Построение изображений в линзах
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Кузьминых Ирина Геннадьевна

 

Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postroenie.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Построение

изображений в линзах

исследовательская деятельность

Структура урока Слайд №2

  • Цели урока
  • Начало урока
  • Изучение нового материала
  • Постановка проблемы
  • Исследовательская работа
  • Применение линз на практике
  • Закрепление изученного материала
  • Рефлексия

Цели урока: Слайд № 3

Образовательные: Вызвать объективную необходимость изучения нового материала;  способствовать овладению знаниями по теме «Линзы».

Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.

Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных  умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

  Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию  дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Начало урока Слайд № 4

  • Каждый день мы сталкиваемся с  явлениями отражения и преломления света. Обратите внимание хотя бы на такие примеры: зеркало, глаз, фотоаппарат, телескоп, подзорная труба, бинокль, перископ и т.д. Скажите, в большинстве перечисленных приборов, что является основной частью?
  • А что нам дает линза?
  • А как вы думаете, имеет ли при получении изображения значение форма линзы и ее положение в том или ином физическом приборе? На практике, я думаю, вы не раз пробовали смотреть сквозь линзу, например, очков. Одинаковое ли изображение мы получаем, наблюдая сквозь нее за окружающими предметами? Сможете ли вы изготовить телескоп, если вам дадут набор линз? Почему?

У вас на столах линзы, потрогайте их, посмотрите через них, сегодня на уроке мы с вами будем изучать их.

Линзы. Два вида линз Слайд № 5

Определения Слайд № 6

  • Линзой называется прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.
  • Собирающими линзами называются выпуклые стеклянные линзы, находящиеся в воздухе, преобразующие параллельный пучок световых лучей в сходящийся.
  • Рассеивающими линзами называются вогнутые стеклянные линзы, находящиеся в воздухе, преобразующие параллельный пучок света в расходящийся.

Опыт №1. Распространение света, распространение света через собирающую и рассеивающую линзы. Что вы заметили в изменении хода лучей?

  • Главным фокусом линзы называют точку F, в которой пересекаются после преломления в линзе либо сами световые лучи, когда линза собирающая, либо их продолжения в обратную сторону, когда линза рассеивающая.

Опыт №2. Определение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линзы.

Опыт № 3. Ход лучей в собирающих линзах с разными фокусами.

Фокусное расстояние линзы зависит от степени кривизны ее поверхностей. Линза с более выпуклыми поверхностями преломляет лучи сильнее, чем линза с менее выпуклыми поверхностями, и поэтому обладает меньшим фокусным расстоянием.

Физическая величина, обратная фокусному расстоянию линзы, обозначается буквой D и называется оптической силой линзы:

D=1\F. Запишем  формулу в тетрадь. На странице учебника № 91 найдите, как по знаку отличаются фокусное расстояние и оптическая сила в собирающей и рассеивающей линзах?

Что означает выражение обратно пропорциональна? Как эта зависимость будет выглядеть на графике? Вспомним курс математики. Определим единицу измерения оптической силы линзы.1 диоптрий.

Проблема Слайд № 7

  • как зависит получаемое изображение от расположения исходного предмета относительно линзы.

Объяснение через презентацию. Слайд № 8

     Проведем эксперимент по изучению хода лучей через собирающую линзу, а затем исследуем, как зависит изображение предмета от расположения относительно собирающей линзы. У вас на столах таблица № 1. в течение работы ее надо заполнить. На столах также кружок, характеризующий верный ответ, и треугольник, в случае неверного ответа.

Исследовательская работа №1 Слайд № 9

Начертите схему для случая, когда предмет находится на оптической оси  собирающей линзы между линзой и фокусом. Оформление на доске, в тетради, объяснение, показ слайда № 10  Заполняем таблицу.

Следующая часть работы выполняется самостоятельно, по вариантам.

Исследовательская работа № 2 Вариант 1. Слайд №  11

Начертите схему для случая, когда предмет находится на оптической оси  собирающей линзы между  фокусом и двойным фокусом, заполните таблицу.

