Технологическая карта занятия по физике "Работа и мощность тока. Закон Джоуля - Ленца"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Гущенкова Наталия Васильевна

Комбинированное занятие дано для студентов 1 курса СПО.

Различнные методы обучения, применяемые на занятии обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по дисциплине "Физика", развитию их общих компетенций, потребности в позитивном преобразовании собственного познавательного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»

Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru 

Центр подготовки педагогов  к аттестации – www.moi-rang.ru 

Технологическая карта занятия №1 

Организационная информация:

Предмет

Физика

Группа

ТП-181 специальность  260807 «Технология продукции общественного питания», 1 курс

Тема

Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца

Образовательная программа по предмету (автор)

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. - М., 2013.

Автор занятия (ФИО, должность)

Гущенкова Наталия Васильевна, преподаватель физики

Образовательное учреждение

ГБОУ АО СПО «Астраханский государственный политехнический колледж»

Федеральный округ России

Южный Федеральный округ

Республика/край

Астраханская область

Город/поселение

г. Астрахань

Описание занятия:

Тип занятия

Комбинированный

Время реализации занятия

90 минут

Цели  занятия 

Организовать деятельность студентов по усвоению  знаний по данной теме.

Задачи занятия

Образовательные: формирование  понятий работы и мощности электрического тока, выявление закона Джоуля – Ленца; показать студентам практическое значение данных понятий.

 

Развивающие: создание условий для развития мышления, интеллектуальных умений и навыков: выделять главное, анализировать, уметь делать выводы;  развития интереса к самому процессу познания, к предмету; развития кругозора.

 Воспитательные: воспитание дисциплинированности  при фронтальной и индивидуальной работе; создать условия для формирования коммуникативной культуры,  умения работать в группе и уважительно относиться к мнению однокурсников.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/ занятия (мероприятия, занятия)

Предметные:

студент актуализирует знания по теме «Постоянный электрический ток. Соединение проводников»;  студент приобретает знания о понятиях  работы и мощности электрического тока, их формулы; закон Джоуля – Ленца;

 студент приобретает умения решать задачи на определение работы и мощности  тока и закон Джоуля – Ленца;

студент приобретает умения  формулировать цель  и задачи занятия, составлять индивидуальный план  действий, подводить итог занятия, анализировать индивидуальные достижения;

студент закрепит знания и умения  по данной теме методом тестирования.

Студент научиться описывать изученные свойства тел, используя физические величины: работу и мощность электрического тока, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, указывать формулы, связывающие данные физические величины с другими величинами; различать словесную формулировку закона Джоуля – Ленца и его математическое выражение; применять формулы работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца при  решении задач.

Студент получит возможность научиться использовать знания о тепловом  действии  тока при работе с электрооборудованием для обеспечения безопасности  (необходимо в профессиональной деятельности), о мощности  различных электронагревательных приборов, их производительность;  различать ограниченность использования закона Джоуля – Ленца.

Личностные:

  •   у обучающиеся  отработано  положительное отношение к занятию;
  •    у обучающихся отработаны мотивационная основа учебной деятельности, понимание необходимости учения; отработаны умения группового взаимодействия с целью принятия совместного решения;
  • у обучающихся отработаны умения выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность,  доверие к собеседнику.
  • у обучающихся проявлена самостоятельность в разных видах деятельности.
  • у обучающихся отработаны умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.


Метапредметные:

  • обучающиеся овладели навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки своей деятельности;
  • у обучающихся отработаны умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и знаково-символических формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
  • у обучающихся развиты монологическая и диалогическая речь, отработаны умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника;
  • у обучающихся отработаны умения работать в группе.

Формируемые компетенции: ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7 (Приложение 1).

УУД

Регулятивные УУД: 

  • планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием; формирование умений целеполагания;
  • контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения;
  • уметь использовать речь для регуляции своей деятельности;
  • осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

  •  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем  и

   одногруппниками;

  •  устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы;
  •  строить понятные для собеседника речевые  высказывания, уметь слушать собеседника;
  •  адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической

    контекстной речью,  уметь воспринимать на слух вопросы преподавателя и ответы обучающихся.

