РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ – УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ УЧАЩЕГОСЯ
учебно-методическое пособие по физике на тему
Мой опыт преподавания физики показал, что одним из полезных и нужных для учащегося пособий может служить его рабочая тетрадь, которая ведётся с начала изучения физики до выпускных экзаменов следующим образом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konk_razrab.docx | 46.42 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ – УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ УЧАЩЕГОСЯ
Маканова Л.Г. учитель физики
МОУ СШ №21, г. Волгоград
Мой опыт преподавания физики показал, что одним из полезных и нужных для учащегося пособий может служить его рабочая тетрадь, которая ведётся с начала изучения физики до выпускных экзаменов следующим образом.
Учащиеся распределяют страницы в своей тетради по следующим разделам: 1. «Учимся учить физику» 2. «Физический справочник» 3. «Основное содержание» 4. «Предметно-именной указатель»
В первом разделе тетради – «Учимся учить физику» - учащиеся помещают «памятки». Памятки имеют разную тематику: подготовка к уроку, общие правила решения физических задач, правила ответов о физическом явлении, законе, приборе, опыте и т.д. Например памятка «План ответа о физическом явлении» такова:
- Расскажи о признаках явления, об опытах, с помощью которых это явление изучается.
- Назови условия, при которых явление протекает, расскажи о связи его с другими явлениями.
- Объясни причины этого явления.
- Приведи примеры использования рассматриваемого явления на практике.
По мере приобретения знаний и развития умений учащихся памятки дополняются. Так, памятку «Общие правила решения физических задач», которой пользовались в 7 и 8 классах, в 9 классе дополняем алгоритмами решения задач по кинематике, динамике и т.д.
Алгоритм по решению задач на примере «Идеальный газ. Основы молекулярно-кинетической теории»
- Сделать краткую запись условия задачи, выразив все данные величины в СИ.
- Проанализировав условие задачи, выяснить:
- изменяется ли масса газа в заданном процессе;
- Какой из параметров состояния идеального газа не изменяется.
- Если масса газа постоянна и один из параметров не изменяется, то при решении задачи использовать законы идеального газа:
- T=const , закон Бойля-Мариотта: p1V1= p2V2
- V=const , закон Шарля:
- P=const , закон Гей-Люссака:
Если необходимо, то изобразить процессы на диаграмме p, V.
- Если масса газа изменяется, то для каждого состояния записать уравнение Клапейрона-Менделеева и решить полученную систему уравнений, получить расчетные формулы.
- Подставить данные физические величины в расчетную формулу, вычислить значения искомых величин.
- Проанализировать полученные ответы. [ В.Ф. Дмитриева «Готовимся к выпускному экзамену» М.Аквариум.1998 ]
Практика работы показала, что такое целенаправленное применение памяток (алгоритмов) помогает школьникам в выполнении домашних заданий, в выделении главного в изучаемом материале, способствует развитию устной речи учащихся.
Во втором разделе тетради – «Физический справочник» (его можно вести и в отдельной тонкой тетради, которую по мере необходимости перекладывать из одной общей тетради в другую) – учащиеся записывают сведения о каждой изучаемой физической величине: ее название и обозначение, выражение через другие величины, способы и единицу измерения, графическое представление и т.д. Эти сведения оформляются в виде таблицы, которую учащиеся заполняют в течение всей учебы. Фрагмент такой таблицы приведен ниже.
В процессе работы с физическим справочником учащиеся приобретают навыки обобщения и систематизации учебного материала логического его осмысления.
Третий раздел тетради – «Основное содержание» - отражает каждый урок в виде опорного конспекта с указанием изучаемой темы, темы урока, его цели, плана. Если тема раскрывается на нескольких уроках, то мы заранее записываем все основные вопросы, рассмотрением которых будем заниматься в ближайшее время. Такое перспективное планирование позволяет учащимся выделять глазное в изучаемом материале, повышает их интерес к нему.
Основная часть конспекта содержит определения, выводы формул, формулировки законов, краткие описания проводимых на уроках опытов, рисунки установок, приборов, решение экспериментальных, количественных и качественных задач и т.п.
