Технологическая карта занятия по физике "Работа и мощность тока. Закон Джоуля - Ленца"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Комбинированное занятие дано для студентов 1 курса СПО.
Различнные методы обучения, применяемые на занятии обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по дисциплине "Физика", развитию их общих компетенций, потребности в позитивном преобразовании собственного познавательного опыта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»
Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru
Центр подготовки педагогов к аттестации – www.moi-rang.ru
Технологическая карта занятия №1
Организационная информация: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет | Физика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа | ТП-181 специальность 260807 «Технология продукции общественного питания», 1 курс | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательная программа по предмету (автор) | Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. - М., 2013. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор занятия (ФИО, должность) | Гущенкова Наталия Васильевна, преподаватель физики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательное учреждение | ГБОУ АО СПО «Астраханский государственный политехнический колледж» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральный округ России | Южный Федеральный округ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Республика/край | Астраханская область | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Город/поселение | г. Астрахань | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание занятия: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип занятия | Комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время реализации занятия | 90 минут | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели занятия | Организовать деятельность студентов по усвоению знаний по данной теме. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи занятия | Образовательные: формирование понятий работы и мощности электрического тока, выявление закона Джоуля – Ленца; показать студентам практическое значение данных понятий.
Развивающие: создание условий для развития мышления, интеллектуальных умений и навыков: выделять главное, анализировать, уметь делать выводы; развития интереса к самому процессу познания, к предмету; развития кругозора. Воспитательные: воспитание дисциплинированности при фронтальной и индивидуальной работе; создать условия для формирования коммуникативной культуры, умения работать в группе и уважительно относиться к мнению однокурсников. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/ занятия (мероприятия, занятия) | Предметные: студент актуализирует знания по теме «Постоянный электрический ток. Соединение проводников»; студент приобретает знания о понятиях работы и мощности электрического тока, их формулы; закон Джоуля – Ленца; студент приобретает умения решать задачи на определение работы и мощности тока и закон Джоуля – Ленца; студент приобретает умения формулировать цель и задачи занятия, составлять индивидуальный план действий, подводить итог занятия, анализировать индивидуальные достижения; студент закрепит знания и умения по данной теме методом тестирования. Студент научиться описывать изученные свойства тел, используя физические величины: работу и мощность электрического тока, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, указывать формулы, связывающие данные физические величины с другими величинами; различать словесную формулировку закона Джоуля – Ленца и его математическое выражение; применять формулы работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца при решении задач. Студент получит возможность научиться использовать знания о тепловом действии тока при работе с электрооборудованием для обеспечения безопасности (необходимо в профессиональной деятельности), о мощности различных электронагревательных приборов, их производительность; различать ограниченность использования закона Джоуля – Ленца. Личностные:
Формируемые компетенции: ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7 (Приложение 1). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УУД | Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
одногруппниками;
контекстной речью, уметь воспринимать на слух вопросы преподавателя и ответы обучающихся.
Познавательные УУД:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительная информация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каким образом данный урок/ занятия будет содействовать реализации ФГОС? | Различные методы обучения, применяемые на занятии обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по дисциплине «Физика», развитию их общих компетенций, потребности в позитивном преобразовании собственного познавательного опыта. В ходе занятия с успехом реализовывается компетентностный подход в образовании, направленный на формирование УУД, а также общих компетенций обучающихся: ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7. Эффективность процесса и результатов обучения, направленного на формирование общих компетенций, в полной мере отвечает принципам ФГОС СПО. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы, оборудование и материалы | ТСО: компьютеры, интерактивная доска, проектор. Дидактический материал: задачи (Приложение 6), тесты (приложение 7), карточки рефлексии (Приложение 8). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список учебной и дополнительной литературы |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактическое обеспечение урока/ занятия ССЫЛКИ | Учебно-наглядный материал: доступ к папке https://yadi.sk/d/dkVJkPgIpAfyE -презентация выполненная в программе Microsoft Power Point 2007; -интерактивный тест «Постоянный электрический ток. Соединение проводников», выполненный в программе Microsoft Excel 2007. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Современные образовательные технологии с применением ИКТ; технологии индивидуализации обучения, здоровьесберегающие технологии (физкультминутка). Методы: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | нет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительная необходимая информация |
Приложение 1
Формируемые компетенции
Изучение данной учебной дисциплины предполагает освоение следующих общих компетенций (из ФГОС СПО):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Приложение 2
-Здравствуйте ребята.
