Построение изображений в линзах
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Построение
изображений в линзах
исследовательская деятельность
Структура урока Слайд №2
- Цели урока
- Начало урока
- Изучение нового материала
- Постановка проблемы
- Исследовательская работа
- Применение линз на практике
- Закрепление изученного материала
- Рефлексия
Цели урока: Слайд № 3
Образовательные: Вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Линзы».
Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.
Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Начало урока Слайд № 4
- Каждый день мы сталкиваемся с явлениями отражения и преломления света. Обратите внимание хотя бы на такие примеры: зеркало, глаз, фотоаппарат, телескоп, подзорная труба, бинокль, перископ и т.д. Скажите, в большинстве перечисленных приборов, что является основной частью?
- А что нам дает линза?
- А как вы думаете, имеет ли при получении изображения значение форма линзы и ее положение в том или ином физическом приборе? На практике, я думаю, вы не раз пробовали смотреть сквозь линзу, например, очков. Одинаковое ли изображение мы получаем, наблюдая сквозь нее за окружающими предметами? Сможете ли вы изготовить телескоп, если вам дадут набор линз? Почему?
У вас на столах линзы, потрогайте их, посмотрите через них, сегодня на уроке мы с вами будем изучать их.
Линзы. Два вида линз Слайд № 5
Определения Слайд № 6
- Линзой называется прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.
- Собирающими линзами называются выпуклые стеклянные линзы, находящиеся в воздухе, преобразующие параллельный пучок световых лучей в сходящийся.
- Рассеивающими линзами называются вогнутые стеклянные линзы, находящиеся в воздухе, преобразующие параллельный пучок света в расходящийся.
Опыт №1. Распространение света, распространение света через собирающую и рассеивающую линзы. Что вы заметили в изменении хода лучей?
- Главным фокусом линзы называют точку F, в которой пересекаются после преломления в линзе либо сами световые лучи, когда линза собирающая, либо их продолжения в обратную сторону, когда линза рассеивающая.
Опыт №2. Определение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линзы.
Опыт № 3. Ход лучей в собирающих линзах с разными фокусами.
Фокусное расстояние линзы зависит от степени кривизны ее поверхностей. Линза с более выпуклыми поверхностями преломляет лучи сильнее, чем линза с менее выпуклыми поверхностями, и поэтому обладает меньшим фокусным расстоянием.
Физическая величина, обратная фокусному расстоянию линзы, обозначается буквой D и называется оптической силой линзы:
D=1\F. Запишем формулу в тетрадь. На странице учебника № 91 найдите, как по знаку отличаются фокусное расстояние и оптическая сила в собирающей и рассеивающей линзах?
Что означает выражение обратно пропорциональна? Как эта зависимость будет выглядеть на графике? Вспомним курс математики. Определим единицу измерения оптической силы линзы.1 диоптрий.
Проблема Слайд № 7
- как зависит получаемое изображение от расположения исходного предмета относительно линзы.
Объяснение через презентацию. Слайд № 8
Проведем эксперимент по изучению хода лучей через собирающую линзу, а затем исследуем, как зависит изображение предмета от расположения относительно собирающей линзы. У вас на столах таблица № 1. в течение работы ее надо заполнить. На столах также кружок, характеризующий верный ответ, и треугольник, в случае неверного ответа.
Исследовательская работа №1 Слайд № 9
Начертите схему для случая, когда предмет находится на оптической оси собирающей линзы между линзой и фокусом. Оформление на доске, в тетради, объяснение, показ слайда № 10 Заполняем таблицу.
Следующая часть работы выполняется самостоятельно, по вариантам.
Исследовательская работа № 2 Вариант 1. Слайд № 11
Начертите схему для случая, когда предмет находится на оптической оси собирающей линзы между фокусом и двойным фокусом, заполните таблицу.
Исследовательская работа № 3 Вариант 2. Слайд № 11
Начертите схему для случая, когда предмет находится на оптической оси собирающей линзы за двойным фокусом, заполните таблицу.
Проверим построение по слайдам № 12-15
Если у вас правильное построение, то поднимите кружок, если нет, то треугольник. Заполняем таблицу. Слайд № 16
Объяснение через презентацию. Слайд № 17
Проведем эксперимент по изучению хода лучей через собирающую линзу, а затем исследуем, как зависит изображение предмета от расположения относительно собирающей линзы. У вас на столах таблица № 2. в течение работы ее надо заполнить. На столах также кружок, характеризующий верный ответ, и треугольник, в случае неверного ответа.
Исследовательская работа № 4 Слайд № 18
Начертите схему для случая, когда предмет находится на оптической оси рассеивающей линзы между линзой и фокусом. Слайд № 19
Исследовательская работа № 5 Вариант 1. Слайд № 20
Начертите схему для случая, когда предмет находится на оптической оси рассеивающей линзы между фокусом и двойным фокусом.
Исследовательская работа № 6 Вариант 2 Слайд № 20
Начертите схему для случая, когда предмет находится на оптической оси рассеивающей линзы за двойным фокусом.
Обменяйтесь тетрадями, и проверти построение друг у друга. Проверим построение по слайдам № 21-24
Если правильное построение, то поднимите кружок, если нет, то треугольник. Заполняем таблицу. Слайд № 25
Закрепление изученного материала Слайд № 26-28
Продолжите фразу
- Выпуклые линзы являются...(собирающими Г)
- Вогнутые линзы являются...(рассеивающими В)
- Единицей измерения оптической силы является...(дптр Б)
- Единицей измерения фокусного расстояния является...(м А)
- Луч света, проходящий через центр оптической оси...(не меняет направления А)
- Рассеивающая линза при всех положениях предмета дает...(мнимое, уменьшенное, прямое В)
- Собирающая линза, если предмет находится между фокусом и двойным фокусом дает...(действительное, увеличенное, обратное Б)
- Величину обратную оптической силе линзы называют...(фокусом линзы Г)
Поднимите руки у кого «5» , «4» и «3».
Применение линз на практике: фотоаппарат, фотоувеличитель, микроскоп, лупы, очки и т. д. Слайд № 29
Рефлексия Слайд № 30
В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. Выбери жетон определённого цвета, согласно своему впечатлению об уроке.
Домашнее задание. Слайд № 31-32
Параграф 34,35.
Условия на обратной стороне таблиц.
Задание 1. Вариант №1.Постройте в собирающей линзе изображение вектора, находящегося между фокусом и двойным фокусом.
Задание 2. Вариант №2. Постройте в рассеивающей линзе изображение вектора, находящегося за двойным фокусом.
Задание 3. Повышенной сложности, для желающих. Постройте в собирающей линзе изображение треугольника, находящегося между линзой и фокусом.
Спасибо за внимание. Слайд № 33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы
Материал содержит поурочный план, ЦОР, ОК, тесты...
Урок физики в 8 классе "Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения даваемые линзой"
ФИО (полностью): Беденко Сергей Владимирович Место работы: МОУ «Харьковская СОШ» Ровеньского района Белгородской области Должность: учитель...
План-конспект цикла уроков. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.
План-конспект уроков. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Карты заданий к каждой теме....
конспект урока: «Линзы. Фокусное расстояние линз. Оптическая сила линз. Формула тонкой линзы»
изучить линзы в 8 классе...
Линза. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы
Начало урока – это залог всего урока. «Всякое познание начинается с удивления» - говорил Аристотель. Увидев на столах смайлики и зерно чечевицы, обучающиеся в...
Линзы. Построение в линзах. Формула тонкой линзы.
Сформировать представление о линзах, научить определять тип линз, строить изображения, которые дают линзы, определять оптическую силу линзы....