Дидактические игры – как активизирующие формы обучения.
статья по физике (7, 11 класс) на тему

Мерхалева Елена Юрьевна

Предварительный просмотр:

Дидактические игры – как активизирующие формы обучения.

        Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Являясь основой научно – технического процесса, она показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т. е. способствует  воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при сформированном интересе к предмету. Существует множество путей воспитания интереса к учению, одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности.

В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Конечно, дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге преследовать цель: учитель должен научить детей приобретать знания самостоятельно.

В игре можно создать ситуации, при которых урока ребята смогут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать друг другу и оценивать один другого. В процессе общения учащиеся быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют ошибки. Это позволяет всем двигаться вперед своим темпом, подтягивать слабых и не сдерживать сильных по знаниям учеников.

Игры и игровые ситуации можно использовать на разных этапах уроков, для достижения разных целей: для закрепления, лучшего усвоения материала или для объяснения нового, для систематизации, обобщения или контроля знаний. Используя компьютерные презентации можно ярче предложить материал, что еще больше привлекает внимание учащихся и способствует формированию интереса к предмету.

Большинство игр адресуется учащимся 7—8 классов, однако и старшеклассники с удовольствием участвуют в игре и относятся к ней очень серьезно.

Вот некоторые виды дидактических игр, которые используются мною в преподавательской практике.

        Аукцион. Игра состоит из набора больших карт, на которых даны рисунки, изображающие физические явления и опыты, подтверждающие основные положения пройденной темы. Предлагаю играющим одну из карт. Учащиеся, дополняя друг друга, должны объяснить физическое явление, изображенное на этой карте. Наибольшее число очков за каждую карту получает тот, кто последним внес существенное дополнение или поправку.

Викторины.  Игра содержит разнообразные качественные и количественные задачи занимательного характера. Наибольшей популярностью у учащихся пользуются «Своя игра» и «Брейн – ринг», которые предполагают выбор вопроса.  При правильном ответе учащийся получает определенное количество очков. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее число очков.

Путешествие. Учащиеся получают возможность наряду с программными знаниями продемонстрировать свой кругозор, начитанность, умение ориентироваться в новой обстановке.  Для проведения игры можно ребят разбить на команды и отправиться в путешествие, цель которого вполне конкретна и, безусловно, интересна подросткам. Например: «Путешествие по стране «Калория», «Инерция» и т. д. Между командами объявляется соревнование на быстроту достижения цели. Заранее рисуется карта похода, на которой указываются все промежуточные пункты следования. Побеждает та команда, которая первой, преодолев все препятствия, прибывает к финишу. Препятствиями в путешествии являются физические вопросы, ответив на которые можно продолжать путь.

        В старших классах  для активизации процесса обучения применяю уроки – дискуссии, пресс – конференции. Целями таких уроков являются: учить учеников мыслить, иметь свою точку зрения, доказывать, развивать познавательные интересы.

Например, урок по теме «Развитие ядерной энергетики в нашей стране и ее экологические проблемы». Выступления учащихся на уроке направлены на всестороннее обсуждение проблем атомной энергетики.

В ходе проведения диспута выступают «физики-теоретики», «инженеры-практики», «эксперты МАГАТЭ», «экологи», «врачи», «энергетики», «экономисты», «журналисты». Обсуждая многосторонние и тесно взаимосвязанные проблемы ядерной энергетики, основные направления и пути их разрешения, перспективы дальнейшего развития атомных электростанций в разных странах мира.

Делая выводы, мне хотелось бы отметить, что главная особенность применения игр и игровых ситуаций   — активизировать обучение, придав ему творческий характер и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

 Ученики, добывающие знания самостоятельно, получают возможность решать свои проблемы и действовать независимо от ситуации, так как в их арсенале:

•  анализ собственных знаний;

•  постоянное размышление и осознание пределов знаний;

•  гибкость в умении решать проблемы;    

•  принятие собственной личности.