  •   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

  • давать определение понятиям, обобщать понятия; строить логические рассуждения, делать выводы;
  • осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
  • понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  •  выбирать наиболее эффективный способ  решения задач в конкретных ситуациях.
  1. Структура и содержание   занятия:

Деятельность учителя/педагога

Деятельность обучающихся/воспитанников

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап занятия: Организационный,

 Цель этапа: подготовка обучающихся к работе на занятии. Быстрое включение в деловой ритм, организация внимания всех студентов-2 мин

  • Привествует обучаемых.
  • Фиксирует отсутствущих в журнале.
  • Проверяет готовность к учебному занятию.

Произносит приветствие: (Приложение 2)

Задаёт вопрос:

-  Какие вопросы мы рассматривали на последних занятиях?

- На сегодняшнем занятии мы продолжим изучение главы «Законы постоянного тока», но сначала повторим основные определения, формулы.

Погружаются  в учебную ситуацию:

-готовятся выполнять учебные задания;

-стремятся к самостоятельной деятельности;

- стремятся  повысить свой личный образовательный уровень.

Отвечают на вопрос:

- Электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, соединения проводников.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Давать определение понятиям, обобщать понятия.

Приветствуют и слушают преподавателя, готовятся к сотрудничеству с преподавателем и соучениками.

Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

2 этап занятия: Актуализация опорных знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить  типичные недостатки в знаниях и их причины; устранить  в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, их коррекция. Использование фронтальной беседы -10 мин.

Преподаватель организует актуализацию знаний по теме «Постоянный электрический ток. Соединение проводников».

Преподаватель задаёт вопросы  (Приложение 3)

6 студентов выполняют тест на компьютерах «Постоянный электрический ток. Соединение проводников» по вариантам (за тест оценка выставляется автоматически), остальные студенты слушают преподавателя и отвечают на вопросы фронтально. Один студент выходит к доске и записывает формулы. Актуализируют знания по ранее изученному материалу.

Давать определение понятиям «электрический ток», «сила тока»,        «напряжение», «сопротивление»

Давать формулы силы тока, напряжения, сопротивления.

Обобщать понятия.

Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливать межпредметные связи. Использовать знаково-символические средства.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Взаимодействуют с преподавателем  и друг с другом во фронтальном режиме.

Воспринимать на слух вопросы преподавателя и ответы обучающихся.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Контролируют свою деятельность.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

3 этап занятия: Постановка темы и цели занятия.

Цель этапа: Организация и направление к цели познавательной деятельности  студентов - 3 мин.

Преподаватель подводит студентов  к формулировке темы занятия. Предлагает

разгадать  ребусы.

(Слайды 3,4,5) Это ключевые слова темы нашего занятия.

Предлагает послушать

стихотворение и ответить о чем идет речь: (Слайд 6)(приложение 4)

Предлагает сформулировать тему занятия. (Слайд 7).Предагает ответить на вопрос:

- Как вы думаете какие задачи мы сможем сегодня решить?

 (Слайд 8)

Узнать…

Научиться…

Разгадывают ребусы (Работа, мощность, ток).

Слушают стихотворение и отвечают на вопрос (Закон Джоуля - Ленца).

Формулируют тему занятия (Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца).

, выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении, анализируют.

Давать определение понятиям, обобщать понятия; строить логические рассуждения, делать выводы. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах.

Студенты слушают преподавателя.

Слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем  и с одногруппниками.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Контролируют свою деятельность.

Формирование умений целеполагания.

Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

4 этап занятия: Первичное усвоение новых знаний.

Цель этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте

 изучения. Активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий -40 мин.

Организует изучение нового материала.

На основании опорных знаний предлагает вывести формулу работы электрического тока, записать определение.

Записывает на доске единицы измерения работы электрического  тока на доске.

Предлагает,  используя закон Ома для участка цепи, вывести ещё две формулы работы электрического тока.

Предлагает ответить на вопрос: Какие действия электрического тока вы знаете? 

Вводит понятие теплового действия электрического тока, записывает на доске математическое выражение закона Джоуля – Ленца, предлагает дать словесную формулировку закона Джоуля –Ленца. Предлагает вспомнить из курса механики, что такое мощность.

Предлагает используя закон Ома получите 2 эквивалентные формулы для мощности электрического тока.

