урок "Дисперсия. Спектральное разложение."
методическая разработка по физике (9 класс) на тему
урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dispersiya._spektralnoe_razlozhenie.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Дисперсия. Спектральное разложение.
Класс 9
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательная: обеспечить усвоение учащимися физического смысла явления дисперсии, его формулировку, опыты подтверждающие явление, особенности закона, примеры проявления явления в природе, технике, практическое применение.
.
Развивающая: ученики продолжают развивать свою речь, мыслительную деятельность, анализировать данные полученные экспериментально, умения применять свои теоретические знания на практике.
Воспитательные: ученики продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной работы.
Методы:
- Словесно – наглядный
- Частично – поисковый
- Исследовательский
Форма организации занятия:
Беседа, создание проблемной ситуации, работа в группах.
Средства обучения: демонстрационный набор L-микро «Волновая оптика» (призма из стекла "Флинт", щелевая диафрагма, зеркало плоское, зажимы - 2 шт., подставка угловая, стойка штатива, экран малый со щелью, рабочее поле с креплениями, графический проектор, экран демонстрационный, оптический столик для проектора, проектор), лабораторный набор L-микро «Оптика» (источник питания, лампочка, соединительные провода, плоскопараллельная стеклянная пластина, кювета с водой, металлический планшет, экран со щелью, лист белой бумаги)
Хронометраж урока:
- организационный момент 2 минуты
- подготовка к основному уроку 10 минут
- изучение нового материала 25 минут
- обобщение и систематизация изученного материала 5 минут
- постановка домашнего задания и подведение итогов урока 3 минуты
Содержание урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте. Я рад вас приветствовать. Дежурный положит мне на стол листочек с фамилиями отсутствующих и приступим к работе.
2. Подготовка к основному этапу урока.
Собеседование по вопросам:
- Сформулируйте закон отражения света.
- Что такое показатель преломления? Где его можно найти?
- Дорисовать ход лучей при преломлении света:
3. Изучение нового материала.
«при объяснении нового материала учитель демонстрирует разложения белого света, при прохождении через призму, в спектр»
Ещё в глубокой древности люди любовались радугой. Позже, когда они научились изготовлять стекло и шлифовать из него зеркала, они заметили, что на краях зеркала часто видна та же система цветов, что и в радуге. Но только в 1666 г. И. Ньютон провел систематическое исследование этого явления. Вот как выглядели поставленные им опыты.
Сквозь небольшое отверстие в ставне в тёмную комнату проникал узкий пучок солнечного света. Поставив на пути пучка трёхгранную стеклянную призму, И. Ньютон обнаружил, что пучок отклоняется к основанию призмы и при этом белый свет разлагается на разные цвета. Сильнее всего отклоняется свет фиолетового цвета, слабее всего — красного. Всего И. Ньютон насчитал семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Полученную цветную картину назвали спектром. (Слово «спектр» образовано от латинского слова spectrum — видение, представление, образ.)
Выделяя с помощью экрана с отверстием поочерёдно один из цветов спектра, он пропустил этот свет через вторую призму и убедился, что ни один из спектральных цветов не разлагается на другие цвета. Отсюда И. Ньютон сделал важные выводы, которые мы приведём почти в дословной формулировке «ученики записывают выводы в тетрадь»:
- Существуют простые цвета, которые не могут изменяться при отражении и преломлении или за счёт других причин.
- Каждому цвету соответствует определённая степень преломляемости: наименее преломляемые лучи соответствуют красному цвету, наиболее преломляемые — фиолетовому. (показатель преломления среды зависит от частоты света-электромагнитных волн)
- Изменение цвета может происходить при смешении простых цветов: например, смесь жёлтого с синим даёт зелёный цвет, смесь красного с жёлтым — оранжевый.
- Наиболее удивительной и чудесной смесью цветов является белый свет. Он всегда сложен, и для его получения нужна смесь всех простых цветов в правильных пропорциях.
- На этой основе естественно объясняется появление цветов радуги в падающих дождевых каплях.
- На этой же основе объясняются цвета тел. Они зависят только от различной способности тел отражать и поглощать простые цвета.
Учитель предлагает классу, в парах, самостоятельно изучить явление дисперсии света в воде и плоскопараллельной пластине:
Оборудование: источник электропитания, лампа, ключ, экран со щелью, кювета с водой, плоскопараллельная призма, соединительные провода, лист белой бумаги.
Ход работы.
- Установите на планшет лампу с ключом и соберите цепь для ее включения.
- В 3 - 4 см от лампы поместите экран со щелью.
- В 3 - 4 см от экрана по другую его сторону установите кювету с водой.
- Включите лампу и направьте световой луч, вышедший из щели экрана на середину узкой грани кюветы.
- Поворачивая кювету относительно падающего луча, добейтесь, чтобы из ее широкой грани вышел окрашенный световой луч.
- Изготовьте самодельный экран, согнув лист белой бумаги под прямым углом и, разметив его на пути луча, вышедшего из кюветы, наблюдайте полученный спектр.
- Определите, в каком порядке чередуются цвета спектра относительно основания преломляющей призмы. Положение основания призмы можно указать, если рассматривать прямоугольную кювету как две треугольные призмы, имеющие вершины с углами 90°, которые соединены вместе своими основаниями так, что образуют прямоугольный параллелепипед. Ход лучей в опыте показан на рисунке.
- Замените кювету с водой на плоско параллельную пластину и направьте пучок света на большую боковую грань, так что бы пучок вышел через большее основание. Добейтесь такого положения призмы, что бы на экране получился спектр.
4. обобщение и систематизация изученного материала.
Учитель в месте с классом обобщает полученные ими результаты.
5. постановка домашнего задания и подведение итогов урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики "Спектры. Спектральный анализ" 11 кл.
Презентация является дополнением к содержимому уроков по темам "Спектры", "Спектральный анализ", "Спектральные аппараты". В презентации содержится тест на первичное закрепление материала....
Методическая разработка урока 11 класса "Виды излучения, спектры и спектральный анализ"
Я создала урок, используя наработки и идеи коллег, учителей физики. На изучение темы по программе отводится один урок, а в него надо вместить очень важный и объемный материал, поэтому я использую през...
Презентация к уроку "Виды излучения, спектры и спектральный анализ"
Сокращенный вариант презентации содержит иллюстрации к теме урока....
Урок в 11 классе "Виды излучения, спектры и спектральный анализ"
По программе на эту тему отводится 1 урок и надо познакомить обучающихся с большим фактическим материалом. В этом помогает презентация и использование интернет ресурсов, демонстрации спектров и их наб...
Спектры и спектральный анализ и виды излучения
Презентация к уроку...
Методы химии: эмиссионный спектральный анализ
Эмиссионный спектральный анализ...
Методы химии: атомно-абсорбционный спектральный анализ
Атомно-абсорбционный спектральный анализ...