Законы электрического тока
план-конспект занятия по физике (8 класс) на тему

Кузьминых Ирина Геннадьевна

Обобщающий урок в 8 классе по теме« Законы электрическиого тока»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fiziki_zakony_toka_8.doc476 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  физики в 8 классе по теме «Законы электрического тока»

Обобщающий урок в 8 классе по теме« Законы электрическиого тока»

Цель: Повторить и обобщить материал по данной теме.Слайд № 2.

Оснащенность урока: карточки заданий для групп учащихся, карточки с индивидуальными заданиями, справочные таблицы.Слайды презентации.

Оборудование: Источники питания, проволочные сопротивления из нихрома,соединительные провода, ключи, амперметры, вольтметры, реостаты, лампы накаливания.Презентация. Слайд № 3.

Задачи урока: Слайд № 4.

1) Проверить умение применять теорию для объяснения физических явлений в электрических цепях, решать задачи на расчет цепей, обращаться с электроизмерительными приборами; 

2) Продолжить формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.

     3) Оценить усвоение основных понятий и законов темы;

4) Продолжить формирование элементов творческой деятельности;

Основные этапы урока. Слайд № 5.

I.  Ознакомление учащихся с задачами урока и его ходом.1 минута.

II.  Проверка знаний .

  1. Физический смысл основных понятий (устный фронтальный опрос);
  2. Физический смысл основных понятий ( письменный фронтальный опрос-диктант).

III. Проверка умений.

  1. Применять знания для объяснения законов электрического тока;
  2. Решать задачи;
  3. Планировать эксперимент, пользоваться приборами;

IV.  Проверка  умения работать с литературой.

 V.  Обобщение знаний.

I  этап урока.

II этап урока.

 Учитель.

Учитель. Ребята, заполните этот квадрат словами-названиями.

( на доске изображено задание № 1, учащиеся  поднимают руку, выходят к доске и записывают ответ) Слайд № 6,7.

 Задание № 1.

1) Электрод источника тока.

2) Условное обозначение электрической цепи.

3) Единица измерения силы тока.

4) Единица измерения колличества электричества.

5) То, что приобретает наэлектризованное тело.

1

2

3

4

5

Ответы: клемма, схема, ампер, кулон, заряд.

Учитель. В тетради ученика записаны условные обозначения физических приборов. Согласны ли вы с этой записью, если нет, то раставьте условные обозначения по их местам.

( на доске оформлено задание № 2, один из учащихся выходит к доске и исправляет задание)

Задание № 2

Задание.

Обозначения.

Правильный ответ.

Электрическая лампа.

           

Гальванический элемент.

         

Звонок.

           

Батарея элементов.

           

Выключатель

         

Резистор.

         

Нагревательный элемент.

           

Учитель. Проведем физический диктант. У вас на столе бланки с заданиями. Возьмите бланк № 1. В течение 2 минут каждый из вас выполняет задание, затем меняется с соседом по парте тетрадями и проверяет правильность выполнения задания. За правильный ответ на  один вопрос начисляется по 0,5 балла. Колличество баллов укажите в бланке, правильные ответы будут записаны на доске.

( учащиеся выполняют задание, для проверки, учитель, через некоторое время показывает ответы на доске)

Бланк № 1

Задание

1

Единица измерения силы тока.

2

Сформулируйте закон Ома для участка цепи.

3

Еденица измерения сопротивления

4

1 кВ переведите в Вольты.

5

 От каких величин зависит сопротивление проводника ?

6

Стандартное напряжение в цепи.

7

Какое направление движение частиц в проводнике принято за направление электрического тока?

8

Какие действия электрического тока вы знаете?

9

Что называется электрическим током?

10

Как зависит сила тока в проводнике от напряжения.

Ответы

1

1 Ампер

2

Сила тока в цепи прямо пропорциональна напряженение и обратно пропорциональна сопротивлению.

3

1 Ом

4

1000В

5

Длины проводника, площади поперечного сечения проводника, материала из которого он изготовлен.

6

220 Вольт

7

От положительного полюса к отрицательному.

8

Электромагнитное, тепловое, химическое.

9

Электрический ток-упорядоченное движение заряженных частиц.

10

Сила тока зависит от напряжение прямо пропорционально.

III этап. Проверка умений.

Учитель.Возьмите бланк  № 2. На данном этапе урока проверим ваше умение планировать эксперимент, пользоваться приборами, решать задачи.

 Ученики получают групповые и индивидуальные  задания. Учитель предварительно рассаживает учащихся, так чтобы каждая пара могла справится с заданием, назначает консультантов из числа сильных учеников. В классе 4 парты в три ряда, тоесть 12 пар, в которых колличество учащихся учитель может менять по своему усмотрению. При подготовке разрешается пользоваться учебником, тетрадями, справочной литературой. Отсчеты консультантов об итогах деятельности групп сдают по мере подготовки. Учащиеся слушают ответы, анализируют, исправляют ошибки. Часть учащихся, готовящие экспериментальную часть, занимаются в Научном Обществе Учащихся, поэтому им предложены творческие задания, которые они выполняют коллективно, по мере выполнения работы, здают отсчет. Если группа справилась с заданием, то по желанию решает задачу. Общение организованное на данном уроке, не имеет ничего общего с нарушениями правил поведения (подсказки, списывание), коллективная познавательная деятельность позволяет товарищам помогать друг другу в интеллектуальном труде.

