урок "преломление света "
методическая разработка по физике (8, 9 класс) на тему
Возможная система методов и форм введения закона преломления света.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnaya_sistema_metodov_i_form_vvedeniya_zakona_prelomleniya_sveta.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможная система методов и форм введения закона преломления света.
Тема урока: Преломление света.
Класс 9
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.
Цели урока:
Образовательная: на основе эксперимента ученики получают закон преломление света, потом экспериментально исследуют его.
Развивающая: ученики продолжают развивать свою речь, мыслительную деятельность, анализировать данные полученные экспериментально, умения применять свои теоретические знания на практике.
Воспитательные: ученики продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной работы.
Методы:
- Словесно – наглядный
- Частично – поисковый
- Исследовательский
Форма организации занятия:
Беседа, создание проблемной ситуации, работа в группах.
Средства обучения: демонстрационный набор L-микро «Геометрическая оптика» (осветители, полуцилиндрическая и плоскопараллельная пластины, модель световода, лимб.), лабораторный набор L-микро «Оптика» (источник питания, лампочка, соединительные провода, полуцилиндрическая пластина, металлический планшет, экран со щелью)
Хронометраж урока:
- организационный момент 2 минуты
- подготовка к основному уроку 5 минут
- изучение нового материала 20 минут
- обобщение и систематизация изученного материала 5 минут
- первичное закрепление 10 минут.
- постановка домашнего задания и подведение итогов урока 3 минуты
Содержание урока
Ход урока | Обоснование деятельности учителя | Прогнозируемая деятельность учеников |
1 Организационный момент. Здравствуйте. Я рад вас приветствовать. Дежурный положит мне на стол листочек с фамилиями отсутствующих и приступим к работе. | Психологически подготовить учащихся к работе на уроке. | Доброжелательный настрой учащихся, их готовность к уроку, быстрое включение в деловой ритм. |
2. Подготовка к основному этапу урока. Собеседование по вопросам:
| Обеспечение мотивации учения учащихся и включение их в совместную деятельность по определению целей урока, актуализация опорных знаний и умений. | Готовы к активной учебной деятельности, отвечают на вопросы с места. |
На прошлых уроках мы рассмотрели, отражение света от не прозрачной поверхности, теперь рассмотрим прохождение света из одной прозрачной среды в другую. Итак, цель нашего урока получить закон преломления света. Запишем тему урока: Преломление света. | ||
3. Изучение нового материала. На прошлом уроке рассматривали преломление света от зеркала, теперь рассмотрим как свет проходит из воздуха в стекло. Ученики с помощью лампочки и экрана получают тонкий пучок света, и наблюдают как свет проходит из воздуха в прозрачный полуцилиндр. (делают первые выводы о том что свет меняет свое направление, выдвигают гипотезы от чего может зависеть преломление света) С помощью лимба ученики поверяют гипотезу что преломление света зависит от угла падения, делают измерение угла падения и преломления, получают 4-5 различных измерений. И с помощью ищут отношение синуса угла падения к синусу угла преломления. (полученное отношение получается близкие 1,5) Ученики пытаются сформулировать закон преломление света. | Обеспечение восприятия, осмысления, усвоения и первичного запоминания учащимися изучаемого материала. Дается под запись четкая формулировка закона, определение абсолютного и относительного показателя преломления. Учитель уточняет, что абсолютный показатель преломления можно найти в таблице. | Активно работают с объектом изучения. Записывают опыты и их результаты, делают выводы. |
4. Обобщение и систематизация изученного материала. А теперь давайте четко сформулируем, проговорим и запишем:
| Корректирует ответы учащихся | Формулируют изученные законы и определения с места. |
5. Первичное закрепление. Решим ряд задач по нашей сегодняшней теме. а. Дорисовать рисунок. б. Луч света падает на поверхность раздела двух прозрачных сред под углом 350 и преломляются под углом 250. чему равен угол преломления, если луч падает на эту границу раздела под углом 500? | Контролирует решение задач. | Один у доски, остальные в тетради решают и объясняют решение задач. |
Постановка д/з и инструктаж по его выполнению. | Комментирует д/з. | Записывают в дневники. |
Результаты урока.
Поставленные цели достигнуты.
В процессе урока провели серию опытов, сформулировали закон преломления света, показали независимость показателя преломления от угла падения, пронаблюдали и сформулировали явление полного внутреннего отражения. Ученики развивали умения общаться друг с другом, с коллективом, развивали монологическую речь.
При рассмотрении закона преломления этим методом могут возникнуть следующие трудности:
- Четкого понимания, что каждое вещество имеет свой показатель преломления.( так как в лабораторном оборудование только стеклянные плоскопараллельные пластины, и нет возможности показать что показатель преломления разный для разных сред).
Выход: демонстрация преломления с разными жидкостями проводится учителем.
- При неточных измерениях закон преломления будет искажен, что может натолкнуть на неверные выводы, например, что показатель преломления зависит от угла падения.
Выход: учитель дублирует за учениками их эксперимент у доски, .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Источники света. Распространение света" в 8 классе
План-конспект урока с применением ЭОР....
Презентация к уроку по физике для обучающихся 9 класса "Свет. Прямолинейное распространение света".
Презентацию к уроку физике по теме "Свет. Прямолинейное распространение света" можно использовать при изучении главы "Оптические явления" в основной школе (9 класс). ...
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
На уроке учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...
презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Разработка урока на котором учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...
Источники света.Распространение света
Урок на тему "Источники света.Распространение света " Глава "Световые явления" 8 класс...
Методическая разработка. Проверочная работа по теме: "Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света".
Проверочная работа на 15-20 минут, 8 класс, раздел "Световые явления"....