Принципы радиосвязи и телевидения
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Дадыка Оксана Александровна

Разработка содержит текстовый материал урока и презентацию по теме: "Принципы радиосвязи и телевидения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока21.05 КБ
Файл Презентация к уроку756.99 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Принципы радиосвязи и телевидения.

Цель урока: показать практическое применение электромагнитных волн.

Задачи:

Воспитательная: воспитать культуру физического труда;

Образовательная: проверить и закрепить знания учащихся

Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

- понятие радиосвязи

- понятие открытого колебательного контура

Учащиеся должны уметь:

-решать качественные задачи.

 Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: мультимедиа, компьютер, доска,  дополнительный материал из справочника.

План:

I. Орг. момент

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала

IV. Закрепление изученного

V. Домашнее задание  

Ход урока.

I. Орг. момент

II. Проверка домашнего задания § 54, 55 Упр. 45 №3,4

III. Изучение нового материала.

 Прежде чем приступить  к изучению нового материала давайте немного вспомним:

- что такое электромагнитное поле?

(Электромагнитное поле-это особая форма материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между электрически заряженными частицами.)

- что такое электромагнитная волна?

(Процесс распространения переменного электромагнитного поля в пространстве называется электромагнитной волной.)

- назовите виды электромагнитных излучений.

(Радиоволны, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение, рентгеновские лучи, гамма – излучение.)

- какие свойства электромагнитных волн вы знаете?

(1.Электромагнитная волна может распространяться как в вещественной среде, так и в вакууме. Механическая волна распространяется только в вещественной среде. При возникновении механической волны колеблются частицы вещества той среды, в которой распространяется - волна. В электромагнитной волне колеблются только векторы Е и В поля. Поэтому электромагнитное поле может распространяться в вакууме в виде волны.

2. Электромагнитные волны являются только поперечными волнами. Они представляют собой процесс распространения взаимно перпендикулярных колебаний векторов Е и В.

Механические волны могут быть и поперечными, и продольными.

3. Скорость распространения электромагнитных волн в вакууме, согласно теоретическим расчетам Максвелла, постоянна и равна с = 2,99792458 108 м/с = З 108 м/с.)

  Слайд 2,3

(Немного истории)

Русский ученый А. С. Попов в 1888 г. предсказал возможность передачи сигналов при помощи электромагнитных волн на далекие расстояния. Практическое решение этой проблемы он осуществил в 1896 г., передан впервые в мире на расстояние 250 м беспроволочную радиограмму из двух слов — Генрих Герц.

В эти же годы Т. Маркони, развивая идею радиосвязи, занялся вопросами изготовления радиоаппаратуры. В 1897 г., опередив скромного А. С. Попова, он получил патент на возможность передачи речи при помощи электромагнитных волн.

                                                 Слайд 4

(Источник радиоволн)

В качестве источника электромагнитных волн использовались электрические искры. Но такие искры представляют собой затухающие источники электромагнитных колебаний. Для получения незатухающих колебаний в 1913 г. был создан генератор, в котором использовались трехэлектродные радиолампы. Радиоволны с частотой больше 0,24Гц называются длинными, превышающие 1 МГц — средними, в пределах 12 МГц — короткими, а еще больше — ультракороткими. Для передачи теле изображений пользуются частотами, измеряемыми в гигагерцах (миллиардных герцах). Такие частоты соответствуют дециметровым длинам волн.

Электромагнитные колебания возникают в колебательных контурах (рис. 91). В таких контурах электромагнитные колебания не могут распространяться в пространстве в виде волн, потому что электрическое поле сосредоточено между обкладками (пластинками) конденсатора, а магнитное поле - внутри катушки. Поэтому их называют закрытыми колебательными контурами.

Для распространения электромагнитных колебаний в виде волн используют открытый колебательный к контур. Для этого уменьшают площадь обкладок конденсаторов и число витков в катушках. В конечном счете катушки постепенно превращаются в прямые проводники, близко расположенные концы которых выполняют работу конденсаторов. Такое устройство называется открытым колебательным контуром.

Чтобы колебания не затухали в контурах, необходимо постоянно заряжать обкладки конденсаторов. Для этого используют специальные ламповые или транзисторные генераторы.

