Конспект урока "Масса тела"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Данная разработка предназначена для изучения темы "Масса тела" по физике 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massa_tela.doc | 389.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.
Цель: сформировать представление о новой величине “масса” и единицах её измерения, формирование умения сравнивать массы двух тел, измерять массу тела на рычажных весах, выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи, расширение кругозора учащихся.
Задачи:
Предметные - Формирование понятия «Массы» по обобщенному плану, обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся, заложить основы для дальнейшего изучения темы «Плотность», в процессе урока показать социальную значимость изучаемого материала.
Метапредметные - Развить мыслительную деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов, научить сравнивать, самостоятельно делать выводы.
Регулятивные - развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе. Создать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, самооценки, самоконтроля, дисциплинированности, ответственности и требовательности к себе.
Тип урока: изучение и закрепление нового материала
Форма урока: деловая игра
Оборудование и материалы к уроку:
- демонстрационные весы, наборы гирь разной массы.
Ход урока
1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся. Учитель: Здравствуйте! Сегодня наш урок пройдёт в форме деловой игры. Вы – работники двух банков: «Совкомбанк» и «Сбербанк России». Ваши банки объединились в Восточно-европейскую финансовую корпорацию и подали заявку на выделение кредита на своё развитие в Международный Валютный Фонд. К нам прибыли представители этого фонда с целью определения наиболее перспективного вложения своих финансов. Их цель – определить, стоит ли вкладывать средства МВФ в данную корпорацию. Ваша задача – приложить максимум усилий для получения кредита. От работы каждого из вас зависит положительное решение наших экспертов.
Условия, инструктаж. Регламент, правила.
- Предлагаю вам самим распределить должности (директор, главный бухгалтер, счетовод, начальник службы безопасности). Сейчас вы – команда, которая должна работать слаженно для достижения общей цели. В соответствии с выбранной должностью вам будут даны задания, которые нужно решить. За каждое правильно решённое задание, вы получаете карточку “кредит”. Чем больше таких карточек, тем больше вероятность получения положительного ответа на вашу заявку в Международный Валютный Фонд.
Клиент, выбрав банк, должен быть уверен в безопасности своих вложений. Поэтому первое задание для работников службы безопасности, начальника и его помощников. Команда банка заинтересована дать правильный ответ. В случае, если служба безопасности затрудняется дать ответ, то вопрос можно адресовать любому из команды. Перед вами таблица, по которой вам нужно выбрать тип вопроса
Определения | Формулы | Единицы измерения | задача |
20 | 40 | 60 | 100 |
20 | 40 | 60 | 100 |
Определения:
20. Дайте определение инерции. (Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел)
20. Что называют механическим движением. (Изменение с течением времени положения тела относительно других тел)
Формулы:
40. Как найти скорость тела, если известно расстояние и время.
40. Как найти пройденный путь, если известна скорость и время.
Единицы измерения:
60. Как перевести км/ч в м/с?
60. В каких единицах в Системе интернациональной измеряется время?
Задача:
100. Определите скорость самолета, который за время 30сек пролетел расстояние 450 км.
100. Паровоз движется со скоростью 10м/с. Какое расстояние он пройдет за 10 минут?
2. Сообщение темы и целей урока.
Представьте себе такую ситуацию, выбежав из-за угла, леопард столкнулся с зайцем лоб в лоб. Кто из них отлетел дальше и почему?
Ученики: потому что масса «зайца» меньше или могут сказать, что вес меньше.
Как в математике называется вес.
Ученики: масса.
Кто может сформулировать, с каким понятием будем работать на уроке.
+
На прошлом уроке мы заметили, что после взаимодействия, тела приобретают различную скорость. И наша с вами задача узнать, почему так происходит? Сегодня наша с вами цель понять, что же такое масса тела, каковы единицы измерения данной физической величины, а так же научиться измерять массу тел с помощью весов .
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Так что же такое масса? Давайте вспомним опыт с двумя тележками (с.54 рис.42) А что произойдет, если на одну из тележек поставить груз. (работа по учебнику с.56 рис.46)
Учащиеся: После того, как нить пережгли, тележки начинают разъезжаться с различными скоростями.
Учитель: Тележка, которая после взаимодействия приобрела меньшую скорость – массивнее. То есть у нее большая масса. Тележка, которая после взаимодействия движется с большей скоростью, имеет меньшую массу. По скоростям сравнивают массы взаимодействующих тележек. Ребята, давайте вспомним, каким образом мы можем измерить скорость движущихся тел?
Учащиеся. Для вычисления скорости, нам необходимы так же величины пройденного пути и времени. Эти величины обозначаются следующим образом.
