Олимпиада по физике для учащихся 5 - 11 классов
олимпиадные задания по физике на тему

Семёнова Жанна Ивановна

Олимпиада по физике для учащихся 5 - 11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada.doc316.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Пикалёво

Бокситогорского муниципального района

Ленинградской области

Международный конкурс для педагогов

по разработке олимпиады

«В мире школьных знаний»

Категория «Старшая и средняя школа»

Учебный предмет «Физика»

Подготовила:

учитель физики

Семёнова Жанна Ивановна

МБОУ «СОШ №1»

г. Пикалёво

ул. Школьная, д.6

г. Пикалёво

2014

Цели и задачи проведения олимпиады

  1. Всестороннее развитие способностей и интереса к предмету у учащихся.
  2. Активизация всех форм внеклассной работы по физике.
  3. Выявление наиболее одарённых детей, проявляющих интерес к изучению физики.

Форма и порядок проведения олимпиады.

• Принимать участие в олимпиаде могут все желающие с 5 по 11 класс.

• Участники олимпиады работают: 5 и 6 класс – 1 час 30 минут (решение 4 задач), 7 и 8 класс – 2 часа 40 минут (решение 4 задач), 9, 10 и 11 класс – 3 часа 20 минут (решение 5 задач)

• Участникам олимпиады необходимо иметь: циркуль, транспортир, линейку, непрограммируемый калькулятор, авторучку с синими/чёрными чернилами.

• Олимпиадные работы не подписываются, каждому участнику присваивается кодовый номер.

• Участникам олимпиады категорически запрещается пользоваться сотовыми телефонами, справочной литературой, электронными вычислительными средствами.

Процедура оценивания выполненных заданий.

• Правильно выполненное задание оценивается в 10 баллов (в 6 и 7 классах в задаче №3 некоторые этапы решения оцениваются в 0,5 баллов).

• Совсем не выполненное задание оценивается в 0 баллов.

• Правильный ответ, приведённый без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается.

• Если задача решена не полностью, то этапы её решения оцениваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче.

• Максимальное количество баллов: 5 и 6 класс – 40 баллов, 7 и 8 класс – 40 баллов, 9, 10 и 11 класс – 50 баллов.

• Черновики не проверяются

Подведение итогов.

• Победителями олимпиады по физике признаются участники, набравшие наибольшее количество баллов (более половины максимально возможных).

• Деление первых мест не допускается.

• Все участники, следующие за победителем, признаются призёрами (в соответствии с квотой – 25 % от количества участников), если набранные ими баллы больше половины максимально возможных.

• Все участники не признаются призёрами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.

Код участника

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ – 2014 по предмету «Физика»

5 класс

1 час 30 мин

Максимальное количество баллов – 40

Задача 1. Весёлые ребусы

А)

Б)

Задача 2. Трюк теннисиста.

Один известный теннисист ударил ракеткой теннисный мяч так, что он, пролетев несколько десятков метров, остановился без чьей либо помощи или столкновения с посторонними предметами и по той же траектории осуществил своё движение в обратном направлении прямо в руки подавшего теннисиста. Как он это сделал?

Задача 3. Полёт банки.

На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола, через некоторое время банка упала. Что было в банке?

Задача 4. 33 коровы.

Полный бидон с молоком весит 33 кг. Бидон, заполненный наполовину, весит 17 кг. Какова масса пустого бидона?

Код участника

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ – 2014 по предмету «Физика»

6 класс

1 час 30 мин

Максимальное количество баллов – 40

Задача 1. Весёлые ребусы

А)                                                                            Б)

Задача 2. Таинственный учёный.

 Прочитайте слова знаменитого физика, сказанные им,

когда он проанализировал результаты своего опыта по

бомбардировке золотой фольги α(альфа)-частицами.
Назовите фамилию ученого, когда он сделал

свой вывод из этого опыта.

Задача 3. Кто быстрее?

Улитка Даша, длиной 10 мм, и удав Саша, длиной 2,5 м,

устроили соревнование по скоростному ползанию. Кто из участников финиширует раньше, если финиш регистрируется по кончику хвоста? Скорость Даши 1 см/c, скорость Саши 0,4 м/c. Расстояние от старта до финиша 1 м.

Задача 4. Полезный алмаз.

Алмазные плёнки являются перспективным материалом для микроэлектроники. Толщина плёнки, формируемой на поверхности кремниевой пластины методом газофазного осаждения, увеличивается со скоростью 0,25 нм/с. За 1 час на пластине вырастает алмазная плёнка толщиной…

А) 70 нм        Б) 90 нм        В) 0,9 мкм        Г) 7 мкм        Д) 9 мкм

Выбор ответа обосновать.

Код участника

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ – 2014 по предмету «Физика»

7 класс

2 часа 40 мин

Максимальное количество баллов – 40

Задача 1. Полезные загадки.

1) Какой бы массы не было бы тело,
Что падает на землю с высоты,
Всегда, величину измерив эту,
Значение одно получишь ты.