Я рада приветствовать вас на занятии физики.
(Слайд 1).
«То, что запомнил, – уйдёт, то, что понял, – останется». Эту пословицу я выбрала эпиграфом урока не случайно, ведь каждый из вас на урок приходит за знаниями, но каждый воспринимает материал по-своему. Я хотела бы, чтобы сегодня на уроке каждый из вас постарался понять
материал и к концу урока проанализировал бы материал с помощью таких фраз:
Я понял, что...
Я запомнил, что...
Мне стало понятно, когда ...
Я теперь могу...
Я знаю, что...
Я научился ...
Урок для меня показался …
Эти слова (фразы) перед вами на карточках (Приложение 8).
Приложение 3
-Что такое электрический ток?
(Электрический ток - упорядоченное движение заряженных частиц)
-Какие условия необходимы для существования электрического тока в проводнике?
(Наличие свободных носителей зарядов и разности потенциалов на концах проводника или существования внутри проводника электрического поля)
- Что такое сила тока, что принимают за единицу силы тока? (Сила тока I – скалярная физическая величина, равная отношению заряда Δq, переносимого через поперечное сечение проводника (рис.) за интервал времени Δt, к этому интервалу времени: Единица измерения силы тока Ампер)
-Что такое электрическое напряжение, по какой формуле находится напряжение? (Величина, равная отношению работы, совершаемой электрическим полем по перемещению заряда, к модулю перемещаемого заряда, называется напряжением на данном участке цепи. U= A/q)
- Сформулируйте закон Ома для участка цепи. ( Сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению проводника I=U/R)
-От каких величин зависит сопротивление проводника? (От длины проводника, площади поперечного сечения проводника, рода материала)
Приложение 4
Спираль нагрелась докрасна,
Хоть и горела недолго она.
Руку подставив, тепло ощущает,
Спросишь: «Какое количество тепла спираль выделяет?»
Найти тебе ответ труда не составляет,
Из какого он закона вытекает?
Приложение 5
Заполните таблицу
Физическая величина | Обозначение | Единица измерения | Формула |
Сила тока | |||
Напряжение | |||
Сопротивление | |||
Закон Ома | |||
Работа тока | |||
Мощность | |||
Количество теплоты |
Приложение 6
Задачи 1 группе:
- Вычислите силу тока в обмотке электрического утюга, если известно, что при включении в розетку с напряжением 127 В он потребляет мощность 310 Вт.
(Ответ: 2,4 А)
- В спирали электроплитки, включенной в розетку с напряжением 220 В, при силе тока 3,5 А выделилось 690 к Дж теплоты. Сколько времени была включена в сеть плитка?
(Ответ: 15 мин)
- В кипятильнике ёмкостью 5 л с КПД 70 % вода нагревается от 10 до 1000С за 20 мин. Какой силы ток проходит по обмотке нагревателя, если напряжение равно 220 В?
(Ответ: 10 А)
Задачи 2 группе
- Мощность, потребляемая из сети электрокамином, равна 0,98 кВт, а сила тока в его цепи 7,7 А. Определите величину напряжения на зажимах электрокамина.
(Ответ: 127 В)
- Чему равно время прохождения тока силой 5 А по нагревательному элементу электроводонагревателя, если при напряжении на его концах 120 В в проводнике выделяется количество теплоты, равное 540 кДж? (Ответ: 900 с)
- Определить мощность, потребляемую электрическим чайником, если в нем за 40 минут нагревается 3л воды от 20 до 1000С при КПД=60%. (Ответ: 700 Вт)
Задачи 3 группе
- Определите мощность тока в электрической лампе, включенной в сеть напряжением 220 В, если известно, что сопротивление нити накала лампы 484 Ом. (Ответ: 8 А)
- Определите количество теплоты, выделяемое в проводнике током за 1,5 мин, если сила тока в цепи равна 5 А, а напряжение на концах проводника 200 В.
