Методическая разработка урока "Дисперсия света"
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

Куприкова Лидия Николаевна

разработка урока "Дисперсия света"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dispersiya_sveta.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

М Б О У «Гимназия №1 п. Навля»

Урок по теме « Дисперсия света »

11 б  класс

Учитель физики- Куприкова Л.Н.

2014 год

Учащиеся со средними когнитивными способностями. Урок носит характер изучения новой темы,

 где раскрывается новое явление с опорой на знания учащихся по теме: «Явление преломления

света. Законы преломления». Учащиеся должны научиться доказывать, что произошло явление

дисперсии, указать причины появления явления дисперсии, применять теоретические знания при объяснении явления радуги, объяснять цвета света, цвета красок.

Принцип организации урока – урок исследование.

Педагогическая технология – проектно-исследовательский метод, деятельностный подход,

 исследовательская деятельность, диалогическая деятельность.

По организационным формам – индивидуальная, групповая.

По подходу к ребенку – личностно – ориентированное.

Цель урока:

- Организовать изучение учащимися физической природы явления дисперсии, рассмотреть условия возникновения явления радуги, объяснять цвета непрозрачных и прозрачных тел.

- Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, выдвигать гипотезы, обосновывать их и проверять достоверность.

- Продолжить формирование познавательного интереса к предмету «ФИЗИКА», развивать коммуникативные умения учащихся.

Оборудование. Компьютер, спектроскоп, светофильтры, краски, набор «  -микро», презентация, учебная литература.

Ход урока.

  1. Организационный момент.(2мин)

Проверка готовности к уроку и мотивация познавательной деятельности. (слайды 1,2)

        2.Изучение нового материала. (30мин)

            1) История открытия явления дисперсии. (слайд3) (Учитель)

            2) Просмотр слайд-шоу. (слайд4)

            3) Повторение пройденного материала. (слайд5) (5 мин)

            4)Работа в группах по новому материалу. (11 мин.)

   Группа№1 (экспериментаторы)

   Задание. Выполните дем. эксперимент: получите и исследуйте спектр, используя призму Флинт

  - Что вы наблюдаете?

 - Перечислите цвета спектра.

 - Какие лучи отклоняются сильнее от своего первоначального пути?

   Сделайте выводы.

  Группа№2 (экспериментаторы)

 Выполните эксперимент, пользуясь спектроскопом, цветными фильтрами и пояснительной     иллюстрацией (слайд6)

               План эксперимента

 - Пропустите белый свет через призму и наблюдайте спектр.

 -Поставьте на пути света(до призмы) цветной светофильтр и опишите полученную картину.

Сделайте выводы из наблюдений

Работа с распечаткой.

-От чего зависит цвет света?

-Какие лучи преломляются сильнее, какие слабее?

-У какого луча наибольший показатель преломления?

-Лучу какого цвета соответствует волна наибольшей частоты?

-Дайте определение дисперсии.

-Определите, волна какого цвета распространяется в среде с наибольшей скоростью?

-Что такое спектр?

-Сколько цветов в спектре?

-Сделайте выводы из наблюдений и опытов.

Группа№3(теоретики)  Пользуясь  66 учебника, попробуйте объяснить физическую природу дисперсии.

-В чем состоит явление дисперсии?

-На каких опытах можно наблюдать явление дисперсии?

-Какие выводы сделал Ньютон в результате экспериментального изучения дисперсии?

-Причины разложения белого света в спектр при прохождении через призму.

5).Отчеты групп(4мин.)

6).Итоги групповой работы(2мин.)

7).Отчеты по индивидуальной работе(5мин)

             1) объяснение красок в природе;

             2)объяснение радуги.

3.Закрепление.(7мин.)

Ответьте на вопросы (слайд16)

Решение качественных задач (слайд17)

4.Домашнее задание (слайд18)(3мин.)

5.Рефлексия (слайд19)(3мин.)

Продолжите фразы:

-Сегодня на уроке я узнал…

-Больше всего мне сегодня запомнилось…

-Самым интересным было…

-Очень трудно было…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка викторины "Семь чудес света: вариации прекрасного"

Материал представляет собой методическую разработку для проведения обобщающего урока МХК по теме "Семь чудес света: вариации прекрасного" в 7 классе гуманитарного профиля....

Методическая разработка урока английского языка для 5 класса по теме «Вокруг света»

Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока английского языка по теме «Вокруг света», который является одним из завершающих учебную тему «Страны и континенты».  ...

Методическая разработка урока "Преломление света" в 11 классе

Методическая разработка урока для 11 класса - проведение виртуального эксперимента в сочетании с реальной демонстрацией с применением программы "Живая физика"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра "Вокруг света" для 8 классов

Игра проводилась во время школьного месячника естественных наук среди 8 классов. Игра способствует развитию познавательного интереса учащихся в игровой обстановке через применение на практике зн...

Методическая разработка урока. "Страшно на этом свете, господа!" ( по рассказу В.П.Астафьева "Заматерелое зло")

Анализ художественного произведения как одна из форм успешной подготовки к ЕГЭ (на примере рассказа В.П.Астафьева "Заматерелое зло". Дана презентация к уроку....

Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе

Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе...