урок "преломление света "
методическая разработка по физике (8, 9 класс) на тему

Кочешков Дмитрий Сергеевич

Возможная система методов и форм введения закона преломления света.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможная система методов и форм введения закона преломления света.

Тема урока: Преломление света.

Класс 9

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.

Цели урока:

Образовательная:  на основе эксперимента   ученики получают закон преломление света, потом экспериментально исследуют его.

Развивающая: ученики продолжают развивать свою речь, мыслительную деятельность, анализировать данные полученные экспериментально, умения применять свои теоретические знания на практике.

Воспитательные: ученики продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной работы.

 Методы:

  • Словесно – наглядный
  • Частично – поисковый
  • Исследовательский

Форма организации занятия:

        Беседа, создание  проблемной ситуации, работа в группах.

Средства обучения: демонстрационный набор L-микро «Геометрическая оптика» (осветители, полуцилиндрическая и плоскопараллельная пластины, модель световода, лимб.), лабораторный набор L-микро «Оптика» (источник питания, лампочка, соединительные провода,  полуцилиндрическая пластина, металлический планшет, экран со щелью)

Хронометраж урока:

  1. организационный момент   2 минуты
  2. подготовка к основному уроку   5 минут
  3. изучение нового материала 20 минут
  4. обобщение и систематизация изученного материала  5 минут
  5. первичное закрепление   10 минут.
  6. постановка домашнего задания и подведение итогов урока 3 минуты

Содержание урока

Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

1 Организационный момент.

Здравствуйте. Я рад вас приветствовать. Дежурный положит мне на стол листочек с фамилиями отсутствующих и приступим к работе.

Психологически подготовить учащихся к работе на уроке.

Доброжелательный настрой учащихся, их готовность к уроку, быстрое включение в деловой ритм.

2. Подготовка к основному этапу урока.

Собеседование по вопросам:

  • как распространяется свет в однородной среде?
  • Доказательство прямолинейного распространения света?
  • Как звучит закон отражения света?
  • Что такое угол падении и угол отражения?

Обеспечение мотивации учения учащихся и включение их в совместную деятельность по определению целей урока, актуализация опорных знаний и умений.

Готовы к активной учебной деятельности, отвечают на вопросы с места.

На прошлых уроках мы рассмотрели, отражение света от не прозрачной поверхности, теперь рассмотрим прохождение света из одной прозрачной среды в другую.

Итак,  цель нашего урока получить закон преломления света. Запишем тему урока: Преломление света.

3. Изучение нового материала.

На прошлом уроке рассматривали преломление света от зеркала, теперь рассмотрим  как свет проходит из воздуха в стекло.

Ученики с помощью лампочки и экрана  получают тонкий пучок света, и наблюдают как свет проходит из воздуха в прозрачный полуцилиндр. (делают первые выводы о том что свет меняет свое направление, выдвигают гипотезы от чего может зависеть преломление света)

С помощью лимба ученики поверяют  гипотезу что преломление света зависит от угла падения, делают измерение угла падения и преломления, получают  4-5 различных измерений. И с помощью ищут отношение синуса угла падения  к синусу угла преломления. (полученное отношение получается близкие 1,5)

Ученики  пытаются сформулировать закон преломление света.

Обеспечение восприятия, осмысления, усвоения и первичного запоминания учащимися изучаемого материала.

Дается под запись четкая формулировка закона, определение абсолютного и относительного показателя преломления.

Учитель уточняет, что абсолютный показатель преломления можно найти в таблице.

Активно работают с объектом изучения. Записывают опыты и их результаты, делают выводы.

4. Обобщение и систематизация изученного материала.

А теперь  давайте четко сформулируем, проговорим и запишем:

  • Закон преломления
  • Определение угла преломления
  • Определение показателя преломления
  • Вводим понятие абсолютного и относительного показателя преломления.
  • Как найти относительный показатель преломления через абсолютный

Корректирует ответы учащихся

Формулируют изученные законы и  определения с места.

5. Первичное закрепление.

Решим ряд задач по нашей сегодняшней теме.

а. Дорисовать рисунок.

б. Луч света падает на поверхность раздела двух прозрачных сред под углом 350 и преломляются под углом 250. чему равен угол преломления, если луч падает на эту границу раздела под углом 500?

Контролирует решение задач.

Один у доски, остальные в тетради решают и объясняют решение задач.

  1. Постановка домашнего задания и подведение итогов урока.

Постановка д/з и инструктаж по его выполнению.

Комментирует д/з.

Записывают в дневники.

Результаты урока.

Поставленные цели достигнуты.

В процессе урока  провели серию опытов, сформулировали закон преломления света, показали независимость  показателя преломления от угла падения, пронаблюдали и сформулировали явление полного внутреннего отражения. Ученики развивали умения общаться друг с другом, с коллективом, развивали монологическую речь.

При рассмотрении  закона преломления этим методом могут возникнуть следующие трудности:

  1. Четкого понимания, что каждое вещество имеет свой показатель преломления.( так как в лабораторном оборудование только стеклянные плоскопараллельные пластины, и нет возможности показать что показатель преломления разный для разных сред).

Выход: демонстрация преломления с разными жидкостями проводится учителем.

  1. При  неточных измерениях закон преломления будет искажен, что может натолкнуть на неверные выводы, например, что показатель преломления зависит от угла падения.

Выход: учитель дублирует за учениками их эксперимент у доски, .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по физике для обучающихся 9 класса "Свет. Прямолинейное распространение света".

Презентацию к уроку физике по теме "Свет. Прямолинейное распространение света" можно использовать при изучении главы "Оптические явления" в основной школе (9 класс). ...

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

На уроке учащиеся знакомятся  с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...

презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Разработка урока на котором  учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света,  законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...

Источники света.Распространение света

Урок на тему "Источники света.Распространение света " Глава  "Световые явления"  8 класс...