КТП 7 класс ФГОС
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.docx | 69.3 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska7_klass.docx | 51.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ ЗА КУРС 7 КЛАССА
ПО УЧЕБНИКУ А.В.ПЕРЫШКИНА «ФИЗИКА. 7класс»
(Всего 68 часов, 2 часа в неделю)
№ | п/п | Тема урока | Основное содержание темы, термины и понятия | Используемые ресурсы | Теку щий конт роль | Характеристика основных видов деятельности (предметный результат) | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Домашнее Зада ние | Дата | ||
Введение | 4 ч | ||||||||||||
1 | 1 | Физика - наука о природе. | Физика - наука о природе. Физические явления. Физические термины. Материя, вещество, физическое тело. | Презентация | Фрон тальный опрос | Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают физические явления. | Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек). Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют классифицировать объекты. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения. | §1,2 | |||
2 | 2 | Наблюдения и опыты. Физические величины. Лабораторная работа № 1 "Определение цены деления измерительного прибора" | Физические методы изучения природы. Наблюдения. Свойства тел. Физические величины. Измерения. Измерительные приборы. Цена деления. | Приборы необходимые для работы. | Лабора торная работа, правиль ные прямые измере ния, ответ с ед.изме рения в СИ. | Описывают известные свойства тел, соответствующие им величины и способы их измерения. Выбирают необходимые измерительные приборы, определяют цену деления | Выделяют колическтвенные характеристики объектов, заданные словами. Умеют заменять термины определениями. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи | Определяют последователь-ностьпромежуточ- ных целей с учетом конечного результата. | Осознают свои действия. Учатся строить понятные для партнера высказывания. Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. | §3,4,5 | |||
3 | 3 | Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | Физические величины. Время как характеристика процесса. Измерения времени и длины. Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение. | Использование ЭОР «Измерение величин» http://school-collection.edu.ru | Задания на соот ветствие по опре делению: вещество, тело, явления. | Измеряют расстояния и промежутки времени. Предлагают способы измерения объема тела. Измеряют объемы тел | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят коррективы в способ своих действий | Владеют вербальными и невербальными средствами общения. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. | §4,5 | |||
4 | 4 | Физика и техника. | История физики. Наука и техника. Физическая картина мира | Презентация | Фронта льная проверка, устные ответы | Проходят тест по теме "Физика и физические методы изучения природы". Составляют карту знаний (начальный этап) | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выполняют операции со знаками и символами | Ставят учебную задачу на год, предвосхища- ют временные характеристики достижения результата и уровень усвоения | Умеют слушать собеседника, формулировать вопросы. Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми | §6 | |||
Первоначальные сведения о строении вещества | 6 ч | ||||||||||||
5 | 1 | Строение вещества. Молекулы. | Атомное строение вещества. Промежутки между молекулами. Тепловое движение атомов и молекул. Взаимодействие частиц вещества | Презентация | Приво дить примеры | Наблюдают и объясняют опыты по тепловому расширению тел, окрашиванию жидкости | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Владеют вербальными и невербальными средствами общения | §7,8 | |||
6 | 2 | Лабораторная работа № 2 "Измерение размеров малых тел" | Взаимодействие частиц вещества | Приборы необходимые для работы. | Лабораторная работа, выводы, оформление | Выполняют опыты | Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы | Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи | Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь | ||||
7 | 3 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах | Броуновское движение. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия | Использование ЭОР | Фронта льная проверка устные ответы | Наблюдают и объясняют явление диффузии | Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы | Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи | Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь | §9 | |||
8 | 4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | Взаимодействие частиц вещества. Деформация. Пластичность и упругость. Смачивание и несмачивание | Учебник, тетрадь | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Выполняют опыты по обнаружению сил молекулярного притяжения | Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют обобщенный смысл наблюдаемых явлений | Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи | Строят понятные для партнера высказывания. Обосновывают и доказывают свою точку зрения. Планируют общие способы работы | §10 | |||
9 | 5 | Агрегатные состояния вещества. | Агрегатные состяния вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел | ЦОР Повторение и контроль знаний | Физический диктант Составление клас сификационной таблицы «Строение ве щества» | Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества | Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | §11,12 | |||
10 | 6 | Контрольная работа №1 «Строение вещества» | Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел. Агрегатные состяния вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел | Контрольная работа | Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и технике Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества. | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат | Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми. Осознают свои действия Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения | §12 | ||||
Взаимодейстиве тел | 21 ч | ||||||||||||
