Лабораторные работы по физике (для используемого оборудования на ГИА 2016)
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (9 класс) по теме
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ СОГЛАСНО ПЕРЕЧНЯ ОБОРУДОВАНИЯ ГИА ПО ФИЗИКЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornye_raboty_po_fizike_dlya_ispolzuemogo_oborudovaniya_na_gia_2016.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплект №1
Измерение плотности вещества
Используя стакан, воду, измерительный цилиндр, весы, разновес, определите плотность цилиндра № 1или №3. Проделайте необходимые измерения и вычисления и определите плотность вещества. Результаты измерений и вычислений запишите в отчетную таблицу.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2)запишите формулу для расчета плотности твердого тела;
3) запишите результаты измерений и вычислений в отчетную таблицу.
Комплект №2
Измерение выталкивающей силы.
Используя динамометр школьный с пределом измерения 4Н (с=0,1Н), стакан с водой, цилиндр № (1или3) соберите установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы;
3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;
4) запишите численное значение выталкивающей силы.
Комплект №3.
Измерение жесткости пружины.
Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета жесткости пружины;
3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;
4) запишите численное значение жесткости пружины.
Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.
Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента, сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений силы упругости и смещения в виде таблицы;
3) постройте график зависимости силы упругости от деформации пружины;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.
Комплект №4.
Измерение коэффициента трения скольжения. Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, соберите установку для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью стола.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения;
3)укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности стола;
4) запишите численное значение коэффициента трения скольжения.
Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Используя деревянный брусок с крючками на нити, динамометр, 2 груза массой по (100+_20г, направляющую рейку исследуйте зависимость силы трения от силы нормального давления.
В бланке ответов;
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2) запишите найденное значение коэффициента трения для каждого измерения;
3) постройте график зависимости силы трения от силы нормального давления;
4) сделайте вывод о характере зависимости силы трения от силы нормального давления.
Комплект №5.
Измерение сопротивления проводника.
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №1или №2, соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2)запишите формулу для расчета электрического сопротивления;
3)укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;
4)запишите численное значение электрического сопротивления.
Определение работы электрического тока
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе при силе тока0,5А в течение 10 минут.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчета работы электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;
4) запишите численное значение работы эл.тока.
Определение мощности электрического тока в проводнике.
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для определения мощности резистора.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчета мощности электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;
4) запишите численное значение мощности эл.тока.
Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2) запишите найденное значение силы тока и напряжения для каждого измерения;
3) постройте график зависимости силы тока от напряжения ;
4) сделайте вывод о характере зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении двух проводников.
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для силы тока при параллельном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте силу тока на каждом из резисторов и общую силу тока в цепи при их параллельном соединении;
3)сравните общую силу тока в цепи с суммой сил токов на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного амперметра составляет 0,05А.
4)Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила
Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;
3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений
на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В.
Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Комплект №6.
Оптическая сила системы из двух линз
Используя две собирающие линзы, линейку, экран и удаленный источник света (освещенное окно) проверьте справедливость следующего условия: оптическая сила системы из двух линз равна сумме оптических сил каждой линзы (D = D1 + D2).
В бланке ответов:
- Зарисуйте схему эксперимента (укажите ход лучей через две собирающие линзы, установленные рядом) и запишите формулу для расчета оптической силы линзы.
- Определите фокусное расстояние каждой из двух линз и рассчитайте для них оптическую силу.
- Расположите линзы так, чтобы главная оптическая ось проходила через центр каждой линзы и линзы соприкасались. Определите фокусное расстояние системы линз и рассчитайте оптическую силу.
- Проверьте справедливость условия и запишите вывод
Изменение размера изображения при перемещении предмета от фокуса линзы к двойному фокусу.
В бланке ответов:
- Предположите, как будет изменяться изображение при перемещении предмета от фокуса линзы к двойному фокусу.
- Зарисуйте схему эксперимента (покажите ход лучей в случае нахождения предмета между фокусом и двойным фокусом линзы и в случае нахождения на расстоянии, большем двойного фокусного).
- Проверьте выдвинутое предположение. Для этого сначала определите величину фокусного расстояния. Затем располагайте предмет на расстояниях F < d < 2F, d = 2F,
d > 2F, и для каждого из этих вариантов определите размер изображения.
