Конспект урока "Суд над ядерной энергией"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

В данной работе представлен план- конспект урока по физике в 8 классе "Суд над ядерной энергией". Урок проводится в виде конференции, к кторой дети заранее готовятся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sud_nad_yadernoy_energiey.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - конференция    8 класс.

Суд над ядерной энергией.

 «Обнаруженная сила урана угрожает цивилизации и людям не больше, чем когда мы зажигаем спичку. Дальнейшее развитие человечества зависит не от уровня технических достижений, а от его моральных принципов». А. Эйнштейн

Цели урока

  • Образовательная: закрепить понятия, связанные с радиоактивностью, использованием ядерной энергии, оценить положительные и отрицательные стороны использования ядерной энергии в современном обществе, расширить кругозор учащихся, способствовать  развитию их интереса к изучению физики.
  • Воспитательная: сформировать мировоззренческие идеи, связанные с угрозой миру и человечеству при использовании ядерной энергии; воспитать чувство ответственности за все, происходящее в мире; воспитать умение работать в группе, выслушивать оппонента, уважать точку зрения своих товарищей.
  • Развивающая: развивать умения выделять главное, работать с дополнительной научно-популярной литературой, отстаивать свою точку зрения, приводить нужные аргументы, коротко, четко и быстро излагать свои мысли, а также развивать эмоции и интеллект.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация учителя.

ХОД УРОКА.

Для подготовки к конференции учащиеся заранее объединялись в группы по проблемам, которые их наиболее заинтересовали. затем они выбрали себе соответствующие роли- судья, адвокат, прокурор, ученые- физики, свидетели.

 Учитель.  Сегодня наш необычный урок   посвящен одной из животрепещущих проблем нашего времени.  История природы и история человечества неразрывно связаны и влияют друг на друга. Люди всегда относились к природе прагматически. Именно этот подход привёл к тому, что во второй половине, а особенно к концу XX в. произошли глобальные изменения, которые сделали реальной угрозу самоуничтожения человечества. Одно из них – овладение атомной анергией.

Мы с вами сегодня присутствуем в зале суда, где и обсудим проблемы, связанные с использованием ядерной энергии, взвесим все "за" и "против". 

Судья:  Сегодня мы будем судить ядерную энергию. Судить за то, что она принесла людям страшные страдания, лишения, смерть.  Вспомним взрывы атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки в 1945г. Наземные взрывы в штате Нью- Мексико и Семипалатинской области, взрывы на атомных станциях и подводных лодках. Подсудимая, есть ли у вас что сказать?

Подсудимая: Долгое время я была скрыта от человека. Впервые ко мне удалось подступиться в 1896 году, когда было открыто явление радиоактивности. Тогда люди поняли, что атом – сложная структура. В 1906 году было установлено, что в состав любого атома входит ядро, это был серьезный шаг к познанию тайны моего дома- ядра.

Вскоре были открыты протоны, а в 1932 году -нейтроны. Это –кирпичики моего дома. Когда они находятся в правильном соотношении и состоянии, мой дом –моя крепость! Их держат вместе энергия связи! Я, зная свою необузданную мощь, считала нужным находится в своем доме, если ядро разрушают, я, в виде энергии связи, вырываюсь наружу. Также я бурно проявляюсь, если два легких ядра сливаются в одно тяжелое .

Прокурор: Предъявляется обвинение. Слишком много бед на Земле от этой особы, поэтому с ней следует разобраться самым тщательным образом.

Адвокат : Я- адвокат, у меня есть вопрос к суду .Будет ли приниматься во внимание тот факт ,что о возможных трагических последствиях неправильного обращения с Ядерной Энергией предупреждали великие ученые: Резерфорд, Мария и Пьер Кюри, Нильс Бор, Курчатов. Необходимо рассмотреть все факты, выслушать обе стороны, учесть мнения выдающихся людей.

Э.Резерфлрд: Я- английский физик Эрнест Резерфорд, профессор Кембриджского университета, жил с 1871 по 1937 г. Мною было установлено строение атома. Я понял , что такое радиоактивность, открыл протон. Моим учеником был  английский физик Джеймс Чедвик, открывший нейтрон. Нейтрон входит в состав ядра. Со мной работал Нильс Бор.

Нильс Бор: Я, Нильс Бор, датский физик. Жил с 1885 по 1962 г. Я знал, какое важное открытие сделали немецкие физики Отто Ган и Фриц Штрассман в 1938 г., они осуществили деление ядра урана под действием нейтронов. Результат был ошеломляющим :оказалось,  что при разделении ядра урана на две «половинки» суммарная масса обеих частей была меньше массы исходного ядра. Поэтому-то и выделилась энергия. Так человек познал неисчерпаемый источник энергии. О том, что ядерная энергия может быть использована как оружие массового уничтожения людей знали все ученые, работающие в этой области. Но надвигалась вторая мировая война .Немецкие ученые были ближе всего к созданию атомного оружия. Ученые других стран торопились прийти к той же цели. После войны я активно включился в борьбу за запрещение ядерного оружия.

