Открытый урок по физике в 7 классе по теме: «Простые механизмы»
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Кузьминых Ирина Геннадьевна

 

Цели:

научиться применять теоретические знания на практике;

продолжить формирование интереса к проведению экспериментов;

развивать навыки составления рассказа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7urok_prrostye.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по физике в 7 классе по теме: «Простые механизмы»

Учитель: Кузьминых И. Г. , дата: 24.04.2013

Цели:

научиться применять теоретические знания на практике;

продолжить формирование интереса к проведению экспериментов;

развивать навыки составления рассказа.

          1. Организационный момент.

2.  Постановка учебных проблем.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы  продолжим знакомство с удивительным миром физики, а для этого повторим домашнее задание. Вы изучили физические величины: работу и мощность, охарактеризуйте их.    Слайд.

Я  предлагаю продолжить урок с проведения эксперимента.

На демонстрационном столе  собрана установка «Робот» конструктора ЛЕГО. Поднимаем робота на определенную высоту сами и включаем программу и робота поднимает механизм и опускает.  

- А зачем используют в работе роботов? (чтобы выполнить работу, которую сам человек сделать не может)

- А зачем используют подъемный механизм? (для того, чтобы облегчить труд человека)   А когда требуется выполнить работу, а сил человеку не хватает, что он использует? (механизмы). Слайд.

-А какие простые механизмы вы знаете? (рычаг, блок, наклонную плоскость и т. д.)

- Перед нами механизм, который поднял робота и он состоит из простых механизмов, как и любой прибор, и сегодня мы будем изучать, как вы думаете, что? (простые механизмы)

На экране отображается слайд с темой урока «Простые механизмы».

Запишем тему урока. Цель нашего занятия, как вы думаете какая?

Цель: Научится определять простые механизмы. Выяснить принцип  действия и область практического применения. Слайд.

- Давайте еще раз назовем простые механизмы? Запишем их в тетрадь. Слайд.

Простые механизмы: рычаг, блок, ворот, клин, винт, наклонная плоскость.

Зачем их применяют? (для облегчения работы). Как вы думаете, какой простой механизм, какое преимущество дает? (получения выигрыша в силе или расстоянии, меняет направление силы) (Ученики выдвигают гипотезы): Запись гипотез на доске.

Дает выигрыш в силе

Дает выигрыш в расстоянии

Меняет направление силы

3. Изучение нового материала.

Для того чтобы проверить правильность выдвинутых гипотез, я предлагает провести исследование – экспериментальным путем подтвердить или опровергнуть  ваши предположения.

  1. Мы разделили класс  на 5 групп (причем группы должны быть одинакового образовательного уровня). Каждой группе необходимо проверить одну из гипотез, проделав ряд  экспериментов (необходимое оборудование лежит на столах). Повернитесь или пересядьте для работы в  группе. От каждой группы выделятся  «капитан», который расскажет о результате исследования. Время работы 10 минут, если вы выполните задание раньше, то разгадайте кроссворд на листе задания.

Результаты исследований оформляются как лабораторная работа в листе контроля.  (приложение 1). По результатам исследования каждая группа делает вывод и рассказывает классу о проведенном эксперименте.

  1. Группы докладывают о результатах своих экспериментов:

Вывод №1:Приложенная сила зависит от расстояния, рычаг дает выигрыш в силе.
Вывод №2 Приложенная сила зависит от расстояния, наклонная плоскость дает выигрыш в силе.
Вывод №3 Приложенная сила зависит от расстояния, подвижный блок дает выигрыш в силе.
Вывод №4: Ворот, клин, винт – простые механизмы.

Вывод № 5. Мясорубка состоит из простых механизмов.

 - Итак, давайте сделаем  общий вывод: приспособления, служащие для преобразования силы (значения и направления), называется простыми механизмами. Простые механизмы дают выигрыш в силе, расстоянии или меняют направления. Запишем, делается соответствующая запись в тетрадь. Слайд.

           3. Практическое применения закона.

1. Сейчас я вам предлагаю  посмотреть кинофильм. После просмотра у учеников спрашивают.

 - Что представляет собой рычаг? Для чего эго применяют?  Слайд.

Откройте стр. 136 учебника, рисунки 149-151. Назовите точку приложения рычага.  

Физкультминутка. На «да» встать, на «нет» хлопнуть в ладоши.

Вопросы:

1. Сила тяжести направлена вверх? (нет)

2. Рычаг - это твердое тело, имеющее неподвижную ось вращения? (да)

З. Домкрат представляет собой комбинацию винта и ворота.  (да)

4. Мощность – физическая величина, равная произведению силы на перемещение? (нет)

5. Принцип клина используется в таких инструментах и орудиях, как зубило, нож, гвоздь, игла.(да)

Почему ручку располагают у края двери?

4. Закрепление.

    Оответим на вопросы (фронтально).

