таблицы на уроках физики
статья по физике на тему

Андреева Юлия Вячеславовна

рассотрены примеры использования табличного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon таблицы на уроках физики193.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование таблиц на уроках физики»

Андреева Ю. В.

МБОУ «СОШ № 15» г. Калуга, аспирант КГУ им. К.Э. Циолковского

Аннотация:

          Одним из важнейших элементов учебного процесса является обобщение и систематизация знаний, связанных с его повторением. Чтобы повторение учебного материала не сводилось только к его воспроизведению, необходимы приемы обобщения и включения вновь изучаемых фактов в систему знаний по теме, разделу. Переход к новому материалу представляет собой повторение и обобщение фактов из ранее пройденного материала.

           Использование и составление таблиц на уроках физики позволяет учащимся сопоставлять теории, явления, выявлять особенности приборов, проводить сравнения. А таблицы, как условно-графическая наглядность являются одним из важных факторов восприятия и закрепления учебного материала.

         В таблицах может содержаться разнообразный материал: факты, формулы, единицы измерения, графики, рисунки, схемы, иллюстрации. Количество объектов определяется задачами, которые ставит учитель при выполнении данной работы.

        Использование таблиц на уроках позволит лучше структурировать материал, выделять главное, экономить время на проверке усвоенного, упростить работу учащимся по повторения материала.

          "Стратегия модернизации общего образования направлена на переосмысление целей и планируемых результатов образовательной деятельности всех субъектов педагогического процесса. Предполагается, что обновление содержания общего образования будет осуществляться на основе компетентностного подхода, что проявляется в ориентации основных результатов школьного образования на достижении ключевых компетентностей". Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, критического мышления и др.

           Как только ученик получает некоторый объем материала, возможно, его обобщение. В ходе выяснения связей ученик усваивает определенные отношения между предметами и явлениями и составляет некоторый целостный образ, в котором одно знание следует из другого, связано с этим другим.

          В учебниках физики довольно много таблиц, содержащих справочные материалы: таблицы плотностей, удельных величин и т.д. Одна из задач учителя, особенно с переходом на ФГОС - это научить учащегося самому получать необходимую информацию, в том числе и из таблиц, т.е. учить анализировать табличные данные, самому выбирать необходимые значения, понимать закономерности величин.

         Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид представления информации, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование учебного материала. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуется сложные дополнительные приспособления).

 В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его[1].

          Стандартное применение таблицы – для решения задач по физике и нестандартное - составление своих задач [2].

          Одним из важнейших элементов учебного процесса является обобщение и систематизация знаний, связанных с его повторением. Чтобы повторение учебного материала не сводилось только к его воспроизведению, необходимы приемы обобщения и включения вновь изучаемых фактов в систему знаний по теме, разделу. Переход к новому материалу представляет собой повторение и обобщение фактов из ранее пройденного материала.

           Использование и составление таблиц на уроках физики позволяет учащимся сопоставлять теории, явления, выявлять особенности приборов, проводить сравнения. А таблицы, как условно-графическая наглядность являются одним из важных факторов восприятия и закрепления учебного материала.

           В методической литературе таблицу как учебное пособие характеризуют следующими чертами [4]:

а) отбор сведений в таблице тематичен и направлен на раскрытие определенной существенной для обучения проблемы, например развития производительных сил, общественных отношений, размещения событий во времени и т. п.;

б) явления раскрывают всегда в связях и отношениях друг с другом - последовательных, причинно-следственных, сходства и различия, временных и т. д., в соответствии с основной темой таблицы;

в) в целях доходчивого раскрытия основной темы таблицы размещение материала в ней подчиняется задаче наиболее удобного сопоставления явлений и установления связей и отношений между ними; например, по вертикали раскрываются отношения последовательности, а по горизонтали - синхронности;

г) сведения в таблице даются, как правило, в самом сжатом, легко обозримом виде, освобожденном от частностей и деталей. Нередко они могут быть выражены и в изобразительной форме.

          Таблицы развития показывают эволюцию теорий и представлений, таблицы сравнения позволяют выявить отличия, таблицы тематического перечисления перечисляют специально отобранные по всему курсу или разделу явления, понятия, хронологические таблицы позволяют расположить понятия, теории по времени их создания. Педагогическая ценность таблицы возрастает с участием в ее составлении учащихся. Предлагаемая для учащихся форма для заполнения таблицы, т.е. заголовки и разделы ставит задачи, которые учащиеся должны выполнить, поэтому данная форма работы может быть как индивидуальной, причем дифференцированной по уровню сложности, так и парной, и групповой на уроках повторения материала, учащиеся могут работать с таблицами и при выполнении домашнего задания.

          В таблицах может содержаться разнообразный материал: факты, формулы, единицы измерения, графики, рисунки, схемы, иллюстрации. Количество объектов определяется задачами, которые ставит учитель при выполнении данной работы.

          Использование таблиц на уроках позволит лучше структурировать материал, выделять главное, экономить время на проверке усвоенного, упростить работу учащимся по повторения материала.

         Приведу примеры используемых мною таблиц в  7 -9 классах:

Таблица 1.

Таблица физических величин

Название

Определение

Обозначение

Единицы измерения

Формула

Путь

Время

скорость

Объем

Масса

Плотность

И т.д.

 В 7 классе:

Таблица 2.

Силы

Силы

Воздействующее тело

Направление силы

Точка приложения

Графическая модель

Закон для силы

Сила тяжести

вес

Сила упругости

Сила трения

Выталкивающая сила

Таблица 3.

Агрегатные состояния вещества

Твердое

Жидкость

Газ

Расположение частиц (схема)

Сохранение формы

Сохранение объема

Передача давления

Поведение при деформации

Делимость

 В 8 классе:

Таблица 4.