 Результаты использования игр на уроках физики доказывают, что они   способны решать следующие задачи:

1. Создание благоприятных условий для усвоения подростками системы знаний, формируя и развивая у них психологические структуры,  позволяющие воспринимать  и    продуктивно перерабатывать научную и социально-значимую информацию.

2.  Обеспечение условий для систематической работы подростка на уроках над развитием собственных личностных структур и психических процессов,  необходимых  для продуктивного    постижения    окружающего    мира.

3. Формирование мотивации к познавательной деятельности, развитию интеллекта, самообразованию.

 4. Предоставление всем учащимся возможность   для развивающего   межличностного общений со сверстниками и взрослыми на основе самопознаний и сотворчества.

        

Список литературы.

  1. В. А. Шабловский «Занимательная физика. Нескучный учебник». Санкт – Пертербург.: Тригон, 1997
  2. И. Я. Ланина «100 игр по физике». –М.: Просвещение», 1995
  3. И. Я. Ланина «Не уроком единым». – М.: Просвещение, 1991
  4. С. А. Тихомирова «Физика в пословицах, загадках и сказках». М.: Школьная пресса, 2002

5. Сборник статей под ред К. Б. Сабитова Стерлитамак 1996 «Актуальные вопросы преподавания физики и астронимии».

6. Оразование в современной школе 8/2004 Е. А. Бушман «Индивидуальная образовательная траектория как способ развития творческих спосоностей ученика»



Предварительный просмотр:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.

ИЗМЕРЕНИЕ ПЛОТНОСТИ ТВЕРДОГО ТЕЛА.

        (Определение плотности картофеля).        

ЦЕЛЬ. Активизировать мыслительную деятельность учащихся при выполнении лабораторной работы, научить рассчитывать плотность твердого тела, показать практическую значимость изучения понятия «плотность твердого тела».

ОБОРУДОВАНИЕ. Весы с разновесами, линейка, мензурка, кусочки клубня картофеля разной формы, таблица плотности картофеля.

ФОРМА. Деловая игра.        

ХОД УРОКА.

  1. Орг. момент.
  2. Повторение физических понятий, единиц измерения, формул по теме «Масса. Плотность»
  3. Учитель сообщает, что в школу пришло письмо следующего содержания:                                                                                 

«Дорогие ребята, в продажу населению нашего города поступил картофель, как нам кажется, невысокого качества. Зная, что вы на уроках физики занимаетесь экспериментальными исследованиями, обращаемся к вам с просьбой проверить названный факт. Не откажите нам. Заранее благодарные вам покупатели».

        Согласны ли вы, помочь населению? Итак, мы выступаем в роли исследователей – знатоков. Нам нужно определить процент содержания крахмала. Какие будут версии? (В ходе обсуждения, ребята приходят к выводу, что определить качество продукта можно по его плотности. На уроке физики предшествующем лабораторной работе, мы решаем задачу № 216 из сборника задач В. И. Лукашик по определению плотности картофеля, ребята предполагают, что при сравнении можно определить качество продукта, поступившего в продажу.)

        Обсуждаем, как определить плотность картофеля?

        Вспоминаем формулу. Ищем возможность определить массу и объем (с помощью весов и мензурки, вспоминаем правила обращения с приборами).

  1. Проводим эксперимент.
  2. Рассчитываем плотность по формуле.
  3. Приходим к выводу. Если картофель – некачественный, то пробуем определить причины (возможно плохой сорт картофеля выбрал агроном, плохая погода и т. д.)
  4. Подводим итоги. Задаю вопросы: понравилось или нет участвовать в эксперименте? Как вы считаете могут ли знания, полученные на уроке пригодиться? Можно ли использовать метод, рассмотренный на уроке, использовать для определения качества других продуктов? Каких (мед, молоко)? И т. д. Благодарим школьников за проведенный урок.