Измерим секундомером время движения каждой тележки (в секундах), затем с помощью линейки измерим путь, пройденный каждой тележкой (в метрах). Зная расчетную формулу вычислим скорость.
Учитель. Верно! Молодцы! Но мы не только можем вычислить скорости данных тележек, самое главное – мы можем сравнить получившиеся скорости. И на основе сравнения сделать вывод о массах
(учащиеся производят записи определений в тетрадь)
во сколько раз скорости первого тела больше (меньше) скорости второго тела, во столько раз масса первого тела меньше (больше) массы второго!
- Чем меньше меняется скорость тела при взаимодействии, тем большую массу оно имеет. Такое тело называют более инертным
- Чем больше меняется скорость тела при взаимодействии, тем меньшую массу оно имеет. Это тело менее инертно.
Инертность – свойство тел по-разному менять свою скорость при взаимодействии.
Учитель. Ребята, сейчас запишем основное определение нашего урока и дадим ему характеристику (производится запись в тетрадь).
Масса тела – это физическая величина, которая характеризует его инертность.
Массу обозначают буквой m. Единицей измерения массы является килограмм (1кг). Килограмм – это масса эталона. Эталон изготовлен из сплава двух металлов: платины и иридия. Международный эталон килограмма хранится в Международное бюро мер и весов. расположенной в городе Севр (предместье Парижа, Франция).Одна из копий международного эталона килограмма имеется и в нашей стране в городе Санкт – Петербург в институте метрологии имени Д.И. Менделеева.
Учитель. Так же используются другие единицы массы, например тонна, грамм и миллиграмм.
Тонна | (т) | () | |
Грамм | (г) | ||
Миллиграмм | (мг) |
Как вы знаете банки у нас работают не только с ценными бумагами, но также и с дорогими металлами в виде слитков и монет. А какие это металлы, кто знает? (это золото и серебро). Так вот, бухгалтерам и счетоводам нужно перевести в СИ, следующие массы ценных металлов:
1,5т золота, 25г серебра, 500мг платины.
(остальные учащиеся также в тетради переводят единицы массы, затем выполняют самопроверку по готовым данным)
Каждая команда за правильный ответ получает карточку «Кредит»
Учитель. На практике массу тела можно узнать с помощью весов. Существуют следующие типы весов: учебные, медицинские, аналитические, аптекарские, электронные. Различные весы предназначены для взвешивания разных тел, как очень тяжелых, так и очень легких. Так, например, с помощью вагонных весов можно определить массу вагона от 50т до 150т. Массу комара, равную 1мг, можно узнать с помощью аналитических весов. При выполнении лабораторных работ мы будем пользоваться учебными весами. Главной частью таких весов является коромысло. К середине коромысла прикреплена стрелка – указатель, которая движется вправо или влево. К концам коромысла подвешены чашки.
Учитель. Ребята, как вы думаете, когда весы будут находиться в равновесии?
Учащиеся. Весы будут находиться в равновесии, когда массы тел, лежащих на чашках весов, равны друг другу.
Учитель. Абсолютно верно! Но вначале выполнения работы, нам нужно познакомиться с правилами взвешивания:
1. Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. У школьных весов равновесия добиваются, кладя на более легкую чашку кусочки бумаги или картона.
2. Тело необходимо ставить на чашу весов, расположенную слева от вас.
3. Гири кладут на правую чашку весов. Тело и гири нужно опускать осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
4. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
5. На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать порошки, наливать жидкости.
6.Для того чтобы не получилось, что мелких гирь не хватает, вначале на весы кладут гирю, имеющую массу, немного большую, чем масса взвешиваемого тела (подбирают на глаз с последующей проверкой).
Каждому банку предлагается взвесить тела находящиеся на столе и определить их массу с учетом погрешности. Затем каждый отдел одного банка сравнивает результат с отделом другого банка. За работу дается карточка «Кредит»
4. Закрепление. (15 минут)
Учитель: Как вы знаете, что кроме килограммов золото может еще измеряться и в унциях, а именно в тройских. 1 тройская унция равна31,1035 грамма. Директорам банка предстоит самая ответственная работа, им нужно рассчитать сколько будет тройских унций в 5 кг золота. Остальные работники занимаются текущей деятельностью, т.е выполняют тест. На выполнение тестового задание дается 10 минут. Пользоваться тетрадями, во время выполнения данной работы не рекомендуется. Желаю успехов.
Учитель: Задание выполнено. Предоставляется слово директорам банка, сколько же унций содержится в 5 кг золота? (примерно 161 унция). Хорошо. Но кроме повседневной работы в банках также проводятся аудиторские проверки сотрудниками другого банка, т.е вам нужно обменяться тестами с сотрудниками другого банка, взять ручку, и провести аудит. Посмотрите внимательно на доску, вы увидите правильные ответы. Я попрошу вас самостоятельно проверить работы. При правильном ответе поставьте плюс, а при неправильном – минус. Под тестом укажите количество правильных ответов.
