конспект урока физики в 7 классе "Масса,единицы массы"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Козлова Римма Адельшевна

Данный материал представляет конспект урока с применением Сингупурской системы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fizike_v_7.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике в 7-м классе "Масса тела"

Знаю я с седьмого класса: 
Главное для тела – масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть, 
Трудно вверх его подкинуть, 
Трудно скорость изменить. 
Только в том кого винить?

Цели урока:

  • Ввести понятие массы тела как физической величины, единицы измерения массы в системе СИ.
  • Развивать умение находить законы физики в окружающем мире, объяснять явления и процессы из повседневной жизни с точки зрения физики. Развивать внимание, логику.
  • Воспитывать аккуратность в записях, точность в изложении физического материала, в формулировках терминов.

ХОД УРОКА

  1. Повторение темы «Инерция. Взаимодействие» (10 мин.)
  2. Структура ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ
  • Что является причиной изменения скорости.
  • Как называется действие одного тела на другое?
  • С точки зрения физики действие нельзя отличить от противодействия. Объясните почему.
  • Шар падает на землю. Что происходит: действие или взаимодействие?

Вывод: В природе не бывает одностороннего действия. Если одно тело действует на другое, то и второе действует на первое. Так что получается не действие, а взаимодействие.

II. Новая тема

На прошлом уроке мы говорили с вами о взаимодействии тел, и убедились на опытах, что каждое из взаимодействующих тел одновременно действует и испытывает действие. Сегодня мы постараемся выяснить, от чего зависит изменение скорости тел при их взаимодействии?

Вернемся уже поставленному эксперименту.

Опыт 1: С двумя одинаковыми тележками. Как вы думаете, изменятся ли скорости тележек, если одну тележку нагрузить? Как изменятся скорости? Давайте проверим нашу гипотезу на опыте.

Результат: скорости тележек изменились на одну и ту же величину, так как они разъехались на одинаковое расстояние.

Во втором случае изменение скоростей разное, как и пройденное тележками расстояние.

Опыт 2: Взаимодействие на горизонтальной поверхности одинаковых шариков, разных шариков.

Анимация с движущимися шарами. ЗУМ ИН

Результат: Если на поверхность положить один из шариков и толкнуть таким же движущимся шариком, то первый придет в движение, а второй остановиться. В этом опыте наглядно видно, что оба шарика подействовали друг на друга и скорости обоих шариков изменились. Опыт с разными шарами также показывает, что в результате взаимодействия скорость одного уменьшается, а другого увеличивается.
Учитель: Только что на опытах вы видели, что скорости взаимодействующих тел не всегда изменялись одинаково. В чем же кроется причина такой разницы в скоростях? А причина в том, что оказывается, любое тело 
само препятствует изменению скорости. Это свойство тел называют инертностью. 
Тележки инертны по-разному. Левая тележка приобрела при взаимодействии меньшую скорость, чем правая. Поэтому говорят, что она более инертна.

Учитель: Сейчас мы посмотрим видеофрагмент «Инертность тел».

Вывод: Различные тела инертны неодинаково.

Для характеристики инертности вводится физическая величина – масса.

Определение: Масса – это физическая величина, которая является мерой инертности тела. Чем больше масса тела, тем оно более инертно.

Каждое тело имеет массу – капля воды, человек, Солнце, пылинка и т. д. 
Масса величина 
скалярная.
Обозначение массы – 
m.
Единицы измерения массы в системе СИ: m = 1 кг.
Другие единицы измерения массы: 1 т = 1000 кг; 1 г = 0, 001 кг; 1 мг = 0,000001 кг (см. форзац учебника).

Учитель: Я хотела бы вам рассказать об аддитивности массы.

Аддитивность массы (от латинского слова additivus – прибавляемый) – это свойство состоящее в том, что, масса тела, состоящего из различных частей, равна сумме масс этих частей. Например, масса горки песка равна сумме масс отдельных песчинок.
Эталон массы изготовлен из платиново-иридиевого сплава, имеет форму цилиндра высотой примерно 39 мм, и хранится в городе Севре во Франции. С эталона изготовлены копии: в России хранится копия №12, в США – № 20. Эталон массы, хранящийся в Международном бюро мер и весов в Севре, недалеко от Парижа, внезапно потерял в весе около 50 микрограмм. Ученые не могут объяснить этот эффект. Образец, хранящийся в Севре, является международным эталоном (материальным прототипом), с помощью которого изготавливают копии для метрологических центров разных стран. Цилиндр из сплава платины и иридия хранится в Севре с 1889 года. Эталон килограмма хранится в закрытом помещении, без солнечного света, его достают лишь в очень редких случаях для изготовления копий и сравнения с национальными эталонами, которые были изготовлены в десятках экземпляров. Поэтому эталон берегут тщательнее, чем зеницу ока – в буквальном смысле не дают пылинке на него сесть, ведь пылинка – это уже несколько делений на чувствительных весах. Международный прототип эталона достают из хранилища не чаще одного раза в пятнадцать лет, российский – раз в пять лет. Все работы ведутся со вторичными эталонами (только их допускается сравнивать с основным), от вторичного эталона значение массы передается рабочим эталонам, от них – к образцовым наборам гирь.
Одно из предложений, которые предстоит рассмотреть ученым – переход на новый эталон, который, в отличие от нынешнего, будет иметь форму шара и состоять будет только из атомов одного типа – изотопа кремния-28.