Предлагает ответить на вопросы:

- Сколько приборов необходимо чтобы вычислить работу тока?

-Их может заменить один прибор - электрический счетчик, который есть во всех квартирах. По счётчику ваши родители оплачивают работу тока.

-Сколько приборов необходимо, чтобы вычислить мощность тока?

-Мощность тока измеряют ваттметром. На практике для различных электронагревательных приборов мощность указывается в паспортах или на самих приборах.

Находят связь между новыми

и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала. Самостоятельно выводят формулу работы электрического тока, записывают определение один у доски, остальные в тетрадях. Выводят ещё две формулы для работы эл. тока. Осмысливают сущность новых понятий.

Отвечают на вопрос (тепловое, химическое, магнитное). Делают необходимые записи в тетрадях. Выдвигают свои формулировки закона Джоуля –Ленца.

Вспоминают, что такое мощность.

Используя закон Ома выводят самостоятельно формулы мощности электрического тока.

Отвечают на вопросы преподавателя.

(Амперметр, вольтметр, часы.)

(вольтметр и амперметр)

Структурирование знаний, сравнение, классификация.

Строить  логические рассуждения; сопоставлять результаты;

 устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

Понимать, обобщать и интерпретировать информацию. Использовать знаково – символические средства.

Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем  и

 одногруппниками. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Контролируют свою деятельность.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения. Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

5 этап занятия: Физкультминутка – 1 мин.

Предлагает немного отдохнуть.  

Если преподаватель называет физическую величину, студенты поднимают руки и тянутся вверх.  Если преподаватель  называет единицу измерения, то студенты делают махи руками перед грудью. Потом 1 ряд старается показать последовательное соединение проводников (проводники – студенты, соединительные провода – руки), 2 ряд  – параллельное соединение, а 3 ряд  – смешанное.

Выполняют упражнения.

Понимать, обобщать и интерпретировать информацию.

Сотрудничают   с преподавателем  и

 одногруппниками.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

6 этап занятия: Первичная проверка понимания.

Цель этапа: Установление правильности и осознанности усвоения нового ученого материала, выявление пробелов и неверных представлений

 и их коррекция.Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся 5 мин.

На основании материала уроков предлагает заполнить таблицу (Слайд  9) (Приложение 5)

Предлагает проверить правильность заполнения (Слайд 10).

Заполняют таблицу в тетрадях  и проверяют правильность заполнения на слайде. Один студент отвечает.

Понимать и интерпретировать информацию, представленную в таблице.

Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Использовать знаково – символические средства.

Участвуют в коллективном обсуждении; обсуждение результатов и формулировка вывода.

Осознанно строить речевое высказывание.

Слушать собеседника.

Адекватно использовать устную и письменную речь.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Сознательно организовывают и регулируют  свою деятельность. Самоконтроль.

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения. Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

7 этап занятия: Первичное закрепление.

Цель этапа: Выяснить, насколько правильно обучающиеся поняли новый материал, выявить ошибки в его понимании и их исправление.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации – 10 мин.

Преподаватель организует решение задач в группах. Вся группа делится на 4 подгруппы. Раздаёт группам задачи.

 (Приложение 6). Организует проверку выполненных заданий.

Решают задачи в группе и обсуждают принцип решения задачи. Если возникают затруднения – поднимают руку.

Понимать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках и схемах; использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач. Выбирать наиболее эффективный способ  решения задач в конкретных ситуациях.

Сотрудничают с преподавателем и одногруппниками.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. 

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Организуют и контролируют свою деятельность.

Умение организовать свою учебно-познавательную деятельность, планировать, осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

8 этап занятия: Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция – 12 мин.

Индивидуальная работа и работа в парах. Метод – тестовый взаимоконтроль.

Тестирование  по вариантам.

(Приложение 7)

Преподаватель организует деятельность студентов по тестированию.

Выполняют тест индивидуально, осуществляют взаимопроверку теста в парах  по слайдам 11, 12.

Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Использовать знаково-символические средства.

Сотрудничают с соседом по парте.

Адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь.

Ставят учебно-познавательную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, с еще нераскрытыми данными, оценивают достигнутый результат.

Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

9 этап занятия: Домашнее задание.

Цель этапа: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей – 2 мин.

