Принципы радиосвязи и телевидения
методическая разработка по физике (9 класс) на тему
Разработка содержит текстовый материал урока и презентацию по теме: "Принципы радиосвязи и телевидения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 21.05 КБ |
Презентация к уроку | 756.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Принципы радиосвязи и телевидения.
Цель урока: показать практическое применение электромагнитных волн.
Задачи:
Воспитательная: воспитать культуру физического труда;
Образовательная: проверить и закрепить знания учащихся
Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- понятие радиосвязи
- понятие открытого колебательного контура
Учащиеся должны уметь:
-решать качественные задачи.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: мультимедиа, компьютер, доска, дополнительный материал из справочника.
План:
I. Орг. момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
IV. Закрепление изученного
V. Домашнее задание
Ход урока.
I. Орг. момент
II. Проверка домашнего задания § 54, 55 Упр. 45 №3,4
III. Изучение нового материала.
Прежде чем приступить к изучению нового материала давайте немного вспомним:
- что такое электромагнитное поле?
(Электромагнитное поле-это особая форма материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между электрически заряженными частицами.)
- что такое электромагнитная волна?
(Процесс распространения переменного электромагнитного поля в пространстве называется электромагнитной волной.)
- назовите виды электромагнитных излучений.
(Радиоволны, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение, рентгеновские лучи, гамма – излучение.)
- какие свойства электромагнитных волн вы знаете?
(1.Электромагнитная волна может распространяться как в вещественной среде, так и в вакууме. Механическая волна распространяется только в вещественной среде. При возникновении механической волны колеблются частицы вещества той среды, в которой распространяется - волна. В электромагнитной волне колеблются только векторы Е и В поля. Поэтому электромагнитное поле может распространяться в вакууме в виде волны.
2. Электромагнитные волны являются только поперечными волнами. Они представляют собой процесс распространения взаимно перпендикулярных колебаний векторов Е и В.
Механические волны могут быть и поперечными, и продольными.
3. Скорость распространения электромагнитных волн в вакууме, согласно теоретическим расчетам Максвелла, постоянна и равна с = 2,99792458 108 м/с = З 108 м/с.)
Слайд 2,3
(Немного истории)
Русский ученый А. С. Попов в 1888 г. предсказал возможность передачи сигналов при помощи электромагнитных волн на далекие расстояния. Практическое решение этой проблемы он осуществил в 1896 г., передан впервые в мире на расстояние 250 м беспроволочную радиограмму из двух слов — Генрих Герц.
В эти же годы Т. Маркони, развивая идею радиосвязи, занялся вопросами изготовления радиоаппаратуры. В 1897 г., опередив скромного А. С. Попова, он получил патент на возможность передачи речи при помощи электромагнитных волн.
Слайд 4
(Источник радиоволн)
В качестве источника электромагнитных волн использовались электрические искры. Но такие искры представляют собой затухающие источники электромагнитных колебаний. Для получения незатухающих колебаний в 1913 г. был создан генератор, в котором использовались трехэлектродные радиолампы. Радиоволны с частотой больше 0,24Гц называются длинными, превышающие 1 МГц — средними, в пределах 12 МГц — короткими, а еще больше — ультракороткими. Для передачи теле изображений пользуются частотами, измеряемыми в гигагерцах (миллиардных герцах). Такие частоты соответствуют дециметровым длинам волн.
Электромагнитные колебания возникают в колебательных контурах (рис. 91). В таких контурах электромагнитные колебания не могут распространяться в пространстве в виде волн, потому что электрическое поле сосредоточено между обкладками (пластинками) конденсатора, а магнитное поле - внутри катушки. Поэтому их называют закрытыми колебательными контурами.
Для распространения электромагнитных колебаний в виде волн используют открытый колебательный к контур. Для этого уменьшают площадь обкладок конденсаторов и число витков в катушках. В конечном счете катушки постепенно превращаются в прямые проводники, близко расположенные концы которых выполняют работу конденсаторов. Такое устройство называется открытым колебательным контуром.
Чтобы колебания не затухали в контурах, необходимо постоянно заряжать обкладки конденсаторов. Для этого используют специальные ламповые или транзисторные генераторы.
