Статья: "ОГЭ по физике - готовимся к выполнению экспериментального задания"
статья по физике (8, 9 класс) на тему
Цель статьи рассмотреть лабораторные работы по физике, провести необходимую коррекцию для успешной подготовки к итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oge_po_fizike_-_gotovimsya_k_eksp.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Филева Анна Андреевна,
учитель физики,
ГБОУ школа №355 Московского района Санкт-Петербурга
ОГЭ по физике – готовимся к экспериментальному заданию
Аннотация
Цель статьи рассмотреть лабораторные работы по физике 8 класса, провести необходимую коррекцию для успешной подготовки к итоговой аттестации.
Ключевые слова: итоговая аттестация, лабораторные работы, экспериментальные задания трех видов.
В связи с введением в основной школе новой формы итоговой аттестации возникает необходимость создания лабораторных и практических работ, которые помогут учащимся качественнее подготовиться к экзаменам. Часть лабораторных работ, предложенных в качестве экспериментального задания государственной итоговой аттестации, относится к курсу физики 8 класса, поэтому целесообразно изменить имеющиеся практические работы на задания нового типа.
Исходя из описания лабораторных работ и оборудования, предложенного для проведения государственной итоговой аттестации по физике, можно выделить следующие комплекты, относящиеся непосредственно к программе 8 класса. Это комплект №5 (для проведения лабораторных работ по теме "Электрический ток") и комплект №6 (для проведения лабораторных работ по теме "Оптические явления").
Комплект №5:
- источник питания постоянного тока 4,5 В
- вольтметр 0-6 В, цена деления 0,2 В
- амперметр 0-2 А, цена деления 0,1 А
- переменный резистор (реостат), сопротивлением 10 Ом
- резистор сопротивлением 12 Ом
- резистор сопротивлением 6 Ом
- соединительные провода
- ключ
- рабочее поле
Комплект №6:
- собирающая линза
- линейка 200-300 мм с миллиметровыми делениями
- экран
- рабочее поле
- источник питания постоянного тока 4,5 В
- соединительные провода
- ключ
- лампа на подставке
Экспериментальное задание, предложенное в итоговой аттестации, проверяет:
- умение проводить косвенные измерения физических величин
- умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков, схематических рисунков и делать выводы на основании полученных данных
- умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий.
Если рассмотреть те лабораторные работы, которые предложены в большинстве учебников по физике, то можно заметить, что основная их часть относится непосредственно к умению проводить косвенные измерения физических величин.
Так, в учебнике А.В. Перышкина даются следующие лабораторные работы: "Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра" [3, с. 227], "Измерение мощности и работы тока в электрической лампе" [3, с. 228], "Получение изображения при помощи линзы" [3, с. 230]
В учебнике Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова, В.Б. Кожевникова предлагаются следующие лабораторные работы: "Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления проводника" [1, с. 244], "Изучение последовательного соединения проводников" [1, с. 246], "Изучение параллельного соединения проводников" [1, с. 247], "Изучение теплового действия тока" [1, с. 248], "Изучение свойств линз" [1, с. 255]
В учебнике Г.Н. Степановой для лабораторных практикумов выбраны следующие работы: "Последовательное соединение проводников" [4, с. 308], "Параллельное соединение проводников" [4, с. 312], "Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра" [4, с. 317]
Другим важным отличием от лабораторных работ итоговой аттестации является то, что лабораторные работы учебников имеют другую структуру подачи материала и заданий. Все экспериментальные задания итоговой аттестации имеют определенную последовательность при записи инструкции выполнения.
Исходя из этих различий можно предложить использовать в 8 классе следующие лабораторные работы.
Тема: "Электрический ток"
Для выполнения этих заданий используйте комплект № 5.
Работа первого вида: Определите сопротивление проводника.
- нарисуйте схему эксперимента
- определите силу тока, проходящего по проводнику
- определите напряжение
- запишите формулу для вычисления сопротивления проводника и проведите расчет сопротивления
Работа второго вида: Установите зависимость силы тока в проводнике от напряжения.
- нарисуйте электрическую схему эксперимента
- запишите в таблицу результаты измерения для силы тока и напряжения при трех разных положениях бегунка реостата
- постройте вольт-амперную характеристику
- сделайте вывод о зависимости силы тока от напряжения
Работа третьего вида: Проверьте предположение о том, что полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.
- нарисуйте электрическую схему эксперимента
- укажите результаты измерения напряжения на участках состоящих из первого резистора, второго резистора, двух резисторов
- сравните результаты измерений
- сделайте вывод
Тема: "Оптические явления"
Для выполнения этих заданий используйте комплект № 6.
Работа первого вида:
- зарисуйте схему эксперимента (укажите ход лучей через собирающую линзу)
- определите фокусное расстояние линзы
- запишите формулу для расчета оптической силы линзы
- вычислите оптическую силу
Работа второго вида:
- определите фокусное расстояние линзы
- устанавливайте лампу поочередно на расстояния F < d < 2F, d = 2F, d > 2F и, измерив в каждом случае расстояние между линзой и изображением, укажите результаты измерения расстояний этих трех случаев в виде таблицы
- сформулируйте вывод о зависимости расстояния между предметом и линзой от расстояния между линзой и изображением
Работа третьего вида:
- зарисуйте схему эксперимента (укажите ход лучей через две собирающие линзы, установленные рядом) и запишите формулу для расчета оптической силы линзы
- определите фокусное расстояние каждой из двух линз и рассчитайте для них оптическую силу
- расположите линзы так, чтобы главная оптическая ось проходила через центр каждой линзы и линзы соприкасались. Определите фокусное расстояние системы линз и рассчитайте оптическую силу
- проверьте справедливость условия и запишите вывод
Такие лабораторные работы, несомненно помогут учащимся при итоговой аттестации и позволят провести более целенаправленную подготовку к аттестации не только в выпускном классе, но и во время непосредственного изучения материала по физике.
Список литературы
- Генденштейн Л.Э. Физика. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников; под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена. - М.: Мнемозина, 2009. - 271 с.: ил.
- Кабардин О.Ф. ГИА 2014. Физика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина. - М.: Экзамен, 2014. - 103 с.: ил.
- Перышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2013. - 237 с.: ил.
- Степанова Г.Н. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Г.Н. Степанова. - М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2011. - 253 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
экспериментальные задания повышенной сложности по физике
экспериментальные задания по физике...
Выполнение экспериментальных заданий ГИА в новой форме
Презентация семинара "Использование комплекта "ГИА-лаборатория" при выполнении экспериментальных заданий ГИА в новой форме" ...
Подготовка к ЕГЭ – готовимся к выполнению задания №9 (2015г.)
Представлены справочные материалы, задания и упражнения по теме "Орфограммы в приставках слов". Особенность работы состоит в том, что начинается она с исседования употребления слов с приставками в худ...
ОГЭ. Методические рекомендации по выполнению экспериментального задания
Подробный анализ лабораторных работ , которые используются на ОГЭ 9 класса...
Статья на тему "Полезные советы по выполнению домашнего задания по физике".
Статья на тему "Полезные советы по выполнению домашнего задания по физике"....
Статья по теме " Объем и время выполнения домашнего задания"
Данный материал будет интересен как молодому учителя, так и родителям...
Видео-ресурс по подготовке к выполнению экспериментального задания ОГЭ
Переход на дистанционное обучение во время карантина показал необходимость создания системы индивидуальной поддержки учеников, а также более четких механизмов не только контроля их работы, но и поддер...