Электрические явления и законы постоянного тока
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Хисамиев Альфред Мунавирович

Учебно-методическая разработка “Электрические явления и законы постоянного тока” предназначена для учащихся 8 класса и старшеклассников с целью:

- сформулировать понятия о природе электрического тока, об источниках тока, замкнутой цепи и условном обозначении ее элементов, о силе тока, напряжении, сопротивлении, о работе и мощности электрического тока,   способах измерения, закономерностях, связывающих эти величины; о единицах этих величин, измерительных приборах, о применении электрической энергии;  

- повторения всего блока “Электрические явления”, обобщения,  систематизаци и проверки знаний

Слайды составлены таким образом, чтобы ученик смог получить ответ на поставленный вопрос. По гиперссылке можно легко просмотреть анимации и видеофрагменты. Также имеются примеры решения задач, тестовые задания, лабораторные практикумы и многовариантные контрольные работы. Для снятия утомления  можно перейти к комплексу упражнений для глаз.

 В тематическом планировании  8 класса для изучения  главы “Электрические явления” отводится 27 часов. Из них 5 часов - лабораторные работы.  В моей разработке вся нужная информация для проведения уроков объединена в один блок. Все лабораторные работы при необходимости можно проводить с помощью программы “Начало электроники”.  Из этого проекта легко можно составлять для разных  уроков видеоматериалы, тесты, а также применять для повторения и обобщения.  Прилагается тематический план к разделу  “Электричество”, планы уроков, контрольные работы и тесты. 

1. “Электрический ток. Источники электрического тока”,

2. “Расчет и измерение сопротивления проводника”,

3. “Работа и мощность электрического тока”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektricheskie_yavleniya_8_klass.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка Электрические явления, законы постоянного тока Автор: Хисамиев Альфред Мунавирович, учитель физики и информатики высшей кв. категории МБОУ «СОШ им. Р.И. Зарипова с. Байлянгар » Физика 8 класс

Слайд 2

Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры . Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — великий русский учёный-энциклопедист: химик , физикохимик , физик , метролог, экономист, технолог , геолог , метеоролог , педагог, воздухоплаватель, приборостроитель.

Слайд 3

1. Электризация тел. Электроскоп. Проводники и диэлектрики 2. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон 3. Строение атомов. Ионы. Объяснение электрических явлений 4. Постоянный электрический ток. Электрическая цепь 5. Электрический ток в металлах, электролитах и газах 6. Сила тока . Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока 7. Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения 8. Закон Ома для участка цепи. Расчет сопротивления проводника 9. Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения 10. Тест. Закон Ома для участка цепи 11. Последовательное соединение проводников 12. Параллельное соединение проводников 13. Работа и мощность электрического тока 14. Тепловое действие тока. Закон Джоуля – Ленца 15. Лабораторные практикумы 16. Физические эксперименты 17. Контрольные работы Гимнастика для глаз Рефлексия . Подведение итогов Информационные источники Интернет-ресурс “Классная физика” Темы уроков

Слайд 4

Какие тела называются наэлектризованными? Какие два рода электрических зарядов существуют в природе? Электризация тел происходит при их соприкосновении . Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются. Электризация тел Электроскоп. Проводники и диэлектрики Электрические явления в природе и технике

Слайд 5

Как можно обнаружить электрическое поле? Электрическое поле – это особый вид материи, отличающийся от вещества . Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется электрической силой. Масса электрона m e = 9,1 * 10 -31 кг Заряд электрона е = 1,6 * 10 - 19 Кл Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон

Слайд 6

Чем отличаются друг от друга атомы различных химических элементов? В центре атома находится ядро , состоящее из протонов и нейтронов , а вокруг ядра движутся электроны . Главной характеристикой химического элемента является заряд ядра . Атом в целом не имеет заряда, он нейтрален . Атом, присоединивший один или несколько электронов, становится отрицательным ионом Строение атомов. Ионы Объяснение электрических явлений

Слайд 7

Что такое электрический ток? Электрическим током называется упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц. Чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нем электрическое поле. Постоянный электрический ток Источники электрического тока

Слайд 8

Какие превращения энергии происходят внутри источника тока? Электрофорная машина Термоэлемент Фотоэлемент Гальванический элемент и аккумуляторы