Мария Склодовская - Кюри: Я, Мария Склодовская-Кюри, физик и химик, доктор наук, профессор Парижского университета. Родилась в Польше, работала во Франции вместе со своим мужем Пьером Кюри. Нами установлено, что в малых дозах радиоактивное излучение, т. е. естественным путем выделяющаяся энергия оказывает лечебное действие: это излучение можно использовать для просвечивания живых тканей.  В больших дозах, радиоактивное излучение грозит смертью. Ведь я сама умерла в 1934 г. от непонятной болезни- скоротечного злокачественного заболевания крови, вызванного многолетним обращением с радиоактивными веществами, в том числе теми , которые открыли я и мой муж.

Пьер Кюри: Я, Пьер Кюри –французский физик ,прожил всего 35 лет, погиб в дорожной катастрофе. За годы работы над проблемой радиоактивности  я вместе с женой успел многое сделать. Мы изучили естественную радиоактивность урана, открыли радиоактивные элементы радий и полоний. Но самое главное – исследовали влияние радиоактивности на живые организмы.

Биолог: В некоторых случаях облучение организмов может принести и пользу. Быстро размножающиеся клетки злокачественных опухолей под воздействием облучения погибают. Международная комиссия по рациональной защите установила предельно допустимые дозы безопасных поглощенных  излучений -за год дозу 0,05Гр. В практической дозиметрии-1Р прблизительно эквивалентен дозе излучения0,01Гр.

В некоторых случаях облучение организмов может принести и пользу. Быстро размножающиеся клетки злокачественных опухолей под воздействием облучения погибают. Международная комиссия по рациональной защите установила предельно допустимые дозы безопасных поглощенных  излучений -за год дозу 0,05Гр. В практической дозиметрии-1Рпрблизительно эквивалентен дозе излучения0,01Гр.

Энрико Ферми: Я-Энрико Ферми , позже принимал участие в создании и испытании первой атомной бомбы. Но участвовал я в работах только потому, что бомба делалась, как мы считали ,для устрашения гитлеровцев, которые уничтожили в ходе второй мировой войны  очень много людей.

Курчатов: Я, Курчатов Игорь Васильевич, советский ученый, академик. Родился в Росси, в  1903 г. ,жил до 1960 г. Возглавлял с1943 г.в СССР работы по исследованию и овладению ядерной энергией. Под моим руководством, были получены данные и построен первый ядерный реактор, задача которого, поставить ядерную энергию на службу промышленности. Я возглавлял также работы по созданию атомной(1949) и водородной(1953) бомб; первой из них ядерная энергия высвобождалась в результате деления тяжелых ядер, во второй –в ходе слияния легких.  В 1954 г.при моем участии построена первая в мире атомная электростанция - Обнинская, под Москвой. Я стремился подчинить ядерную энергию мирным целям. Но я не отрицаю своего вклада в развитие военной атомной техники. Именно я организовал первые атомные испытания на Семипалатинской земле.В1949 г. был произведен первый наземный взрыв атомной бомбы. Миру необходимо было заявить, что мы- СССР- тоже имеем атомное оружие !Я –гражданин своей страны и патриот. Я работал во имя ее могущества.

Свидетель 1: Это случилось 6 августа 1945 г. в 8 часов утра, когда японцы спешили на работу. Над Хиросимой показался  американский военный самолет. Он нес ядерную смерть , находящуюся в бомбе «Малыш».Бомбу сбросили и взрыв потряс и ослепил людей. Люди падали замертво, а те, кто был рядом с местом падения бомбы, сгорели, и пепел оседал на землю. Этот акт массового уничтожения людей –с разу было убито и ранено свыше 140 тысяч мирных жителей - не был вызван военной необходимостью: ведь война кончалась, капитуляция  Японии была предрешена.А сколько людей погибло после ядерного облучения! По сей день мы ,граждане Страны восходящего солнца,помним те трагические дни ,помним жертвы того взрыва .

