Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физики
учебно-методический материал по физике (7, 8, 9 класс) на тему
Рассмотрены виды УУД, их использование и реализация на уроках физики. Предложен мастер - класс по формированию коммуникативных УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физики | 62.5 КБ |
Мастер класс | 388.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Стасова О.В., учитель физики МБОУ СШ № 5
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физики
Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Одним из видов универсальных учебных действий являются коммуникативные. Видами же коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:
- общение и взаимодействие (коммуникация), т.е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- работа в группе (команде), т.е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Чтобы достичь этих целей, нужно изменить роль учителя: из простого транслятора знаний он должен стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Коммуникативные УУД — это формирование умения взаимодействовать в малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций.
Формировать группы можно по разным признакам. Например, разноуровневые группы могут быть составлены из учеников, имеющих одинаковый уровень познавательной активности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих учащихся: по сходным интересам, стилям работы, связанные дружескими отношениями и т.п.
По мере овладения навыками самоорганизации совместной работы, дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками — к партнёрским отношениям.
Для работы в группах очень удачно предлагать решения экспериментальных задач по физике. Ведь любая экспериментальная задача — это, по-своему, проблемная ситуация, и её решение эмпирическим путем развивает в детях множество умений. Например, при изучении темы «Электрические явления» в восьмом классе решить экспериментальную задачу о зависимости электрического сопротивления от других физических величин. Детям предлагается, поделившись на группы, изучить выданное оборудование. Это проволоки из различного материала, различной площади поперечного сечения, различной длины, а также амперметры и вольтметры. Обучающиеся уже владеют навыком собирания электрической цепи, умеют пользоваться амперметром и вольтметром. Поэтому нетрудно подвести к постановке цели и изучению зависимости сопротивления от различных физических величин.
Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем обучении, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это - возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей.
Использование парной формы контроля позволяет не только обеспечить контроль над ходом процесса усвоения и овладения всей информацией, необходимой для безошибочного выполнения предложенных заданий, но и решить ещё одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Задания для проведения мастер-класса:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Определение цели, функций учеников, способов взаимодействия)
Примеры заданий для группы учащихся
1.1
Определить сопротивление проводника, предложив совместно проложить «маршрут» выполнения практического задания;
перед выполнением задания распределить роли (кто проводит эксперимент, кто снимает показания, кто фиксирует результаты измерений, кто производит вычисления и т.д.)
1.2
От чего зависит выталкивающая сила?
Оборудование: выданы тела разного объёма, тела разной массы одинакового объёма, мензурки с чистой водой, мензурки с насыщенным раствором поваренной соли (с солёной водой), динамометры.
Предлагается:
- разделиться на 3 группы;
- измерять силу Архимеда, но при различных условиях:
- 1-ая группа использует в своих измерениях только чистую воду, но тела разного объёма;
- 2-ая группа использует чистую воду, тела одинакового объёма, но разной массы;
- 3-я группа использует одинаковые по объёму тела, но различные жидкости.
- выяснить закономерности,
- обсудив все вместе, ответить на поставленный вопрос.
1.3
Законы последовательного и параллельного соединения.
Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, два резистора (1 Ом и 2 Ом), реостат, ключ, соединительные провода.
Предлагается:
- разделиться на 4 группы,
- собрать электрические цепи:
1-ая и 2-ая группы соединяют резисторы последовательно, а 3-я и 4-ая – параллельно,
- выяснить законы последовательного и параллельного соединения:
1-ая и 3-я группы для силы тока, 2-ая и 4-ая для напряжения,
- поделиться полученными выводами с одноклассниками.
1.4
Механические колебания и волны. Звук.
После изучения темы предлагается, разделившись на группы, составить вопросы по теории, подобрать качественные и количественные задачи, найти дополнительную информацию по теме. После сбора и обработки информации представить свою группу, т.е. предоставить задания одноклассникам. Проработав все задания, оценить каждую группу всем классом по каждому из критериев.
2) Постановка вопросов (Сотрудничество в поиске информации, в сборе информации)
Примеры заданий для группы учащихся
2.1
составить кроссворд по теме «Силы в природе», распределив роли: одни формулируют вопросы для обратной связи, другие подбирают физические термины по теме, третьи находят значения терминов, кто-то грамотно оформляет кроссворд
2.2
Виды тепловых двигателей.
Предлагается:
- группе учеников, объединившись, приготовить сообщения по темам:
«История паровой машины», «Принцип действия двигателя внутреннего сгорания», «Использование паровой турбины»;
- после прослушивания сообщений классу предлагается задать докладчикам вопросы, которые вызывают наибольший интерес.
2.3
Механическое движение.
Предлагается разделиться на 4 группы. Представитель от каждой группы тянет жребий, выбирается тема – «Транспорт», «Танец», «Спорт», «Детские игрушки». Необходимо собрать и представить информацию о том, как выбранная отрасль жизни человека связана с механическим движением, какие законы механики действуют в этой отрасли, привести примеры и доказательства, предоставить конкретные факты и аргументы в виде устных сообщений, задач, схем, графиков, видео- и фотосообщений. Каждая группа представляет свою информацию.
- Разрешение конфликтов
(Выявление проблемы, поиск и способы решения проблемы)
Примеры заданий:
3.1
Осветив двойственность природы света, выявить проблему. Разделив группу учащихся на две части, одним предложить найти все доказательства в пользу волновой теории света, а другим найти все доказательства в пользу корпускулярной теории.
3.2
Атомная энергетика: «за» и «против».
Предлагается:
- по жребию разделиться на две команды;
- найти информацию о традиционных источниках энергии и о применении и использовании энергии атомного ядра;
- 1-ая защищает использование традиционных источников энергии: собирает информацию о преимуществе и недостатках этих видов источников , их перспективе, 2-ая - об атомных источниках,
- аргументировано доказать свою позицию, используя конкретные факты.