1.2; 2.1; 3.3; 4.3; 5.2; 6.4; 7.3; 8.2; 9.2.
Мы получили результаты. (За работу дается карточка «Кредит»)
5. Подведение итогов. Сегодня у нас прошел несколько необычный урок физики- урок - игра. Но игра – дело серьезное. Тем более что сегодняшняя игра посвящена теме: «Банки. Банковская система», а банки, как известно, это сердце экономики. Я надеюсь, что в дальнейшем кто то из вас может и свяжет свою жизнь с работой в банке, а пока мы подведем итог урока.
Вывод из игры. Самооценка работы (рефлексия).
- Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока.
- Как оцените свою работу на уроке
6. Домашнее задание.
1. § 20,21
2. Упражнение 6 (1)
3. Приведите примеры ситуаций, в которых мы интересуемся массой тел (письменно в тетрадь 3-5 ситуаций).
Знаю я с седьмого класса:
Главное для тела - масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить.
Только в том кого винить?
1. Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. У школьных весов равновесия добиваются, кладя на более легкую чашку кусочки бумаги или картона.
2. Тело необходимо ставить на чашу весов, расположенную слева от вас.
3. Гири кладут на правую чашку весов. Тело и гири нужно опускать осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
4. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
5. На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать порошки, наливать жидкости.
6.Для того чтобы не получилось, что мелких гирь не хватает, вначале на весы кладут гирю, имеющую массу, немного большую, чем масса взвешиваемого тела (подбирают на глаз с последующей проверкой).
1. Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. У школьных весов равновесия добиваются, кладя на более легкую чашку кусочки бумаги или картона.
2. Тело необходимо ставить на чашу весов, расположенную слева от вас.
3. Гири кладут на правую чашку весов. Тело и гири нужно опускать осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
4. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
5. На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать порошки, наливать жидкости.
6.Для того чтобы не получилось, что мелких гирь не хватает, вначале на весы кладут гирю, имеющую массу, немного большую, чем масса взвешиваемого тела (подбирают на глаз с последующей проверкой).
КРЕДИТ | КРЕДИТ |
КРЕДИТ | КРЕДИТ |
КРЕДИТ | КРЕДИТ |
КРЕДИТ | КРЕДИТ |
КРЕДИТ | КРЕДИТ |
КРЕДИТ | КРЕДИТ |
КРЕДИТ | КРЕДИТ |
КРЕДИТ | КРЕДИТ |
Дайте определение инерции.
Что называют механическим движением.
Как найти скорость тела, если известно расстояние и время.
Как найти пройденный путь, если известна скорость и время.
Как перевести км/ч в м/с?
В каких единицах в Системе интернациональной измеряется время?
Определите скорость самолета, который за время 30сек пролетел расстояние 450км.
Паровоз движется со скоростью 10м/с. Какое расстояние он пройдет за 10минут?
Задание для сотрудников безопасности.
Определения | Формулы | Единицы измерения | задача |
20 | 40 | 60 | 100 |
20 | 40 | 60 | 100 |
Единицы массы.
Тонна | (т) | 1т=1000кг () |
Грамм | (г) | 1г=0,001кг (10-3кг) |
Милли грамм | (мг) | 1мг=0,001г= =0,000001кг (10-6кг) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"
Конспект урока физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...
Конспект занятия по валеологии "Знакомься твое тело"
Занятие из цикла "Здоровым быть здорово" для воситанников начальных классов VIII вида....
План-конспект урока физики в 7 классе: "Масса тела. Единица массы. Измерение массы тела на весах"
.........
“Туган телем-татар теле” (татар теле һәм әдәбиятыннан сыйныфтан тыш чара)
Укытучы һөнәренә хөрмәт, туган телгә, иҗатка мәхәббәт; туган авылыбыз, мәктәбебез, аның сәләтле укучылары белән горурлану, кызыксыну хисләре, әхлак сыйфатлары тәрбияләү....
Интеграциялы дәрес "Үҙләштерелгән һүҙҙәр" ( рус теле, башҡорт теле, инглиз теле).
Республика кимәлендә уҙғарылған фәнни-практик конференцияла рус теле, инглиз теле уҡытыусылары менән берлектә "Үҙләштерелгән һүҙҙәр" тигән темаға асыҡ дәрес күрһәттек. Был дәрестә уҡыусылар ...
Конспект занятия: "Тело человека".
Конспект НОД...
Конспект "Строение тела человека"
Конспект внеурочного занятия по ОБЖ...