11 | 1 | Механическое движение. Скорость | Механическое движение. Траектория. Путь. Скорость. Скалярные и векторные величины. Единицы пути и скорости | Презентация | Фронта льнаяпроверкаустные ответы, тестиро вание. | Изображают траектории движения тел. Определяют скорость прямолинейного равномерного движения | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | §13,15 | |||
12 | 2 | Равномерное и неравномерное движение | Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость | Использование ЭОР | Опрос, тест | Измеряют скорость равномерного движения. Представляют результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Сличают свой способ действия с эталоном | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки деятельности | §14 | |||
13 | 3 | Расчет пути и времени движения | Определение пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении | Учебник, тетрадь, задачник | Тест, решение задач | Определяют пройденный путь и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени . Рассчитывают путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. | Выделяют формальную структуру задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Составляют план и последовательность действий | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | §16 | |||
14 | 4 | Взаимодействие тел. Инерция. | Изменение скорости тела и его причины. Инерция. Понятие взаимодействия. Изменение скоростей взаимодействующих тел | Презентация | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Обнаруживают силу взаимодействия двух тел. Объясняют причину изменения скорости тела | Выделяют и формулируют проблему. Выполняют операции со знаками и символами, заменяют термины определениями | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | §17,18 | |||
15 | 5 | Масса тела. Из мерение массы тела на весах. | Зависимость изменения скорости взаимодействующих тел от их массы. Масса - мера инертности. Единицы массы. | Использование ЭОР | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Приводят примеры проявления инертности тел, исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы | Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют операции со знаками и символами | Сличают свой способ действия с эталоном | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия | §19,20 | |||
16 | 6 | Лабораторная работа № 3 "Измерение массы на рычажных весах" | Способы измерения массы. Весы. | Приборы необходимые для работы. | Лабораторная работа, выводы, оформление | Измеряют массу тела на рычажных весах. Предлагают способы определения массы больших и маленьких тел | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Составляют план и последовательность действий | Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать его действия | §20 | |||
17 | 7 | Плотность вещества | Плотность. Единицы плотности. Плотность твердых тел, жидкостей и газов | Презентация | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Объясняют изменение плотности вещества при переходе из одного агрегатного состояния в другое | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки | Составляют план и последовательность действий | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | §21 | |||
18 | 8 | Расчет массы и объема тела по его плотности | Вычисление плотности твердых тел, жидкостей и газов. | Учебник, тетрадь, задачник | Тест, решение задач | Измеряют плотность вещества | Анализируют условия и требования задачи, создают алгоритмы деятельности, выполняют операции со знаками и сомволами | Составляют план и последовательность действий | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия | §22 | |||
19 | 9 | Лабораторная работа № 4, 5«Определение объёма тела», «Определение плотности твердого тела» | Расчет массы тела при известном объеме. Расчет объема тела при известной массе. Определение наличия пустот и примесей в твердых телах и жидкостях | Приборы необходимые для работы. | Лабораторная работа, выводы, оформление | Вычисляют массу и объем тела по его плотности. Предлагают способы проверки на наличие примесей и пустот в теле | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения | Принимают и сохраняют познавательную цель, регулируют весь процесс и четко выполняют требования познавательной задачи | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | §21,22 | |||
20 | 10 | Сила. Сила тяжести | Сила - причина изменения скорости. Сила - мера взаимодействия тел. Сила - векторная величина. Изображение сил. Явление тяготения. Сила тяжести. Единицы силы. Связь между массой тела и силой тяжести | Использование ЭОР | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Исследуют зависимость силы тяжести от массы тела | Выделяют и формулируют проблему. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символические средства для построения модели | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | §23,24 | |||
21 | 11 | Сила упругости. Закон Гука. | Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука. | Презентация | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Исследуют зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных | Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | §25 | |||
22 | 12 | Вес тела. Невесомость | Действие тела на опору или подвес. Вес тела. Вес тела, находящегося в покое или движущегося прямолинейно, равномерно. | Использование ЭОР | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Объясняют действие тела на опору или подвес. Обнаруживают существование невесомости | Устанавливают причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Составляют план и последовательность действий | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | §27,26 | |||
23 | 13 | Динамометр. Лабораторная работа № 6 "Градуирование пружины" | Определение веса тела с помощью динамометра | Приборы необходимые для работы. | Лабораторная работа, выводы, оформление | Исследуют зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных | Сличают свой способ действия с эталоном | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | §28 | |||
