Архимедова сила.
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Гредасова Елена Петровна

Урок преднозначен для изучения в 7 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_arhimedova_sila.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Архимедова сила» 7 класс.

Разработала учитель физики  МКОУ Заброденской СОШ Калачеевского района

 Гредасова Елена Петровна.

Тема «Архимедова сила» занимает в курсе физики очень важное место. Эта тема непосредственно связана с жизнью и бытом детей и поэтому имеет широкое практическое применение

В дидактическом плане данная тема является завершением раздела «Давление жидкостей и газов». Так как продолжение и развитие данной темы в дальнейшем курсе физики нет, но существует опора на нее  при  изучении тем  «Конвекция», «Кипение»  в курсе 10 класса. Основное закрепление будет происходить на следующем уроке при решении задач.

Оборудование: широкий сосуд с водой, отливной сосуд, ведерко Архимеда, набор весов с разновесами, несколько сосудов с водой, набор тел разной массы и объема, пластилин, мультипроектор для демонстрации рисунков и презентации .

Цели урока:

Обучающая: Сформировать знания учащихся об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела.

Развивающая:  развитие у учащихся творческих способностей к наблюдению и экспериментированию, продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике, развитие самостоятельности и коммуникативных качеств, умение обоснованно излагать свои мысли

Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»; демонстрации гармоничности и стройности физики, как науки в целом; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике и для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике.

Дидактический тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок- беседа с элементами поиска.

Ход урока

I .Фронтальный устный опрос.

Дети вспоминают уже изученный материал, с целью его дальнейшего применения при выводе формулы. При этом реализуется так же задача развития речи учащихся, логичности и последовательности изложения. Занимательная постановка вопросов стимулирует интерес учащихся.

Вопросы:

  1. какая физическая величина больше у 1 кг свинца чем у 1 кг алюминия (ответ – плотность) Записать формулу и ее единицы измерения.
  2. какой физической величиной славится А. Шварцнеггер (ответ – сила). Записать обозначение и единицу измерения.
  3. Единицы какой еще (кроме силы) физической величины названа по фамилии ученого (ответ – единица давления Паскаль). Записать обозначения и формулы.

II. Изложение нового материала.

  1. Проблемная беседа, цель которой - мотивационная установка и стимуляция интереса к изучаемой теме урока.

Проблемный вопрос задаю после демонстрации: пенопластовый и деревянный  шарики плавают на поверхности воды, железный тонет. Вопрос: действует ли на железный брусок выталкивающая сила? (Предполагается отрицательный ответ.) После этого демонстрируется способ определения выталкивающей силы с помощью динамометра. К выводу учащиеся должны придти сами: FA = Pвозд. - Pжидк. (можно задавать наводящие вопросы)

  1. Самостоятельная работа учащихся по выявлению зависимости архимедовой силы

а) от глубины погружения;

б) от объема тела;

в) от формы тела (тело из пластилина которому дети сами придумывают форму);

г) от массы тела (берутся тела равного объема, но разные по массе).

Деятельность организовывается по методу малых групп. Заполняется соответствующая таблица в тетрадях. После заполнения анализируются полученные результаты и делается обобщённый вывод.

Данный вид деятельности развивает самостоятельность и формирует умение устанавливать причинно – следственные связи, укрепляет навыки практической работы, учит детей делать выводы и заключения из полученных на личном опыте практических результатов.

  1. Вывод формулы архимедовой силы производится учащимися на основе результатов опытов с ведерком Архимеда.

В процессе вывода развивается логическое мышление детей, их способности к анализу полученных результатов.

  1. Выполнение условий поведения тела внутри жидкости.

Перед детьми ставится проблемная ситуация: каким образом можно узнать как поведет себя тело при погружении в жидкость, т.е. будет плавать, тонуть или всплывать, если известно из какого вещества тело и какая жидкость? После ответа учащихся составляется схема, на которой показано расположение тела в жидкости в зависимости от его плотности и плотности жидкости.

Картинки по запросу условия плавания тел физика

 При этом учащиеся осознают возможность учета и применение архимедовой силы на практике.

III. Закрепление изученного.

  1. Учащиеся решают задачу практического плана: нужно вычислить массу груза, который способна удержать на воде картонная коробка. Необходимые инструменты (линейка, весы, гири, сосуд с водой) имеются на лабораторном столе.

Этот вид деятельности производится с применением принципа соревнования. Первому, кто предложит решение, предлагается, произвести измерения и вычисления, а так же проверить полученный результат на опыте. При получении правильного результата ученик получает отличную оценку и дополнительный балл.

  1. Постарайтесь прочитать слова Архимеда, зашифрованные в лабиринте

 

3)

Картинки по запросу ребус для силы архимеда

  1. Домашние задание.
  1. Параграф учебника согласно вашего учебно-методического комплекса.
  2. Учащиеся должны с помощью материала учебника объяснить опыт с Артезианским водолазом.

Опыт довольно эффектный, постановка проблемы его объяснения стимулируют интерес и потребует повторения и систематизации изученного материала, что является одной из главных целей урока.

  1. Составьте ребусы  к изученной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"

Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"...

Презентация к уроку "Архимедова сила"

Презентация к уроку по теме "Архимедова сила"...

«Архимедова сила»

7 класс «Архимедова сила»....

Архимедова сила

Архимед вычислял вес короны....

Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..

Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...

Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..

Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...

Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..

Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...