2) Об этой линии воображаемой
Послужит вам напоминанием:
След самолёта в небе,
Узор коньков на льду,
Всё, что напишешь ручкой (также мелом) ,
И санок след на выпавшем снегу.

3) Если вес уменьшить свой
Хочешь быстро без диет,
В ванну сядь и кран открой -
Так придумал…

4) С Пизанской башни он бросал свинцовые шары
Всем местным жителям на удивленье
И обнаружил, что от массы не зависит
Приобретаемое телом ускоренье.

5) Так мала, что нет длины.
Нету даже ширины.
Ну а масса – хоть сто тонн!
Так сказал Исаак Ньютон.

Задача 2. Древние измерения.

У древних шумеров (народ, заселявший более четырёх тысяч лет тому назад междуречье Тигра и Евфрата) максимальной единицей массы был «талант». В одном таланте содержится 60 мин. Масса одной мины равна 60 сиклям. Масса одного сикля равна  г. Сколько килограмм содержит один талант? Ответ обоснуйте.

Задача 3. Гепард против антилопы.

Антилопа проскакала половину дистанции со скоростью v1 = 10 м/c, другую половину – со скоростью v2 = 15 м/c. Гепард половину времени, затраченного на преодоление той же дистанции, бежал со скоростью v3 = 15 м/c, а вторую половину времени – со скоростью v4 = 10 м/c. Кто финишировал раньше?

Задача 4. «Хитрый» сплав.

Сплав  состоит  из  100  г  золота  и  100  см3 меди.  Определите  плотность  этого  сплава. Плотность золота равна 19,3 г/см3 , плотность меди – 8,9 г/см3

Код участника

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ – 2014 по предмету «Физика»

8 класс

2 часа 40 мин

Максимальное количество баллов – 40

Задача 1. Дедушкина находка.

Мимо бревно суковатое плыло,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
"Взял бы я вас - да потопите лодку!"
Жаль их, однако, да жаль и находку -
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...

Н. А. Некрасов

При каком минимальном объёме бревна зайцы смогли бы на нём плыть? Считайте, что бревно погружено в воду наполовину.

Масса одного зайца 3 кг, плотность древесины 0,4 г/см3, плотность воды 1,0 г/см3.

Задача 2. «Сухая» вода

Сухое горючее (гексаметилентетрамин) обладает теплотой сгорания 30 кДж/кг. Сколько граммов сухого горючего потребуется для того, чтобы вскипятить 200 г воды? Эффективность подогревателя 40%, удельная теплоёмкость воды 4,2 Дж/г, температура в комнате   20°С

Задача 3. Рассеянная шляпа.

Человек рассеянный с улицы Бассейной плывёт на моторной лодке вверх по течению реки и роняет под мостом в воду свою шляпу. Пропажу он обнаруживает через час и, повернув лодку назад, догоняет шляпу на расстоянии 6 км от моста. Какова скорость течения реки, если скорость лодки относительно воды была постоянной?

Задача 4. «Волга» против «Жигулей»

Из пункта А в пункт В выехал автомобиль «Волга» со скоростью 90 км/ч. В то же время навстречу ему из пункта В выехал автомобиль «Жигули». В 12 часов дня машины проехали мимо друг друга. В 12:49 «Волга» прибыла в пункт В, а ещё через 51 минуту «Жигули прибыли в А. Вычислите скорость «Жигулей».

Код участника

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ – 2014 по предмету «Физика»

9 класс

3 часа 20 мин

Максимальное количество баллов – 50

                        

Задача 1. Вокзальные приключения.

Крокодил Гена и Чебурашка подошли к последнему вагону, когда поезд тронулся и начал двигаться с постоянным ускорением. Гена схватил в охапку Чебурашку и побежал к своему вагону, расположенному в середине состава, с постоянной скоростью. В это время Чебурашка принялся вычислять с какой скоростью должен бежать Гена, чтобы догнать свой вагон. К какому выводу он пришёл, если длина поезда и платформы одинаковы?

Задача 2. Приключения кота Леопольда.

Кот Леопольд, мышонок и крысёнок отправились на пикник на необитаемый остров на озере Лебединое. Надувную лодку крысёнок, конечно, забыл дома. Однако, на берегу озера нашлись бруски дерева диаметром 5 см и длиной 50 см. Сколько брусков необходимо приготовить, чтобы смастерить плот для продолжения пикника? Масса кота Леопольда 6 кг, масса крысёнка 0,5 кг, масса мышонка 0,2 кг. Плотность материала бруска 600 кг/м3.

Задача 3. Мухобойка

Круглое ядро радиуса R, движущееся со скоростью v, пролетает через рой мух, движущихся со скоростью u перпендикулярно направлению движения ядра. Толщина слоя мух d, в единице объёма в среднем находится n мух. Сколько мух убьёт ядро. Считайте, что коснувшаяся ядра муха погибает.