В 1894 г. А. С. Попов обнаружил улучшение радиосвязи, если к генераторами приемным устройствам привязать длинные проволоки. Так была изобретена важнейшая деталь радиопередатчика и радиоприемника — антенна. Антенна как раз и является открытым колебательным контуром. Его электромагнитное поле охватывает огромную часть пространства. Поэтому антенна одновременно и излучает, и принимает электромагнитные волны.
Слайд 5
(Для чего нужны радиоволны?)
Вы знаете, что 9 мая 2015 года мы всей страной будем праздновать 70 – лет Великой Отечественной войны. В те страшные годы ваши деды и прадеды защищали свою Родину. Наша тема урока о радиосвязи. Радиосвязь помогала жить в то страшное время.
Слайд 6
(Радиосвязь в годы Великой Отечественной войны)
Слайд 7
(Надежная радиосвязь – залог успеха)
Слайд 8
(Модернизация радиостанций)
В годы войны огромную роль сыграли радиотрансляционные узлы в тылу и в прифронтовой полосе. Они позволяли миллионам советских людей принимать радиопередачи, оперативно получать информацию о положении на фронте. Проводное радиовещание выполняло также крайне важную функцию быстрого оповещения населения о налетах вражеской авиации, о приближающейся военной опасности. Огромное значение имела радиофикация казарм, лазаретов, общежитии и бомбоубежищ.
Слайд 9
(Радиопомехи)
Радио активно помогало распространению патриотических, героических и лирических песен военного времени; именно оно дало путевку в жизнь таким песням, как "Священная война", "На позицию девушка...", "В лесу прифронтовом", "Шумел сурово Брянский лес...", "Эх, дороги..." и др.
Слайд 10
(Важная роль)
IV. Закрепление изученного
На сегодняшнем уроке мы с вами вспомнили кто первым предсказал возможность передачи сигналов при помощи электромагнитных волн на далекие расстояния, а также изучили, что является источником радиоволн, радиосвязь в годы Великой Отечественной войны, для чего были нужны в годы Великой Отечественной войны радиопомехи.
V. Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Немного истории Первое экспериментальное подтверждение электромагнитной теории Максвелла было дано в опытах Г. Герца в 1887 г. Для получения электромагнитных волн Герц применил прибор, состоящий из двух стержней, разделенных искровым промежутком. При определенной разности потенциалов в промежутке между ними возникала искра – высокочастотный разряд, возбуждались колебания тока и излучалась электромагнитная волна. Для приема волн Герц применил резонатор – прямоугольный контур с промежутком, на концах которого укреплены небольшие медные шарики.
Русский ученый А. С. Попов в 1888 г. предсказал возможность передачи сигналов при помощи электромагнитных волн на далекие расстояния. Практическое решение этой проблемы он осуществил в 1896 г., передан впервые в мире на расстояние 250 м беспроволочную радиограмму из двух слов — Генрих Герц. В эти же годы Т. Маркони, развивая идею радиосвязи, занялся вопросами изготовления радиоаппаратуры. В 1897 г., опередив скромного А. С. Попова, он получил патент на возможность передачи речи при помощи электромагнитных волн. А.С. Попов
Источник радиоволн Рождаются радиоволны при изменении электрического поля, например, когда через проводник проходит переменный электрический ток или когда через пространство проскакивают искры .
Для чего нужны радиоволны? Открытие радиоволн дало человечеству массу возможностей. Среди них: радио, телевидение, радары, радиотелескопы и беспроводные средства связи. Всё это облегчало нам жизнь. С помощью радио люди всегда могут попросить помощи у спасателей, корабли и самолёты подать сигнал бедствия, и можно узнать происходящие события в мире.
Радиосвязь в годы Великой Отечественной войны С первых дней Великой Отечественной войны радиосвязь стала важнейшим средством оперативного управления войсками и информирования населения огромной страны. «От Советского Информбюро» — эти слова, начиная с 24 июня 1941 г. и до конца войны, открывали сводки сообщений с фронта, которые тысячи людей ежедневно с волнением слушали.
Надежная радиосвязь – залог успеха В первые месяцы войны противнику удалось разрушить значительную часть наших воздушных и полевых кабельных линий, что привело к длительным перерывам в работе проводной связи. Стало очевидно обеспечить надежное управление войсками и их тесное взаимодействие, особенно во время боев в тылу противника и, безусловно, в авиации, бронетанковых войсках и Военно-морском флоте, где радиосвязь являлась единственным средством связи. Во время войны крупнейшие отечественные радиозаводы и научно-исследовательские институты сумели усовершенствовать и модернизировать радиостанции, находящиеся на вооружении войск, и создать новые, более эффективные средства связи.