III. Закрепление структура КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ    

Определите по скорости взаимодействующих тел их сравнительную массу.

Опыт 1: На две тележки, скрепленные между собой с помощью пружины, помещены грузы неизвестной массы. После разрезания нити тележки разъезжаются в разные стороны с разными скоростями.

Опыт 2: Артист ударом одного шара приводит в движение второй шар, находящийся в состоянии покоя, причем направление движения шаров совпадают. В каком случае первый шар: А) Останавливается; Б) Продолжает двигаться вперед; С) Движется назад?
Знаете ли Вы, что: Крокодилы проглатывают камни, общая масса которых составляет 0,01 массы животного. Камни служат балластом, позволяющим крокодилам ходить по дну реки и быстро увлекать свою жертву под воду.

Загадка

У планет она большая,
Минимальна у частиц.
ЕЁ на глаз не измеряют,
Ведь у неё не мало лиц. 
(Масса)

Способы определения массы тела:

  • Сравнивая скорости, приобретенные телами при взаимодействии, определяют, во сколько раз масса одного тела больше ( или меньше) массы другого. Пользоваться удобно, если известна масса одного из взаимодействующих тел.

Загадка. Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. (Весы)

Второй способ определения массы:

  • Взвешивание. Этот способ более удобный для нас и более привычный.
  • Вычисление по законам физики, используя формулы (такой способ применяют при вычислении масс планет, звезд и т.д.). Этот способ будем изучать в старших классах.

Типы весов: учебные, медицинские, аналитические, аптекарские, электронные и др.
Главная часть учебных весов коромысло, к середине коромысла прикреплена стрелка – указатель, которая движется вправо или влево. К концам коромысла подвешены чашки. Взвешиваемое тело кладут на левую чашу весов, а гири на правую чашу весов.
Некоторые думают, что массу тела можно оценить по его размерам. Иногда это возможно. У человека большого объема и масса больше, чем у человека меньшего объема. Если же тела не одинаковы по материалу, структуре, то тело меньшего размера может иметь большую массу. А на глазок можно ошибиться.

1) Минуй вас случай столкнуться с песчинкой, сделанной из вещества нейтронной звезды. Один наперсток этого вещества имеет массу, большую, чем нагруженный товарный поезд.

2) Один из героев мультфильма пинал все подряд. Его решили проучить. Однажды на дороге он увидел несколько картонных коробок (подбросили) и … Нарисуйте, что же получилось на самом дел.

Решение задач.

1. Устно: А) Космонавт взял с собой на орбитальную станцию задачник по физике. Одинакова ли масса задачника до старта и на орбитальной станции? Б) Из овечьей шерсти скатали валенки. Сравните массы шерсти и валенок, если отходов не было. Что изменилось? 
2. Часто задают вопрос: Что тяжелее, килограмм пуха или килограмм железа?
3. Порожняя тележка массой 2 кг, двигаясь со скоростью 2 м/с, столкнулась с груженой тележкой, вследствие столкновения порожняя тележка остановилась, а груженая начала двигаться со скоростью 0,4 м/с. Какова масса груженой тележки? (Ответ: 10 кг).

IV. Итоги урока

– Что характеризует масса тела? 
– Как можно определить сравнительную массу тела?

V. Домашнее задание:§19 ,20 (учебник А.В. Пёрышкин) Подготовиться к лабораторной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"

Конспект урока  физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...

Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

Конспект урока физики с презентацией по теме "Лазеры", 11 класс

Конспект урока в 11 классе по базовой двухчасовой программе, учебник Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, «Физика-11» для базового уровня – М.: Илекса, 2007 г.  В презентации, используемой в качестве сопр...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

План-конспект урока физики в 8 классе (комбинированный урок) Электрическое напряжение.

Дидактическая цель: создать условия для приобретения учащимися блока новой учебной информации, развития их познавательного интереса к физике, формирования общих учебных умений. Цели урока:образов...

конспект урока физики в 7 классе "физика и техника"

План-конспект урока физики в 7 классе "Физика и техника"...

Конспект урока физики в 11 классе+ презентация к уроку

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Треки частиц...