24 | 14 | Равнодействующая сила | Равнодействующая сила. Сложение двух сил, направленных по одной прямой | Учебник, тетрадь, задачник | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Экспериментально находят равнодействующую двух сил | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соотоветствии с задачами и условиями коммуникации | §29 | |||
25 | 15 | Сила трения | Сила трения. Способы увеличения и уменьшения трения | Презентация | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Исследуют зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Составляют план и последовательность действий | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | §30 | |||
26 | 16 | . Трение покоя | Сила трения. Трение покоя. Способы увеличения и уменьшения трения | Презентация | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Исследуют зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Составляют план и последовательность действий | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | §31 | |||
27 | 17 | Трение в природе и технике | Сила как мера взаимодействия тел и причина изменения скорости. Сила тяжести, сила упругости, сила трения и вес тела. | Использование ЭОР | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Составляют опорный конспект по теме "Взаимодействие тел" | Структурируют знания. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | §32 | |||
28 | 18 | Движение и взаимодействие. | Нахождение равнодействующей нескольких сил. Определение вида движения тела в зависимости от действующих на него сил | Учебник, тетрадь, задачник | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Решают задачи базового уровня сложности по теме "Взаимодействие тел" | Анализируют условия и требования задачи, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | §13-18 | |||
29 | 19 | Силы вокруг нас | Расчет скорости, пути и времени движения. Расчет плотности, объема и массы тела. Вычисление сил тяжести, упругости, трения, равнодействующей двух и более сил | Использование ЭОР | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Решают качественные, количественные и задачи повышенной сложности по теме "Взаимодействие тел" | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | §19-22 | |||
30 | 20 | Решение задач | Расчет скорости, пути и времени движения. Расчет плотности, объема и массы тела. Вычисление сил тяжести, упругости, трения, равнодействующей двух и более сил | Учебник, тетрадь, задачник | Тест, решение задач | Осуществляют индивидуально-групповую подготовку к контрольной работе | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | §23-30 | |||
31 | 21 | Контрольная работа № 2 "Взаимодействие тел" | Скорость, путь и время движения. Средняя скорость. Плотность, масса и объем тела. Силы в природе | Контрольная работа | Демонстрируют умение решать задачи по теме "Взаимодействие тел" | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Осознают качество и уровень усвоения | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | |||||
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 21ч | ||||||||||||
32 | 1 | Давление. Единицы давления. | Понятие давления. Формула для вычисления и единицы измерения давления. Способы увеличения и уменьшения давления | Презентация ЦОР: Физика 7-11кл. БНП | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Приводят примеры необходимости уменьшения или увеличения давления. Предлагают способы изменения давления | Выделяют и формулируют проблему. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | §33 | |||
33 | 2 | Способы уменьшения и увеличения давления. | Вычисление давления в случае действия одной и нескольких сил. Вычисление силы, действующей на тело и площади опоры по известному давлению | Использование ЭОР | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Знают формулу для расчета давления. Умеют вычислять силу и площадь опоры. Объясняют явления, вызываемые давлением твердых тел на опору или подвес | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | §34 | |||
34 | 3 | Давление газа | Механизм давления газов. Зависимость давления газа от объема и температуры | Использование ЭОР | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие зависимость давления газа от объема и температуры | Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | §35 | |||
35 | 4 | Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Зависимость давления от высоты (глубины). Гидростатический парадокс | ЦОР: Физика 7-11кл. БНП | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие передачу давления жидкостями и газами | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | §36 | |||
36 | 5 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | Формула для расчета давления на дно и стенки сосуда. Решение качественных, количественных и экспериментальных задач | Учебник, тетрадь, задачник | Тест, решение задач | Выводят формулу давления внутри жидкости, приводят примеры, свидетельствующие об увеличении давления на глубине | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соотоветствии с задачами и условиями коммуникации | §37.38 | |||
37 | 6 | Сообщающиеся сосуды | Сообщающиеся сосуды. Однородные и разнооднородные жидкости в сообщающихся сосудах. Фонтаны. Шлюзы. Системы водоснабжения | Презентация | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Приводят примеры устройств с использованием сообщающихся сосудов, объясняют принцип их действия | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы внеурочной деятельности | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | §39 | |||
38 | 7 | Вес воздуха. Атмосферное давление | Способы определения массы и веса воздуха. Строение атмосферы. | Использование ЭОР | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Предлагают способы взвешивания воздуха. | Извлекают необходимую информацию из текстов различных жанров. | Составляют план и последовательность действий | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | §40 | |||
