Решение задач методом ключевых учебных ситуаций. Сила Архимеда
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Ключевые ситуации - это учебные ситуации, разрешение которых позволяет научиться решать задачи. Овладение ключевыми ситуациями формирует компетенции в решении задач, устанавливает связь между теорией и практикой (решением задач). Результатом изучения школьного курса физики должен быть не набор решенных задач , а понимание физических законов и физическая интуиция, которая может развиваться при рассмотрении ключевых ситуаций. На примере фрагмента урока "Сила Архимеда. Решение задач" показано использование ключевых ситуаций на уроках физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_metodom_klyuchevyh_uchebnyh_situatsiy._sila_arhimeda.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Решение задач методом ключевых учебных ситуаций. Сила Архимеда»
Ключевая ситуация.
На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу воды в объеме погруженной в жидкость или газ части тела.
- Разминка
- От каких величин зависит архимедова сила?
А. от глубины погружения тела в жидкость
Б. от плотности тела
В. от плотности жидкости
2) Тело по очереди погружают в разные жидкости. Расположите жидкости в
порядке возрастания архимедовой силы
А. вода, керосин, ртуть
Б. керосин, вода, ртуть
В. ртуть, вода, керосин
3) Погруженное в воду тело массой 4,5 кг потеряло в весе 15 Н. Чему равна
действующая на тело архимедова сила?
А. 15 Н Б. 30 Н В. 45 Н
4) Когда тело массой 10 кг опустили в воду, оно потеряло в весе 25 Н. Чему равна
действующая на тело архимедова сила? Чему равен вес тела в воде?
А. 75 Н; 125 Н Б. 25 Н; 100 Н В. 25 Н; 75 Н
5) Вес катера 400 кН. Сколько воды он будут вытеснять, плывя по реке?
А. 400 т Б. 40 т В. 4 т
- Решение задачи по сюжету ключевой ситуации
Вес куска железа в воде равен 1,67 Н. Найти его объем. Плотность железа 7800 кг/м3
При погружении в воду вес тела уменьшается. Эта разница в весе численно равна архимедовой силе: ,
где Р1 - вес тела в воздухе, Р2 - вес тела в воде
Вес тела в воздухе:
Сила Архимеда равна весу воды в объеме погруженной в воду части тела:
Масса тела:ρт
Масса вытесненной воды : ρв
Подставим ур-я (2) и (3) в ур-е (1):
Подставим ур-я (4) и (5) в ур-е (6):
V =
Ответ: V = 25 см3
- Задачи различного уровня.
- Объем тела 0,1 дм3. Какая выталкивающая сила будет действовать на него при полном погружении в воду?
- Тело плавает в пресной воде, полностью погрузившись в нее. Как будет себя вести тело в соленой воде? В керосине?
Ответ: плотность соленой воды больше плотности пресной воды, архимедова сила увеличится, следовательно, тело всплывает;
плотность керосина меньше плотности пресной воды, архимедова сила уменьшится, следовательно, тело погрузится глубже
- Камень объемом 7,5 дм3 имеет массу 18,7 кг. Определить силу, достаточную для того, чтобы удержать камень в воде.
F + Fa = mg
F = mg - Fa
Fa = ρж ∙g ∙ V
F = g( m - ρж ∙ V) Ответ: F = 10 Н
- Экспериментальное задание.
Оборудование: металлический цилиндр, динамометр, измерительный цилиндр (мензурка), вода
- Определить вес тела в воздухе Р1 (Р1 = 1,6 Н)
- Погрузите тело в воду полностью. Определите объем тела V (V = 20см3)
- Определите вес тела в воде Р2 (Р2 = 1,4 Н)
- Рассчитать силу Архимеда Fa = Р1 - Р2 (Fa = 0,2 Н)
- Рассчитать массу вытесненной воды mв = ρв ∙ V (mв = 0,02 кг)
- Рассчитать вес вытесненной воды Рв = mв ∙ g (Рв = 0,2 Н)
- Сравнить силу Архимеда и вес вытесненной воды. Сделать вывод о справедливости закона Архимеда
- Определить плотность тела, вес которого в воздухе Р1 = 10 Н, а в воде Р2 = 6 Н.
ρт =
mт - ? Р1 = mт ∙g mт =
Vт -? Fa = ρж ∙g ∙ Vт Vт =
Fa -? Fa = Р1 – Р2
Vт =
ρт = ρж∙
Ответ: ρт = 2,5 ∙103 кг/м3
Тема урока: Урок решения задач по теме "Сила Архимеда "
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Планируемые результаты (цели):
Метапредметные:
- формирование умений воспринимать, анализировать информацию, представленную в различных формах, и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника;
- формирование умения работать в группе, умения докладывать о результатах своего исследования
Личностные:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
- развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях
Предметные:
- понимание и способность объяснять такие физические явления, как действие жидкости и газа на погруженное в них тело; знание формулы силы Архимеда, понимание смысла закона Архимеда
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- развитие умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- овладение способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы
В результате проведения урока большая часть класса достигла планируемых результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..
Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...
Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..
Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...
Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..
Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...
Использование ключевых учебных ситуаций в школьном курсе физики
Данная статья посвящена методике использования ключевых школьных ситуций в школьном курсе физики. Была подготовлена как практико-значимый проект при изучении курса "Образование и общество"...
Подготовка к ГИА с использованием ключевых учебнных ситуаций.
Методическая разработка урока физики в 9 классе с использованием ключевых учебных ситуаций "Движение тела под дейсткием силы тяжести" и "Проявление закона сохранения энергии на примере падения те...
«Использование ключевых учебных ситуаций при обучении решению задач по физике»
С методом использования ключевых учебных ситуаций (КлУС) при обучении физики, я впервые познакомилась, обучаясь на дистанционных курсах педагогического университета «Перв...
методическая разработка урока физики с использованием ключевых учебных ситуаций
Данная методическая разработка будет полезна для учителей, которые готовят учащихся к успешной сдаче ГИА по физике в 9 м классе....