Предоставляет студентам

(слайд 13)

- информацию о домашнем задании:

1. проработать конспект

2. Упр. № 803, № 809 (А. П. Рымкевич. Сборник задач по физике)

Записывают домашнее задание в тетрадях.

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации, освоение приемов и способов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

Слушают и задают уточняющие вопросы по выполнению задания самоподготовки, выясняют степень реализации задания.

Умение выслушивать собеседника, понимать и принимать информацию.

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой и самостоятельно определяют степень реализации выполнения заданий.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

10 этап занятия: Подведение итогов урока (рефлексия)

Цель этапа:  Оценка работы группы и отдельных студентов. Осознание студентами своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности – 5 мин.

Преподаватель подводит итоги работы группы и отдельных студентов. Отмечает наиболее активных обучающихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Студентам предлагает дописать

предложения, выбирая начало фразы из предложенных на  карточках. (Приложение 8)

Студенты осознают цель учения, его необходимость, делают выводы на основе проделанной работы, дописывают фразы на карточках.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию.

Формулируют свои мысли, аргументируют свою точку зрения.

Уметь с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оценивают свою деятельность, достигнутый результат. Анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности.

Осознавать практическую и личностную значимости результатов каждого этапа занятия, анализировать деятельность на занятии, оценивать личностный вклад в достижении задач занятия.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Дополнительная информация

Каким образом данный урок/ занятия будет содействовать реализации  ФГОС?

Различные  методы обучения,  применяемые на занятии  обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по дисциплине «Физика», развитию их общих компетенций, потребности в позитивном преобразовании собственного познавательного опыта. В ходе занятия с успехом реализовывается компетентностный подход в образовании, направленный на формирование УУД, а также  общих компетенций обучающихся: ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7. Эффективность процесса и результатов обучения, направленного на формирование общих  компетенций, в полной мере отвечает принципам ФГОС СПО.

Ресурсы, оборудование и материалы

ТСО: компьютеры, интерактивная доска, проектор.

Дидактический материал: задачи (Приложение 6), тесты (приложение 7), карточки рефлексии (Приложение 8).

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. - М., 2012.
  2. Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика. Учебник для ССУЗ. Москва «Наука», 2009
  3. Зорин Н.И. Тесты, зачёты, обобщающие уроки: 10 класс. - М.: ВАКО, 2009
  4. Касьянов В. А.  Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2013г.
  5. Кирик Л. А. Физика-10 кл.: Разноуровневые  самостоятельные и контрольные работы.– М.: Илекса, 2009 г
  6. Меркулова С.С., Прокофьева С.П. Тесты по физике: 10 класс.- М.: «Экзамен», 2003
  7. Рымкевич А. П. Физика. Задачник.10-11 кл..: Пособие для общеобразовательных учеб.заведений. – М., 2012.
  8. Чижова Т.А. Физика для технических колледжей. Учебное пособие. Ростов-на-Дону «Феникс», 2001 г.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Дидактическое обеспечение урока/ занятия   ССЫЛКИ

Учебно-наглядный материал: доступ к папке https://yadi.sk/d/dkVJkPgIpAfyE

-презентация выполненная в программе Microsoft  Power Point 2007;

-интерактивный тест «Постоянный электрический ток. Соединение проводников», выполненный в программе Microsoft Excel 2007.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Современные образовательные технологии с применением ИКТ;

технологии индивидуализации обучения, здоровьесберегающие технологии (физкультминутка).

Методы: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Дополнительная необходимая информация

Приложение 1

Формируемые компетенции

Изучение данной учебной дисциплины предполагает освоение следующих общих компетенций (из ФГОС СПО):

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.  Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной

          деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Приложение 2

-Здравствуйте ребята.

Я рада приветствовать вас на занятии физики.

 (Слайд 1).

«То, что запомнил, – уйдёт, то, что понял, – останется». Эту пословицу я выбрала эпиграфом урока не случайно, ведь каждый из вас на урок приходит за знаниями, но каждый воспринимает материал по-своему. Я хотела бы, чтобы сегодня на уроке каждый из вас постарался понять

материал и к концу урока проанализировал бы материал с помощью таких фраз:

Я понял, что...

Я запомнил, что...

Мне стало понятно, когда ...

Я теперь могу...

Я знаю, что...

Я научился ...