       «Дорогие ребята, в продажу населению нашего города поступил картофель невысокого качества, т. е. с малым содержанием крахмала. Нам кажется, что это преступление. Обращаемся к вам, зная, что вы на уроках физики занимаетесь экспериментальными исследованиями. Просим проверить названный факт. Не откажите нам. Заранее благодарные вам покупатели».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что? Где? Когда? «Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание». Уильям Джемс

Слайд 2

Как переводится слово «оптика» с греческого? Как идет после преломления в собирающей линзе луч, идущий параллельно главной оптической оси? Увеличение линзы равно 3. Какова величина предмета, если величина изображения 12 см? Чему равна оптическая сила собирающей линзы с фокусным расстоянием 20 см? Угол между падающим и отраженным лучом 70 градусов. Чему равен угол отражения? Отборочные вопросы Кто является основоположником корпускулярной теории света?

Слайд 3

1 2 3 4 5 6

Слайд 4

ВНИМАНИЕ ВОПРОС! Почему большинство животных Крайнего Севера белого цвета? Животное белого цвета меньше излучает теплоты в окружающее пространство, что особенно важно в условиях Крайнего Севера .

Слайд 5

ВНИМАНИЕ ВОПРОС! Почему гремучие и другие ямкоголовые змеи легко отыскивают добычу в темноте, несмотря на то, что ночное зрение у них не развито? Чем это можно объяснить? У таких змей по обе стороны головы имеются два конических углубления, в которых находятся особые клетки, чувствительные к инфракрасным лучам. С помощью которых змея может уловить все, что теплее холоднее окружающей среды.

Слайд 6

БЛИЦ – ТУРНИР! 2. Мальчишки, радостный народ, Коньками чистый режут лед. Но почему в том месте мы на льду Увидим белой борозду? Объясните мне, ребята, Отвечая на вопрос: Почему такой расцветки Чудо – крылья у стрекоз? 1. Окраска объясняется интерференцией. 2. Свет, падающий на царапину будет рассеиваться. 3. Если рыба чуть в сторонке - Будь то щука иль карась, Почему, скажите, в рыбу Трудно острогой попасть? 3. Из закона преломления света: изображение – мнимое, приподнятое к поверхности.

Слайд 7

ВНИМАНИЕ! ЧЕРНЫЙ ЯЩИК. В ящике находится треугольная стеклянная призма. На рисунке показан ход лучей через эту призму. Нарисуйте расположение призмы в этих ящике.

Слайд 8

ВНИМАНИЕ ВОПРОС! «Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна, потому что ставни были закрыты, и солнечный луч, проходя в дыру, сделанную в ставне, принял радужный цвет и, ударяясь в противоположную стену, рисовал на ней пестрый ландшафт из очеретяных крыш, деревьев и развешанного на дворе платья, все только в обращенном виде» Объясните явление. Данное явление объясняется явлением дисперсии

Слайд 9

ВНИМАНИЕ ВОПРОС! Кто сильнее нагревается на солнце: хорошо загоревший человек или совсем не загоревший? Загоревший – сильнее.

Слайд 10

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство активизации обучения математики

Описание различных типов дидактических игр....

Роль дидактической игры в воспитании и обучении учащихся с ограниченными возможностями

В статье представлен опыт работы воспитателя продленного дня в классе "Особый ребенок" по использоваию дидактических игр в разных видах деятельности...

Дидактическая игра как метод активного обучения

ГОУ МО Центр «Ариадна»Методическая разработкаДидактическая игра как метод активного обученияСубботина М.Н.п. Октябрьский    СодержаниеКлассификация методов активного обучения.Особе...

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Материал о роли дидактических игр в работе по развитию речи детей дошкольного возраста....

Дидактические игры как средство активизации обучения математике.

Материал можно использовать как методические рекомендации для проведения уроков математики....

ФАСИЛИТАТИВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ ФГОС ООО.

Как достичь высоких результатов в образовательном процессе? Как повысить эффективность урока? Как сделать так, чтобы на уроке было интересно всем ученикам, чтобы каждый ребёнок был вовлечён в учебный ...

Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников

В конспекте представленыа система дидактических игр и упражнений, направленных  на развитие и коррекцию познавательной деятельности детей дошкольного возраста....