В 1894 г. А. С. Попов обнаружил улучшение радиосвязи, если к генераторами приемным устройствам привязать длинные проволоки. Так была изобретена важнейшая деталь радиопередатчика и радиоприемника — антенна. Антенна как раз и является открытым колебательным контуром. Его электромагнитное поле охватывает огромную часть пространства. Поэтому антенна одновременно и излучает, и принимает электромагнитные волны.

                                                  Слайд 5

(Для чего нужны радиоволны?)

         Вы знаете, что 9 мая 2015 года мы всей страной будем праздновать 70 – лет Великой Отечественной войны. В те страшные годы ваши деды и прадеды защищали свою Родину. Наша тема урока о радиосвязи. Радиосвязь помогала жить в то страшное время.

Слайд 6

(Радиосвязь в годы Великой Отечественной войны)

Слайд 7

(Надежная радиосвязь – залог успеха)

Слайд 8

(Модернизация радиостанций)

        В годы войны огромную роль сыграли радиотрансляционные узлы в тылу и в прифронтовой полосе. Они позволяли миллионам советских людей принимать радиопередачи, оперативно получать информацию о положении на фронте. Проводное радиовещание выполняло также крайне важную функцию быстрого оповещения населения о налетах вражеской авиации, о приближающейся военной опасности. Огромное значение имела радиофикация казарм, лазаретов, общежитии и бомбоубежищ.

Слайд 9

(Радиопомехи)

Радио активно помогало распространению патриотических, героических и лирических песен военного времени; именно оно дало путевку в жизнь таким песням, как "Священная война", "На позицию девушка...", "В лесу прифронтовом", "Шумел сурово Брянский лес...", "Эх, дороги..." и др.

Слайд 10

(Важная роль)

 IV. Закрепление изученного

        На сегодняшнем уроке мы с вами вспомнили кто первым предсказал возможность передачи сигналов при помощи электромагнитных волн на далекие расстояния, а также изучили, что является источником радиоволн, радиосвязь в годы Великой Отечественной войны, для чего были нужны в годы Великой Отечественной войны радиопомехи.

V. Домашнее задание  

§56, УПР. 47


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Принципы радиосвязи и телевидения. Подготовила учитель физики Дадыка Оксана Александровна

Слайд 2

Немного истории Первое экспериментальное подтверждение электромагнитной теории Максвелла было дано в опытах Г. Герца в 1887 г. Для получения электромагнитных волн Герц применил прибор, состоящий из двух стержней, разделенных искровым промежутком. При определенной разности потенциалов в промежутке между ними возникала искра – высокочастотный разряд, возбуждались колебания тока и излучалась электромагнитная волна. Для приема волн Герц применил резонатор – прямоугольный контур с промежутком, на концах которого укреплены небольшие медные шарики.

Слайд 3

Русский ученый А. С. Попов в 1888 г. предсказал возможность передачи сигналов при помощи электромагнитных волн на далекие расстояния. Практическое решение этой проблемы он осуществил в 1896 г., передан впервые в мире на расстояние 250 м беспроволочную радиограмму из двух слов — Генрих Герц. В эти же годы Т. Маркони, развивая идею радиосвязи, занялся вопросами изготовления радиоаппаратуры. В 1897 г., опередив скромного А. С. Попова, он получил патент на возможность передачи речи при помощи электромагнитных волн. А.С. Попов

Слайд 4

Источник радиоволн Рождаются радиоволны при изменении электрического поля, например, когда через проводник проходит переменный электрический ток или когда через пространство проскакивают искры .

Слайд 5

Для чего нужны радиоволны? Открытие радиоволн дало человечеству массу возможностей. Среди них: радио, телевидение, радары, радиотелескопы и беспроводные средства связи. Всё это облегчало нам жизнь. С помощью радио люди всегда могут попросить помощи у спасателей, корабли и самолёты подать сигнал бедствия, и можно узнать происходящие события в мире.

Слайд 6

Радиосвязь в годы Великой Отечественной войны С первых дней Великой Отечественной войны радиосвязь стала важнейшим средством оперативного управления войсками и информирования населения огромной страны. «От Советского Информбюро» — эти слова, начиная с 24 июня 1941 г. и до конца войны, открывали сводки сообщений с фронта, которые тысячи людей ежедневно с волнением слушали.