Задача 4. Разумная экономия.

Междугородный автобус прошёл 80 км за 1 час. Двигатель развивал мощность 70 кВт при КПД 25%. Сколько дизельного топлива (плотность 800 кг/м3, удельная теплота сгорания 42 МДж/кг) сэкономил водитель, если норма расхода горючего 40 л на 100 км пути?

Задача 5. Правильный резистор.

В цепи Определите

сопротивление резистора , если показания

вольтметра U = 0 В

Код участника

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ – 2014 по предмету «Физика»

10 класс

3 часа 20 мин

Максимальное количество баллов – 50

Задача 1. Незнайкин труд.

Незнайка поливает  газон из шланга, наклонённого под углом α к горизонту. Вода бьёт со скоростью v. Мастер Самоделкин вместе со Знайкой считают, сколько воды находится в воздухе. Площадь сечения шланга S, шланг находится на высоте h, плотность воды ρ.

Задача 2. Бегущий человек.

Пассажир метро, спускающийся по эскалатору со скоростью v относительно движущейся дорожки, насчитал 50 ступенек. Во второй раз он спускался со скоростью в три раза большей и насчитал 75 ступенек. Чему равна скорость эскалатора?

Задача 3. Хоккейная субмарина.

Плоская шайба высотой H из материала плотностью ρ плавает на границе раздела двух жидкостей. Плотность верхней жидкости ρ1, нижней ρ2 (ρ2 > ρ > ρ1). Верхняя жидкость полностью покрывает шайбу. На какую глубину погружена шайба в нижнюю жидкость?

Задача 4. Плюк против Глюка.

Радиус планеты Плюк в 2 раза больше радиуса планеты Глюк, а средние плотности Плюка и Глюка равны. Чему равно отношение периода обращения спутника, движущегося вокруг Плюка по низкой круговой орбите, к периоду обращения аналогичного спутника Глюка? Объём шара пропорционален кубу радиуса.

Задача 5. Побег электронов.

В вакуумном диоде, анод и катод которого параллельные пластины, ток от напряжения зависит по закону , где С – некоторая константа. Во сколько раз изменится сила давления на анод, возникающая за счёт ударов электронов о его поверхность, если напряжение на электродах увеличить в 2 раза?

Код участника

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ – 2014 по предмету «Физика»

11 класс

3 часа 20 мин

Максимальное количество баллов – 50

Задача 1. Берегись автомобиля!

Автомобиль трогается с места и с постоянным тангенциальным ускорением разгоняется по горизонтальному участку дороги. Этот участок представляет собой дугу окружности радиуса R = 100 м и угловой мерой . С какой максимальной скоростью автомобиль может выехать на прямолинейный участок дороги?. Все колёса автомобиля ведущие. Между шинами и дорогой существует трение (коэффициент трения 0,2)

Задача 2. Солнечный свет.

Свет от Солнца до Земли доходит за время t = 500 с. Найдите массу Солнца. Гравитационная постоянная 6,67·10-11 (Н·м2)/кг2, скорость света в вакууме 3·108 м/с.

Задача 3. Бенгальские огни.

Палочка «Бенгальского огня» представляет собой тонкий плохо проводящий тепло стержень радиуса r = 1 мм, покрытый слоем горючего вещества толщиной h = 1 мм. При его горении стержень разогревается до температуры t1 = 900°C. Какой может  быть максимальная толщина слоя горючего вещества, чтобы стрежень не начал плавиться, если температура плавления материала стержня t2=1580°C? Считайте, что доля потерь теплоты в обоих случаях одинаковая.

Задача 4. Чёрный ящик.

К источнику постоянного электрического напряжения U0 = 15 В, подключены последовательно соединённые резистор сопротивлением R1 = 0,44 кОм и чёрный ящик. Определите напряжения на этих элементах цепи, если зависимость силы тока в чёрном ящике от напряжения на нём известна – она представлена в таблице.

1

2

3

4

5

6

7

8

U2, В

0,0

2,0

4,0

6,0

8,0

10,0

12,0

14,0

I2, мА

0,0

0,6

2,4

5,4

9,6

15,0

21,6

29,4

Задача 5. Не стой под стрелой!

От груза, висящего на пружине жёсткостью k, отрывается часть массой m. На какую максимальную высоту сместится оставшийся груз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Подготовка к интернет-олимпиаде по физике. 7-8 класс

Презентация. Подготовка к интернет-олимпиаде по физике. 7-8 класс...

Задания школьного тура олимпиады по физике 7-11 класс

Задания школьного тура олимпиады по физике, предложенные в 2012-2013 уч. году...

Подготовка учащихся физико–математических классов к олимпиадам по физике

Из опыта применения эвристического подхода к решению задач...

Школьная олимпиада по физике для 7 класса.

Текст заданий, возможные решения и критерий оценки....

Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике 7-11 классы

задания  школьного этапа Всероссийской  олимпиады по физике 7-11 классы и критерии оценки...