Слайд 9

Из каких частей состоит электрическая цепь? Электрическая цепь. Электрическая схема. Источник тока, приемники, замыкающие устройства, соединенные между собой, составляют простейшую электрическую цепь. Электрическая цепь и ее составные части

Слайд 10

Какие действия электрического тока вы знаете? Химическое действие тока Магнитное действие тока Тепловое действие тока Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах Действия электрического тока

Слайд 11

Сила тока ( I ) равна отношению электрического заряда ( q ), прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения ( t ) . Силу тока в цепи измеряют амперметром . Амперметр включают в цепь последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют. Сила тока во всех участках одинаково. Ампер Андре Мари (1775—1836) — французский физик и математик. Он создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений. Амперу принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток» Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока

Слайд 12

Напряжение – это физическая величина, характеризующая электрическое поле Напряжение ( U ) показывает, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую. Вольтметр – прибор для измерения напряжения на участках цепи. Зажимы вольтметра присоединяют к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напяжение. Вольтметр вкючают в цепь параллельно. Вольта Алессандро (1745—1827) — итальянский физик, один из основателей учения об электрическом токе, создал первый гальванический элемент Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения

Слайд 13

Закон Ома для участка цепи Сила тока в участке цепи ( I ) прямо пропорционально напряжению на концах этого участка ( U ) и обратно пропорциональна его сопротивлению ( R ) I - сила тока в участке цепи (А) U - напряжение на этом участке (В) R – сопротивление участка (Ом) Ом Георг (1787 – 1854) – немецкий физик. Он открыл теоретически и подвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением Ом установил, что сопротивление прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от вещества проводника. ρ - удельное сопротивление, l - длина проводника, м S – площадь поперечного сечения, мм ² Электрическое сопротивление проводников Расчет сопротивления проводника

Слайд 14

Какая формула скрывается за портретами великих физиков? Как запомнить формулу сопротивления?

Слайд 15

Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения На цоколе электрической лампы написано 3,8 В; 0,2 А Что это значит? Найдите сопротивление спирали лампы. Запишем условие задачи и решим ее. Дано: U = 3,8 В I = 0, 2 А R - ? Решение: Ответ: R= 19 Ом.

Слайд 16

Длина алюминиевого провода, использованного в осветительной сети, 100 м, площадь поперечного сечения его 2 мм ² . Чему равно сопротивление такого провода? Запишем условие задачи и решим ее. Дано: l = 1 00 м S = 2 мм ² ρ = 0,028 R - ? Решение: Ответ: R= 1,4 Ом. Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения

Слайд 17

Никелиновая проволока длиной 50 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм ² вкючена в цепь с напряжением 2 4 В. Определить силу тока в проволоке. Запишем условие задачи и решим ее. Дано: l = 5 0 м S = 0, 5 мм ² U = 2 4 В ρ = 0, 4 I - ? Решение: Ответ: I= 0,6 A . Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения

Слайд 18

Тест Электризация тел. Закон Ома.

Слайд 19

Какое соединение проводников называют последовательным? При последовательном соединении сила тока во всех участках одинакова Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников Полное напряжение в цепи при последовательном соединении, равно сумме напряжений на отдельных участках цепи Последовательное соединение проводников

Слайд 20

Параллельное соединение проводников Напряжение на участке цепи АВ и на концах всех параллельно соединенных проводников одно и то же Сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединенных проводниках Общее сопротивление цепи Если то, Какое соединение проводников называют параллельным?

Слайд 21

Работа и мощность электрического тока Работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа. Мощность электрического тока равна произведению напряжения на силу тока. 1 КВт = 1 000 Вт 1 МВт = 1 000 000 Вт . Как выразить работу тока через напряжение, силу тока и время? Как рассчитать мощность?