(Ответ: 90 кДж)
- Два проводника сопротивлением 10 Ом и 23 Ом включены в сеть напряжением 100 В. Какое количество теплоты выделится за 1 с в каждом проводнике, если их соединить параллельно? (Ответ: 1 кДж, 435 Дж)
Задачи 4 группе
- Какова сила тока в лампе велосипедного фонаря, если при напряжении 4 В в ней за 1 с расходуется 0,8 Дж электроэнергии? (Ответ: 0,2 А)
- Сколько теплоты выделится за 1 ч в реостате, сопротивление которого 100 Ом, при силе тока в цепи 2 А? (Ответ: 1,44 МДж)
- Какую работу совершает двигатель полотёра за 30 мин, если он потребляет в цепи с напряжением 220 В ток силой 1,25 А, а его КПД равен 80 %? (Ответ:396 кДж)
Приложение 7
Тестирование
Вариант 1
- Какая физическая величина равна произведению силы тока, напряжения и времени.
А. Мощность Б. Работа В. Количество теплоты
- Найдите работу, совершённую силами электрического поля при прохождении зарядом 6 мкКл разности потенциалов 220 В.
А. 1,32 мДж Б. 2,64 мДж В. 0,66 мДж
- Определите количество теплоты, выделяемое в проводнике за 2 минуты. Сопротивление проводника равно 10 Ом при силе тока 5 А.
А. 30 кДж Б. 60 кДж В. 40 кДж
- Два резистора, имеющие сопротивления 3 Ом и 6 Ом, включены параллельно в цепь постоянного тока. Чему равно отношение мощностей электрического тока в этих резисторах?
А. 1:1 Б. 1:2 В. 2:1
- Три резистора, имеющие сопротивления 3 Ом, 6 Ом и 9 Ом, включены последовательно в цепь постоянного тока. Каково отношение количества теплоты, выделяющегося на этих резисторах за одинаковое время?
А. 1:1:1 Б. 1:2:3 В. 3:2:1
- Две лампочки, имеющие номинальные мощности 50 Вт и 100 Вт, включены последовательно в цепь с напряжением 220 В. На какой из лампочек будет выделяться большее количество теплоты?
А. На первой
Б. На второй
В. Выделится одинаковое количество теплоты
Тестирование
Вариант 2
- Какая физическая величина определяется отношением работы электрического тока ко времени.
А. Количество теплоты Б. Мощность В. Напряжение
- Какова работа, совершённая силами электрического поля при прохождении зарядом 4 мкКл разности потенциалов 120 В?
А. 0,96 мДж Б. 0,48 мДж В. 0, 24 мДж
- Какое количество теплоты выделяется за 3 мин в проводнике, имеющем сопротивление 20 Ом, при прохождении по нему тока силой 2 А?
А. 14,4 кДж Б. 28,8 кДж В. 20 кДж
- Два резистора, имеющие сопротивления 3 Ом и 6 Ом, включены параллельно в цепь постоянного тока. Чему равно отношение количества теплоты, выделившегося на этих резисторах за одинаковое время?
А. 1:1 Б. 1:2 В. 2:1
- Три резистора, имеющие сопротивления 3 Ом, 6 Ом и 9 Ом, включены последовательно в цепь постоянного тока. Каково отношение мощностей электрического тока на этих резисторах?
А. 1:1:1 Б. 1:2:3 В. 3:2:1
- Две лампочки, имеющие номинальные мощности 100 Вт и 25 Вт, включены последовательно в цепь с напряжением 220 В. На какой из лампочек будет выделяться большее количество теплоты?
А. На первой
Б. На второй
В. Выделится одинаковое количество теплоты
Приложение 8
Рефлексия
Фамилия _____________________
Имя _______________________
Я понял, что...___________________________________________________________________
Я запомнил, что...________________________________________________________________
Мне стало понятно, когда ...______________________________________________________
Я теперь могу...__________________________________________________________________
Я знаю, что...____________________________________________________________________
Я научился ...___________________________________________________________________
Урок для меня показался …______________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля–Ленца
Урок физики в 8-м классе по теме"Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля–Ленца"В архиве находится разработка урока +презентация по теме...
Разработка урока: Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания.
Урок физики в 8 классе с использованием электронных образовательных ресурсов....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РАБОТА, МОЩНОСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА. ЗАКОН ДЖОУЛЯ – ЛЕНЦА. ОУД.07 ФИЗИКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РАБОТА, МОЩНОСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА. ЗАКОН ДЖОУЛЯ – ЛЕНЦА. ОУД.07 ФИЗИКА...
Технологическая карта урока физики по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца»
Технологическая карта урока физики по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца»...
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца
Конспект урока по физике для 8 класса...
“Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор”
Проверочная работа по физике для 8-го класса по теме "Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор"...
Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца.
Презентация по теме "Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца."...