( для ответа каждой группе учащихся отводится определенная часть доски)

Бланк № 1-1 ряд

Тема: Последовательное соединение проводников

№ парты

Задание

1

Сформулировать определение последовательного соединения проводников. Записать на доске и сформулировать закономерности соединения. Дать определение силе тока, записать формулу, характерезующую силу тока, ее единицу измерения.

2

Собрать электрическую цепь последовательного соединения двух резисторов. Начертить схему на доске. Провести измерение по собранной цепи силы тока на разных участках, напряжения. Сделать вывод.

3

Придумайте способ определения неизвестного сопротивления (сопротивление второго резистора) без применения амперметра, определите сопротивление. Затем проверте найденное значение сопротивление известным вам способом ( по закону Ома).

4

Решить задачу в тетради.  Задача 3 Вольтметр V1  показывает 12 В (см. рис.). Каковы показания   амперметра и

вольтметра V2

5

Задача для дополнительного решения. Два проводника сопротивлением 5 Ом и 30 Ом подключены последовательно к зажимам источника тока напряжением 6 В. Определите силу тока на всех участках цепи и общее сопротивление.

Бланк № 2 -2 ряд

Тема: Закон Ома для участка цепи.

№ парты

Задание

1

Сформулируйте закон Ома для участка цепи, запишите на доске формулу. Объясните причину сопротивления проводника, запишите закономерность зависимости сопротивления от других величин. Объяснить физический смысл удельного сопротивления проводника.

2

Собрать электрическую цепь из амперметра, вольтметра, резистора, электрических проводов, источника питания. Начертить схему на доске. Провести измерения по собранной схеме силы тока, напряжения, построить график зависимости этих величин. Вычислить сопротивление. Сделать вывод. Объяснить значение терминов прямая и обратная пропорциональность.

3

Определить длину проволоки в резисторе ( материал проводника и площадь поперечного сечения указываются). Исследуйте, изменяется ли сопротивление волоска электрической лампы при изменении яркости ее свечения. Сделайте вывод.

4

Решить задачу в тетради.Какое нужно приложить напряжение к проводнику сопротивлением 2,5 Ом, чтобы в проводнике сила тока была равна 30 А?

5

Задача для дополнительного решения.  Сколько метров алюминевой проволоки сечением 10 кв. мм. надо взять, чтобы ее сопротивление оказалось равным 0,42 Ом?

Бланк № 2-3 ряд

Тема: Параллельное соединение проводников.

№ парты

Задание.

1

Сформулировать определение параллельного соединения проводников. Записать на доске и сформулировать закономерности соединения. Дать определение напряжения, записать формулу, характерезующую напряжение, ее единицу измерения.

2

Собрать электрическую цепь параллельного соединения двух резисторов. Начертить схему на доске. Провести измерение по собранной цепи напряжения на разных участках, силы тока. Сделать вывод.

3

Начертите схему цепи с последовательно включенными в нее лампой, амперметром и резистором. Предскажите, как изменится накал лампы, сила тока в цепи и напряжение на резисторе, если параллельно лампе включить еще один реостат.Ответ обоснуйте и проверте на опыте. Если ответ не подтвердился, найдите ошибку в своих рассуждениях.

4

Решить задачу в тетради.Три проводника с одинаковым сопротивлением 15 Ом соединены параллельно. Определите общее сопротивление цепи.

5

Задача для дополнительного решения. Два проводника сопротивлением 15 Ом и 10 Ом, соединены параллельно. Определите силу тока на каждом участке и общую силу тока в цепи, если общее напряжение 24 В.

Ответы

№ задачи

1 ряд

2 ряд

3 ряд

4

2 А,4 В

75 В

5 Ом

5

0,17 А, 35 В

150 м

1,8 А. 2,4 А, 4 А

IV этап. Проверка  умений работать с литературой.

 

Учитель. Каждая группа должна узнать на  портрете ученого, кратко рассказать  биографию и его основные труды   в электричестве.Использует в работе справочный материал. Слайд № 8,9.

V этап.

 Обобщающий.

Учитель подводит краткие итоги урока, выставляет оценки, задает домашнее задание. Слайд № 10. Рефлексия. Слайд № 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по физике_Итоговый тест. Законы электрического тока

Тест по физике для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику А. В. Перышкина. Тема: итоговый - Законы электрического тока. Работа выполнена в программе MyTest....

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля–Ленца

Урок физики в 8-м классе по теме"Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля–Ленца"В архиве находится разработка урока +презентация по теме...

Разработка урока: Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания.

Урок физики в 8 классе с использованием электронных образовательных ресурсов....

Урок систематизации и обобщения знаний « Законы постоянного тока». ( Отчёт в НИИ Электрического Тока) 8 класс.

Цели урока:формирование интереса учащихся к на­уке, их отношения к проблемам, связанным с научными исследованиями и их ролью в об­ществе.Задачи урока:в нетрадиционной форме повторить основные ...

Презентация "Законы электрического тока"

Презентацию "Законы электрического  тока" можно использовать как  при изучении нового материала, так и на обобщающем уроке....

Электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Источники электрического тока .

Презентация по теме .Презентация по теме .«Электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Источники электрического тока»  Ловцовой А.Ф. находится по ссылкеhttps:/...