  1. Как называются приспособления, служащие для преобразования силы? (Механизмы) 
  2. Какие простые механизмы используются в повседневной жизни? Слайд.
  3. Какие простые механизмы применяли в Египте для строительства пирамид?(Клин, блок, наклонная плоскость, рычаг). Слайд.
  4. Какие устройства вы бы применили, если бы необходимо было построить пирамиду сегодня? (Грузоподъемный башенный кран)
    Грузоподъемный башенный кран – основная машина на строительной площадке  – служит для подъема и для перемещения тяжелых грузов. Он представляет собой сочетание простых механизмов.
  5. Какие простые механизмы имеются в  башенном кране? Слайд.
  6. Для какие целей применяется неподвижный и подвижный  блоки? (Позволяет менять направление действия силы, дает выигрыш в силе) 
  7.  Почему ручку располагают у края двери? (Чтобы увеличить плечо силы и этим облегчить открывание двери) Слайд.

- Так как с помощью простых механизмов совершается работа, то мы решим задачу на определение работы? Упражнение 28(3).

5. Итоги урока: Сегодня мы с вами познакомились с простыми механизмами Выяснили, где и для чего они применяются. Давайте вернемся к сложному механизму – роботу. Так из каких простых механизмов состоит робот?

 Домашнее задание: параграф 55, прочитать и ответить на вопросы после параграфа. Рассмотреть домашние инструменты, и определить, из каких простых механизмов они состоят. Слайд.

Урок «Простые механизмы» - 7 класс.

Тип урока – проблемно-поисковый.

Способы оценивания: фронтальный опрос, практическое задание.

Краткое содержание урока.

Методы, применяемые на уроке: беседа, создание проблемной ситуации, выполнение практической  части. Экспериментальная часть, создает проблему, из которой вытекает тема урока.

  1. Учитель по средствам демонстрационного  эксперимента, создаёт проблемную ситуацию.
  2. Учащиеся самостоятельно с помощью напутствующих  вопросов определяют название урока «Простые механизмы»
  3. Учащимся предлагается высказать предположения, что получает человек, если использует простые механизмы. Ученики выдвигают гипотезы, которые фиксируются на доске.
  4. Учитель предлагает провести исследование – экспериментальным путем подтвердить или опровергнуть предположения учащихся.
  5. Класс заранее делится на 5 групп (причем группы должны быть одинакового образовательного уровня). Каждой группе необходимо проверить одну из гипотез, проделав ряд  экспериментов
  6. Результаты исследований оформляются как лабораторная работа в листе контроля.  
  7. Практическое применение закона демонстрируется с помощью видео фильма. Делается вывод
  8. Закрепление происходит по средствам фронтальных вопросов.
  9. Подводится итог урока.

Учебные задачи: 

  • Что знать:
  • Простые механизмы – это приспособления, служащие для преобразования силы.
  • Виды простых механизмов.
  • рычаг – простой механизм, представляющий собой твердое тело, которое может поворачиваться вокруг некоторой точки;
  • блок – простой механизм, представляющий собой колесо, укрепленное в обойме с желобом, по которому пропущена веревка, ни один из концов которой не закреплен на колесе или обойме;
  • блок называется подвижным, если его ось закреплена и при движении веревки не перемещается; блок называется подвижным, если при движении веревки его ось перемещается
  • клин  – треугольный кусок дерева или железа, первоначально созданный чтобы легче было колоть бревна и камни.
  • наклонная плоскость:
  • винт
  • Объяснить назначение механизмов
  • Понятие выигрыша в силе.
  • Что уметь:
  • Уметь находить простые механизмы  в  выданных устройствах.

                                        Мини – викторина

Отличается ли положение цента тяжести у мужчин и женщин?

Мини – ответ

Да, отличается. У большинства женщин центр тяжести расположен в области таза. У мужчин он расположен в верхней части тела. Проверим. Прошу выйти мальчика и девочку. Следуйте моим указаниям.

Упрись в стену большими пальцами ног. Поставь одну ногу вплотную за другой. Переставляя так ноги, отойди от стены на три ступни. Пусть кто –

нибудь поставит табурет между тобой и стеной. Наклонись вперед, направив макушку к стене. Угол между твоими ногами и телом должен составлять примерно 45 градусов.

    Возьми табурет за края, подними его и держи, причем сиденье должно быть под грудью. Держа табурет, попробуй выпрямиться. Если у тебя низкий цент тяжести (женский), вес табурета не помешает тебе выпрямиться. Если же у тебя высокий центр тяжести (мужской), то вес табурета настолько нарушит твое равновесие, что ты не сможешь подняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике 8 класс по теме "Изменение агрегатных состояний"

Повторительно - обощающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества". Форма урока - урок-игра. Основная задача урока: закрепить понятия, связанных с изменением агрегатных состоянийвещества,повторить...

Открытый урок по физике ( 8 класс) по теме "Свет. Источники света".

открытый урок по физике 8 класса "Свет. Источники света"....

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

Открытый урок по математике 5 класс по теме :"Простые и составные числа"

Цель: 1)сформировать  понятия  простого  и  составного  числа,  способность  к  установлению  вида  числа  на  основе определения  и...

Открытый урок-семинар в 10 классе по теме "Простое осложненное предложение"

Технологическая карта урока-семинара. В основе урока проектные работы учащихся, связанные с исследовательской работой с художественными текстами различных стилей речи...

Самоанализ открытого урока по физике 8 класс по теме "Глаз как оптическая система"

Самоанализ урока физики в 8Б классе учителя физики и математики МБОУ “СШ №32 им. С.А. Лавочкина” Нестеровой Екатерины Викторовны 2022г....