Применение современных пед.технологий на уроках физики
материал по физике на тему

Семёнова Жанна Ивановна

Современный образовательный процесс требует внедрение в практику новых перспективных педагогических технологий. Они способствуют развитию критического мышления учащихся, формируют творческий подход к процессу обучения, как у учителя, так и у учащихся, активизируют навыки самостоятельной  работы школьников, формируют основы функциональной грамотности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_sovremennyh_ped.tehnologiy_na_urokah_fiziki.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Пикалёво

Бокситогорского муниципального района

Ленинградской области

Международный конкурс для педагогов

«Применение современных педагогических технологий на уроках физики»

Учебный предмет «Физика»

Подготовила:

учитель физики

Семёнова Жанна Ивановна

МБОУ «СОШ №1»

г. Пикалёво

ул. Школьная, д.6

эл.адрес: js.77@yandex.ru

г. Пикалёво

2015

Здоровье – это возможность возможностей.

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом,

как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Л. Кьюби

Современный образовательный процесс требует внедрение в практику новых перспективных педагогических технологий. Они способствуют развитию критического мышления учащихся, формируют творческий подход к процессу обучения, как у учителя, так и у учащихся, активизируют навыки самостоятельной  работы школьников, формируют основы функциональной грамотности обучающихся.

Обучение физике на уроках сегодня нельзя представить только виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к предмету, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности. Современный урок физики даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности. Успех во многом зависит и от мастерства учителя. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные особенности ребенка. Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных.

Я постоянно повышаю свой профессиональный уровень, применяю на практике опыт педагогов-новаторов, осваиваю и использую современные образовательные технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, проектную деятельность, зачётную систему, элементы технологии уровневой дифференциации.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на следующих направлениях своей работы: проектная деятельность, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.

Проектная деятельность.

Современная тенденция развития образования предполагает использование деятельностного подхода в обучении, целью которого является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. Такой подход к процессу учения как к деятельности требует принципиально другого рассмотрения соотношения знаний, умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. В результате данного подхода формируются такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивает их применение в заранее предусмотренных пределах. В связи с этим я разработала курс «Физика своими руками». Построение программы курса основано на принципе индивидуально сконцентрированного обучения, реализует деятельностный подход в обучении.

Программа курса рассчитана на 34 часа и содержит 8 разделов: «Удивительные случаи равновесия», «Занимательная механика», «Опыты с жидкостями и газами», «Мыльные плёнки и пузыри», «Опыт с теплотой», «Удивительные свойства света и оптические иллюзии», «Магия электричества», «Домашнему мастеру». Основное время отводится для конструирования  школьниками приборов и моделей. Конструирование каждой модели  по существу проектная деятельность ученика в области решения проблем, со всеми присущими ей особенностями.  Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения». (The Pisa 2003 Assessment Framework, OECD, 2003)

Курс способствует  более глубокому осознанию и усвоению программного материала на уровне применения знаний в новых условиях, ориентирован на учащихся основной школы, проявляющих интерес к техническому творчеству, деятельностному изучению предмета, и может быть использован в качестве пропедевтического  курса для учеников 5-6 классов, формируя интерес к предмету и расширяя кругозор ученика.

         Целью данного курса является повышение личной уверенности  каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.

Предлагаемый курс призван решать следующие  задачи:

  • Развитие способностей и практико - деятельностных умений учащихся в области технического творчества.
  • Развитие творческих способностей и интереса при выполнении творческих работ.
  • Формирование опыта проектной деятельности.
  • Формирование ценностно – волевых компетентностей.
  • Формирования надпредметных компетентностей (умения самостоятельно приобретать знания и  применять их  на практике).
  • Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества  для получения результатов  процесса выполнения творческих заданий.

Основные функции учителя, руководящего научно-исследовательскими работами учеников с открытой, или явной, координацией:

  • Направляющая (ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости  отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников)
  • Воспитательная (координация работ в разновозрастных группах, создание условий для творческой работы участников, предоставление возможности самостоятельного поиска, стимуляция естественной любознательности, организатора рефлексивной деятельности)
  • Систематизирующая (в период практической работы учитель дает советы, наблюдает, помогает в систематизации полученных данных)
  • Образовательная (при обобщении полученных результатов проводится совместное обсуждение)

Результатом изучения данного курса следует рассматривать сформированность у учащихся следующих общеучебных умений, необходимых для решения проблем:

  • Понимать проблему (использовать знания и умения для  понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников)
  • Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию)
  • Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой)
  • Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы. Строить план исследования. Подбирать необходимый материал и инструменты для выполнения задания)
  • Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение. Описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель)
  • Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей. Представлять результаты работы в форме демонстрации модели и сообщения о трудностях, встретившихся в процессе работы над проектом)
  • Научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Ожидаемые приращения личностных качеств учеников:

  • В умениях самостоятельной работы с  источниками информации, инструментами и технологиями.
  • В самостоятельности принятия решений.
  • В сфере коммуникативности.
  • В сфере информационного обмена.
  • В ролевом взаимодействии.
  • В мыслительной деятельности при: проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании, самоанализа и рефлексии.