Исследовательская работа № 3 Вариант 2. Слайд № 11

Начертите схему для случая, когда предмет находится на оптической оси  собирающей линзы за двойным фокусом, заполните таблицу.

Проверим построение по слайдам № 12-15

Если у вас правильное построение, то поднимите кружок, если нет, то треугольник. Заполняем таблицу. Слайд № 16

Объяснение через презентацию. Слайд № 17

      Проведем эксперимент по изучению хода лучей через собирающую линзу, а затем исследуем, как зависит изображение предмета от расположения относительно собирающей линзы. У вас на столах таблица № 2. в течение работы ее надо заполнить. На столах также кружок, характеризующий верный ответ, и треугольник, в случае неверного ответа.

Исследовательская работа № 4 Слайд № 18

Начертите схему для случая, когда предмет находится на оптической оси  рассеивающей линзы между линзой и фокусом. Слайд № 19

Исследовательская работа № 5 Вариант 1. Слайд № 20

Начертите схему для случая, когда предмет находится на оптической оси  рассеивающей линзы между фокусом и двойным фокусом.

Исследовательская работа № 6 Вариант 2 Слайд № 20

Начертите схему для случая, когда предмет находится на оптической оси  рассеивающей линзы за двойным фокусом.

    Обменяйтесь тетрадями, и проверти построение друг у друга. Проверим построение по слайдам № 21-24

Если  правильное построение, то поднимите кружок, если нет, то треугольник. Заполняем таблицу. Слайд № 25

Закрепление изученного материала  Слайд № 26-28

Продолжите фразу

  1. Выпуклые линзы являются...(собирающими Г)
  2. Вогнутые линзы являются...(рассеивающими В)
  3. Единицей измерения оптической силы является...(дптр Б)
  4. Единицей измерения фокусного расстояния является...(м А)
  5. Луч света, проходящий через центр оптической оси...(не меняет направления А)
  6. Рассеивающая линза при всех положениях предмета дает...(мнимое, уменьшенное, прямое В)
  7. Собирающая линза, если предмет находится между фокусом и двойным фокусом дает...(действительное, увеличенное, обратное Б)
  8. Величину обратную оптической силе линзы называют...(фокусом линзы Г)

Поднимите руки у кого «5» , «4» и «3».

Применение линз на практике: фотоаппарат, фотоувеличитель, микроскоп, лупы, очки и т. д. Слайд № 29

Рефлексия Слайд № 30

В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. Выбери  жетон определённого цвета, согласно своему впечатлению об уроке.

Домашнее задание. Слайд № 31-32

Параграф 34,35.

Условия на обратной стороне таблиц.

Задание 1. Вариант №1.Постройте в собирающей линзе изображение вектора, находящегося между фокусом и двойным фокусом.

Задание 2. Вариант №2. Постройте в рассеивающей линзе изображение вектора, находящегося за двойным фокусом.

Задание 3. Повышенной сложности, для желающих. Постройте в собирающей линзе изображение треугольника, находящегося между линзой и фокусом.

 Спасибо за внимание. Слайд № 33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы

Материал содержит поурочный план, ЦОР, ОК, тесты...

Урок физики в 8 классе "Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения даваемые линзой"

ФИО (полностью): Беденко Сергей Владимирович  Место работы:  МОУ «Харьковская СОШ» Ровеньского района Белгородской  области  Должность:  учитель...

План-конспект цикла уроков. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.

План-конспект уроков. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Карты заданий к каждой теме....

Линза. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы

Начало урока – это залог всего урока. «Всякое познание начинается с удивления» - говорил Аристотель. Увидев   на столах  смайлики и зерно чечевицы,  обучающиеся в...

Линзы. Построение в линзах. Формула тонкой линзы.

Сформировать представление о линзах, научить определять тип линз, строить изображения, которые дают линзы, определять оптическую силу линзы....