- Сформулируйте и запишите вывод.
Измерение оптической силы линзы
Используя собирающую линзу №_(1или2), линейку длиной 20-30см, экран, рабочее тело определить фокусное расстояние и рассчитайте оптическую силу линзы.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета оптической силы линзы;
3) укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы;
4) запишите численное значение оптической силы линзы.
Исследование зависимость расстояния между предметом и линзой от расстояния между линзой и изображением
Используя собирающую линзу, линейку, экран, лампу с колпачком в качестве предмета соберите экспериментальную установку для исследования зависимости расстояния между предметом и линзой от расстояния между линзой и изображением.
В бланке ответов:
- Определите фокусное расстояние линзы.
- Устанавливайте лампу поочередно на расстояния F < d < 2F, d = 2F, d > 2F и, измерив в каждом случае расстояние между линзой и изображением, укажите результаты измерения расстояний этих трех случаев в виде таблицы.
- Сформулируйте вывод о зависимости расстояния между предметом и линзой от расстояния между линзой и изображением.
Комплект №7.
Определение периода колебаний маятника.
Для выполнения задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (с погрешностью 5 мм); шарик с прикреплённой нитью длиной 110 см; часы с секундной стрелкой (или секундомер).
В бланке ответов
- Нарисуйте схему эксперимента.
- Запишите формулу для расчёта периода колебаний математического маятника.
- Измерьте время 30 колебаний для четырёх длин маятника. Укажите результаты измерений.
- Рассчитайте периоды колебаний по полученным данным. Сделайте вывод о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити.
Построение графика зависимости периода колебаний маятника от длины нити.
Для выполнения задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (с погрешностью 5мм); шарик с прикреплённой нитью длиной 110см; часы с секундной стрелкой (или секундомер).
В бланке ответов
- Нарисуйте схему эксперимента.
- Запишите формулу для расчёта периода колебаний математического маятника.
- Измерьте время 30 колебаний для четырёх длин маятника. Укажите результаты измерений.
- Рассчитайте периоды колебаний по полученным данным. Постройте график зависимости периода колебаний от длины нити. Сделайте вывод о характере зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити.
Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити.
Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна соответственно 1м, 0,5м и 0,25м.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы;
3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Комплект №8.
Определение момента силы, приложенной к рычагу
Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 6 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении.
В бланке ответов:
1) зарисуйте схему экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета момента силы;
3) укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча;
4) запишите числовое значение момента силы.
Определение силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного груза.
Используя штатив с муфтой, неподвижный блок, нить, три груза и динамометр, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы упругости при равномерном подъеме грузов с использованием неподвижного блока. Определите работу, совершаемую силой упругости при подъеме грузов на высоту 20 см.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета работы силы упругости;
3) укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути;
4) запишите числовое значение работы силы упругости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по физике «Цифровые образовательные технологии проведения лабораторных работ по физике»
Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащего...
Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Бойля-Мариотта". Учитель физики Ефименко Ю.В.
В данной работе представлена инструкция для учащихся по проведению лабораторной работы.Лабораторная работа выполняется на основе демонстрационного оборудования....
Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Шарля". Учитель физики Ефименко Ю.В.
В работе представлена инструкция для учащихся 10 классов при выполнении данной лабораторной работы. Работа выполняется на демонстрационном оборудовании....
Лабораторные работы по физике для 8 класса к учебнику А.В.Перышкина "Физика 8"
В материале представлены презентации некоторых лабораторных работ по физике №1,2,4,7,8, соответствующих учебнику "Физика. 8 кл. :/Перышкин А.В..- Дрофа, 2012."...
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ и учетом требований ГИА по физике
Отличительной особенностью итоговой аттестации в 9 классе, по сравнению с 11 классом, является наличие не только теоретических вопросов и задач, но и практического эксперим...
Инструкционные карты, используемые учащимися при выполнении лабораторных работ по физике в 7 классе
В данном документе содержатся примеры инструкционных карт, которые используются учащимися при выполнении лабораторных работ по физике в 7 классе. Инструкционная карта содержит краткое описание методик...
Комплект лабораторных работ по физике на основе простого и самостоятельно изготовленного оборудования
Комплект лабораторных работ по физике на основе простого и самостоятельно изготовленного оборудования по физике для учащихся 7 класса....