Модернизация радиостанций Во время войны крупнейшие отечественные радиозаводы и научно-исследовательские институты сумели усовершенствовать и модернизировать радиостанции, находящиеся на вооружении войск, и создать новые, более эффективные средства связи. В частности, были изготовлены переносные ультракоротковолновые радиостанции, предназначавшиеся для стрелковых и артиллерийских частей, радиостанция РБМ-5 повышенной мощности, экономичная и надежная, которая использовалась и как личная радиостанция командующих армиями, корпусов и дивизий, несколько типов специальных танковых радиостанций, радиостанций воздушно-десантных войск, разнообразные конструкции радиоприемников.
Радиопомехи Весьма успешно радиопомехами нарушалось управление немецкими соединениями и объединениями в январе-апреле 1945 г. во время Восточно-Прусской операции, в которой активное участие принимали 131-й и 226-й радио дивизионы спецназначения. Им удалось помешать врагу поддерживать устойчивую радиосвязь, хотя он располагал 175 радиостанциями в 30 радиосетях и на 300 радиочастотах. Всего в Кенигсбергской группировке противника был сорван прием около 1200, а в Земландской - 1000 радиограмм.
Важная роль Исключительно важную роль сыграла радиосвязь при организации взаимодействия между фронтами, армиями и объединениями различных видов Советских Вооруженных Сил при выполнении ими общих задач. В этом отношении интересна организация радиосвязи Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов в Сталинградской наступательной операции; Центрального, Степного и Воронежского фронтов , в битве под Курском; 1-го Прибалтийского и трех Белорусских фронтов в Белорусской стратегической операции; 1-го, 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов в Берлинской операции и др.
И на последок… Великая Отечественная война во многом определила развитие радиоэлектронного вооружения нашей армии.
Источники http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Popov.jpg - портрет Попова http://www.connect.ru/images/upload/4292_sever.jpg -фото переносимой радиостанции http://www.radioprofessional.info/images/reb_4.jpg -фото с самолетами http://www.radioprofessional.info/images/reb_4.jpg - текст http://ussrvopros.ru/images/Istoria_SSSR/VOV/rol-radiosvyazi-VOV2.jpg - фото радио и военных радистов http://ussrvopros.ru/images/Istoria_SSSR/VOV/rol-radiosvyazi-VOV2.jpg - текст http://www.textfighter.org/text5/46_peredachi_voynyi_goda_5.php - текст http://www.connect.ru/images/upload/4292_sever.jpg -фото - текст http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/43/C-band_Radar-dish_Antenna.jpg/398px-C-band_Radar-dish_Antenna.jpg - текст http://www.kronstadt.ru/pics/popov_6.jpg - фото первого приемника Попова http://www.viol.uz/sites/default/files/Herz_test.gif - фото приемника Герца
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Принципы радиосвязи"
Презентация к уроку "Принципы радиосвязи". Используется при объяснении нового материала....
Презентация к уроку "Принципы радиосвязи"
Презентация для 11 класса к уроку "Принципы радиосвязи"....
Презентация «Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Принцип радиосвязи и телевидения»
Презентация для проведения урока в 9 классе....
конспект урока"Колебательный контур .Электромагнитные колебания. Принцип радиосвязи и телевидения"
на примере радиовещания вводятся в рассмотрение электромагнитные колебания...
Урок физики в 9 классе "Принципы радиосвязи и телевидения"
Урок изучения нового материала...
Урок №97 «Свободные электромагнитные колебания в контуре, их период. Электромагнитное поле. Напряженность электрического поля. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитной волны. Принцип радиосвязи и телевидения. Свет – электромагнит
В рамках дистанционного оучения составлен план занятия (объединенные уроки) на платформе zoom видеоурок с использованием презентации. Уплотненный материал в связи с уменьшением часов занятий....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по дисциплине «ФИЗИКА» на тему: «Скорость электромагнитных волн. Принцип радиосвязи и телевидения»
В данном методическом пособии изложены задания, материалы для урока по физике по теме: «Скорость электромагнитных волн. Принцип радиосвязи и телевидения». Данный материал мож...