Слайд 7

Надежная радиосвязь – залог успеха В первые месяцы войны противнику удалось разрушить значительную часть наших воздушных и полевых кабельных линий, что привело к длительным перерывам в работе проводной связи. Стало очевидно обеспечить надежное управление войсками и их тесное взаимодействие, особенно во время боев в тылу противника и, безусловно, в авиации, бронетанковых войсках и Военно-морском флоте, где радиосвязь являлась единственным средством связи. Во время войны крупнейшие отечественные радиозаводы и научно-исследовательские институты сумели усовершенствовать и модернизировать радиостанции, находящиеся на вооружении войск, и создать новые, более эффективные средства связи.

Слайд 8

Модернизация радиостанций Во время войны крупнейшие отечественные радиозаводы и научно-исследовательские институты сумели усовершенствовать и модернизировать радиостанции, находящиеся на вооружении войск, и создать новые, более эффективные средства связи. В частности, были изготовлены переносные ультракоротковолновые радиостанции, предназначавшиеся для стрелковых и артиллерийских частей, радиостанция РБМ-5 повышенной мощности, экономичная и надежная, которая использовалась и как личная радиостанция командующих армиями, корпусов и дивизий, несколько типов специальных танковых радиостанций, радиостанций воздушно-десантных войск, разнообразные конструкции радиоприемников.

Слайд 9

Радиопомехи Весьма успешно радиопомехами нарушалось управление немецкими соединениями и объединениями в январе-апреле 1945 г. во время Восточно-Прусской операции, в которой активное участие принимали 131-й и 226-й радио дивизионы спецназначения. Им удалось помешать врагу поддерживать устойчивую радиосвязь, хотя он располагал 175 радиостанциями в 30 радиосетях и на 300 радиочастотах. Всего в Кенигсбергской группировке противника был сорван прием около 1200, а в Земландской - 1000 радиограмм.

Слайд 10

Важная роль Исключительно важную роль сыграла радиосвязь при организации взаимодействия между фронтами, армиями и объединениями различных видов Советских Вооруженных Сил при выполнении ими общих задач. В этом отношении интересна организация радиосвязи Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов в Сталинградской наступательной операции; Центрального, Степного и Воронежского фронтов , в битве под Курском; 1-го Прибалтийского и трех Белорусских фронтов в Белорусской стратегической операции; 1-го, 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов в Берлинской операции и др.

Слайд 11

И на последок… Великая Отечественная война во многом определила развитие радиоэлектронного вооружения нашей армии.

Слайд 12

Источники http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Popov.jpg - портрет Попова http://www.connect.ru/images/upload/4292_sever.jpg -фото переносимой радиостанции http://www.radioprofessional.info/images/reb_4.jpg -фото с самолетами http://www.radioprofessional.info/images/reb_4.jpg - текст http://ussrvopros.ru/images/Istoria_SSSR/VOV/rol-radiosvyazi-VOV2.jpg - фото радио и военных радистов http://ussrvopros.ru/images/Istoria_SSSR/VOV/rol-radiosvyazi-VOV2.jpg - текст http://www.textfighter.org/text5/46_peredachi_voynyi_goda_5.php - текст http://www.connect.ru/images/upload/4292_sever.jpg -фото - текст http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/43/C-band_Radar-dish_Antenna.jpg/398px-C-band_Radar-dish_Antenna.jpg - текст http://www.kronstadt.ru/pics/popov_6.jpg - фото первого приемника Попова http://www.viol.uz/sites/default/files/Herz_test.gif - фото приемника Герца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Принципы радиосвязи"

Презентация к уроку "Принципы радиосвязи". Используется при объяснении нового материала....

Презентация к уроку "Принципы радиосвязи"

Презентация для 11 класса к уроку "Принципы радиосвязи"....

конспект урока"Колебательный контур .Электромагнитные колебания. Принцип радиосвязи и телевидения"

на примере радиовещания вводятся в рассмотрение электромагнитные колебания...

Урок №97 «Свободные электромагнитные колебания в контуре, их период. Электромагнитное поле. Напряженность электрического поля. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитной волны. Принцип радиосвязи и телевидения. Свет – электромагнит

В рамках дистанционного оучения составлен план занятия (объединенные уроки) на платформе zoom видеоурок с использованием презентации. Уплотненный материал в связи с уменьшением часов занятий....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по дисциплине «ФИЗИКА» на тему: «Скорость электромагнитных волн. Принцип радиосвязи и телевидения»

  В данном методическом пособии изложены задания, материалы для урока по физике по теме: «Скорость электромагнитных волн. Принцип радиосвязи и телевидения». Данный материал мож...