Каждое из занятий посвящено выполнению одного задания группой или индивидуально по желанию ученика. Накануне занятия я выдаю задание, и ученик самостоятельно подбирает  материалы и инструменты, необходимые для изготовления модели. Ресурсы, необходимые для работы просты: восковые свечи, гвозди, бумага, стеклянная посуда и т.д. В связи с простотой и доступностью оборудования дополнительных материальных затрат на реализацию курса не требуется. Риск невыполнения работы сведён к минимуму. В  конце занятия под моим руководством подводятся итоги, представитель группы выступает с рассказом о ходе создания модели с ее демонстрацией и о трудностях, встретившихся в процессе работы.  Затем я рассказываю о физических основах работы модели и выдаю домашнее задание к следующему занятию, после инициирую социальную рефлексию при помощи вопросов:

  • Легко ли работать в группе?
  • Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?
  • Какие чувства испытывает спикер, представляющий мнение группы, но не твердо уверенный в правильности решения?
  • К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?
  • Что испытывает человек, которому не дают высказаться?
  • Что помогает и что мешает общей работе?
  • Какова должна быть помощь учителя?
  • Что нового приобретаешь в совместной работе?
  • Как можно улучшить работу группы?

Оценка собственной деятельности у младших подростков находится в стадии формирования. Помочь вербально (словесно или письменно) выразить свои затруднения при работе над проектом может метод незаконченных предложений. Ученик самостоятельно выбирает начало предложенных ему фраз и заканчивает их,  выражая свои эмоции и проблемы.

  • Анкета затруднений учащегося при выполнении работы
  • Начиная работу, мне было трудно ….
  • При определении последовательности своих действий…
  • При выполнении работы я затруднялся …..
  • Закончив выполнять работу, я затруднялся……..

Информационно – коммуникационные технологии

Современный урок физики сегодня уже нельзя представить без использования на уроке компьютера, который не даёт учителю забывать о том, что физика – наука экспериментальная и изучение физики трудно представить без лабораторных работ, без проведения эксперимента.

Цели использования ИКТ на уроках физики следующие:

  • Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств).
  • Приблизить урок к мировосприятию современного ребенка.
  • Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником.  
  • Воспитать у школьников в процессе деятельности положительное отношение к науке вообще и к физике в частности; развить интерес к физическим знаниям, научно - популярным статьям, жизненным проблемам.

Решаемые задачи при использовании ИКТ технологий:

  • Привитие навыков научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности.
  • Развитие умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий.
  • Формирование умения кратко и четко формулировать свою точку зрения.
  • Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность, дают возможность эмоционально и образно подать материал, экономит время на уроке. На 65% уроках я использую мультимедийный проектор, что позволяет учащимся видеть все записи более чёткими, ясными и образцовыми.

При подготовке учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена использование информационных технологий позволяет проводить локальные тестирования и диагностики; осуществлять поиск и обрабатывать информацию в рамках подготовки к ЕГЭ с использованием сети Интернет (например, интерактивные тесты на сайте ФИПИ).

К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией, привития интереса к предмету.

Конечно же, в рамках одного урока невозможно использовать все ресурсы и возможности ИКТ, важна система их внедрения в обучение. Эту систему может и должен построить каждый учитель самостоятельно и тогда современный урок будет более эффективным и деятельным, повысит интерес учащихся к предмету и положительно отразится на качестве обучения.

Здоровьесберегающие технологии

При проведении уроков физики невозможно обойтись без здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии в обучении физике – это технологии проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игры, общение, использование образов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет, творчества, интереса и хорошего самочувствия.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. К негативным тенденциям относятся:

  • значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более(10-12%);
  • стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников;
  •  резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
  • увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).

К недостаткам образования, в частности, относятся:

  • недостаточная освещенность классов;
  • плохой воздух школьных помещений;
  • неправильная форма и величина школьных столов;
  • перегрузка учебными занятиями.

        Через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества в целом. Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать 20 – 25% первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья. На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию. Следовательно, нам педагогам,  необходимо применение  здоровьесберегающих технологий и методик на своих уроках, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

На уроках физики я поддерживаю у учащихся интерес к изучаемому материалу,  их активность на протяжении всего урока, в то же время   учитываю уровень   усталости детей, стараюсь  не причинить вред здоровью. Включение в уроки элементов  здоровьесберегающих  технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.

На своих уроках я использую метод «мозгового штурма», синквейн, валеологические паузы.

«Мозговой штурм» – метод стимуляции творческой активности, помогает избежать на уроках скуку, нежелание работать. Ребята начинают активно мыслить, у них появляется уверенность в своих силах (так как поощряются даже неверные версии), снимается негативное отношение к учебной работе. Уменьшается тревожность.

Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей, что позволяет учащимся работать в коллективе, развивать чувства взаимопомощи и взаимопонимания.

Наши ученики постоянно испытывают стресс, и профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования ученых позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это – зеленый, желто-зеленый и зелено – голубые цвета.

На уроках во время валеологических пауз, например, показываю зеленый лист бумаги и прошу следить за ним только глазами. Это позволяет снять напряжение глаз. Учебные занятия, сочетающие в себе психические, статические, динамические нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультминуток для снятия локального утомления и физкультминуток общего воздействия. Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий.

Физкультминутки могут включать в себя:

  1. упражнения для глаз;
  2. упражнения для мелких мышцев пальцев рук;
  3. упражнения для мышцев рук, ног;
  4. упражнения на потягивания, наклоны и полунаклоны, присяды и полуприсяды;
  5. упражнения для формирования правильной осанки;
  6. дыхательная гимнастика.

Физкультминутки благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию переутомления и повышают эмоциональный уровень учащихся, снижают статические нагрузки

Наиболее целесообразно проводить их тогда, когда у учащихся начинают появляться первые признаки переутомления: снижается работоспособность, активность, нарушается внимание. Выполняются упражнения как сидя, так и стоя, амплитуда движения должна быть небольшой.

Перед контрольной работой или зачётом предлагаю ребятам на большой перемене рисовать, писать формулы, чертить схемы и т.д. Это позволяет заметно снять внутреннее напряжение учеников.      

Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Письменная речь у многих далеко не так богата, как устная. Мы стараемся писать кратко. Кроме того, письменная речь лишена интонации, мимики и жестов.

Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе.

Писать стихи в свободной форме по заказу за несколько минут действительно дано не каждому. Но я использую технологию критического мышления, предлагаю стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, который вместе с тем не вызывает значительных затруднений у подавляющего большинства учеников – «синквейн».

Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». При его написании существуют определённые правила.

  • Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение. Оно будет темой синквейна. ФИЗИКА
  • Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они будут раскрывать тему синквейна. УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ, СЛОЖНАЯ
  • Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, которые описывают действия, относящиеся к теме синвейна. УЧИТ, ВОСПИТЫВАЕТ
  • Четвертая строка – фраза из трёх - пяти слов, выражает личное отношение автора к теме синквейна. ЛУЧШЕ ВСЕХ НАУК
  • В пятой строке содержится одно-два слова-резюме, которое будет давать новую интерпретацию темы, и выражать личное отношение автора к теме. ЦАРИЦА

Написание синквейнов позволяет решить сразу несколько задач. С одной стороны, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой. Ребятам нравится сочинять. Это с удовольствием делают как семиклассники, так и выпускники.

Однако этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы.

Кроме того, синквейны, написанные учениками, позволяют выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемая тема и по возможности скорректировать дальнейший ход урока.

Синквейны можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста. Написанные в группах часто бывают интереснее индивидуальных, потому что ребята стараются писать с юмором, более строго отбирая самые ценные идеи.

Если учащиеся никак не могут написать синквейн, то проблем тут может быть две. Им либо просто не нравится тема стихотворения, либо нужно поработать над расширением словарного запаса. Также синквейн – это хороший метод самоконтроля. Прочитав материал, можно мысленно придумать это стихотворение. Если получается – материал усвоен отлично.

Итак, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках физики (цветовые ассоциации, валеологические паузы, физкультминутки, рисование перед контрольной работой, «мозговой штурм», синквейн) способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают их творческий потенциал.

Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность.

В результате использования современных образовательных технологий повысилось качество обучения, у учащихся проявляется тяга к творчеству и познанию, активность восприятия, ученики самостоятельно делают глубокие выводы на уроках, что свидетельствует о развитии творческого мышления.

Применение современных образовательных технологий позволяет школе с уверенностью смотреть в будущее. Ведь все в школе подчинено единой цели – чтобы качество подготовки учащихся отвечало потребностям общества не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Применение современных образовательных технологий на уроках физики.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических проце...

Применение современных образовательных технологий при обучении физике - необходимая составляющая образовательных стандартов второго поколения

Педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, со...

Применение современных образовательных технологий в обучении физике учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В отличие от традиционных методов обучения при деятельностном подходе учитель не просто сообщает  информацию ученикам, но организует поиск, исследование приводящее к открытию новых знаний. Дети с...

Использование современных образовательных технологий на уроках физики: здоровьесберегающие технологии.

С целью повышения эффективности обучения физике регулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемного обучения, ра...

Выступление на РМО учителей физики Тема «Современные образовательные технологии на уроках физики»

Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды к...

Реферат. «Применение современных образовательных технологий на уроках физики»

Реферат. Обобщение педагогического опыта по теме самообразования:«Применение современных образовательных технологий на уроках физики»....