В четвертом разделе тетради- «Предметно-именной указатель» - учащиеся записывают изученные физические термины с указанием номеров страниц тетради, где идет речь о каждом из них. Опыт показывает, что работа с предметно-именным указателем способствует формированию у школьников обще-учебных навыков, выработке у них умений правильно записывать физические термины, обучению вдумчивой работе с текстом учебника и тетради. Она особенно важна в 7-8 классах, где впервые вводятся важнейшие физические понятия, названия приборов, единиц измерения физических величин, т.е. основополагающая терминология физики.
С целью проверки понимания смысла записанных учащимися в «Указатель» терминов использую такие формы контроля, как проведение 2-3-минутного фронтального опроса, осуществляемого в виде игры-соревнования; физического диктанта; группового опроса, проводимого учащимися-консультантами.
Ученики 7-11 классов также систематически работают с предметно-именным указателем. Это необходимо им при повторении материала, решении сложных задач. Использование «Указателя» позволяет школьникам быстро найти в тетради справку по интересующему вопросу в опорных конспектах, «Физическом справочнике».
№ | Название и обозначение физической величины | Основное уравнение | Единицы измерения | Прибор | Графическое изображение | |
Для прямого измерения | для косвенного измерения | |||||
7 | Плотность вещества p | Килограмм на кубический метр(кг/м3) | Ареометр | 1.Рычажные весы, измерительный цилиндр или линейка 2. Динамометр, измерительный цилиндр, линейка. | ||
… | …………. | ………. | ………… | ……..… | ……….. | …………….. |
10 | Вес | Ньютон (Н) | 1.Рычажные весы 2.Диномометр | Линейка, измерительный цилиндр |
Тетради систематически проверяем, корректируем записи и оцениваем.
Список использованной литературы:
1. В.Ф. Дмитриева «Готовимся к выпускному экзамену» М.Аквариум.1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные принципы создания авторской рабочей тетради для слабоуспевающих учащихся.
Эта работа поможет вам самим попробовать создать авторскую рабочую тетрадь для слабоуспевающих учащихся....
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ – УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.03 МАТЕМАТИКА РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ О ЧИСЛЕ
Рабочая тетрадь по математике составлена на основе Башмаков М.И. Математика: учебное издание / Башмаков М.И. - Москва: Академия, 2024. - 288 c., Башмаков М.И. Математика: Задачник: учебное издание / Б...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ – УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.03 МАТЕМАТИКА КОРНИ, СТЕПЕНИ И ЛОГАРИФМЫ
Рабочая тетрадь по математике составлена на основе Башмаков М.И. Математика: учебное издание / Башмаков М.И. - Москва: Академия, 2024. - 288 c., Башмаков М.И. Математика: Задачник: учебное издание / Б...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ – УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.03 МАТЕМАТИКА КОМБИНАТОРИКА
Рабочая тетрадь по математике составлена на основе Башмаков М.И. Математика: учебное издание / Башмаков М.И. - Москва: Академия, 2024. - 288 c., Башмаков М.И. Математика: Задачник: учебное издание / Б...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ – УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.03 МАТЕМАТИКА КООРДИНАТЫ И ВЕКТОРЫ
Рабочая тетрадь по математике составлена на основе Башмаков М.И. Математика: учебное издание / Башмаков М.И. - Москва: Академия, 2024. - 288 c., Башмаков М.И. Математика: Задачник: учебное издание / Б...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ – УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.03 МАТЕМАТИКА ОСНОВЫ ТРИГОНОМЕТРИИ
Рабочая тетрадь по математике составлена на основе Башмаков М.И. Математика: учебное издание / Башмаков М.И. - Москва: Академия, 2024. - 288 c., Башмаков М.И. Математика: Задачник: учебное издание / Б...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ – УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.03 МАТЕМАТИКА ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ
Рабочая тетрадь по математике составлена на основе Башмаков М.И. Математика: учебное издание / Башмаков М.И. - Москва: Академия, 2024. - 288 c., Башмаков М.И. Математика: Задачник: учебное издание / Б...