Архимедова сила.
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок преднозначен для изучения в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_arhimedova_sila.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Архимедова сила» 7 класс.
Разработала учитель физики МКОУ Заброденской СОШ Калачеевского района
Гредасова Елена Петровна.
Тема «Архимедова сила» занимает в курсе физики очень важное место. Эта тема непосредственно связана с жизнью и бытом детей и поэтому имеет широкое практическое применение
В дидактическом плане данная тема является завершением раздела «Давление жидкостей и газов». Так как продолжение и развитие данной темы в дальнейшем курсе физики нет, но существует опора на нее при изучении тем «Конвекция», «Кипение» в курсе 10 класса. Основное закрепление будет происходить на следующем уроке при решении задач.
Оборудование: широкий сосуд с водой, отливной сосуд, ведерко Архимеда, набор весов с разновесами, несколько сосудов с водой, набор тел разной массы и объема, пластилин, мультипроектор для демонстрации рисунков и презентации .
Цели урока:
Обучающая: Сформировать знания учащихся об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела.
Развивающая: развитие у учащихся творческих способностей к наблюдению и экспериментированию, продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике, развитие самостоятельности и коммуникативных качеств, умение обоснованно излагать свои мысли
Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»; демонстрации гармоничности и стройности физики, как науки в целом; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике и для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике.
Дидактический тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок- беседа с элементами поиска.
Ход урока
I .Фронтальный устный опрос.
Дети вспоминают уже изученный материал, с целью его дальнейшего применения при выводе формулы. При этом реализуется так же задача развития речи учащихся, логичности и последовательности изложения. Занимательная постановка вопросов стимулирует интерес учащихся.
Вопросы:
- какая физическая величина больше у 1 кг свинца чем у 1 кг алюминия (ответ – плотность) Записать формулу и ее единицы измерения.
- какой физической величиной славится А. Шварцнеггер (ответ – сила). Записать обозначение и единицу измерения.
- Единицы какой еще (кроме силы) физической величины названа по фамилии ученого (ответ – единица давления Паскаль). Записать обозначения и формулы.
II. Изложение нового материала.
- Проблемная беседа, цель которой - мотивационная установка и стимуляция интереса к изучаемой теме урока.
Проблемный вопрос задаю после демонстрации: пенопластовый и деревянный шарики плавают на поверхности воды, железный тонет. Вопрос: действует ли на железный брусок выталкивающая сила? (Предполагается отрицательный ответ.) После этого демонстрируется способ определения выталкивающей силы с помощью динамометра. К выводу учащиеся должны придти сами: FA = Pвозд. - Pжидк. (можно задавать наводящие вопросы)
- Самостоятельная работа учащихся по выявлению зависимости архимедовой силы
а) от глубины погружения;
б) от объема тела;
в) от формы тела (тело из пластилина которому дети сами придумывают форму);
г) от массы тела (берутся тела равного объема, но разные по массе).
Деятельность организовывается по методу малых групп. Заполняется соответствующая таблица в тетрадях. После заполнения анализируются полученные результаты и делается обобщённый вывод.
Данный вид деятельности развивает самостоятельность и формирует умение устанавливать причинно – следственные связи, укрепляет навыки практической работы, учит детей делать выводы и заключения из полученных на личном опыте практических результатов.
- Вывод формулы архимедовой силы производится учащимися на основе результатов опытов с ведерком Архимеда.
В процессе вывода развивается логическое мышление детей, их способности к анализу полученных результатов.
- Выполнение условий поведения тела внутри жидкости.
Перед детьми ставится проблемная ситуация: каким образом можно узнать как поведет себя тело при погружении в жидкость, т.е. будет плавать, тонуть или всплывать, если известно из какого вещества тело и какая жидкость? После ответа учащихся составляется схема, на которой показано расположение тела в жидкости в зависимости от его плотности и плотности жидкости.
При этом учащиеся осознают возможность учета и применение архимедовой силы на практике.
III. Закрепление изученного.
- Учащиеся решают задачу практического плана: нужно вычислить массу груза, который способна удержать на воде картонная коробка. Необходимые инструменты (линейка, весы, гири, сосуд с водой) имеются на лабораторном столе.
Этот вид деятельности производится с применением принципа соревнования. Первому, кто предложит решение, предлагается, произвести измерения и вычисления, а так же проверить полученный результат на опыте. При получении правильного результата ученик получает отличную оценку и дополнительный балл.
- Постарайтесь прочитать слова Архимеда, зашифрованные в лабиринте
3)
- Домашние задание.
- Параграф учебника согласно вашего учебно-методического комплекса.
- Учащиеся должны с помощью материала учебника объяснить опыт с Артезианским водолазом.
Опыт довольно эффектный, постановка проблемы его объяснения стимулируют интерес и потребует повторения и систематизации изученного материала, что является одной из главных целей урока.
- Составьте ребусы к изученной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"
Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"...
Презентация к уроку "Архимедова сила"
Презентация к уроку по теме "Архимедова сила"...
«Архимедова сила»
7 класс «Архимедова сила»....
Архимедова сила
Архимед вычислял вес короны....
Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..
Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...
Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..
Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...
Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..
Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...