39 | 8 | Существование воздушной оболочки Земли | Явления, доказывающие существование атмосферного давления | ЦОР: Физика 7-11кл. БНП | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Объясняют причины существования атмосферы и механизм возникновения атмосферного давления | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Составляют план и последовательность действий | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | §41 | |||
40 | 9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Способы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Ртутный барометр. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | Использование ЭОР | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Объясняют устройство и принцип действия жидкостных барометров, причину зависимости давления от высоты | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | §42 | |||
41 | 10 | Барометр-анероид. | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | Презентация | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Объясняют устройство и принцип действия безжидкостных барометров, причину зависимости давления от высоты | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | §43,44 | |||
42 | 11 | Измерение давления. Манометры | Методы измерения давления. Устройство и принцип действия жидкостных и металлических манометров. Способы градуировки манометров | Учебник, тетрадь, задачник | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Сравнивают устройство барометра-анероида и металлического манометра. Предлагают методы градуировки | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | §45 | |||
43 | 12 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлическая машина | Гидравлические машины (устройства): пресс, домкрат, усилитель, поршневой насос, их устройство, принцип действия и области применения | Презентация | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Формулируют определение гидравлической машины. Приводят примеры гидравлических устройств, объясняют их принцип действия | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | §46,47 | |||
44 | 13 | Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. | Выталкивающая сила, вычисление и способы измерения. | Учебник, тетрадь, задачник | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Обнаруживают существование выталкивающей силы | Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют слушать и слышать друг друга. Интересуются чужим мнением и высказывают свое | §48 | |||
45 | 14 | Архимедова сила | Закон Архимеда. | Использование ЭОР | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Обнаруживают существование выталкивающей силы, выводят формулу для ее вычисления, предлагают способы измерения | Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Работают в группе. Умеют слушать и слышать друг друга. Интересуются чужим мнением и высказывают свое | §49 | |||
46 | 15 | Лабораторная работа № 7 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" | Выталкивающая сила, вычисление и способы измерения | Приборы необходимые для работы. | Лабораторная работа, выводы, оформление | Обнаруживают существование выталкивающей силы | Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи | Оценивают достигнутый результат | Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия | §49 | |||
47 | 16 | Плавание тел | Условия плавания тел. | Использование ЭОР | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Исследуют и формулируют условия плавания тел | Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений | Составляют план и последовательность действий | Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия | §50 | |||
48 | 17 | Лабораторная работа № 8 "Выяснение условий плавания тел в жидкости" | Условия плавания тел. | Приборы необходимые для работы. | Лабораторная работа, выводы, оформление | Исследуют и формулируют условия плавания тел | Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений | Составляют план и последовательность действий | Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия | §50 | |||
49 | 18 | Плавание судов. | Водоизмещение. Расчет максимального веса, загружаемого на плот. Способы увеличения вместимости судов Подводные лодки, батисферы, батискафы. | Презентация | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Делают сообщения из истории развития судоходства и судостроения. Решают задачи | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Оценивают достигнутый результат | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | §51 | |||
50 | 19 | Воздухоплавание: | Воздухоплавание: воздушные шары, аэростаты и дирижабли. Возможность воздухоплавания на других планетах | Презентация | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Делают сообщения из истории развития судоходства и судостроения. Решают задачи | Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей | Осознают качество и уровень усвоения | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | §52 | |||
51 | 20 | Решение задач | Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел | Учебник, тетрадь, задачник | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Выявляют наличие пробелов в знаниях, определяют причины ошибок и затруднений и устраняют их | Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | §49-51 | |||
52 | 21 | Контрольная работа № 3 "Давление твердых тел, жидкостей и газов" | Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел | Контрольная работа | Демонстрируют умение решать задачи по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Оценивают достигнутый результат | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | |||||
Работа и мощность. Энергия | 13 ч | ||||||||||||
53 | 1 | Механическая работа | Работа. Механическая работа. Единицы работы. Вычисление механической работы | Использование ЭОР | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Измеряют работу силы тяжести, силы трения | Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | §53 | |||
