Открытый урок на тему:Закон Всемирного тяготения.
презентация к уроку по физике (9 класс) на тему
Открытый урок на тему Закон Всемирного тяготения 9 класс
По учебнику А.В.Перышкин , Е.М.Гутник
Презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Закон Всемирного тяготения | 55.64 КБ |
Закон Всемирного тяготения | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по физике по ФГОС ОО на тему:
«Закон Всемирного тяготения».
ФИО учителя: Пилиева Карине Шураевна
Место работы: МОУ СОШ № 18 г Владикавказ
Класс: 9 “А”
Тема: «Закон Всемирного тяготения»
УМК: А.В. Перышкин, Е.М.Гутник "Физика 9 класс",2014 г.,
А . Е. Марон дидактические материалы
Цель урока: изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.
Задачи урока:
-образовательные (формирование познавательных УУД): сформировать понятие гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения, познакомиться с опытным путем гравитационной постоянной;
-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности; формирование системы взглядов на мир;
-развивающие (формирование регулятивных УУД): развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.
Результаты УУД:
- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
- регулятивные: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
- коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Форма урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, презентация, портреты ученых.
Блочная структура урока: линейная модель.
План урока:
- Организационный момент (1 минута)
- Этап мотивации (2 минуты)
- Этап актуализации знаний (8 минут)
- Первичное усвоение новых знаний (20 минут)
- Первичное закрепление новых знаний (13 минут)
- Информация о домашнем задании (1 минута)
- Рефлексия (1минута)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ | Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | Формируемые УУД | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные, личностные | |||||||
1 | Организационный этап | Психологически настроить учащихся на учебную деятельность. | Добрый день! Я рада нашей встрече. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно, с большой пользой для вас. (Деятельность организационная) | Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала. Сообщают об отсутствующих. | 1 | Позитивное отношение к получению знаний, к познавательной деятельности. Сотрудничество с учителем. Умение слушать. | |||
2 | Этап мотивации | поставить познавательную задачу. | Слайд№1 Миллионы людей выдели, как падают яблоки , но только Ньютон спросил почему? -Бернард Барух. Слайд№2 Сегодня на уроке мы с вами сделаем сложные вещи простыми. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся с областью действия гравитационных сил. Попытайтесь, на основе нашего разговора, сформулировать цель урока. | Слушают учителя и формулируют задачу урока. | 2 | Принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи. | Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. | Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы. | |
3 | Этап актуализации знаний | Активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, формирование мотивации учащихся. | Начнем наш урок с того, что мы уже знаем. Вспомним и ответим на следующие вопросы: - Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик? - Кто первым пришел к выводу о том, что свободное падение является равноускоренным движением? -В чем заключается физический смысл g? -Почему тела, брошенные горизонтально падают на Землю? -Какую силу называют силой тяжести? Учитель выслушивает ответы учащихся. Выявляет уровень знаний и определяет типичные недостатки. | Слушают учителя и выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Делают выводы анализируя задачи. Делают рисунки к задачам. Делают чертежи к задачам. Анализируют экспериментальные задачи. | 8 | Осуществлять актуализацию полученных знаний Биографические данные учёных законы которых рассматриваем: Галилео Галлией, Исаак Ньютон. Слайд№4 | выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своего действия. Формулировать мысли. Работать со справочным материалом. Чтение высказываний других учёных о Галилео Галлией и Исааке Ньютоне. | Вступать в учебный диалог. Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности. Использовать знания накопленные на уроках Географии и Физике. Использовать знания о данных учёных накопленные в ходе учебной деятельности. | |