Урок для меня показался …

Эти слова (фразы) перед вами на карточках (Приложение 8).

Приложение 3

-Что такое электрический ток?

(Электрический ток - упорядоченное движение заряженных частиц)

-Какие условия необходимы для существования электрического тока в проводнике? 
(Наличие свободных носителей зарядов и разности потенциалов на концах проводника или существования внутри проводника электрического поля)

 - Что такое сила тока, что принимают за единицу силы тока? (Сила тока I – скалярная физическая величина, равная отношению заряда Δq, переносимого через поперечное сечение проводника (рис.) за интервал времени Δt, к этому интервалу времени:  C:\Program Files\Physicon\Open Physics 2.6. Part 2\content\javagifs\63230164559413-3.gif Единица измерения силы тока Ампер)

-Что такое электрическое напряжение,  по какой формуле находится напряжение? (Величина,  равная отношению работы, совершаемой электрическим полем по перемещению заряда, к модулю перемещаемого заряда, называется напряжением на данном участке цепи. U= A/q)

- Сформулируйте закон Ома для участка цепи. ( Сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению проводника  I=U/R)

-От каких величин зависит сопротивление проводника? (От длины проводника, площади поперечного сечения проводника, рода материалаhttp://festival.1september.ru/articles/656432/img1.gif)

Приложение 4

Спираль нагрелась докрасна,
Хоть и горела недолго она.
Руку подставив, тепло ощущает,
Спросишь: «Какое количество тепла спираль выделяет?»
Найти тебе ответ труда не составляет,
Из какого он закона вытекает?

Приложение 5

Заполните таблицу

Физическая величина

Обозначение

Единица измерения

Формула

Сила тока

Напряжение

Сопротивление

Закон Ома

Работа тока

Мощность

Количество теплоты

Приложение 6

Задачи 1 группе:

  1. Вычислите силу тока в обмотке электрического утюга, если известно, что при включении в розетку с напряжением 127 В он потребляет мощность 310 Вт.

(Ответ: 2,4 А)

  1. В спирали электроплитки, включенной в розетку с напряжением 220 В, при силе тока 3,5 А выделилось 690 к Дж теплоты. Сколько времени была включена в сеть плитка?

(Ответ: 15 мин)

  1. В кипятильнике ёмкостью 5 л с КПД 70 % вода нагревается от 10 до 1000С за 20 мин. Какой силы ток проходит по обмотке нагревателя, если напряжение равно 220 В?

(Ответ: 10 А)

Задачи 2 группе

  1. Мощность, потребляемая из сети электрокамином, равна 0,98 кВт, а сила тока в его цепи 7,7 А. Определите величину напряжения на зажимах электрокамина.

(Ответ: 127 В)

  1. Чему равно время прохождения тока силой 5 А по нагревательному элементу электроводонагревателя, если при напряжении на его концах 120 В в проводнике выделяется количество теплоты, равное 540 кДж? (Ответ: 900 с)
  2. Определить мощность, потребляемую электрическим чайником, если в нем за 40 минут нагревается 3л воды от 20 до 1000С при КПД=60%. (Ответ: 700 Вт)

Задачи 3 группе

  1. Определите мощность тока в электрической лампе, включенной в сеть напряжением 220 В, если известно, что сопротивление нити накала лампы 484 Ом. (Ответ: 8 А)
  2. Определите количество теплоты, выделяемое в проводнике током за 1,5 мин, если сила тока в цепи равна 5 А, а напряжение на концах проводника 200 В.

(Ответ: 90 кДж)

  1. Два проводника сопротивлением 10 Ом и 23 Ом включены в сеть напряжением 100 В. Какое количество теплоты выделится за 1 с в каждом проводнике, если их соединить параллельно? (Ответ: 1 кДж, 435 Дж)

Задачи 4 группе

  1. Какова сила тока в лампе велосипедного фонаря, если при напряжении 4 В в ней за 1 с расходуется 0,8 Дж электроэнергии? (Ответ: 0,2 А)
  2. Сколько теплоты выделится за 1 ч в реостате, сопротивление которого 100 Ом, при силе тока в цепи 2 А? (Ответ: 1,44 МДж)
  3. Какую работу  совершает двигатель полотёра за 30 мин, если он потребляет в цепи с напряжением 220 В ток силой 1,25 А, а его КПД равен 80 %? (Ответ:396 кДж)

Приложение  7

Тестирование

Вариант 1

  1. Какая физическая величина равна произведению силы тока, напряжения и времени.