54 | 2 | Мощность Единицы мощности. | Мощность. Единицы мощности. Вычисление мощности | Использование ЭОР | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Измеряют мощность | Умеют заменять термины определениями. Устанавливают причинно-следственные связи | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | §54 | |||
55 | 3 | Простые механизмы. | Механизм. Простые механизмы. Рычаг и наклонная плоскость. Равновесие сил | Презентация ЦОР: Физика 7-11кл. БНП | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Предлагают способы облегчения работы, требующей применения большой силы или выносливости | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | §55 | |||
56 | 4 | Момент силы. Рычаг | Плечо силы. Момент силы. | Использование ЭОР | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Изучают условия равновесия рычага | Выбирают знаково-символические средства для построения модели | Составляют план и последовательность действий | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия | §56,57 | |||
57 | 5 | Лабораторная работа № 9 "Условия равновесия рычага" | Плечо силы. Момент силы. | Приборы необходимые для работы. | Лабораторная работа, выводы, оформление | Изучают условия равновесия рычага | Выбирают знаково-символические средства для построения модели | Составляют план и последовательность действий | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия | ||||
58 | 6 | Блоки | Блоки. Подвижные и неподвижные блоки. Полиспасты | Презентация | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Изучают условия равновесия подвижных и неподвижных блоков, предлагают способы их использования, приводят примеры применения | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия | §59 | |||
59 | 7 | "Золотое правило" механики | Использование простых механизмов. Равенство работ, "золотое правило" механики | ЦОР: Физика 7-11кл. БНП | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Вычисляют работу, выполняемую с помощью механизмов, определяют "выигрыш" | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных | Формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | §60 | |||
60 | 8 | Коэффициент полезного действия | Коэффициент полезного действия. КПД наклонной плоскости, блока, полиспаста | ЦОР: Физика 7-11кл. БНП | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Измеряют КПД наклонной плоскости. Вычисляют КПД простых механизмов | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки | Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий | Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | §61 | |||
61 | 9 | Лабораторная работа № 10 "Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости" | Измеряют КПД наклонной плоскости. | Приборы необходимые для работы. | Лабораторная работа, выводы, оформление | Измеряют КПД наклонной плоскости. Вычисляют КПД простых механизмов | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки | Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий | Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | ||||
62 | 10 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия | Энергия. Единицы измерения энергии. Кинетическая и потенциальная энергия. Формулы для вычисления энергии | Презентация | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Вычисляют энергию тела | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | §62,63 | |||
63 | 11 | Превращения энергии | Превращение одного вида механической энергии в другой. Работа - мера изменения энергии. Закон сохранения энергии | Использование ЭОР | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Сравнивают изменения кинетической и потенциальной энергии тела при движении | Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | §64 | |||
64 | 12 | Решение задач по теме "Работа и мощность." | Определение совершенной работы и мощности Вычисление работы, совершенной при помощи различных механизмов, производимой при этом мощности | Учебник, тетрадь, задачник | Тест, решение задач | Измеряют совершенную работу, вычисляют мощность, КПД и изменение механической энергии тела | Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | ||||
65 | 13 | Решение задач по теме "Энергия " | Вычисление кинетической, потенциальной и полной механической энергии тела. и количества энергии, превратившегося из одного вида в другой | Учебник, тетрадь, задачник | Тест, решение задач | Работают с "картой знаний". Выявляют наличие пробелов в знаниях, определяют причины ошибок и затруднений и устраняют их | Структурируют знания. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | § | |||
66 | 14 | Контрольная работа №4 "Работа и мощность. Энергия" | Простые механизмы. Кинетическая, потенциальная и полная механическая энергия. Механическая работа и мощность. КПД | Контрольная работа | Демонстрируют умение решать задачи по теме "Работа и мощность. Энергия" | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения | Описывают содержание совершаемых действий | |||||
Обобщающее повторение | 2ч | ||||||||||||
67 | 1 | Физика и мир, в котором мы живем | Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и заимодействие. Силы.давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Работают с "картой знаний". Обсуждают задачи, для решения которых требуется комплексное применение усвоенных ЗУН и СУД | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |||||
68 | 2 | "Я знаю, я могу..." | Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и заимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность | Фронта льнаяпроверкаустные ответы | Работают с "картой знаний". Обсуждают задачи, для решения которых требуется комплексное применение усвоенных ЗУН и СУД | Проводят анализ способов решения задач с точки зрения их рациональности и экономичности. Структурируют знания | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые явления из области физики и астрономии. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профессиональной дифференциации.
В 7 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме.