4 | Этап «открытия» новых знаний | «Открытие» новых знаний, а именно знакомство с законом всемирного тяготения; с гравитационной постоянной; с применением закона при выполнении качественных и количественных задач. | Теперь открываем свои тетради и записываем число и тему урока (Рассказ сопровождается презентацией). В курсе физики 7 класса мы изучали явление всемирного тяготения: между всеми телами во Вселенной действуют силы тяготения. К выводу о существовании сил всемирного тяготения (гравитационных сил) пришел Ньютон в результате изучения движения Луны вокруг Солнца. Ньютон смог найти закон их взаимодействия, т.е. формулу для расчета гравитационной силы между двумя телами. Эта формула имеет следующий вид: где F - – модуль вектора силы гравитационного притяжения между телами с массами m1 и m2 ([F] = [H]) R - расстояние между телами ([R] = [м]) G – гравитационная постоянная ([G] = [Н·м2/кг2 ]) Значение гравитационной постоянной опытным путем доказал Кавендиш (слайд с опытом представлен в презентации) G = 6,67·10–11 Н·м2/кг2 Cилы тяготения или иначе гравитационные силы, действующие между двумя телами Многие явления в природе объясняются действием сил всемирного тяготения. Движение планет в Солнечной системе, искусственных спутников Земли, траектории полета баллистических ракет, движение тел вблизи поверхности Земли – все они находят объяснение на основе закона всемирного тяготения и законов динамики. Одним из проявлений силы всемирного тяготения является сила тяжести. Так принято называть силу притяжения тел к Земле вблизи ее поверхности. Если MЗ - масса Земли, RЗ -ее радиус, m-масса данного тела, то сила тяжести равна Fтяж=mg , следовательно мg ≈ g ≈ Сила тяжести направлена к центру Земли. В отсутствие других сил тело свободно падает на Землю с ускорением свободного падения. Среднее значение ускорения свободного падения для различных точек поверхности Земли равно 9,81 м/с2. Зная ускорение свободного падения и радиус Земли (RЗ = 6,38·106 м), можно вычислить массу Земли: Собственное гравитационное поле Луны определяет ускорение свободного падения gЛ на ее поверхности. Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли, а ее радиус приблизительно в 3,7 раза меньше радиуса Земли. Поэтому ускорение gЛ определится выражением: | Записывают новую тему урока в тетрадях. Слайд№3,5 Слушают учителя и смотрят презентацию; задают вопросы и фиксируют в тетрадях всю необходимую информацию. Слушают и анализируют совместно с учителем. Делают записи в тетрадь. Записывают выводы и новые слова и термины. Слайд№10 Изучая самые простые явления обобщают закон Всемирного тяготения Делают чертежи по движению планет и ракет. Делают чертеж показывая точку приложения и направления силы тяжести. Объясняют физический смысл ускорения свободного падения. Решение задач | 20 | Умение слушать и самостоятельно находить нужную информацию. Использовать законы для объяснения физических явлений. (природных) Слайд№6,7 Гравитационное постоянное и физический смысл. Слайд№8,9 Солнечная система, геоцентрическая система мира и гелиоцентрическая система мира. Биографические данные Клавдия Птолемея и Николая Коперника Перевод с греческого языка «гео» и «Гелиос» Делают чертеж и показывают направление гравитационной силы Значения ускорения свободного падения приблизительно равна Числовое значение массы Земли | Принимать и сохранять учебную цель и задачи. Анализировать формулы. Анализирует физический смысл гравитационной постоянной Предлагают опыт доказывающий значение гравитационной постоянной. Делают выводы из сведений Клавдия Птолемея и Николая Коперника.
Делают выводы сравнивая чертежи. Анализируют физический смысл гравитационной постоянной Работа со справочным материалом | Участвовать в общей беседе, вступать в учебный диалог, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях На базе знаний законов Ньютона формулировать основные определения и правила. Участвовать в общей беседе, вступают в учебный диалог. Умение обсуждать, спорить , и доказывать свою точку зрения на данный вопрос. Умение использовать накопленные знания. Умение сравнивать и делать выводы. | |
5 | Первичное закрепление материала | Воспроизведение изученного материала на уровне логических рассуждений, и самостоятельном применение при решении количественных задач. | Учитель организует фронтальную проверку понимания нового материала. А теперь, давайте ответим на качественные задания: для этого открываем дидактику(Марон 9 класс) стр. 35 ТС-5 Вариант 1 Задания №1,2.
А теперь решим количественные задачки у доски. Для этого из ТС-5 решаем №3,4.
