План- конспект урока по физике в 7 классе.^ Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Урок закрепления представления учащихся о силе. как векторной величине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ravnodeystvuyushchaya_sila.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока по физике в 7 классе.                                                             Тема урока: Сложение двух сил, направленных по одной прямой.  Равнодействующая сил.

Цели и задачи урока: 

Образовательные:  Закрепить  представление учащихся о силе, как о векторной  величине.  Рассмотреть вопрос о сложении сил, действующих по  одной прямой  в одну или в противоположные стороны. Ввести понятие равнодействующей. Сформировать  умение применять понятие равнодействующей силы. Выявить уровень усвоение темы. Продолжить формирование навыков самоанализа ситуации и самоконтроля.

Развивающие: Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс; работать над формированием умений наблюдать и объяснять физические явления, выполнять рисунки, аккуратно и грамотно  делать записи в тетрадях. Учить выделять признаки сходства в описании явлений, анализировать ситуацию, проверить уровень самостоятельного мышления обучающегося применению имеющихся знаний в различных ситуациях.

Воспитательные: Содействовать формированию мировоззренческой  идеи познания явлений и свойств окружающего мира.  Обратить внимание на формирование общечеловеческих качеств: самостоятельность, ответственное отношение к учёбе.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний и умений.

Оборудование:  Мультимедийный  проектор, презентация.                                                                 Приборы для опыта:  Двухсторонние динамометры, закрепленные на штатив(2), лабораторные динамометры на 10Н(4), наборы грузов, гири, легкоподвижная тележка.

План урока:

  1. Организационный момент  -1мин.
  2.  Постановка темы и целей урока – 2мин.
  3. Актуализация и проверка знаний учащихся – 8мин.
  4. Изучение нового материала  - 10мин.
  5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 3мин.
  6. Физкультминутка  - 1мин.
  7. Закрепление изученного материала  - 12мин.
  8. Домашнее задание – 1мин.
  9.  Подведение итогов  -1мин.
  10.  Рефлексия -1мин.

                                                  Ход урока

  1. Организационный момент.

(Проследить за ходом подготовки учащихся к занятию и внешним видом, посадкой за рабочие места; напоминаю общие требования готовности к уроку; эмоционально настроить учащихся на предстоящее занятие.)

 Учитель: Наш урок я начну с таких слов: Слайд-1

                       Владея опытом естественных наук,

                                Изучим все, что есть в подлунном мире,

                            Тогда лишь станет ясным все вокруг,

                      И понимание человеческое шире.

II.   Постановка темы и целей урока.  Слайды 1-3

Учитель: По картинкам  видно, что на тело может действовать одновременно несколько сил. Какая же сила тогда является причиной движения или покоя тела. Вот её нам и предстоит сегодня изучить.          Тема урока: Сложение двух сил, направленных по одной прямой.  Равнодействующая сил.                                                                                    (Цели урока определяют ученики)  Цели: Определение равнодействующей, обозначение, правила нахождения числового значения и направления, определение точки приложения, графическое изображение равнодействующей. Решение задач по теме.

III. Актуализация и проверка знаний учащихся.

Учитель: Посмотрите внимательно на рисунок. К какому литературному произведению он выполнен?  (к басне Крылова «Лебедь, рак и щука») Почему же воз и ныне там? Ведь на него действует сила и даже не одна? Чтобы ответить на этот вопрос мы должны расширить наши знания о силе. Но прежде чем отправить за новыми  открытиями, необходимо проверить свои накопленные запасы физических знаний.

 Слайды 4-16

  1. Изучение нового материала.      

                                                                                                                                                1)Определение « Равнодействующая сила».                                                           На практике часто, на одно и тоже тело действуют несколько сил.  Слайд 17  Иногда бывает необходимость заменить действие нескольких сил, приложенных к телу, одной силой, равноценной по своему действию этим силам. Эту силу и называют равнодействующей сил. Слайд 18

Обозначение: R – равнодействующая сила.                                                                                                                             1Н – единица измерения.

Работа по учебнику: определение силы на стр.87 прочитать и записать в тетрадь.

Проблемная ситуация:  Слайд 18- 19

2) Сложение сил, направленных по одной прямой.