А. Мощность                 Б. Работа                      В. Количество теплоты

  1. Найдите работу, совершённую силами электрического поля при прохождении зарядом 6 мкКл разности потенциалов 220 В.

А. 1,32 мДж                  Б. 2,64 мДж                  В. 0,66 мДж

  1. Определите количество теплоты, выделяемое в проводнике за 2 минуты. Сопротивление проводника равно 10 Ом при силе тока 5 А.

А. 30 кДж                      Б. 60 кДж                    В. 40 кДж

  1. Два резистора, имеющие сопротивления 3 Ом и 6 Ом, включены параллельно в цепь постоянного тока. Чему равно отношение мощностей электрического тока в этих резисторах?

А. 1:1                           Б. 1:2                           В. 2:1

  1. Три резистора, имеющие сопротивления 3 Ом, 6 Ом и 9 Ом, включены последовательно в цепь постоянного тока. Каково отношение количества теплоты, выделяющегося на этих резисторах за одинаковое время?

А. 1:1:1                        Б. 1:2:3                         В. 3:2:1

  1. Две лампочки, имеющие номинальные мощности 50 Вт и 100 Вт, включены последовательно в цепь с напряжением 220 В. На какой из лампочек будет выделяться большее количество теплоты?

А. На первой

Б. На второй

В. Выделится одинаковое количество теплоты

Тестирование

Вариант 2

  1. Какая физическая величина определяется отношением работы электрического тока ко времени.

А. Количество теплоты               Б. Мощность             В. Напряжение

  1. Какова работа, совершённая силами электрического поля при прохождении зарядом 4 мкКл разности потенциалов 120 В?

А. 0,96 мДж                    Б. 0,48 мДж               В. 0, 24 мДж

  1. Какое количество теплоты выделяется за 3 мин в проводнике, имеющем сопротивление 20 Ом, при прохождении по нему тока силой 2 А?

А. 14,4 кДж                     Б. 28,8 кДж                 В. 20 кДж

  1. Два резистора, имеющие сопротивления 3 Ом и 6 Ом, включены параллельно в цепь постоянного тока. Чему равно отношение количества теплоты, выделившегося на   этих резисторах за одинаковое время?

А. 1:1                           Б. 1:2                           В. 2:1

  1. Три резистора, имеющие сопротивления 3 Ом, 6 Ом и 9 Ом, включены последовательно в цепь постоянного тока. Каково отношение мощностей электрического тока  на этих резисторах?

А. 1:1:1                        Б. 1:2:3                         В. 3:2:1

  1. Две лампочки, имеющие номинальные мощности 100 Вт и 25 Вт, включены последовательно в цепь с напряжением 220 В. На какой из лампочек будет выделяться большее количество теплоты?

А. На первой

Б. На второй

В. Выделится одинаковое количество теплоты

Приложение 8

Рефлексия

Фамилия _____________________

Имя      _______________________

Я понял, что...___________________________________________________________________

Я запомнил, что...________________________________________________________________

Мне стало понятно, когда ...______________________________________________________

Я теперь могу...__________________________________________________________________

Я знаю, что...____________________________________________________________________

Я научился ...___________________________________________________________________

Урок для меня показался …______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля–Ленца

Урок физики в 8-м классе по теме"Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля–Ленца"В архиве находится разработка урока +презентация по теме...

Разработка урока: Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания.

Урок физики в 8 классе с использованием электронных образовательных ресурсов....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РАБОТА, МОЩНОСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА. ЗАКОН ДЖОУЛЯ – ЛЕНЦА. ОУД.07 ФИЗИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА   УРОКА «РАБОТА, МОЩНОСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА. ЗАКОН ДЖОУЛЯ – ЛЕНЦА. ОУД.07 ФИЗИКА...

Технологическая карта урока физики по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца»

Технологическая карта урока физики по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца»...

“Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор”

Проверочная работа по физике для 8-го класса по теме "Работа и мощность электрического тока. Закон  Джоуля-Ленца. Конденсатор"...

Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца.

Презентация по теме "Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца."...