Свидетель2: Я с детства живу в Семипалатинске, здесь жили мои родители. Недавно мы узнали о страшном месте вблизи нашего города-Семипалатинском полигоне. С 1949 по 1969 г. в Семипалатинской области проводились испытания атомного оружия. За этот период осуществлено 138 воздушных и 28 наземных ядерных взрывов. Их суммарная  мощность в 2,5тысяч раз превышает мощность взрыва ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму.  Из тех районов ,где производились взрывы, людей не всегда эвакуировали. Люди ,которые подверглись облучению ,на 39% чаше болеют раком ; срок их жизни сокращается в среднем на 10 лет ;у облученных родителей рождаются дети, утратившие иммунные свойства; возросло число уродств С 1963 по 1989 годы на Семипалатинском полигоне производились подземные ядерные взрывы, их было 343.

Свидетель3: Первая в мире атомная электростанция -была построена, при участии И.В. Курчатова во имя развития идеи мирного использования ядерной энергии. Эта электростанция  -  Обнинская АЭС ,вот уже свыше 50 лет дает электроэнергию. Ростовская АЭС тоже работает без срывов. Это современное производство. Культуру и чистоту , надежность и стабильность - вот что можно видеть в работе такой станции.

Радиационная обстановка в зоне возможного влияния Волгодонском (Ростовской) АЭС остается стабильной, уровень естественного гамма - фона не превышает допустимых значений.

Свидетель4: Вы видели город, в котором нет людей? Вы видели лес, где все усыпано грибами и ягодами, а собирать их нельзя? Все это есть у нас. 20 лет прошло с этого страшного дня, когда ночью над Припятью взвился зловещий гриб из огня, дыма и радиоактивных выбросов.        В  результате людям пришлось покинуть обжитые места. Они уже никогда не смогут туда вернуться.             Здесь пусто! Здесь смерть ! Невидимая, без огня, без вкуса, без запаха.  В обличии радиоактивной пыли рассыпана по полям, лесам, домам. Более чем 500 деревень только Гомелевской области попали радиоактивные вещества. И всему виной-ядерная энергия.

Ученый - физик: Я буду говорить в защиту ядерной энергии. Я испытываю гордость за нашу страну, построившую атомный ледокол «Ленин», проложивший северный морской путь, по которому выгодно перевозить грузы. Ядерная энергия-это неисчерпаемый источник энергии, компактный, бездымный. Но он тоже дает отходы: это ставшие радиоактивными детали, и контейнеры с радиоактивными отходами. Их необходимо хранить в специальных контейнерах, сделанных из свинца и опускать глубоко в специальные шахты, чтобы не дать возможности излучениям вырваться наружу. Поэтому человек должен всегда думать как не погубить себя и Землю.

Прокурор: Уважаемый суд! Вина подсудимой, по-моему, очевидна. Я не понимаю людей, которые могут защищать преступницу. Где гарантия, что не произойдет взрыва на любой АЭС? Кто поручится, что не взорвется подводная лодка? Где гарантия ,что радиоактивные отходы не будут размыты почвенными водами и не разнесутся ими по всей почве? У меня такой гарантии нет. Я думаю, что их нет ни у одного человека. Надеюсь, что суд учтет это.

Подсудимая: Я полностью доверяю суду и надеюсь на его справедливое решение.

Далее ребята составляют таблицу

"Добрые" дела атома

"Злые" дела атома

Подводя итоги , судья делает вывод- освободить подсудимую или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к проведению урока по теме "Применение ядерной энергии"

Материал содержит  презентацию "Ядерное оружие", исторические сведения о создании ядерного оружия,сведения о поражающих факторах оружия, о нейтронном и термоядерном оружии, о бомбардтровке Японии...

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГИЯ: « ЗА» И « ПРОТИВ» Урок-конференция. 9-й класс. Базовый курс

Для подготовки к конференции учащи­еся заранее объединялись в группы по проблемам, которые их наиболее заинте­ресовали. На доске, закрытой шторками, укреплен лист ватмана с надписью:«Ядерная энергия: ...

презентация: использование ядерной энергии

Презентация.Использование ядерной энергии. Часть 1.Ядерное оружие.История создания и роль нашей страны...

презентация: использование ядерной энергии 2

Попытка систематизировать материал по ядерным станциям мирового сообщества...

презентация: использование ядерной энергии 3

В материале кратко рассказывается о двух основных типах реакторов используемых в настоящий момент в РФ. Мерах безопасности при их эксплуатации и применении....

План-конспект урока по физике "Использование ядерной энергии"

План-конспект урока по теме "Использование ядерной энергии" для 8 класса по технологии развития критического мышления...

Внеклассное мероприятие по теме «Применение ядерной энергии, получение и применение радиоактивных изотопов» с применением технологии "Дебаты"

Цель: A. Образовательный аспект 1. Формирование и развитие СЗУН. К ним относятся: - формирование понятия «Ядерная энергетика» - формирование и накопление знаний в области применении управля...