Слайд 22

По какой формуле можно рассчитать количество теплоты, выделяемое проводником с током? Как формулируется закон Джоуля – Ленца? Джоуль Джеймс Прескотт (1818 – 1889). Обосновал на опытах закон сохранения энергии. Установил закон, определяющий тепловое действие электрического тока. Вычислил скорость движения молекул газа и установил ее зависимость от температуры Ленц Эмилий Христианович (1804 – 1865 ) - один из основоположников электротехники. С его именем связано открытие закона, определяющего тепловые действия тока, и закона, определяющего направление индукционного тока Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени - Работа тока - Количество теплоты - Закон Ома Тепловое действие тока. Закон Джоуля – Ленца

Слайд 23

Лабораторный практикум №1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. №2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. №3. Регулирование силы тока реостатом. №4. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. №5. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

Слайд 24

Физические эксперименты

Слайд 25

Примеры упражнений для глаз, рекомендуемые для школьников Эти упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц, на их тренировку, а также на повышение аккомодации, улучшение кровообращения в тканях глаз. Каждое из них следует повторять по нескольку раз .

Слайд 26

Многовариантные контрольные работы. Последовательное соединение проводников Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 R 1 , Ом 1 2 2 2 R 2 , Ом 3 5 6 10 R, Ом 6 8 15 32 I 1 , А 0,5 0,4 0,25 0,6 I 2 , А 1 0,2 0,3 0,4 I, А 0,25 0,3 0,6 U 1 , В 4 4,5 10 3 2,8 U 2 , В 6 8 9 3 7,5 13,2 U, В 12 1,5 40 10 3,6 t, с 5 5 5 100 10 10 P, Bm 100 25 40 A, Дж 4 4,5 400 16,2 Q, Дж 24 81 200 160

Слайд 27

Пример решения 1 варианта контрольной работы Дано: R 1 = 1 O м R 2 = 3 O м I 1 = 1 А t = 5 c R - ? I 2 - ? I - ? U - ? U 1 - ? U 2 - ? P - ? A - ? Q - ? Решение: Ответ: R =4 Ом, I=1A, U 1 =1 В, U 2 =3 В , U =4 В , P=4 Вт , A=20 Дж , Q=20 Дж .

Слайд 28

Сегодня я узнал ……….. Было интересно ……….. Было трудно ……… Я понял, что ………. Теперь я могу ……. Я научился ……… У меня получилось …… Я смог ………. Я попробую …… Меня удивило …… Мне захотелось …… Рефлексия. Подведение итогов Мой сайт: Alfred.ucoz.ru Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что было наиболее трудным, интересным ? Достигли ли вы цели урока? Какие вопросы возникли? Оцените урок смайликом. Напишите имя и поставьте себе оценку.

Слайд 29

Спасибо за внимание! Вы м о л о д ц ы !

Слайд 30

Марон А.Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие - М.: Дрофа, 2010 “Начало электроники” - компьютерная программа Физика 7-11 1С Библиотека наглядных пособий Физика 7-11 классы практикум Физические эксперименты Школьный репетитор Физика 7-11 класс Электронные средства учебного назначения Кирилла и Мефодия “VIPTest” - компьютерная программа Классная физика Информационные источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Законы постоянного тока" 8 класс

Контрольная работа по тем "Законы постоянного тока" 8 класс Контрольная работа состоит из заданий трех уровней Может быть использована для подготовки к ГИА...

Учебное пособие.Тесты. "Законы постоянного тока".

Учебное пособие, содержащее тестовые задания по теме: "Законы постоянного тока", поможет подготовить учащихся к сдаче итоговой государственной аттестации. ...

Нестандартные уроки: У Р О К - Т У Р Н И Р В 10 КЛАССЕ при обобщении темы «Законы постоянного тока»

НЕСТАНДАРТНЫЕ  УРОКИ  В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;урок повторения в виде устного журнала,урок повторения, как ролевая игра \'\'Суд над физи-ческим явленияем\'\' ...

Презентация на тему "законы постоянного тока"

Данная презентация может использоваться при обьснении материала из раздела " Законы постоянного тока"...

Семинар на тему «Электрический ток в металлах. Законы постоянного тока»

Семинар на тему «Электрический ток в металлах. Законы постоянного тока»...

Контрольная работа по теме "Законы постоянного тока. Закон Ома для полной цепи", 10 класс

Контрольная работа составлена для проверки знаний обучающихся по темам "Законы постоянного тока. Закон Ома для полной цепи."...

Урок систематизации и обобщения знаний « Законы постоянного тока». ( Отчёт в НИИ Электрического Тока) 8 класс.

Цели урока:формирование интереса учащихся к на­уке, их отношения к проблемам, связанным с научными исследованиями и их ролью в об­ществе.Задачи урока:в нетрадиционной форме повторить основные ...