Колокол. Звуковые волны
методическая разработка по физике (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, расширить представления учащихся о физической картине мира на примере звуковых волн, расширить кругозор учащихся; рассмотреть физический механизм звучания колокола, разобраться, как мелодия звона связана с размерами и формой колокола, местом его размещения в колокольне; продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи; научить самостоятельности мышления, умению выступать перед большой аудиторией; показать, что колокол является объектом, играющим большую роль в жизни человека, что колокол представляет собой ценность в масштабе общечеловеческой культуры; развивать у учащихся активную учебную деятельность, умение сравнивать и анализировать полученные знания; развивать коммуникативные способности, устную речь учащихся; расширять познавательный интерес учащихся; воспитывать чувство прекрасного; воспитывать патриотические и гражданские чувства учащихся через обращение к истории, литературе, музыке, архитектуре и атрибутам древнерусских храмов.
Форма урока Презентация колокола. В процессе групповой работы колокол должен быть показан как объект, играющий большую роль в жизни человека и разных человеческий сообществ, что позволит представить его как ценность в масштабе общечеловеческой культуры.
Предварительная подготовка: подбор материалов для презентации и сценария урока, создание презентации; подбор учеников для помощи в подготовке и проведении урока; ученики заранее в течение I недели занимаются изучением и подборкой материалов из различных источников информации по конкретному вопросу данной темы (дополнительная литература, Интернет-ресурсы). Другая группа учащихся подготавливает вопросы к выступающим по их сообщениям и презентациям.
Колокол. Звуковые волны (Обобщающий урок по теме « Звуковые волны », 9 класс ) Автор: Маканова Л,Г., учитель физики МОУ СШ №21 г , Волгограда
Много лет живёте вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси, Много сможете, наверно, рассказать, Что нельзя забыть, нельзя простить. Д.Белухин «Колокола»
КОЛОКОЛ: «Появился я на Руси в 988 году. Отлили меня из меди и олова, телом стал сплав – звонкая оловянная бронза. Когда форма остыла, меня освободили от формы, подняли на колокольню, и тогда я произвёл свой первый звук. Голос мой поплыл над городом, и люди пришли поздравить меня с рождением. Нарекли меня колоколом, что по латыни – «созыв».
Устройство колокола Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то: точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом. Высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола. Толщиною стен колокола. Правильным подвешиванием колокола. Правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим. Колокол, как и многие инструменты, — антропоморфен. Его части соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней — уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело). Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую. Внутри колокола подвешивался язык — металлический стержень с утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он назывался губой. В колокольных надписях наиболее часто встречается орфография XVII и XIX веков или же современные традиции. Надпись на колоколе выполняется заглавными церковнославянскими буквами без использования знаков препинания. Украшения колоколов можно разделить на несколько видов: - горизонтальные пояски и бороздки - орнаментальные фризы (растительные и геометрические) - выпуклые литьевые или гравированные надписи, возможно их сочетание - рельефное исполнение икон Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.
На рисунке показана схема колокола:
Колокола Руси Первоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала. Била (и кандии) - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками и только в конце X века появились колокола. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем "великий звон". Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы.
Эпохой в истории колокольного дела в России, стала вторая половина XV в., когда в Москву прибыл инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. Также литейным делом в это время занимались венецианцы Павел Дебоше и мастера Петр и Яков. В начале XVI в. уже русские мастера с успехом продолжали начатое дело, превзошедшее во многом, по части литья колоколов, своих учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди. И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров.. При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. Другие известные мастера этого времени, славившиеся тщательной и художественной отделкой колоколов: Игнатий 1542 г., Богдан 1565 г., Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов.