  1. Первая учебная проблема:  как найти равнодействующую двух или нескольких сил, действующих на тело по одной прямой в одну сторону?                                                                                                                                                                            Гипотеза:  Если силы направлены по прямой в одну сторону, то результирующая сила будет равна их сумме и направлена в ту же сторону.

Учитель: Проверим нашу гипотезу на опыте. Используем для опыта демонстрационный динамометр. Подвешиваем  к крючку динамометра груз массой 102г (1Н), ещё один груз массой 102г (1Н). Динамометр показывает 2Н, сила направлена вниз. Заменим два груза на одну гирю массой200г(2Н). Динамометр снова показывает 2Н, сила направлена вниз. Таким образом, действие двух сил  равно действию одной силы.

Учебник стр.88 (вывод)

Графическое изображение: учитель на доске делает рисунок, учащиеся в тетрадях.

Слайды 22-23

  1. Вторая учебная проблема: как найти равнодействующую двух или нескольких сил, действующих на тело по одной прямой в разные стороны?                                                                                                                                                                              Гипотеза:  Если силы направлены по прямой в разные стороны, то результирующая сила будет равна их разности и направлена в сторону действия большей силы.

Учитель: Проверим нашу гипотезу на опыте. Используем для опыта демонстрационный динамометр. Подвешиваем  к крючку динамометра груз массой 502г (5Н). Динамометр показывает 5Н, сила направлена вниз. На верхнюю пружину с помощью нити подействуем с силой 3Н, направленной вверх.  Динамометр показывает  2Н и результирующая сила направлена вниз.

Учебник стр.88 (вывод)

Графическое изображение:  учитель на доске делает рисунок, учащиеся в тетрадях.

Слайды 25-26

3. Третья учебная проблема: как найти равнодействующую двух равных сил, действующих на тело по одной прямой в разные  стороны?                                                                                                                                                                             Гипотеза:  Если силы равны и направлены по прямой в разные стороны, то результирующая сила будет равна нулю.

Учитель: Проверим нашу гипотезу на опыте. Используем для опыта демонстрационный динамометр. Подвешиваем  к крючку динамометра груз массой 502г (5Н). Динамометр показывает 5Н, сила направлена вниз. На верхнюю пружину с помощью нити подействуем с силой 5Н, направленной вверх.  Динамометр показывает  0Н.

Учебник стр.88 (вывод)

Графическое изображение:  учитель на доске делает рисунок, учащиеся в тетрадях.

3)Практическое значение учёта всех сил, действующих на тело. Слайд 27

 V.     Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Нахождение равнодействующей   Слайд 28

VI.   Физкультминутка.

  1. Закрепление изученного материала
  1. Решение задач устно Слайды 20 – 31
  2. Решение задач с оформлением Слайды 32 – 33
  3. Самостоятельная работа  Слайд 34, Ответы Слайд 35.
  1. Домашнее задание. Слайд 36

§31, вопросы, упр.12 (1- 3).

  1.  Подведение итогов

Ответьте на вопросы: 

  • Как вы понимаете слова равнодействующая сил?
  • Как найти равнодействующую сил направленных в одну сторону?
  • Как найти равнодействующую сил направленных в противоположные стороны?
  • При каком условии равнодействующая равна нулю?
  • Так почему же воз и ныне там? Слайд 37
  1. Рефлексия. Слайд 38

Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

Что узнали на уроке?

С какими новыми понятиями встретились?

Какое определение, правило запомнилось сразу?

Какое надо еще повторить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по алгебре 8 класс. "Сложение дробей с разными знаменателями"

План конспект урока по алгебре 8 класс, УМК Мордкович А.Г....

План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР

План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР...

Урок Графическое изображение сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил

Урок в 7 классе, на котором необходимо ввести понятие равнодействующей силы как векторной суммы всех сил, действующих на тело; научится изображать силу графически, находить равнодействующую сил н...

План-конспект урока геометрии в 9 классе "Сумма двух векторов"

План-конспект урока геометрии в 9 классе "Сумма двух векторов"...

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. 7 класс.

Разработка урока физики для для проведения в дистанционном формате....

Физика 7 класс. Перышкин А.В. Урок по теме: : «Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил»

Урок физики на тему "Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил", это пятый урок в разделе "Взаимодействие тел". Задача данного урока закрепить представл...