....
Технологическая карта урока физики по теме: «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.» (7 класс)
Технологическая карта урока физики по теме: «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.» (7 класс)...
Презентация к уроку физики "Взаимное притяжение и отталкивание молекул" 7 класс
Презентация к уроку физики "Взаимное притяжение и отталкивание молекул" в 7 классе....
"Взаимное притяжение и отталкивание молекул" 7 класс
Презентация по теме "Взаимное притяжение и отталкивание молекул" 7 класс...
Урок по теме взаимное притяжение и отталкивание молекул
Конспект по теме взаимное притяжение и отталкивание молекул + презентация + тест на программу "Айрен"...
Урок: Взаимное притяжение и отталкивание молекул
Урок в 7 классе, на котором необходимо дать представление о взаимодействии молекул вещества; выяснить физический смысл взаимодействия молекул; сформировать представления о значении явления смачивания ...