3.3
Нужна ли нам сила трения?
Предлагается разделиться на две группы. Домашнее задание - соревнование. Найти информацию в дополнительной литературе и в интернете о том, где сила трения приносит вред, а где она просто необходима. Собрать, как можно больше фактов. Поделиться своими сведениями. Какая группа набрала больше доводов, та и победила.
3.4
Электромагнитное излучение.
Предлагается, разделиться на группы. Каждая группа подробно изучает один из видов электромагнитного излучения. Причём, в каждой группе происходит деление на подгруппы – одни находят информацию о практическом применении и необходимости использования и нужности существования данного вида излучения, а другие – о его вредном воздействии. Ученики делятся всеми фактами друг с другом, представляя свою подгруппу. Заполняется таблица в ходе урока. Предлагается каждому ученику сделать свой вывод.
- Управление поведением партнера
( контроль, коррекция, оценка действий)
Примеры заданий:
4.1
Провести опрос по какой – либо теме при помощи консультантов (5-6 человек), подготовив тех предварительно, научив задавать наводящие вопросы, научив выделять главное в ответе и т.д.
4.2
Решение количественных задач по теме: « Законы постоянного тока».
- Предлагается:
- работа в парах,
- решить задачи: а). Какова сила тока в медном проводнике длиной 50 см и площадью поперечного сечения 0,2 мм², если он включен в цепь напряжением 120В?
б). Какой длины нужно взять железную проволоку сечением 0,5 см², чтобы при включении её в цепь напряжением 220В, сила тока составляла 1А?
- Проверить друг друга на правильность решения и на понимание законов и явлений, применяемых в решении.
4.3
Что я знаю о Вселенной?
Предлагается:
- собрать информацию о возникновении и развитии Вселенной;
- продумать вопросы, поучаствовать в диалогах в парах … Откуда взялась Вселенная?
4.4
Что я знаю о механическом движении?
Предлагается:
- работа в парах,
- ученики по очереди сообщают друг другу какую-то информацию, которую они запомнили с нескольких уроков по данной теме,
- если один из них не согласен с услышанным, то они обращаются к другой паре с просьбой рассудить их,
- если к единому мнению придти не удалось, то найти ответ в учебнике.
- Умение точно и полно выражать свои мысли
(грамотное владение монологической и диалогической формами речи)
Примеры заданий:
5.1
Предварительно воспользовавшись описанием в учебнике или другой литературе, объяснить принцип действия некоторых устройств: фонтана, шлюза, гидравлической машины, насоса и т.д. Можно это задание дать парам, можно индивидуально. Попросить остальных задать вопросы.
5.2
Диффузия.
Предлагается:
- провести домашний эксперимент
Взять две ёмкости с холодной и горячей водой, бросить в воду несколько кристалликов растворимого кофе, пронаблюдать, как протекает диффузия, от чего зависит скорость её протекания.
- сделать письменный отчёт с рисунками или фотографиями и выводами,
- приготовить устное сообщение о проделанной работе,
- обсудить с одноклассниками полученные результаты.
5.3
Тепловые явления.
Группе учеников предлагается подготовить сообщения по темам: «Откуда берётся дождь и снег?», «Почему выпадает роса?», «Почему «запотевают» окна?», «Как термос сохраняет тепло и холод?», «Как правильно сушить выстиранное бельё?» и т.д. Остальным обучающимся предлагается прослушать доклады, задавая вопросы.
5.4
Испарение.
Предлагается провести домашний эксперимент, ответить на вопрос: « От чего зависит скорость испарения жидкости?»
При различных условиях провести процесс испарения, т.е. использовать различные жидкости, сосуды разной формы, а точнее с различной площадью поверхности вылитой в них жидкости, создать различный температурный режим, придумать, как создать ветер. Записать время испарения с учётом одинакового количества жидкости. Сделать выводы. Записать все результаты и представить их.
Предварительный просмотр:
Определение:
- цели, - выявление - грамотное владение
- функций учеников, проблемы, монологической и
- способы взаимодействия - поиск и способы диалогической
решения проблемы формами речи
Сотрудничество: - контроль,
- в поиске информации, - коррекция,
- в сборе информации - оценка действий
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Разделиться на группы.
В каждой группе
измерить экспериментально
сопротивление проводника,
распределив при этом роли
и рассмотрев все этапы.
Постановка вопросов
Трем-пяти ученикам необходимо найти и представить информацию на тему: «Влияние звуковых волн на человека». Составить вопросы по данному материалу для обсуждения с одноклассниками.
Разрешение конфликтов
Разделившись на группы, рассмотреть двойственность взглядов на природу света. Аргументировать корректно
и грамотно достоверность каждого из представлений.
Управление поведением партнера
Предлагается ответить на 5 вопросов по теме: «Электрические явления». Каждый вопрос рассказывается одному из назначенных учителем консультантов.
Умение точно и грамотно выражать свои мысли
Изготовить модель прибора для демонстрации закона
Паскаля.
Объяснить его принцип действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.
Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.
Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....
Формирование Коммуникативных Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка
Данное обобщение опыта содержит необходимую информацию по успешному формированию корммуникативных УУД на уроках английского языка...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Педенко Л.А.., учительрусского языка и литературыФормирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в 5-8 классах.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в 5-8 классах. Из опыта работы...
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физики.
Для усвоения коммуникативных УУД необходимы процедуры отличающиеся от освоения предметных знаний. Учащийся постигает коммуникативные УУД через включенность в необходимую деятельность и последующую реф...
Мастер-класс "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физики"
Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:...