Программа по физике для 7 классов разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год);
- с законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»,
- с рекомендациями Программы (Программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы., М.: «Просвещение», 2012 .-79с.);
- с авторской программой (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.);
- с примерной программой по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. -48 с. – (Стандарты второго поколения).
- с федеральным переченем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы образования в 2014 –2015 учебном году.
- с образовательной программой МБОУ «СОШ №1 г. Льгова им. В. Б. Бессонова».
- с учебным планом МБОУ «СОШ №1 г. Льгова им. В. Б. Бессонова» на 2015-2016 учебный год.
Программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Предлагаемая программа обеспечивает систему фундаментальных знаний основ физической науки для всех учащихся основной школы.
В программе, кроме перечня элементов учебной информации, предъявляемой учащимся, содержится перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ.
Цели и образовательные результаты представлены на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
Место дисциплины в учебном плане
Программа имеет базовый уровень, рассчитана на учащихся 7 классов общеобразовательной школы.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования в VII классе 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа по физике составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений и авторской программой А.В.Перышкина и в соответствии с выбранными учебниками:
А.В.Перышкин Физика 7 класс И.Д. «Дрофа» 2012-2015 г.
Цели и задачи изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Эти цели достигаются благодаря решению следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;
- овладение учащимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;
- формирование у учащихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях, о физических величинах, характеризующих эти явления.
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации;
- овладение учащимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.
Особенности курса.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий. Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента.
У большинства учащихся дома в личном пользовании имеют компьютеры, что дает возможность расширять понятийную базу знаний учащихся по различным разделам курса физики. Использование обучающих программ расположенных в образовательных Интернет-сайтах или использование CD – дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика» и др.).
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач. Решение физических задач должно проводиться в оптимальном сочетании с другими методами обучения. При решении задач требующих применение нескольких законов, показывается образец решения таких задач и предлагаются подобные задачи для домашнего решения.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Это требует постоянного продумывания методики проведения урока: изложение нового материала в форме бесед или лекций, выдвижение учебных проблем; широкое использование учебного эксперимента (демонстрационные опыты, фронтальные лабораторные работы, в том числе и кратковременные), самостоятельная работа учащихся. Наиболее эффективным методом проверки и коррекции знаний, учащихся при проведении промежуточной диагностики внутри изучаемого раздела является использование кратковременных (на 7-8 минут) тестовых тематических заданий. Итоговые контрольные работы проводятся в конце изучения соответствующего раздела. Все это способствует решению ключевой проблемы — повышению эффективности урока физики.
При преподавании используется: классно-урочная система; лабораторные и практические занятия; применение мультимедийного материала; решение экспериментальных задач.
Изменений в программе нет.
Тематический план
7 класс.
Полу годие | Пример ные сроки | Содержание программы | Коли чество часов | Коли чество лабора торных работ | Коли чество контрольных работ |
1 | Введение Первоначальные сведения о строении вещества Взаимодействие тел | 4 6 21 | 1 1 6 | - 1 1 | |
2 | Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа и мощность. Энергия. Обобщающее повторение | 21 14 2 | 3 3 | 1 1 | |
Итого | 68 | 14 | 4 |
Лабораторные работы
7 класс.
№ ЛР | № раздела | Наименование лабораторных работ | Кол-во часов |
1 | 1 | Определение цены деления измерительного прибора | 1 |
2 | 2 | Измерение размеров малых тел | 1 |
3 | 3 | Измерение массы тела на рычажных весах | 1 |
4 | 3 | Измерение объема тел | 1 |
5 | 3 | Определение плотности твердого тела | 1 |
6 | 3 | Градуирование пружины и измерение сил динамометром | 1 |
7 | 4 | Определение выталкивающей силы | 1 |
8 | 4 | Выяснение условий плавания тел | 1 |
9 | 5 | Выяснение условия равновесия рычага | 1 |
10 | 5 | Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости | 1 |
Контрольные работы
№ | Тема |
1 | Строение вещества |
2 | Взаимодействие тел |
3 | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов |
4 | Работа и мощность. Энергия |
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике 7 классе являются:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике в 7 классе, на которых основываются общие результаты, являются:
• понимание и способность объяснять такие физические явления, как механическое движение тел, свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел,;
• умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию;
• владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре;
• понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии;
• понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
• овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
• умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Содержание программы.