Виды теплопередачи

Вид теплопередачи

Определение

Пример

Таблица 5.

Количество теплоты

Название процесса

Формула

Характеризующая величина, ее определение

График процесса

Нагревание

Охлаждение

Сгорание топлива

-

 Процессы перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое

Плавление

Кристаллизация

Кипение

Конденсация

Таблица 6.

Работа четырехтактного двигателя

такт

название

Клапаны

Положение поршня

Впускной

выпускной

1 такт        

2 такт

3 такт

4 такт

Таблица 7.

Величины электродинамики

Характеристика

Сила тока

Напряжение

Обозначение

Единицы измерения

Формула

Определение

Физический смысл

Прибор

Таблица 8.

Последовательное и параллельное соединение проводников

Характеристика

Последовательное соединение

Параллельное соединение

Схема соединения

Сила тока на участке

Напряжение

Сопротивление

Таблица 9.

Источники света

Признак

Источники

Примеры

По происхождению

естественные

искусственные

По размеру

Точечные

Протяженные

По виду излучения

Тепловые

Люминесцентные

Таблица 10.

Построение изображений в линзе

Расстояние до предмета, а

Схема построения изображения

Расстояние по изображения, b

Характеристика изображения

Увеличение

a< f

a = f

f

a=2f

a >2f

Таблица 11.

Оптические приборы

Название прибора

Схема построения изображения

Формула увеличения

Описание прибора

Лупа

Микроскоп

Телескоп

Проекционный аппарат

 В 9 классе:

Таблица 12.

Графики движения

Равномерное движение

Равноускоренное движение

формула

график

формула

график

скорость

ускорение

перемещение

координата

Таблица 13.

Движение

Величина

Равноускоренное движение

Свободное падение

Движение тела, брошенного вверх

Скорость. Векторная форма

Проекция вектора скорости

Перемещение

Проекция вектора перемещения

Координата тела

Таблица 14.

Законы Ньютона

Первый закон

Второй закон

Третий закон

Физическая система

Модель

Описываемое явление

Физический смысл закона

Примеры

Границы применимости

Таблица 15.

Структурные элементы теории «Кинематика» и «Динамика»

Система

Кинематика

Динамика

Экспериментальные основы

Объект

Физические величины

Гипотеза

Следствия

Таблица 16.

Сравнение электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Электрическое поле

Магнитное поле

Условие возникновения

Как обнаруживается

Графическое изображение

Действие поля

Взаимодействие полей

Таблица 17.

Шкала электромагнитных волн

Волна

Диапазон длин волн

Свойства

Методы регистрации

Источник

История открытия

Применение

Радиоволны

ИК

Видимое излучение

УФ

Рентгеновское

γ-излучение

Таблица 18.

Модели атомов

Модель

Автор

Дата создания

Схема

Принцип

Частички материи

Демокрит

Корпускулярно-кинетическая теория тепла.

М.В. Ломоносов

Модель атома

Томсон

Ядерная модель

Резерфорд

Ранняя планетарная модель

Нагоаки

Планетарная модель

Бор-Резерфорд

Таблица 19.

Виды излучений

Вид излучения

 Обозначение

Заряд

Свойства

Проникающие способности

Альфа-излучение

Бета-излучение

Гамма-излучение

Рентгеновское излучение

Медленные нейтроны

Быстрые нейтроны

Таблица 20.

Экспериментальные методы исследования частиц

Метод исследования

Счетчик Гейгера

Камера Вильсона

Пузырьковая камера

Метод толстослойных эмульсий

Дата изобретения

Изобретатель

Назначение

Принцип действия

Схема или устройство

Применение

Таблица 21.

Влияние γ-излучения

Доза γ-излучения, полученная телом , Гр

Эффект

Последствия

0-0,25

0,25-1

1-3

3-6

6-10

Список литературы:

  1. Буслаева М.А. Использование метода наглядности на уроках// Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» http://festival.1september.ru/articles/516946/
  2. Задорожная С.В. Развитие навыков работы с учебной информацией на уроках физики// http://vio.uchim.info/Vio_38/cd_site
  3. Ивашкина Д.А. Деятельностный подход на уроках физики: организация учебного исследования. Пособие для учителей.- М.: Илекса, 2014
  4. Таблицы в обобщении знаний// Тонкости образования http://www.eduneed.ru/ededs-703-1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 Курс Электронные таблицы на уроках физики 2006

Элективный курс "Электронные таблицы на уроках физики"...

Интегрированный урок (физика + информатика) по теме:" Явление электромагнитной индукции. Модели и моделирование в среде электронных таблиц Exсel ".

Интегрированный урок (физика + информатика) по теме:" Явление электромагнитной индукции. Модели и моделирование в среде электронных таблиц Exсel "Гурьева надежда Ивановна, учитель физики, Голованова Е...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Сила трения; определение коэффициента трения скольжения с использованием электронных таблиц Microsoft Excel» - практическая работа для профессии Судоводитель

Интегрированный урок физика+информатикаУрок по физике - повторение материала по теме «Сила трения» с элементом выполнения практической работы; по информатике - закрепление имеющихся навыков  рабо...

Применение моделирования в электронных таблицах на уроках физики

Данная статья отражает опыт работы при использовании электронных таблиц при анализе результатов лабораторных работ по физике....

Методическая разработка урока информатики. Конспект урока. "Электронные таблицы. Диаграммы." Урок 5.

Методическая разработка. План-конспект урока по информатике. По теме Диаграммы в электронных таблицах....

Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации (Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)

Использование на уроках литературы опорных таблиц или схем позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого н...

Использование таблиц на уроках физики

        Одним из важнейших элементов учебного процесса является обобщение и систематизация знаний, связанных с его повторением. Чтобы повторение учебного материала не сводил...