| Слушают вопросы и отвечают в устной форме. Смотрят презентацию и отвечают на вопросы. Делают чертежи, анализируют, сравнивают, наблюдают, делают вывод Решают ТС-5 №1,2 Решают ТС-5 №3,4 | 13 | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Методы решения задач. Слайд№11,12 | Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки. Анализируют условия задач. | Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности. Предлагают алгоритм решения качественных и количественных задач. | |
6 | Информация о домашнем задании | Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний. | Информирует учащимся о домашнем задании, проводит разъяснение по методике его выполнения. Параграф 15,16. Упражнение 15 (3) Упражнение 16 (2). | Записывают задание | 1 | Организация учащимися своей учебной деятельности. | Оценивание уровня сложности Д/З при выполнении учащимся самостоятельно. | ||
7 | Рефлексия | Подведение изученного материала урока, установить соответствие полученного результата поставленной цели. | Организует рефлексию. Ставит оценки. | Осуществить констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия. | 1 | Оценивать процесс и результат деятельности. | Выделять и формулировать то, осуществлять пошаговый контроль по результату. | Умение анализировать результаты собственной деятельности: определять существующие проблемы в полученных знаниях. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1667 г. Ньютон высказал предположение, что между всеми телами действуют силы взаимного притяжения, которые он назвал силами всемирного тяготения.
Окинув единым мысленным взором «земное» и «небесное», Ньютон предположил, что существует единый закон всемирного тяготения, которому подвластны все тела во Вселенной — от яблок до планет! Как был открыт закон всемирного тяготения!? Ньютон предположил, что ряд явлений, казалось бы, не имеющих ничего общего (падение тел на Землю, обращение планет вокруг Солнца, движение Луны вокруг Земли, приливы и отливы и т. д.), вызваны одной причиной.
Закон Всемирного тяготения гласит : два любых тела притягиваются друг к другу с силой, модуль которой прямо пропорционален произведению их масс и обратно пропорционален квадрату расстояния между ними.
Гравитационное взаимодействие – это взаимодействие, свойственное всем телам Вселенной и проявляющееся в их взаимном притяжении друг к другу. Гравитационное поле – особый вид материи, осуществляющий гравитационное взаимодействие. Запомни, что …
Эксперимент Генри Кавендиша по определению гравитационной постоянной. Английский физик Генри Кавендиш определил, насколько велика сила притяжения между двумя объектами. В результате была достаточно точно определена гравитационная постоянная, что позволило Кавендишу впервые определить массу Земли.
G – гравитационная постоянная, она численно равна силе гравитационного притяжения двух тел массой по 1 кг, находящихся на расстоянии 1 м одно от другого. G=6,67 10 -11 Н м 2 /кг 2
Границы применимости закона Закон всемирного тяготения имеет определенные границы применимости; он применим для: материальных точек; тел, имеющих форму шара; шара большого радиуса, взаимодействующего с телами, размеры которых много меньше размеров шара.
: Почему Луна не падает на Землю? Почему мы замечаем силу притяжения всех тел к Земле, но не замечаем взаимного притяжения между самими этими телами? Как двигались бы планеты, если бы сила притяжения Солнца внезапно исчезла? Как двигалась бы Луна, если бы она остановилась на орбите? Притягивает ли Землю стоящий на ее поверхности человек? Летящий самолет? Космонавт, находящийся на орбитальной станции? Подумай и ответь
Спасибо За внимание ! Выполнили работу: Пилиева Карине Шураевна Учитель МБОУ СОШ №18 г.Владикавказ Был этот мир глубокой тьмой окутан. Да будет свет! И вот явился Ньютон. -Александр Поул.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока :”Сила гравитации Закон Всемирного тяготения”
Урок с элементами исследовательской деятельности с использованием “Живой физики”...
модульный урок по теме "Закон всемирного тяготения"
Модульный урок предназначен для 9 класса. Задания можно давать по уровню сложности. Представлена примерная система оценивания по баллам. Можно сделать свою, смотря какой уровень класса....
Открытый урок по теме : "Закон всемирного тяготения" по стандартам ФГОС ОО
Сегодня на уроке мы с вами изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся с областью...
План - конспект урока по теме "Закон всемирного тяготения"
Материал предназначен для 9 класса. Подробно расписаны структура и этапы урока с использованием ЭОР. К плану - конспекту прилагается перечень гиперссылок на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР....
Обобщающий урок по теме «Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения»/
Цель урока:создать условия для обобщения и закрепления знаний, полученных по теме «Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения»;научить видеть проявления изученных закономерностей в о...
Конспект урока по теме "Закон всемирного тяготения"
Конспект урока по физике в 9-ом классе по теме "Закон всемирного тяготения"....
Открытый урок по теме "Закон сохранения энергии" 10 класс
Разработка открытого урока в 10 классе содержит конспект и презентацию урока по теме "Закон сохранения энергии" по УМК Л.Э Генденштейн, А.А. Булатова и др....