7 класс
1. Введение
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
- Определение цены деления измерительного прибора.
2. Первоначальные сведения о строении вещества
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
- Измерение размеров малых тел.
3. Взаимодействие тел
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы
- Измерение массы тела на рычажных весах.
- Измерение объема тела.
- Измерение плотности твердого тела.
6) Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Водопровод. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
7) Измерение выталкивающей силы, действующей
на погруженное в жидкость тело.
8) Выяснение условий плавания тела в жидкости.
5. Работа и мощность. Энергия
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
9) Выяснение условия равновесия рычага.
10) Измерение КПД при подъеме тела по наклон
ной плоскости.
7 класс
Требования к уровню усвоения учебного материала
- Знание основ современных физических теорий (понятий, теоретических моделей, законов, экспериментальных результатов, физических смыслов размерности величин)
- Умение систематизировать научную информацию (теоретическую и экспериментальную)
- Умение выдвигать гипотезы, планировать эксперименты или моделировать их.
- Умение решать простейшие задачи на основные темы и законы учебной дисциплины.
- Умение оценивать погрешности измерений и определять цену деления измерительных приборов.
- Умение пользоваться лабораторным оборудованием.
- Понимание границ применимости физических моделей и теорий.
- Умение применять законы физики в повседневной жизни.
- Умение объяснять явления природы при помощи законов физики.
Требования к знаниям и умениям.
Знать:
- Что такое физика и что она изучает;
- Как человек получает знания о явлениях природы;
- Что все тела состоят из молекул;
- Три агрегатных состояния вещества и их различия;
- Формулу для скорости;
- Определение массы тела;
- Формулу для определения массы тела;
- Формулу для определения силы тяжести;
- Определение веса тела;
- Определение и формулу давления;
- Единицы размерности различных физических величин;
- Формулу расчета давления жидкости на дно сосуда;
- Формулу для вычисления силы Архимеда;
- Условие равновесия рычага;
- Условия плавания тел;
- Знать определения и формулы для работы и мощности;
- Понятия кинетической и потенциальной энергии и формулы для их вычисления.
Уметь:
- Определять цену деления измерительного прибора;
- Объяснять различные явления с точки зрения молекулярного строения вещества;
- Правильно использовать мензурку, динамометр, весы, различные таблицы постоянных величин;
- Решать расчетные задачи с их полным правильным оформлением;
- Изображать графически силы, приложенные к различным телам.
Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
- Неумение выделять в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
- Неумение определить показания измерительного прибора.
- Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
- Тихонова Е.Н. сост. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие. -2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.- 398 с.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
- Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике.7-11 класс.: Метод.пособие / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2000. – 192с.
УМК «Физика» 7 класс.
- Физика. 7 класс. А.В. Перышкин
- Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
- Физика. Методическое пособие. 7 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова
- Физика. Тесты. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
- Физика. Дидактические материалы. 7 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон
- Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон
- Электронное приложение к учебнику.
Интернет-ресурсы
Название сайта или статьи | Содержание | Адрес |
Каталог ссылок на ресурсы о физике | Энциклопедии, библилтеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др. | |
Бесплатные обучающие программы по физике | 15 обучающих программ по различным разделам физики | |
Лабораторные работы по физике | Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов. | |
Анимация физических процессов | Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. | |
Физическая энциклопедия | Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики. |
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.
Формы организации образовательного процесса:
традиционные уроки, лекция, семинар, тестовая работа, эвристическая беседа, практикум по решению задач, лабораторный практикум.
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый,
Типы: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный, тест и традиционная контрольная работа.
Образовательные технологии
Интерактивные технологии, используемые в учебных занятиях
- проблемное обучение;
- проектное обучение;
- мозговой штурм (письменный мозговой штурм, индивидуальный мозговой штурм);
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
- технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов;
- технология проведения дискуссий;
- технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные задания по технологии 5-й класс. ФГОС «Материаловедение» Контрольные задания по технологии 5-й класс. ФГОС «Материаловедение»
Контрольная работа по технологии в разделе" материаловедение"-необходима для проверки усваения материала....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....
КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022
Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...
РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс.Авторы: Г.В.Дорофеев, С.В.Суворова, Е.А.Бунимович,Л.В.Кузнецова,С.С.Минаева,Л.О.РословаУчебник алгебра 6 класс. Авторы: Г.В.Дорофеев,И.Ф.Шарыгин, С.В.Суворова, Е.А....