Урок физики с использованием новых образовательных технологий.
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Рысина Елена Аркадьевна

Конспект урока  по теме "Отражение света" с использованием новых образовательных технологий ( в том чимле ЭОР).(8 класс, учебник Перышкина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otrazhenie_sveta_eor.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока физики с использованием новых образовательных технологий (в том числе ЭОР)

Предмет: Физика

.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания
Тема: «Отражение света» (программа А. В. Перышкина, Е. М. Гутник)

Класс: 7
Технологии: ЭОР Интернет, разработанные ресурсы: компьютерный тест, компьютерная презентация.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер, проектор, Flash-плеер, Ms Office (Power Point, Excel), видеоплеер.
Образовательные ресурсы Интернет: "Класс!ная физика", "Единая коллекция ЦОР" (
http://class-fizika.narod.ru,  http://school-collection.edu.ru).
Цель урока: сформировать способность применения закона отражения света к решению графических и расчетных задач; повторить, закрепить знание закона прямолинейного распространения света.
Задачи урока: 

- образовательные: сформировать  знания определения, понятий: «падающий луч», «отраженный луч», «угол падения», «угол отражения», «зеркальное отражение», «диффузное отражение», «обратимость светового луча»; знание закона отражения света; развивать умения графически изображать процесс отражения света, рассчитывать угол падения, отражения света;

- развивающие: формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории, формировать умение решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений, продолжить развивать умения  осуществлять  самооценку  своей учебной деятельности,  определять эффективность своего труда,  осуществлять самокоррекцию своей  учебной  деятельности;

- воспитательные: продолжить работу по воспитанию самостоятельности, активности, дисциплинированности, внимательности, самокритичности.

Структура урока:

  I Организационный момент, повторение пройденного материала.  Актуализация имеющихся знаний.

1. Компьютерный тест «Источники света. Прямолинейное распространение света» (4 человека работают на ноутбуках).

2. Устный интерактивный опрос-тест на соотнесение):

А) К какому виду источников света относится Солнце? (варианты ответов: тепловой источник, источник отраженного света, люминесцирующий источник, естественный источник, искусственный источник).

Б) Как распространяется свет в однородной среде? (варианты ответов: изменяет направление своего распространения, криволинейно, прямолинейно, нельзя однозначно ответить на этот вопрос).

В) Какой рисунок соответствует сходящемуся пучку света? параллельному пучку света? расходящемуся пучку света?

Г) Укажите на рисунке область тени и полутени. Что такое тень? Что такое полутень?

 Д) Лунное затмение можно наблюдать, когда Земля, Луна, Солнце  выстраиваются на одной прямой в следующем порядке: …(варианты ответов: Земля – Солнце – Луна, Солнце – Земля – Луна, Солнце – Луна – Земля, Луна – Солнце – Земля).

Е) Солнечное затмение можно наблюдать, когда …(варианты ответов: Луна находится в тени Земли, Земля находится между Солнцем и Луной, Земля находится в тени Луны, Солнце находится между Луной и Землей).

3.  Сообщения «Театр теней», «Солнечные часы» домашние мини-проекты учащихся.

  II Целеполагание. Постановка проблемы. 

А) Что происходит с лучом света при его падении на зеркало?

В) Проецирование рисунков с изображением перископа.  Что изображено на рисунках? С какой целью используются перископы? В устройстве перископа используются зеркала. Какое явление мы должны изучить, чтобы понять работу перископа?

Д) Какую цель перед собой вы на сегодняшнем уроке поставите?

   III. Открытие «нового» знания. 
1. Формирование понятий «падающий луч», «отраженный луч», «угол падения», «угол отражения» на основе наблюдения демонстрации опыта «Отражение света», компьютерной анимации «Отражение света» (
http://class-fizika.narod.ru);
2. Постановка учебной проблемы: Каким законам подчиняется отражение света? Выполнение каких действий приведет нас к решению этой проблемы?
3. Самостоятельная исследовательская деятельность «Изучение явления отражения света» 4. Анализ выводов, полученных в ходе исследования – формулирование закона отражения света.
5. Формирование понятий «зеркальное отражение», «диффузное отражение», «обратимость светового луча»
6. Рефлексия данного этапа урока:

А) все ли были успешны при проведении исследования и формулировании выводов на основе наблюдаемых явлений?

Б) какие трудности испытывали?

В) в чем, на ваш взгляд, их причина?

 IV. Отработка учебных действий.

1. Самостоятельное решение задач Перед началом выполнения работы попросить ребят выставить себе «предварительную оценку».
2.  Проверка правильности выполнения заданий (компьютерная презентация с алгоритмами решений и ответами).

  V.Рефлексия.

1. Поставьте заключительную оценку своей деятельности на этапе решения задач. Совпала ли она с предварительной оценкой? Сделайте вывод.
2. Заполнение оценочного листа (частичное): задача, в которой была ошибка, причины ошибки, решение похожей задачи.
3. Был ли полезен для вас урок?
4. Какие новые знания вы приобрели?
5. Какие развили умения?

  VII. Домашнее задание: завершить заполнение оценочного листа (раздел "Решение похожей задачи"); подготовить по желанию одно из следующих сообщений: "История создания и принцип действия перископа", "История создания и принцип действия калейдоскопа", "Фокусы с зеркалами", "Дворец иллюзий", "Пытка зеркалами"  (при подготовке использовать сайты:  http://class-fizika.narod.ru, http://school-collection.edu.ru)

Используемые ресурсы:

  1. Максимов Л.К., Максимова Л.В. Информационно-методические материалы по проблеме контроля и оценки в учебной деятельности школьников: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007.
  2.  Минькова Р. Д., Иванова В. В. / Рабочая тетрадь по физике: 8 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 8 класс» - М. : Издательство «Экзамен», 2012.  
  3. Перельман Я.И. Занимательная физика, кн.1 – Уфа: слово, 1993.
  4. Пёрышкин А. В. Физика. 8 класс.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений – М.: Дрофа, 2012.
  5. Единая коллекция ЦОР (http://school-collection.edu.ru)
  6. Сайт: Класс!ная физика (http://class-fizika.narod.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий на уроках физики

В данной статье рассмотрены основные современные технологии, которые я использую на своих уроках физики....

Опыт использования новых образовательных технологий в образовательном процессе. ИКТ технологии на уроках английского языка.

Уроки с использованием ИКТ  технологии делают обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. В статье описывается опыт использования ИКТ технологии на уроках англ...

Конспект открытого урока по математике "Площадь треугольника" с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИКТ) 5 класс

Данная работа представляет собой конспект урока математики в 5 классе по теме «Площадь треугольника». На уроке используется презентация PowerPoint, материалы Федерального центра информационно-образова...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.  В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информа...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Тема доклада: «Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»

laquo;Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...