Колокола льют из бронзы. При сплавлении различных металлов строение их изменяется: расстояние между атомами в узлах кристаллической решетки либо уменьшается, либо, наоборот, увеличивается. Считается, что при этом появляются дополнительные силы, скрепляющие атомы в кристалле. Вот почему сплавы обычно бывают более прочными, чем чистые металлы. Мягкая медь, вступив в союз с оловом, превратилась в прочную и одновременно пластичную бронзу. Этот сплав включает в себя 78% красной меди и 22% олова. Медь и олово – мягкие материалы, но в сплаве делаются твёрдыми. Сплав не поддаётся коррозии, на него мало влияет вибрация. Цвет сплава – серовато-опальный, вид – однородный. Мастер старался, чтобы толщина стенок колокола не была одинакова: к ушам – тоньше, к месту удара языком – толще, у самого края – самая тонкая.
Колокола льют в литейной яме. Форма будущего колокола состоит из двух частей: глиняной болванки и верхней части – кожуха из железных прутьев, обмазанных глиной. Болванку и кожух обмазывают жиром, обжигают. Кожух поднимают. Мастер входит под кожух и на внутренней его стороне накладывает надписи, орнаменты. Кожух ставят на место. Пустота между кожухом и глиняной болванкой заливается расплавленной бронзой, нагретой до 1200 градусов. Вся форма при этом засыпается землёй, чтобы её не разорвало. На краях ямы устраиваются плавильные печи. По желобам жидкий металл заливается в форму.
Колокола на Руси были излюбленным музыкальным инструментом. Народ любил колокольный звон, а во время пасхальных празднеств звонить в колокола мог каждый. Русский колокол поражает своим звучанием. Основной тон колокола определяют геометрические размеры «инструмента»; частота звучания пропорциональна толщине колокола и обратно пропорциональна квадрату его диаметра .
Царь - колокол Самый тяжелый колокол, весит 192 тонны, был отлит в Москве в 1735 году.
Первые христианские колокола появились в конце IV – начале V веков. Колокола на Руси появились давно. Но первоначально они несли сигнальную функцию, то есть собирали народ на собрание (вече), оповещали о пожаре, нападении врагов. А с развитием христианства на Руси колокола стали и культурной принадлежностью.
Звуковые волны и источники звука Звуковые волны – упругие волны, вызывающие у человека слуховые ощущения. Тела, порождающие звуки, т.е. источники звука, колеблются. Колебания источника звука вызывают в воздухе волны сжатия и разряжения. Достигнув человеческого уха, звуковые волны заставляют барабанную перепонку колебаться с частотой, равной частоте колебаний источника. Мы знаем что …
Как вы думаете, почему колокол расширяется книзу? Почему яблоко языка массивное? Имеет ли значение тот факт, что удар языка по корпусу колокола приходится на нижнюю его часть? Зависит ли, с вашей точки зрения, звук колокола от его массы? Какое движение совершает сам колокол и его язык, если а) язык качнуть один раз; б) звонарь время от времени будет тянуть привязанную к нему веревку? Почему колокола подвешивают высоко над землей – на колокольнях или в звонницах? Физические вопросы, относящеся к конструкции колокола
Много лет живёте вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси, Много сможете, наверно, рассказать, Что нельзя забыть, нельзя простить. Д.Белухин « Колокола »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Звуковые волны" 10 класс, базовый уровень.
Урок рассчитан на 2 часа и основан на самостоятельной и творческой работе в группах. По итогам урока обучающиеся создают мини- проекты в группах....
9 класс Звуковые волны. тест
Два варианта по семь заданий....
Звуковые волны
Звуковые волны. Тема для учащихся основной школы. рассматриваются виды звуков по частоте, землятрясения, цунами. Показана взаимосвязь физики и биологии. примеры ультразвука и инфразвука в природе....
Презентация по теме "Звуковые волны"
Данная творческая работа в форме презентации выполнена учащими 9 класса Ступниковой Ксенией, Герасимовой Яной и предназначена для учителей,учащихся 9 и 11 классов при изу...
Конспект урока по физике "Звуковые волны"
Обяснение нового материала...
Урок по теме "Звуковые волны" в 9 классе
Урок - устный журнал, построенный с учетом интересов учащихся...
Урок.9кл.Звуковые колебания.Звуковые волны
Рассмотрена физическая основа возникновения звуков, звуковых волн....